Решение (комиссия) №ВЛ/9939/23 решение от 25 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

решение

 

ООО «Спецстрой-7»
454084, г. Челябинск, ул. Работниц, д. 72, оф. 5
ss7tender@yandex.ru

 

 

Администрация Еманжелинского городского поселения
456580, Челябинская область, Еманжелинский район, г. Еманжелинск, ул. Чайковского, 8
adm@emanjelinsk.ru

adm@admegp.ru

 

 

АО «Сбербанк — АСТ»
119435, город Москва, Большой Саввинский переулок, дом 12 строение 9, эт/пом/ком 1/I/2
info@sberbank-ast.ru

ko@sberbank-ast.ru


Комиссии по осуществлению закупок
(извещение № 0169300016023000036)

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/99-1622/2023 (71-ВП/2023)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 20 июля 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 25 июля 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<...>    

Членов Комиссии:

<...>    

 

<...>    

 

руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), на основании обращения ООО «Спецстрой-7» провела внеплановую проверку по соблюдению законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению строительного контроля по объекту: «Капитальный ремонт участка водовода п. Сосновка - г. Еманжелинск - от нефтепровода до автодороги п. Полина» (извещение № 0169300016023000036) (далее — аукцион, закупка), при участии в заседании Комиссии в дистанционном режиме:

- представителя Администрации Еманжелинского городского поселения (далее – заказчик) <...>, действующей на основании доверенности от 19.07.2023 № 2717/4;

- представителя ООО «Спецстрой-7» (далее — заявитель) <...>, действующего на основании доверенности от 18.07.2023,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Согласно представленным документам 09.06.2023 объявлено о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе в сфере закупок извещения № 0169300016023000036 об осуществлении закупки.

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 940 923,63 рублей.

На дату заседания Комиссии контракт по итогам закупки не заключен.

Решением Комиссии Челябинского УФАС России от 17.07.2023 № ВЛ/9438/23 ООО «Спецстрой-7» отказано в принятии жалоб к рассмотрению на основании части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, назначена внеплановая проверка по соблюдению законодательства о контрактной системе при проведении аукциона.

Довод заявителя заключается в следующем.

Комиссия по осуществлению закупок, игнорируя предписание контрольного органа, вопреки установленным требованиям статьи 31, подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, признало заявку ООО «Держава» соответствующей требованиям извещения и победителем конкурентной процедуры.

Представитель заказчика с доводом заявителя не согласился, представил письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержал, и указал следующее.

На дату подведения итогов аукциона 10.07.2023 ООО «Держава» совершены действия по увеличению компенсационного фонда возмещения вреда до второго уровня. Таких действий ООО «Спецстрой-7» предпринято не было.

Согласно письму ФАС России от 29.12.2018 № MЕ/109867/18 контроль соответствия фактического совокупного размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом с использованием конкурентных способов заключения договоров размеру обязательств, исходя из которого этим членом СРО был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, осуществляет саморегулируемая организация и ее участники.

При этом участники СРО обязаны самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена СРО по обязательствам, предусмотренного частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ, вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.

Таким образом, комиссия заказчика не вправе осуществлять проверку объема имеющихся договорных обязательств у участника закупки, а также отклонять заявку участника закупки на основании каких-либо сведений о таких обязательствах.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

 

Пунктом 9 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки направляют заказчику в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, которые не возвращены по основаниям, предусмотренным пунктом 5 настоящей части, а также информацию о дате и времени их подачи.

Подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки н участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.

Таким образом, порядок рассмотрения заявок в случае проведения электронного аукциона определяется нормами, регулирующими рассмотрение вторых частей заявок при проведении электронного конкурса.

Так, пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;

Требования к содержанию заявки на участие в закупке предусмотрены частями 1, 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, при этом перечень указанных требований является исчерпывающим в силу части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Подпунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

С учетом изложенного, участник закупки должен подтвердить свое соответствие требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в целях подтверждения наличия у него правоспособности, позволяющей осуществлять деятельность на основании специального разрешения.

В силу пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ, Кодекс) технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 53 ГрК РФ предусмотрено, что строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, поскольку строительный контроль проводится при осуществлении строительства (реконструкции, капитального ремонта), договор, в соответствии с которым исполнитель принимает на себя обязательства выполнить функции строительного контроля, технического надзора, должен выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Соответственно, членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства при осуществлении строительного контроля, технического надзора техническим заказчиком, являющегося предметом данной закупки, будет обязательным условием для выполнения работ.

При этом в силу статей 55.4 и 55.16 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право осуществлять работы, предусмотренные контрактом, при наличии у него уровня ответственности, который определяется размером взноса к компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств и компенсационный фонд возмещения вреда с учетом стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, которые он планирует осуществлять.

Так, в части 12 статьи 55.16 ГрК РФ указаны минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляют:

- сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

- пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

- один миллион пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

- два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

- пять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

- сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства (простой уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

Часть 13 статьи 55.16 ГрК РФ определены минимальные размеры взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации:

- двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

- два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

- четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

- семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

- двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

Таким образом, членство в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять работы по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору строительного подряда, то есть договора на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.

В пункте 1.2 требований к содержанию и составу заявки (Приложение № 4 к извещению о проведении электронного аукциона) указано, то участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в соответствии со статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом установлено, что уровень ответственности членов СРО должен соответствовать объекту, в отношении которого осуществляется строительный контроль, а не стоимости контракта на выполнение строительного контроля.

Так, стоимость контракта от 29.05.2023 № МК-41 на капитальный ремонт участка водовода п. Сосновка – г. Еманжелинск от нефтепровода до автодороги п. Полина составляет 120 679 621, 40 рублей, что соответствует второму уровню ответственности члена СРО как по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, так и по компенсационному фонду возмещения вреда.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 10.07.2023 заявка с номером 109 (ООО Держава») признана комиссией по осуществлению закупок соответствующей требованиям, установленным в извещении о закупке.

Представитель заказчика, являющийся членом комиссии по осуществлению закупок, пояснил, что заявка с идентификационным номером 109 признана соответствующей требованиям извещения в связи с тем, что на дату повторного рассмотрения заявок по предписанию Челябинского УФАС России участником закупки повышен до второго уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда.

Вместе с тем, как следует из информации, размещенной на сайте Ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ) (https://reestr.nostroy.ru/), ООО «Держава» (0266026977) имеет второй уровень ответственности в соответствии с размером взноса в компенсационный фонд возмещения вреда: 500 000, 00 рублей, и первый уровень ответственности в соответствии с размером обязательств по договорам подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров: 200 000, 00 рублей, что не соответствует требованиям к составу заявки, установленным в извещении о закупке, которыми прямо предусмотрено, что уровень ответственности членов СРО должен соответствовать объекту, в отношении которого осуществляется строительный контроль, а также предписанию Комиссии Челябинского УФАС России по делу № 074/06-106-1491/2023 (324-ж/2023), согласно которому контрольным органом комиссии по осуществлению закупок предписано рассмотреть заявки участников закупки в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе, а также решением Челябинского УФАС России № 074/06-106-1491/2023 (324-ж/2023).

Комиссия антимонопольного органа обращает внимание заказчика, комиссии по осуществлению закупок на позицию ФАС России по вопросу проверки уровней ответственности участников закупки в компенсационных фондах саморегулируемой организации комиссией по осуществлению закупок, отраженную в письме от 11.07.2023 МШ/54828/23. Так, если при осуществлении закупки в извещении, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлено требование к участникам закупки о членстве в соответствующей саморегулируемой организации, комиссии по осуществлению закупки необходимо осуществлять проверку уровней ответственности участника закупки в соответствующих компенсационных фондах саморегулируемой организации после получения от оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки информации о ценовых предложениях участников закупки.

На основании изложенного, действия комиссии по осуществлении закупок, выраженные в признании заявки с идентификационным номером 109 соответствующей требованиям извещения о закупке, являются незаконными, поскольку уровень ответственности в соответствии с размером обязательств по договорам подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров не соответствует стоимости обязательств по договору подряда на выполнение работ, в отношении которых должен осуществляться строительный контроль, что нарушает подпункт «а» пункта 1 части 5 статьи 49, пункт 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

2. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.<...>

 

2023-11282

 

 

Связанные организации

ООО "Спецстрой-7"
ИНН 7450014630, ОГРН 1027402815164
АО "Сбербанк - АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
Администрация Еманжелинского ГП
ИНН 7412009140, ОГРН 1057406008175