Решение №ВЛ/2576/22 Признать жалобу ООО «ЗДРАВКО» на действия заказчика при пров... от 15 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Областное государственное казенное учреждение Челябинской области

«Центр обработки вызовов Системы 112 – Безопасный регион»

ул. Площадь Революции, 4, этаж 7, каб. 714, г. Челябинск, 454113

Общество с ограниченной ответственностью «ЗДРАВКО»

140108, Московская область,

г.о. Раменское, ул. Евсеева, д. 20

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А,

25 этаж, помещение 1

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-461/2022

по делу № 82-ж/2022

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 09 марта 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 14 марта 2022 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЗДРАВКО» (далее – ООО «ЗДРАВКО», Заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион» в городе Челябинске (извещение № 0369200037922000011), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Областного государственного казенного учреждения Челябинской области «Центр обработки вызовов Системы 112 – Безопасный регион» (далее – Учреждение, Заказчик): <…>., <…>., действующих на основании доверенности б/н от 10.03.2021;

- в отсутствии представителя Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени заседания Комиссии, ходатайств и заявлений не представлено,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 01.03.2022 поступила жалоба ООО «ЗДРАВКО» на выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион» в городе Челябинске (извещение № 0369200037922000011) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 22.02.2022 в 11:43.

Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион» в городе Челябинске составляет 4 977 725,00 рублей.

Согласно сведениям, указанным в извещении о проведении закупки, аукцион осуществляется в рамках национального проекта «Безопасность дорожного движения» (КБК 0620409464R346130244).

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 02.03.2022 11:45.

В соответствии с протоколом подведения итогов № 0369200037922000011 от 04.03.2022 в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка на участие в нем, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.

На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.

Доводы жалобы Заявителя заключаются в следующем.

  1. Пунктом 4.1.3.1 «Состав и количественные значения показателей надежности» Технического задания предусмотрено требование, согласно которому средняя наработка на отказ должна составлять не менее 20 000 часов и превышать гарантийный срок. Данное требование относится к функционированию Системы, включающей в себя несколько объектов.

По мнению Заявителя, у каждого объекта имеется свой индивидуальный гарантийный срок, указываемый изготовителем, и учитывая невозможность определения гарантийного срока Системы, необходимо указание конкретного значения гарантийного срока Системы, либо исключение данного требования.

  1. Пунктом 4.1.3.2 «Перечень аварийных ситуаций» Технического задания установлено, что сохранение работоспособности должно обеспечиваться при возникновении локальных отказов компонентов Системы, в том числе включающей отказ оборудования. Вместе с тем обращаем внимание, что в случае выхода из строя какого-либо оборудования корректная работоспособность Системы не представляется возможным, в связи с чем не удаётся объективно оценить потребность заказчика.
  2. В Таблице 1 Приложения 1 к Техническому заданию, указаны метрологические и технические характеристики технического средства автоматической фото-видеофиксации (ФВФ) нарушений ПДД, которым комплексы фотовидеофиксации должны соответствовать. Так, комплексы фотовидеофиксации, поставляемые по данному электронному аукциону, должны быть выпущены не ранее 2022 года.

По мнению Заявителя, комплексы фотовидеофиксации, изготовленные ранее 2022 года, также могут соответствовать указанным в Таблице 1 метрологическим и техническим характеристикам.

Заявитель в доводах жалобы ссылается на Письмо от 10 марта 2016 г. N ОГ-Д28-3661 Минэкономразвития России, в котором указано следующее: согласно пункту 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе правилом, согласно которому поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства). Вместе с тем Законом N 44-ФЗ не предусмотрено право заказчика устанавливать в документации о закупке требования о дате выпуска товара. При этом возможно указать минимальный срок годности закупаемого товара.

  1. В составе документации заказчиком опубликовано обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем, как указывает Заявитель, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2021 г. № 1432 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в Постановление Правительства Российской Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 878) внесены изменения, в том числе, в порядок обоснования невозможности соблюдения ограничений, установленных данным постановлением.

В соответствии с пунктом 5 постановления № 878 (в редакции постановления № 1432) отсутствие аналогичной продукции подтверждается разрешением на закупку иностранного товара, выданным в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

В доводах жалобы Заявитель также указывает, что Минпромторгом разъяснено, что поскольку отсутствует порядок выдачи разрешений, при любой закупке радиоэлектронной продукции из перечня, указанного в Постановлении №878, данный нормативный акт подлежит применению.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, в которых указал следующее.

  1. Техническое задание выполнено в соответствии с национальным стандартом ГОСТ 34.602-2020 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы».

Согласно национальному стандарту ГОСТ 34.602-2020 в подразделе технического задания «Общие технические требования к АС» следует указывать требования к надежности (п. 4.6.4.).

В соответствии с п. 4.6.4.1 ГОСТ 34.602-2020 в требованиях к надежности следует указывать состав и количественные значения показателей надежности для автоматизированной системы в целом или ее подсистем (составных частей).

Пунктом 4.1.3.1. Технического задания предусмотрен раздел «…значения показателей надежности, в том числе:

- система должна быть рассчитана на круглосуточную работу во всепогодном режиме;

- срок службы Системы в целом должен составлять не менее 6 лет;

- средняя наработка на отказ должна составлять не менее 20 000 часов и превышать гарантийный срок».

Согласно ч. 1 и 2 ст. 477 ГК РФ если иное не установлено законом или договором купли-продажи, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные настоящей статьей. Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения.

Следовательно, по мнению Заказчика, 20 000 часов наработки на отказ составляет в среднем 2,3 года, что превышает срок, установленный ст. 477 ГК-два года, но является соизмеримым.

  1. По мнению Заказчика, требования о необходимости сохранения работоспособности при возникновении локальных отказов компонентов Системы, в том числе включающей отказ оборудования, установлены в соответствии с национальным стандартом ГОСТ 34.602-2020 в подразделе технического задания «Общие технические требования к АС» следует указывать требования к надежности (п. 4.6.4.).

Согласно пункту 4.6.4.1 ГОСТ 34.602-2020 в требованиях к надежности следует включать перечень аварийных ситуаций, по которым должны быть регламентированы требования к надежности, и значения соответствующих показателей.

Заказчик поясняет, что в Техническом задании перечислен конкретный перечень аварийных ситуаций с требованиями к функционированию оборудования, а именно:

- при нарушении или выходе из строя внешних каналов связи системы должны работать в автономном режиме, подразумевающим выполнение тех функций, которые предусматривают использование периодического обмена информацией (т.е. комплекс записывает и хранит информацию локально).

- импульсные помехи, сбои или прекращение электропитания не должны приводить к выходу из строя технических средств и/или нарушению целостности данных;

- прекращение электропитания на короткое время не должно приводить к прекращению функционирования Системы (после возобновления электропитания комплексы фото-видеофиксации должен продолжить работу).

3. Техническим заданием предусмотрено, что комплексы фото-видеофиксации должны быть выпущены не ранее 2022 года.

По мнению Заказчика, требование установлено в соответствии с потребностями, соответствует требованиям пункта 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и не ограничивает конкуренцию, поскольку Закон о контрактной системе не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Заказчик считает, что Заявитель в своей жалобе не привел доказательств того, что данное требование заказчика ограничивает выбор потенциальных товаров (например, статистику количества выпущенных за период январь-февраль 2021 и 2022 годов в России специальных технических средств) ограничивает конкуренцию в целом и препятствует участию в закупке Заявителю.

Кроме того, Заказчик отмечает, что ограничена не конкретная дата выпуска товара, а год выпуска.

Заказчик отмечает, что с учетом сроков заключения контрактов период выпуска оборудования, необходимого для проведения работ по контрактам, может увеличиться на срок от 4 до б месяцев.

4. Заказчик в ходе проведения закупки не установил никаких ограничений и запретов как с использованием функционала ЕИС, так и документацией о закупке.

Объектом закупки является выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион» в городе Челябинске.

Заказчик поясняет, что данная Система, как и любая другая ИС, состоит из совокупности аппаратных и программных средств, которые в ходе исполнения государственного контракта (развития Системы) должны быть объединены в единую автоматизированную информационную систему.

Стадии создания и развития АС перечислены в пункте 2.1 ГОСТ 34.601-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания».

В соответствии с данным ГОСТом 7ой этап создания называется «Ввод системы в действие». На данном этапе подлежат выполнению следующие виды работ: 7.1.Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие; 7.2.Подготовка персонала; 7.3.Комплектация АС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями); 7.4.Строительно-монтажные работы; 7.5.Пусконаладочные работы; 7.6.Проведение предварительных испытаний; 7.7.Проведение опытной эксплуатации; 7.8.Проведение приемочных испытаний.

Этап 8 «Сопровождение АС». На данном этапе подлежат выполнению: 8.1.Работы в соответствии с гарантийными обязательствами. 8.2.Послегарантийное обслуживание.

По мнению Заказчика, на основании указанных положений ГОСТ 34.601-90 в единую закупку целесообразно объединить разработку технического проекта, рабочей документации, приобретение, монтаж, пусконаладку оборудования и программного обеспечения, входящего в состав автоматизированной системы, послегарантийное обслуживание, как неотъемлемые этапы их создания, которые технологически и функционально связаны между собой.

Согласно пункту 17 Приложения 1 (справочное) Содержание работ к ГОСТ 34.601-90 на этапе «Комплектация АС поставляемыми изделиями» обеспечивают получение комплектующих изделий серийного и единичного производства, материалов и монтажных изделий. Проводят входной контроль их качества.

Соответственно, по мнению Заказчика, приобретение, монтаж, пусконаладка оборудования (в данном случае - комплексов фото-видеофиксации, видеокамер и коммутационного оборудования), входящего в состав автоматизированных информационных систем, является неотъемлемым этапом их создания или развития.

Кроме того, Заказчик отмечает, что объект закупки предусмотрен кодом позиции ОКПД: 62.01.12.000 «Услуги по проектированию и разработке информационных технологий для сетей и систем», который не входит в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, утвержденный Постановлением № 878.

Заказчик поясняет, что оборудование необходимо для выполнения работ по созданию информационной системы, однако самостоятельным объектом закупки не является, не передается по товарной накладной или акту передачи и не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Письмо ФАС ИА/53616/20 от 25.06.2020).

Из условий контракта (пункты 1.1, раздел 4 проекта контракта) следует, что заказчиком по результатам закупки заключается договор подряда его иждивением (его силами, средствами, материалами), что предусмотрено частью 1 статьи 704 ГК РФ. При этом, проектом контракта не предусмотрено, что оборудование, которое предоставляет подрядчиком, является товаром, который заказчик приобретает отдельно от приемки и оплаты выполненных работ.

Заказчик также поясняет, что документ «Обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» размещен в качестве дополнительной информации, содержащий перечень СТС, включенных в реестр российской промышленной продукции.

Заказчик пояснил, что в соответствии с Требованиями по уровню локализации производства телекоммуникационного оборудования и Методикой оценки уровня локализации производства телекоммуникационного оборудования в целях присвоения телекоммуникационному оборудованию статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения, утвержденными приказом Министерство промышленности и торговли РФ от 20.08.2020 № 2775, минимальный уровень локализации при производстве оборудования должен составлять не менее 60 %. Ежегодно необходимо подтверждать уровень локализации.

Кроме того, Минпромторгом с января 2022 установлено требование для включения в реестр, о наличии в составе комплекса процессора российского производства. При этом, российское происхождение интегральных схем также должно подтверждаться наличием сведений о них в едином реестре радиоэлектронной продукции (далее - РЭП).

Заказчик поясняет, что в реестр РЭП включено 12 процессоров 2 российских производителей, предназначенных для использования в компьютерных системах.

Следовательно, по мнению Заказчика, требование о наличии сведений о комплексе в реестр РЭП влечет не просто многократное снижение уровня конкурентности, но и полную невозможность использования оборудования и, как следствие, достижения результата закупки.

Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.

В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.

Таким образом, описание объекта закупки, изложенное в извещении о закупке, должно содержать полную и однозначную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства, и позволяющую определить соответствие товара потребности заказчика.

В приложении № 3 к извещению о закупке содержится техническое задание, которое описывает порядок и условия выполнения работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион» в городе Челябинске.

В пункте 4.1.1.1 содержатся требования к структуре системы, которая включает в себя следующие компоненты: посты видеонаблюдения по линии ГИБДД на дорогах, состоящие из:

- специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, предназначенных для обеспечения контроля за дорожным движением, в том числе для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (далее - специальные технические средства автоматической фото-видеофиксации (ФВФ) нарушений ПДД или СТС);

- стационарные (обзорные) видеокамеры, конструктивно не входящие в состав технических средств автоматической фото-видеофиксации (ФВФ) нарушений ПДД, устанавливаемых дополнительно, которые предназначены для охраны общественного порядка и контроля обстановки на улично-дорожной сети в местах установки технических средств автоматической фото-видеофиксации (ФВФ) нарушений ПДД. Данные со стационарных видеокамер поступают в программный комплекс «SecurOS Astra» подсистемы видеонаблюдения (производитель ООО «Интеллектуальные Системы Безопасности»);

- сетевое оборудование - коммутационное оборудование, линии связи;

- электрооборудование - учетно-распределительные устройства (приборы учета электроэнергии, автоматические выключатели для защиты электрической сети от коротких замыканий и перегрузок), электрокабель.

В пункте 4.1.3.1 технического задания указаны состав и количественные значения показателей надежности системы, в том числе указано, что должны быть обеспечены следующие значения показателей надежности:

- система должна быть рассчитана на круглосуточную работу во всепогодном режиме;

- срок службы системы в целом должен составлять не менее 6 лет.

- средняя наработка на отказ должна составлять не менее 20 000 часов и превышать гарантийный срок.

На заседании Комиссии заказчик пояснил, что требования к надежности системы установлены с учетом пункта 4.6.4.3 ГОСТа 34.602-2020 «Информационные технологии (ИТ). Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы», в котором указано на необходимость указания показателей надежности на автоматизированную систему в целом или на ее подсистемы (составные части).

При этом установление в пункте 4.1.3.1 технического задания средней наработки на отказ, которая должна составлять не менее 20 000 часов, составляет примерно 2,3 года, что является необходимым условием надежности системы для заказчика и соответствует статье 477 ГК РФ.

В жалобе заявитель оспаривает возможность соблюдения данного условия, так как каждый компонент системы имеет свой индивидуальный гарантийный срок.

Вместе с тем, Заявителем в жалобе не приводятся доказательства невозможности предоставления сведений о гарантийном сроке системы, в том числе сведения об отдельных гарантийных сроках на объекты системы, что не позволяет сделать вывод об обоснованности доводов жалобы.

В этой связи, довод жалобы Заявителя в части установления гарантийных обязательств заказчиком в качестве количественных показателей надежности системы не находит своего подтверждения, не доказан.

2. Пунктом 4.1.3.2 Технического задания предусмотрено, что сохранение работоспособности должно обеспечиваться при возникновении локальных отказов компонентов системы, такие, как: отказ оборудования; отказ каналов связи; импульсные помехи, сбои или прекращение электропитания.

Из пояснения Заказчик на заседании Комиссии следует, что в указанном пункте также содержится перечень конкретных аварийных ситуаций и условия функционирования системы, а именно:

- при нарушении или выходе из строя внешних каналов связи системы должны работать в автономном режиме, подразумевающим выполнение тех функций, которые предусматривают использование периодического обмена информацией;

- импульсные помехи, сбои или прекращение электропитания не должны приводить к выходу из строя технических средств и/или нарушению целостности данных;

- прекращение электропитания на короткое время не должно приводить к прекращению функционирования системы.

Вместе с тем жалобе заявитель не приводит доказательства невозможности как обеспечения корректной работоспособности системы в случае выхода из строя какого-либо оборудования, так и невозможности установления данного требования в извещении о проведении закупки.

С учетом изложенного, в описании объекта закупки указаны конкретные требования к условиям и порядку функционирования системы при возникновении аварийных ситуаций, что не противоречит части 2 статьи 33, пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. В приложении № 1 к техническому заданию содержится таблица 1 «метрологические и технические характеристики технического средства автоматической фото-видеофиксации (ФВФ) нарушений ПДД», в том числе указано, что год выпуска технических средств - не ранее 2022.

Указанное требование к году выпуска специальных технических средств, входящих в автоматизированную систему фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения не противоречит правилам описания объекта закупки, указанным в статье 33 Закона о контрактной системе, а также действующему гражданскому законодательству.

При этом, заявителем не представлены доказательства ограничения количества участников закупки в связи с установлением данного требования в извещении о проведении закупки.

 

4. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки; порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом; проект контракта; перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с частью 29 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить:

1) порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;

2) требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

При этом, пункт 2 части 29 указанной нормы не определяет требования к формированию лота в сфере выполнения работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса, и заказчик наделен правом самостоятельного формирования лотов, в соответствии с имеющейся потребностью.

При этом формирование потребности заказчика не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части обеспечения единого порядка потенциальным претендентам и гарантий реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также соблюдать требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Хозяйствующие субъекты, принимая решение о возможности участия в конкретной закупке, имеют возможность оценить все риски, связанные с исполнением контракта, заключаемого по ее результатам.

Таким образом, определение предмета контракта, включая описание объекта закупки, изложенное в документации об аукционе и в проекте контракта, является правом заказчика, с учетом реализации которого определяется необходимость установления условий проведения закупки, в том числе запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.

Согласно статье 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Частью 1 статьи 703 ГК РФ предусмотрено, что договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.

    1. Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Часть 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

В соответствии с частью 1 статьи 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.

Согласно пункту 3 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).

В соответствии с письмом ФАС от 25 июня 2020 г. № ИА/53616/20 Заказчик при проведении закупки работ, услуг товар является используемым, если:

- товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;

- товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика;

- товаром являются материалы, без которых невозможно выполнить работу или оказать услугу.

Из извещения о проведении закупки следует, что предметом закупки является по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион», при этом состав работ определен в разделе 5 Технического задания, а именно:

- демонтирование оборудования СТС на существующих постах видеонаблюдения по линии ГИБДД, согласно таблице 1, Приложение № 2. (СТС «Digital patrol» (ООО «Диджитал патруль»);

- установка и настройка на существующих постах видеонаблюдения по линии ГИБДД новых СТС согласно таблице 2, Приложение № 2;

- обновление функционала демонтированных СТС («Digital patrol») до указанного в приложении № 2, таблица 3.

- установка и настройка демонтированных СТС («Digital patrol») на новых постах видеонаблюдения по линии ГИБДД, таблица 3, Приложение № 2; дополнительная установка на каждом посту двух шт. новых обзорных видеокамер (конструктивно не входящих в состав («Digital patrol»); требования к характеристикам видеокамер указаны в Приложении № 1.

Согласно пунктам 1.1 и 1.2 проекта контракта Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство выполнить работы по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион» в городе Челябинске (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять результаты Работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом. Требования к Работам, являющимся предметом настоящего Контракта, и сроки их выполнения определяются Техническим заданием (Приложение 1 к настоящему Контракту).

Пунктом 2.1 проекта контракта предусмотрено, что в цену контракта включены все расходы Исполнителя, производимые им в процессе выполнения работ, в том числе стоимость всех товаров, расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей и иные расходы Исполнителя, связанные с исполнением настоящего Контракта. При поставке программного обеспечения вознаграждение за передаваемые права по его использованию включено в цену контракта.

Из условий контракта не следует, что товар, используемый Подрядчиком при выполнении работ, передается подрядчиком Заказчику по товарной накладной или акту приема-передачи, или принимается Заказчиком на бухгалтерский учет.

В этой связи, в проекте контракта отсутствуют элементы договора поставки, что не позволяет считать контракт, заключаемый по результатам закупки, договором смешанного вида.

    1. В соответствии с извещением о проведении аукциона объектом закупки являются работы по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион» в городе Челябинске, соответствующие коду позиции ОКПД: 62.01.12.000 «Услуги по проектированию и разработке информационных технологий для сетей и систем».

Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями, связанными с определением правомерности установления заказчиком кода ОКПД 2 при осуществлении закупки, поскольку согласно пункту 10 Положения о разработке, ведении, изменении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 № 677, предоставление информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивает Министерство экономического развития Российской Федерации.

При этом, указанный код ОКПД не предусмотрен перечнем радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, утвержденный Постановлением № 878.

    1. Объектом закупки является выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион».

Согласно пункту 2 ГОСТ Р 59853-2021 «Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения» (введен в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2021 № 1520-ст) развитие автоматизированной системы (далее – АС) представляет собой целенаправленное улучшение ее характеристик или расширение функций данной АС.

В силу общих положений ГОСТ 34.601-90 Процесс создания АС представляет собой совокупность упорядоченных во времени, взаимосвязанных, объединенных в стадии и этапы работ, выполнение которых необходимо и достаточно для создания АС, соответствующей заданным требованиям. Стадии и этапы создания АС выделяются как части процесса создания по соображениям рационального планирования и организации работ, заканчивающихся заданным результатом. Работы по развитию АС осуществляют по стадиям и этапам, применяемым для создания АС. Состав и правила выполнения работ на установленных настоящим стандартом стадиях и этапах определяют в соответствующей документации организаций, участвующих в создании конкретных видов АС.

Из указанного следует, что само понятие «развитие АС», являющееся объектом закупки, предполагает совокупность последовательных и взаимосвязанных работ и услуг, не содержащих требований к товарам, изделиям, в том числе радиоэлектронной продукции, используемым при выполнении данных работ.

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, произведенной на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.

Из указанного следует, что ограничения, предусмотренные Постановлением № 878, применимы только в отношении радиоэлектронной продукции, являющейся предметом поставки по контракту.

С учетом изложенного в пунктах 4.1 – 4.3 настоящего решения, заказчиком правомерно не установлены ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением № 878, поскольку предметом обжалуемой закупки является выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса, тогда как указанные нормативные правовые акты применяются в случае, если предметом контракта является поставка оборудования.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ЗДРАВКО» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион» в городе Челябинске (извещение № 0369200037922000011) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны