Решение №14494/09 Признать жалобу ООО «Габарит-Авто» на действия заказчика при... от 29 октября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление делами Губернатора и Правительства Челябинской области

454091, г. Челябинск,

пр. Ленина, 57

Общество с ограниченной ответственностью «Габарит-Авто»

454085, г. Челябинск,

ул. Кулибина, д. 5, офис 102

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-2079/2019

по делу (№ 776-ж/2019)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 25 октября 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 29 октября 2019 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

«<…>»

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Габарит-Авто» (далее – ООО «Габарит-Авто», заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку гидравлического и компрессорного масла (извещение № 0169200000819000292), в присутствии:

- представителя Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области (далее – Управление делами, заказчик) «<…>», действующего на основании доверенности № 03-01-01-08/3016 от 19.12.2018;

- представителя ООО «Габарит-Авто» «<…>», действующего на основании доверенности б/н от 07.10.2019.

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 18.10.2019 поступила жалоба ООО «Габарит-Авто» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку гидравлического и компрессорного масла (извещение № 0169200000819000292) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано Управлением на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 10.10.2019 в 11:35.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку гидравлического и компрессорного масла – 86 160,70 рублей.

Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0169200000819000292 от 22.10.2019.

Протокол проведения электронного аукциона от 23.10.2019.

Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 43,91%.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Согласно доводам жалобы ООО «Габарит-Авто», заказчиком при описании объекта закупки допущено нарушение требований законодательства о контрактной системе. Так, по первой позиции Технического задания Управлением делами не установлены требования к классу вязкости масла гидравлического, что по мнению заявителя не позволяет определить требуемое заказчику масло. По второй позиции, помимо отсутствия требований к классу вязкости масла компрессорного, установлено требование совместимости товара с хладагентом R 134a. Однако такое требование к товару не предусмотрено законодательством Российской Федерации о техническом регулировании или законодательством Российской Федерации о стандартизации. При этом заказчик не обосновал применение указанного требования к товару.

Представитель заказчика с доводами жалобы ООО «Габарит-Авто», не согласился, представил письменные пояснения, которые поддержал на заседании комиссии. Пояснил, что описание объекта закупки составлено заказчиком в соответствии с правилами описания объекта закупки, установленными статьей 33 Закона о контрактной системе. По позиции 1 – заказчик указал информацию, включенную в позицию КТРУ, обязательную к применению с 01.10.2018. При этом, класс вязкости, соответствующий группе масла, определяемой из Таблицы 2 ГОСТ «Межгосударственный стандарт. Масла гидравлические. Классификация и обозначение», не имеет принципиального значения для заказчика. В отношении масла компрессорного представитель Управления пояснил, что для обслуживания систем кондиционирования автомобилей заказчиком используется Хладагент R 134а. Для закачивания Хладагента R 134а используется компрессорное оборудование. Для эксплуатации компрессорного оборудования необходимо использование масла компрессорного, которое должно быть совместимо с используемым хладагентом. Соответственно в техническом задании документации о закупке заказчиком установлено требование к маслу компрессорному о совместимости с хладагентом R 134а. Класс вязкости, на который ссылается заявитель, не имеет значения для объекта закупки. Считает жалобу заявителя необоснованной.

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона для закупки №0169200000819000292 от 10.10.2019 объектом закупки является поставка гидравлического и компрессорного масла.

Согласно пункту 4 информационной карты документации об аукционе описание объекта закупки указано в соответствии с техническим заданием (приложение № 1 к информационной карте документации об аукционе в электронной форме).

Техническое задание, являющееся описание объекта закупки, представляет собой таблицу, включающую наименование товара; функциональные, технические и качественные характеристики товара (наименование показателей, значение: максимальные и/или минимальные показатели объекта закупки/ показатели, которые не могут изменяться); ед. измерения; количество.

Так, показателями, которые не могут изменяться являются следующие показатели.

1. Масло гидравлическое: функциональные присадки – антиокислительные, антикоррозийные, противоизносные.

2. Масло компрессорное: применение*- в автомобильных системах кондиционирования, совместимость* - хладагент R 134а.

При этом согласно уточнению:

* Хладагент R 134a используется в системах кондиционирования на автотранспортных средствах заказчика.

По мнению заявителя, в пунктах Технического задания не указан класс вязкости, что не позволяет точно определить требуемое заказчику масло.

Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила № 145) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: - наименование товара, работы, услуги; - единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); - описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В пункте 5 Правил № 145 указано, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Согласно пункту 6 Правил № 145 в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Коду по ОКПД 2 19.20.130 «Масла гидравлические» соответствует код позиции КТРУ 19.20.130-00000003. Датой начала обязательного применения позиции каталога является 01.10.2018. Дата окончания применения позиции каталога установлена «бессрочно». Обязательной для применения характеристикой является «Функциональные присадки» со следующими значениями: антикоррозийные, антиокислительные, противоизносные.

Согласно Таблице 2 ГОСТ 17479.3-85 «Межгосударственный стандарт. Масла гидравлические. Классификация и обозначение» (далее – ГОСТ 17479.3-85) необходимому заказчику составу гидравлического масла соответствует группа масла по эксплуатационным свойствам «В». Руководствуясь Приложением 1 к ГОСТ 17479.3-85, гидравлическим маслам МГ-15-В(с); МГ-15-В; МГ-22-В; МГ-46-В; МГ-68-В соответствуют принятое обозначение масла ВМГЗ, МГЕ-10А, «Р», МГЕ-46В(МГ-30у), МГ-8А(М-8А) и нормативно-техническая документация ТУ 38.101479, ТУ 38.101572, ТУ 38.101179, ТУ 38.001347, ТУ 38.1011135 соответственно. Из содержания Таблицы 1 ГОСТ 17479.3-85 следует, что классам вязкости 15, 22, 45, 68 соответствует кинематическая вязкость при температуре 400C, мм/с (сСт) 13,50-16,50; 19,80-24,20; 41,40-50,60; 61,20-74,80.

Таким образом, из содержания описания гидравлического масла можно сделать вывод о возможных классах вязкости, соответствующих установленным значениям.

Как пояснил представитель Управления делами, учитывая, что в пределах группы В класс вязкости ограничен следующими показателями: 15, 22, 46, 88, для заказчика не имеет принципиального значения класс вязкости масла, соответствующего по эксплуатационным свойствам группе В.

Необходимо отметить, что коду позиции по ОКПД 2 19.20.29.150-00000017 «Масло компрессорное» соответствует код позиции КТРУ 19.20.29.150-00000017. Однако, в КТРУ отсутствует описание товара по указанной позиции.

Представитель заявителя обратил внимание Комиссии, что для масла компрессорного существует ГОСТ 1861-73 «Масла компрессорные. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3)» (далее – ГОСТ 1861-73).

В соответствии с пунктом 6 раздела «Информационные данные» ГОСТ 1861-73 настоящий стандарт распространяется на нефтяные масла сернокислой или селективной очистки, вырабатываемые из малосернистых нефтей и применяемые для смазки поршневых и ротационных компрессоров и воздуходувок. Обязательные требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды, изложены в разд.2.

ГОСТ 1861-73 установлены марки, технические требования, правила приемки, методы испытаний, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение, гарантии изготовителя, требования безопасности.

Как пояснил представитель заказчика, класс вязкости масла определяется его эксплуатационными свойствами в пределах совместимости с используемым хладагентом. Конкретного значения характеристики вязкости масла каталогом товаров, работ, услуг, а также технической и эксплуатационной документацией не определено. В связи с чем, для заказчика не имеет принципиального значения класс вязкости масла. Единственное условие – совместимость с хладагентом R 134а, используемым заказчиком в системах кондиционирования автомобилей.

Антимонопольный орган отмечает, что обоснование использования характеристик «применение» и «совместимость» по позиции 2 технического задания документация об аукционе не содержит, что не в полной мере соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Принимая во внимание, что положения КТРУ, ГОСТ 1861-73 не содержат описание масла компрессорного, из имеющихся материалов дела следует, что отсутствие обоснования примененных заказчиком характеристик товара по позиции 2 технического задания на результаты проведенного электронного аукциона не повлияло. Так, на участие в аукционе поступило 7 заявок. Шесть участников закупки приняли участие в аукционе путем подачи ценовых предложений. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило более 43%.

Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из анализа частей 1, 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.

Жалоба заявителя не содержит доказательств, свидетельствующих о том, что допущенное заказчиком описание объекта закупки нарушает законодательство о контрактной системе. В связи с чем, доводы заявителя о нарушении требований законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки, в том числе в части неустановления требования к классу вязкости масла, являются несостоятельными.

С учетом конкретных обстоятельств дела жалоба заявителя не может быть признана обоснованной в силу недоказанности.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Габарит-Авто» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку гидравлического и компрессорного масла (извещение № 0169200000819000292) не нашедшей подтверждения, необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии «<…>»

Члены Комиссии «<…>»

«<…>»

Связанные организации

Управление делами Губернатора и Правительства Челябинской области
ИНН 7453148664, ОГРН 1057424585756