Определение №НМ/16475/23 Определение о ВД в отн. ИП от 28 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе 074/05/7-2770/2023

 

28 ноября 2023 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) <...>, рассмотрев заявление и материалы по факту распространения рекламы табака, табачной продукции, курительных принадлежностей, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов на фасаде нежилого помещения, с признаками нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»).

 

УСТАНОВИЛ:

Челябинским УФАС России рассмотрено заявление ООО <...> (от 04.10.2023 вх. № 13194-ИП/23, от 05.10.2023 вх. № 13260-ЭП/23) по факту распространения рекламы следующего содержания: «OVERSHOP МАГАЗИН МУЗЕЙ», «КАЛЬЯНЫ УГОЛЬ ТАБАК», «ЭЛЕКТРОНКИ POD-СИСТЕМЫ ЖИДКОСТИ АКСЕССУАРЫ», «КУЛЬТУРА ВНУТРИ», «БОНУСНАЯ КАРТА...», «TELEGRAM-БОТ», а также изображение трех матричных штриховых кода (QR-коды) на фасаде нежилого помещения, расположенной по адресу: <...>, с признаками нарушения пункта 8 части 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

В качестве доказательств заявителем представлены фотографии размещаемой рекламы на фасаде нежилого помещения. При переходе по QR-кодам осуществляется направление на сайт магазина «OVERSHOP».

Челябинским УФАС России направлен запрос ИП <...> о представлении необходимых документов и сведений (от 13.10.2023 исх. № НМ/14164/23).

ИП <...> представлены документы, согласно которым арендатором данного нежилого помещения является ИП <...>. В качестве доказательства представлено Соглашение о перемене стороны к Договору аренды нежилого помещения № 1-НДА-А/11-21 от 15 ноября 2021 года от 16.06.2022.

Челябинским УФАС России направлены запросы (от 17.10.2023 исх. № НМ/14328/23; от 10.11.2023 исх. № НМ/15495/23) ИП <...> о представлении документов и сведений, ответы на которые в установленные сроки не поступили.

 

Рассмотрев заявление и материалы, антимонопольный орган приходит к следующим выводам.

 

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (т.е. возможность купить товар или воспользоваться услугой).

Согласно позиции ФАС России под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела (пункту 15 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»).

Судебной практикой, в частности по делу А76-13922/2016, подтверждено, что коммерческое обозначение является средством индивидуализации юридического лица, следовательно, может быть объектом рекламирования.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2012 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», установлен запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорство табака, в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия.

Согласно Федеральному закону от 24.02.2008 № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака» Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака от 21.05.2003, в которой определено, что под стимулированием продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребление табака подразумевается любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действие с целью, результатом или вероятным результатом которых является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака, прямо или косвенно.

Согласно пункту 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

 

Так, на фасаде нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, размещалась информация следующего содержания: «OVERSHOP МАГАЗИН МУЗЕЙ», «КАЛЬЯНЫ УГОЛЬ ТАБАК», «ЭЛЕКТРОНКИ POD-СИСТЕМЫ ЖИДКОСТИ АКСЕССУАРЫ», «КУЛЬТУРА ВНУТРИ», «БОНУСНАЯ КАРТА...», «TELEGRAM-БОТ», а также изображение трех матричных штриховых кода (QR-коды).

Согласно сведениям заявителя, при переходе по QR-кодам осуществляется направление на сайт магазина «OVERSHOP».

Поскольку в распространяемой информации присутствуют формулировки, привлекающие внимание к магазину «OVERSHOP» («магазин музей», «культура внутри»), а также QR-коды, при переходе по которым осуществляется направление на сайт магазина «OVERSHOP», привлекающие внимание неопределенного круга лиц, способствующие формированию и поддержанию интереса к магазину и его продвижению на рынке, что свидетельствует об отнесении в совокупности данной информации к рекламе.

Принимая во внимание, что в указанной рекламе объектом рекламирования является магазин «OVERSHOP», специализирующийся на реализации табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, соответственно, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

На основании частей 6, 7 статьи 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований пункта 8 статьи 7 Закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.

В силу пункта 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодателем и рекламораспространителем рекламы является индивидуальный предприниматель <...>.

В связи с необходимостью запроса дополнительных документов антимонопольный орган приходит к выводу о привлечении ИП <...> в качестве заинтересованного лица.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу 074/05/7-2770/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Назначить дело 074/05/7-2770/2023 к рассмотрению на 22 декабря 2023 на 11 часов 00 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 330.

3. Признать лицами, участвующими в деле:

- заявитель — ООО <...>

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства – ИП <...>;

- заинтересованное лицо — ИП <...>.

4. ИП <...> представить в Челябинское УФАС России в срок до 19 декабря 2023 года надлежащим образом заверенные документы и сведения:

4.1) письменные пояснения по факту распространения рекламы следующего содержания: «OVERSHOP МАГАЗИН МУЗЕЙ», «ТАБАК ВЕЙП КАЛЬЯН», «КАЛЬЯНЫ УГОЛЬ ТАБАК», «ЭЛЕКТРОНКИ POD-СИСТЕМЫ ЖИДКОСТИ АКСЕССУАРЫ», с признаками нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе»;

4.2) договоры, заявки, платежные поручения, иные документы, на основании которых осуществлялось изготовление и размещение данной рекламы (в том числе, согласованный макет указанной рекламы, акт приема-передачи выполненных работ и иное);

4.3) сведения о всех местах (адресах) распространения данной рекламы, а также аналогичной рекламы;

4.4) информацию о периоде распространения данной рекламы;

4.5) копию договора аренды нежилого помещения № 1-НДА-А/11-21 от 15.11.2021 на основании которого заключено соглашение о перемене стороны к данному договору от 06.06.2022;

4.6) иные документы, имеющие значения для рассматриваемого дела.

5. ИП <...> представить в Челябинское УФАС России в срок до 19 декабря 2023 года надлежащим образом заверенную копию договора аренды нежилого помещения № 1-НДА-А/11-21 от 15.11.2021 на основании которого заключено соглашение о перемене стороны к данному договору от 06.06.2022, а также иные документы, имеющие значения для рассматриваемого дела.

При участии в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представителей, их полномочия должны быть оформлены доверенностью на право представления лица в антимонопольном органе.

Дополнительно сообщаем, что в целях обеспечения реализации Ваших прав на участие в рассмотрении дела путем дистанционного участия посредством видеоконференцсвязи с использованием программного обеспечения TrueConf необходимо на адрес to74@fas.gov.ru заблаговременно представить ходатайство об участии в данном рассмотрении.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны