Решение б/н Включить сведения, представленные Федеральным государственны... от 28 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный аграрный университет»

457100, Челябинская область, г. Троицк,

ул. им. Ю.А. Гагарина, д. 13

Индивидуальный предприниматель Мелехин Сергей Витальевич

<…>

РЕШЕНИЕ № 074/06/104-1142/2023

о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

(подрядчиков, исполнителей)

по делу № РНП-74-225/2023

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 26.06.2023

В полном объеме решение изготовлено 28.06.2023

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

Козловой А.А.

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный аграрный университет» о включении Индивидуального предпринимателя Мелехина Сергея Витальевича (далее – ИП Мелехин С.В., Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона Текущий ремонт аудитории № 404 ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ (извещение № 0369100004922000068) (далее – аукцион, закупка), при участии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный аграрный университет»: Компелецкой М.В., действующей на основании доверенности № 40 от 15.05.2023;

- в отсутствие представителя ИП Мелехина С.В., уведомленного о времени и месте заседания Комиссии, в том числе, посредством направления телеграммы, заявлений, ходатайств не представлено,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) 16.05.2023 поступило обращение Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Мелехине С.В.

Согласно представленным документам, 03.10.2022 заказчик и ИП Мелехин С.В. заключили контракт № 60/44/ЭА/22 на выполнение работ по текущему ремонту аудитории № 404 ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ на сумму 668 941,98 рублей.

Как следует из заявления заказчика, обязательства по оказанию услуг ИП Мелехиным С.В. не исполнено, в связи с чем, 08.06.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 20.06.2023.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Частью 8 статьи 95 закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 11.2 контракта № 60/44/ЭА/22 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта в соответствии с частями 8-11, 13-19, 21-23 и 25 статьи 95 Закона о контрактной системе, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):

- задержки Подрядчиком начала выполнения работ более чем на 5 (Пять) дней по причинам, не зависящим от Заказчика;

- несоблюдения Подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку выполнения работ более чем на 10 (Десять) дней;

- отступление Подрядчиком в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;

- существенное нарушение Подрядчиком требований к качеству материалов, используемых при выполнении работ, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с положениями частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Так, Заказчиком 08.06.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 08.06.2023 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке «Решение об одностороннем отказе», согласно сведениям, размещенным в ЕИС, получено Индивидуальным предпринимателем 08.06.2023 08:21 (МСК).

С учетом положений частей 12.1 и 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, контракт расторгнут 19.06.2023.

При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.

Между заказчиком и ИП Мелехиным С.В. 03.10.2022 заключен контракт № 60/44/ЭА/22 на выполнение работ по текущему ремонту аудитории № 404 ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ (реестровый номер в ЕИС № 1741800677022000140) (далее – контракт).

В соответствии с пунктом 1.1 контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязанность выполнить работы по текущему ремонту аудитории №404 ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 75 далее – работы), с прилагаемыми Описанием объекта закупки (Приложение №1) и Локально сметным расчетом (Приложение № 2 к Контракту) и сдать выполненные работы Заказчику в установленные Контрактом сроки, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в размере и в порядке, которые установлены Контрактом.

Указанное свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда для государственных и муниципальных нужд, порядок исполнения которого регламентирован параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.

Пунктом 3.1 контракта предусмотрено, что с момента заключения контракта в течение 20 календарных дней.

С учетом даты заключение контракта срок выполнения работ по контракту до 24.10.2022.

Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что виды и объем работ указаны в Локальном сметном расчете, который является неотъемлемой частью настоящего Контракта.

Согласно пункту 3.2 контракта обязательства Подрядчика, предусмотренные пунктом 1.1 контракта, считаются исполненными с даты выполнения работ в полном объеме, передачи в полном объеме документов, указанных в пункте 6.3 Контракта, и подписания Заказчиком структурированного документа о приемке в ЕИС без замечаний.

Пунктом 3.3 контракта определено, что местом выполнения работ является г. Челябинск, пр. Ленина, 75, главный учебный корпус, аудитория 404.

Из документов, представленных в материалы дела Заказчиком, следует, что в срок, предусмотренный пунктом 3.1 контракта, Подрядчик к выполнению работ не приступил.

В этой связи, 18.11.2022 Заказчиком Подрядчику направлена претензия № 04-2328, с требованием приступить к выполнению работ в срок до 25.11.2022.

Письмом № 32 от 18.11.2022 ИП Мелехин С.В. гарантировал начало выполнения работ по контракту в срок до 25.11.2022, а также выполнение работ в полном объеме, в соответствии с условиями контракта.

Из пояснений Заказчика и документов, представленных в материалы дела, следует, что работы выполнены Подрядчиком частично, на общую сумму 192 868,72 рублей, которые приняты и оплачены Заказчиком платежным поручением № 140566 от 02.06.2023 в сумме 166 629,81 рублей (за минусом суммы штрафных санкций за нарушение сроков исполнения обязательств по контракту).

Письмом № 7 от 03.02.2023 Подрядчик уведомил Заказчика о намерении отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке в оставшейся части.

Письмом № 04-336 от 06.03.2023 Заказчик указал ИП Мелехину С.В. на отсутствие оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта Подрядчиком, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также потребовал выполнить работы, предусмотренные контрактом, в срок до 31.03.2023.

Как следует из материалов дела, после 03.02.2023 Подрядчик в адрес Заказчика писем не направлял, работы в оставшейся части не выполнены.

В связи с неисполнением обязательств по контракту Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В отношении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, выраженного Подрядчиком в письме № 7 от 03.02.2023, антимонопольный орган отмечает следующее.

Как следует из части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее – решение подрядчика) по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:

1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик.

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Письмом № 7 от 03.02.2023 Подрядчик уведомил Заказчика о своем решении отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке в оставшейся части.

Из информации, размещенной в ЕИС, следует, что решение об одностороннем отказе от исполнении контракта Подрядчиком в Единой информационной системе не размещалось, следовательно, Индивидуальным предпринимателем не соблюден порядок расторжения контракта, предусмотренный статьей 95 Закона о контрактной системе.

Кроме того, из части 22 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что основанием одностороннего отказа от исполнении контракта подрядчиком является нарушение условий контракта заказчиком.

Согласно части 3 статьи 716 ГК РФ если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.

Статьей 719 ГК РФ предусмотрено, что Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328). Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Из письма № 7 от 03.02.2023, которым выражено решение подрядчика об одностороннем отказе от исполнении контракта, также, как из документов, представленных в материалы дела, не следует, что Заказчиком нарушены условия контракта.

Таким образом, основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Подрядчиком отсутствуют, порядок одностороннего отказа не соблюден.

В этой связи Комиссия антимонопольного органа критически относится к решению Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, выраженное в письме № 7 от 03.02.2023, вследствие его незаконности и необоснованности согласно порядку, предусмотренному статьей 95 Закона о контрактной системе.

Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются действия общества, предполагающие его недобросовестное поведение, совершение им действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта этим лицом, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.

Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.

Так, заключая контракт по результатам проведения электронного аукциона, направленного на удовлетворение государственных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта. Действуя в рамках исполнения государственного или муниципального контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на социально-значимые, экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

При этом в случае привлечения лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 №15-П).

При этом, согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.

Так, заключая контракт по результатам проведения электронного аукциона, направленного на удовлетворение государственных нужд, и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта. Действуя в рамках исполнения государственного или муниципального контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на социально-значимые, экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Из документов, представленных в материалы дела, не следует доказательств выполнения работ по контракту в объеме, предусмотренном условиями контракта, или наличие объективных оснований, препятствующих исполнению обязательств по контракту.

Принимая во внимания представленные документы в материалы дела и учитывая выявленные обстоятельства на заседании Комиссии, антимонопольный орган отмечает, что Индивидуальный предприниматель не предпринял действий, направленных на исполнение обязательств по контракту как в сроки, предусмотренные контрактом, так и в сроки, предусмотренные законодательством о контрактной системе для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком.

Указанное свидетельствует об отсутствии намерения и воли Индивидуального предпринимателя в части добросовестного исполнения контракта, его безответственном отношении к исполнению государственного контракта.

Комиссия отмечает, что действия ИП Мелехина С.В. явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку в связи с неисполнением обязательств по контракту потребность Заказчика не может быть реализована.

Учитывая изложенное, антимонопольный орган приходит к выводу о необходимости включения сведений об ИП Мелехине С.В. в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта Заказчиком.

Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 №1078,

РЕШИЛА:

Включить сведения, представленные Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Южно-Уральский государственный аграрный университет» о включении Индивидуального предпринимателя Мелехина Сергея Витальевича (ИНН 744713397590) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона Текущий ремонт аудитории № 404 ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ (извещение № 0369100004922000068), сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии: А.А. Козлова

Члены Комиссии: <…>

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны