Решение №АК/8189/23 Решение Банк Синара от 23 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО Банк Синара

620026 г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 75

Заявителю

___________________

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 074/05/18-954/2023

Резолютивная часть оглашена 20 июня 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 23 июня 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе (далее — Комиссия):

 

рассмотрев дело № 074/05/18-954/2023, возбужденное по факту распространения 17.10.2022 в 12:54, 25.11.2022 в 14:55, 27.12.2022 в 10:03, 20.01.2023 в 16:07, 22.02.2023 SMS-сообщений рекламного характера на номер  от отправителя SKB-SINARA без предварительного согласия абонента, с признаками нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»), к участию в котором привлечены:

- заявитель ______________________________________________________________________________ _________________(далее — заявитель),

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства — ПАО Банк Синара,

в присутствии представителя ПАО Банк Синара по доверенности — ,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление физического лица (вх. № 2405-ИП/23 от 22.02.2023) по факту распространения 17.10.2022 в 12:54, 25.11.2022 в 14:55, 27.12.2022 в 10:03, 20.01.2023 в 16:07, 22.02.2023 в SMS-сообщений рекламного характера на номер  от отправителя SKB-SINARA без предварительного согласия абонента следующего содержания:

1) «Для важных целей всегда есть возможность! Кредит от 6,9% год. до 1,62 млн. р. на 5 лет bit.ly/sinara-credit ПАО Банк Синара 88001000600» от 17.10.2022 г.;

2) «Мечтайте и покупайте без границ! Кредит онлайн на всё от 4,5% год. до 1,75 млн. р. до 5 лет: bit.ly/sinara-credit ПАО Банк Синара» от 25.11.2022 г.;

3) «2023-й будет выгодным! Откройте вклад «В Новый год!» в офисе по промокоду NGGUYGS по макс. Ставке 8,3% год. от 100 тыс. р. на 180 дн. И получите шанс выиграть 1 млн.р. sinara.ru/vnovyjgod ПАО Банк Синара» от 27.12.2022 г.;

4) «Горнолыжный сезон в разгаре! Кредит на отдых и снаряжение от 4,5% год. до 1,75 млн. р. до 5 лет bit.ly/sinara-credit ПАО Банк Синара» от 20.01.2023 г.;

5) «Скоро праздник весны и красоты! Выберете себе лучший подарок с кредитом от 4,5% год. до 1,82 млн. р. до 60 мес.: bit.ly/sinara-credit Проценты можно вернуть!» от 22.02.2023 г.

В качестве доказательства заявителем предоставлены скриншоты полученных рекламных сообщений.

Челябинским УФАС России сделан запрос ООО «Т2 Мобайл» об отправителе указанных смс-сообщений на телефонный номер, под буквенным обозначением SKB-SINARA.

В ответ на запрос ООО «Т2 Мобайл» пояснило, что указанные смс-сообщения направлены ООО «О», с которым у Общества заключен договор №  в редакции дополнительного соглашения № 11.

Челябинским УФАС России сделан запрос ООО «О», в ответ на который Общество пояснило, что распространителем указанных сообщений является ООО «Ай», с которым у Общества заключен договор...

Челябинским УФАС России сделан запрос ООО «Ай», в ответ на который Общество пояснило, что распространителем рекламных сообщений является ПАО «Банк Синара», с которым у Общества заключен договор об оказании услуг №, в соответствии с которым ПАО «Банк Синара» несет ответственность и как рекламодатель, и как рекламораспространитель.

В адрес ПАО «Банк Синара» направлен запрос о письменных пояснениях по факту распространения указанных рекламных сообщений на номер и наличии согласия абонента на их получение.

В ответ на запрос ПАО «Банк Синара» предоставило сведения о том, что указанный номер был указан в заявке на выдачу потребительского кредита, размещенной на сайте банка по адресу: https://landings.skbbank.ru/loan.

При прохождении первого шага заполнения такой предварительной заявки на кредит, в котором указываются основные данные потенциального клиента Банка, предусмотрено заполнение соответствующего чек-бокса в случае принятия пользователем согласия на получение от Банка сообщений, в том числе информационного и рекламного характера, подробный текст которого указан в всплывающем окне при прохождении пользователем указанного этапа (далее — Согласие).

При условии заполнения обязательных полей в предварительной заявке на кредит и принятия потенциальным клиентом Согласия, такой клиент подтверждает введенные данные посредством получения кода подтверждения, подлежащего направлению на указанный клиентом телефонный номер (далее также код, смс-код), в связи с чем, со стороны Банка 10.08.2020 на телефонный номер отправлено сообщение с кодом подтверждения, используемым потенциальным клиентом в целях продолжения формирования Заявки.

После подтверждения введенных данных соответствующим кодом, заявитель продолжает заполнение Заявки (данные о работе, семье и т.д.), при этом, он может заполнить ее до конца или прервать заполнение в любой момент. В рассматриваемых случаях абонент с телефонным номером  заполнил заявку до конца, заявка была рассмотрена Банком и по ней было вынесено решение.

При этом отдельной графы для дачи согласия на получение рекламы на сайте банка не предусмотрено, клиент при нажатии кнопки «принимаю» выражает свое согласие на обработку персональных данных, кредитной истории и другой информации.

 

Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Заявителю 17.10.2022 в 12:54, 25.11.2022 в 14:55, 27.12.2022 в 10:03, 20.01.2023 в 16:07, 22.02.2023 поступали СМС с рекламой услуг и предложений на телефонный номер от отправителя под буквенным обозначением SKB-SINARA, без предварительного согласия абонента.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из содержания сообщения усматривается, что данная информация содержит предложение по оказанию банковских услуг

Таким образом, информация, поступившая заявителю посредством SMS-рассылки является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к банковскому продукту

В силу части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Таким образом, Федерального закона «О рекламе» установлен однозначный запрет на распространение рекламы по сетям электросвязи при отсутствии согласия абонента.

Федеральный закон «О рекламе» возлагает обязанность доказывания факта наличия согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи на рекламораспространителя.

Согласно пункту 15 Постановления Пленума ВАС от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах применения практики арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.

Абонент, согласно статье 2 Федерального закона «О связи», это пользователь услуг связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

В соответствии с частью 1 статьи 44.1 Федерального закона «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также - рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки, в случае осуществления рассылки по его инициативе, не докажет, что такое согласие было получено.

При этом согласие абонента на получение рекламы должно быть выполнено таким образом, чтобы можно было не только однозначно идентифицировать такого абонента, но и подтвердить волеизъявление данного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя (пункт 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58).

Челябинское УФАС России сообщает, что согласно позиции ФАС России, согласие, полученное посредством заполнения каких-либо форм на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не позволяющих однозначно установить, кто именно дал согласие на получение рекламы, является ненадлежащим и влечет нарушение указанного требования статьи 18 Федерального закона «О рекламе», поскольку не позволяет подтвердить волеизъявление конкретного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

В пункте 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 8.10.2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указывается, что, поскольку Законом о рекламе не определен порядок и форма получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи, согласие может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Между тем, согласие абонента на получение рекламы должно четко содержать волеизъявление лица на получение рекламы. В случае отсутствия четкого волеизъявления абонента реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента.

ПАО Банк Синара не было доказано наличие согласия абонента  на распространение рекламы путем осуществления телефонных звонков.

Стоит отметить, что отсутствие дачи согласия подтверждается самим заявителем, который в своем обращении в антимонопольный орган сообщил, что не давал согласия на получение рекламной информации.

На заседании Комиссии 20.06.2023 присутствовал представитель ПАО Банк Синара по доверенности . Представитель пояснил, что заявитель подписал согласие на обработку персональных данных при оформлении заявки на получение кредита в 2020 году. Однако рассматриваемая реклама распространена на номер телефона заявителя 17.10.2022 в 12:54, 25.11.2022 в 14:55, 27.12.2022 в 10:03, 20.01.2023 в 16:07, 22.02.2023.

Более того, представитель ПАО Банк Синара пояснил, что заявитель не стал подписывать договор с банком. Отсюда следует, что между ПАО Банк Синара и заявителем отсутствуют договорные отношения, с целью заключения которых заявитель дал согласие на обработку его персональных данных.

При этом отдельной графы для дачи согласия на получение рекламы на сайте банка не предусмотрено, клиент при нажатии кнопки «принимаю» выражает свое согласие на обработку персональных данных, кредитной истории и другой информации

Таким образом, распространение указанной рекламы без предварительного согласия абонента содержит признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

На основании части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем следует признать Публичное Акционерное Общество Банк Синара (ИНН 6608003052, адрес: 620026, г. Екатеринбург, ул.Куйбышева, 75), как лицо, осуществившее распространение рекламы.

В соответствии с пояснениями представителя, номер телефона  внесен в стоп-лист по исходящим коммуникациям банка.

Принимая во внимание факт добровольного прекращения распространения ненадлежащей рекламы со стороны ПАО Банк Синара, Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания о прекращении нарушения требований законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ПАО Банк Синара (ИНН 6608003052, адрес: 620026, г. Екатеринбург, ул.Куйбышева, 75) путем рассылки 17.10.2022 в 12:54, 25.11.2022 в 14:55, 27.12.2022 в 10:03, 20.01.2023 в 16:07, 22.02.2023 SMSсообщений рекламного характера на номер от отправителя SKB-SINARA без предварительного согласия абонента, поскольку при ее распространении нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ПАО Банк Синара не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ПАО Банк Синара.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны