Решение №ВЛ/10668/21 решение от 23 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

решение

 

Администрация Октябрьского СП 457170, Челябинская обл., Октябрьский р-н, с. Октябрьское, ул. Комсомольская, д. 18 ADM12008@yandex.ru ООО "БДВ-Строй" 450022, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Минигали Габайдуллина, д. 11, кв. 85 bashkran@list.ru

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/06/104-2179/2021 (№ РНП-74-297/2021)

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 18 августа 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 20 августа 2021 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<...>

-

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<...>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение администрации Октябрьского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «БДВ-СТРОЙ», о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на реконструкцию системы водоснабжения д. Барсучье Октябрьского муниципального района (извещение № 0169300040421000030), при участии в заседании Комиссии в дистанционном режиме:

- представителей администрации Октябрьского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области (далее — заказчик) <...> (глава Октябрьского сельского поселения), <...>, действующих на основании доверенностей от 17.08.2021;

- представителя ООО «БДВ-СТРОЙ» (далее — подрядчик, общество) <...>, действующей на основании доверенности от 30.04.2021,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении ООО «БДВ-СТРОЙ» в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на реконструкцию системы водоснабжения д. Барсучье Октябрьского муниципального района (извещение № 0169300040421000030) (далее – аукцион, закупка).

Согласно материалам дела заказчиком объявлено о проведении открытого конкурса в электронной форме путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 02.04.2021 извещения о проведении закупки № 0169300040421000030.

Начальная (максимальная) цена контракта – 43 892 800,00 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0169300040421000030 от 15.04.2021 победителем закупки признано ООО «БДВ-СТРОЙ» с предложением о цене контракта 34 894 776,00 рублей.

По итогам проведения закупки 27.04.2021 между заказчиком и подрядчиком заключен муниципальный контракт № 0169300040421000030 на реконструкцию системы водоснабжения д. Барсучье Октябрьского муниципального района Челябинской области (далее - контракт).

Исходя из сведений, указанных в обращении заказчика, подрядчиком работы по контракту не выполнены. В связи с чем заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно письменным пояснениям подрядчика (исх. № 1/17 от 17.08.2021) в процессе выполнения работ по контракту общество столкнулось с невозможностью выполнения предусмотренных обязательств ввиду неисполнения заказчиком обязательств по контракту по передаче объекта производства работ с обеспеченными точками присоединения к сетям электроснабжения, с местами подключения временных источников электроснабжения, водоснабжения для выполнения работ, по передаче технической документации, а также в связи с отсутствием согласования графика производства работ и плана финансирования.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 95, 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (часть 8 статьи 95 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно пункту 12.1. контракта «Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с законодательством РФ».

Пунктом 12.2. контракта предусмотрено, что «Заказчик, Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (ч. 8-26 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ст. 310, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации)».

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность расторжения контракта в одностороннем порядке.

Исходя из требований частей 20, 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

ООО «БДВ-СТРОЙ» 01.06.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании:

1. непредставление заказчиком технической документации, предусмотренной контрактом;

2. не передан объект для производства работ с обеспеченными точками присоединения к сетям электроснабжения, с местами подключения временных источников электроснабжения, водоснабжения для выполнения работ;

3. не согласованы график производства работ и план финансирования.

В силу статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).

Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Исходя из пояснений представителя общества в ходе исполнения обязательств по контракту заказчиком нарушены условия исполнения контракта, а именно заказчик проигнорировал уведомления подрядчика о запросе технической документации, о передаче объекта для производства работ, о согласовании графика производства работ и плана финансирования (уведомления от 31.05.2021 №№ 2,3).

Пунктами 3.3.1, 3.1.3 контракта предусмотрена обязанность заказчика:

«3.1.1. Передать Подрядчику в течение 1 (одного) дня до начала работ Объект, пригодный для начала работ.

3.1.9. Обеспечить точки присоединения к сетям электроснабжения, а также места подключения временных источников электроснабжения, водоснабжения для выполнения работ».

Согласно пункту 3.4.2 контракта подрядчик вправе «Не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение Заказчиком своих обязанностей по Контракту, в частности непредставление технической документации или Объекта, препятствует исполнению Контракта Подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок».

Относительно требования подрядчика о согласовании заказчиком графика производства работ и плана финансирования представитель общества на заседании Комиссии пояснил, что данные документы подрядчик разработал по поручению технического заказчика, а именно ФБУ «РосСтройКонтроль», согласно приказу от 12.05.2021 № 522, направленному заказчиком в адрес подрядчика.

При этом представитель общества отметил, что технический заказчик в соответствии с разделом 6 контракта осуществляет приемку работ по контракту.

В материалы дела представлен скриншот направления подрядчиком 21.05.2021 графика производства работ ответственному лицу ФБУ «РосСтройКонтроль» на согласование.

Решение подрядчика в адрес заказчика направлено электронной почтой 02.06.2021, а также заказным письмом с уведомлением 04.06.2021.

Представители заказчика на заседании Комиссии указали, что уведомление о принятом подрядчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не может быть принято заказчиком во внимание, поскольку данное уведомление не подписано лицом, имеющим право действовать от имени подрядчика. Указанная позиция заказчика изложена в письме от 11.06.2021 исх. № 200, в котором заказчик подтверждает получение уведомления о принятом подрядчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта 09.06.2021.

Вместе с тем, в материалы дела заказчиком представлено письмо общества (от 16.06.2021 исх. № 5), в котором генеральный директор от имени общества подтверждает принятие обществом решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, на дату принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта от 25.06.2021 № 225 решение ООО «БДВ-СТРОЙ» вступило в силу. Подрядчиком указанное решение не отменено, заказчиком не обжаловано.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что контракт считается расторгнутым на основании принятого подрядчиком решения.

Кроме того, Комиссия отмечает, что заказчиком не представлено в материалы дела доказательств передачи объекта для производства работ с учетом пункта 3.1.3 контракта в течение 1 (одного) дня до начала работ (пункт 3.1.1 контракта), с учетом того, что в соответствии с пунктом 2.1 контракта началом выполнения работ является момент заключения контракта, то есть 27.04.2021.

При таких обстоятельствах Комиссия антимонопольного органа критически относится к акту от 31.05.2021, согласно которому комиссией заказчика зафиксировано невыполнение работ подрядчиком на объекте, поскольку сам объект заказчиком не передан подрядчику.

Между тем, в силу статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).

Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с исполнением обязательств по контракту, по следующим основаниям.

Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.

Таким образом, учитывая обстоятельства настоящего дела, Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение о невключении ООО «БДВ-СТРОЙ» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные администрацией Октябрьского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области в отношении ООО «БДВ-СТРОЙ» (ИНН 0274913700), лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на реконструкцию системы водоснабжения д. Барсучье Октябрьского муниципального района (извещение № 0169300040421000030), не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии <...>

 

<...>

 

 

2021-11548

 

 

Связанные организации

Администрация Октябрьского СП
ИНН 7437000646, ОГРН 1027401824746
ООО "БДВ-Строй"
ИНН 0274913700, ОГРН 1160280068651