Решение №АК/6555/22 решение от 8 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

решение

 

ФГКУ Комбинат «Борец» Росрезерва
456030, Челябинская область, Ашинский район, п. Кропачево,

ул. Свердлова, д. 64

ИП Ганиеву Кириллу Викторовичу
456234, Челябинская обл., г. Златоуст, кв-л Северо-Запад 1-й, д. 2, кв. 44

 

ООО «РТС-Тендер»
121151, г. Москва, Набережная Тараса Шевченко, д. 23А, эт. 25, пом. № 1

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-1383/2022 (№ 279-ж/2022)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 06 июня 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 07 июня 2022 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

"..."

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

"...".

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

"..."

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП "..." на действия заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение материалов для текущего ремонта основных фондов комбината (извещение № 0369100014622000039), при участии в заседании Комиссии в дистанционном режиме:

- представителей ФГКУ Комбинат «Борец» Росрезерва (далее – заказчик) "..."., действующих на основании доверенностей от 02.06.2022 № 11, 12;

- ИП "..."

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 30.05.2022 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение материалов для текущего ремонта основных фондов комбината (извещение № 0369100014622000039) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 13.05.2022.

Начальная (максимальная) цена контракта 164 970,00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Доводы жалобы заключаются в следующем.

Проект контракта, направленный победителю закупки на подпись, не содержит конкретных характеристик и наименование страны происхождения поставляемого товара.

Представители заказчика представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали, что при размещении в единой информационной системе в сфере закупок проекта контракта ошибочно опубликован файл приложения № 1. Данная техническая ошибка устранена путем доработки проекта контракта посредством направления протокола разногласий.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

Согласно подпункту «д» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать информацию, предусмотренную, в том числе подпунктами «а» и «б» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, а именно:

а) характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);

б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи.

Из информации и документов, представленных на заседание Комиссии, следует, что заказчиком первоначально в единой информационной системе размещен проект контракта без указания характеристик, предлагаемых победителем закупки в составе заявки, что не соответствует части 1 статьи 34, подпункту «д» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.

На дату заседания Комиссии путем размещения доработанного проекта контракта посредством направления протокола разногласий характеристики поставляемого товара, представленные победителем закупки, а также информация о наименовании страны происхождения товара включены заказчиком в Спецификацию проекта контракта.

Довод заявителя о том, что заявка победителя аукциона должна быть отклонена комиссией по осуществлению закупок, поскольку участником по показателю товара «Щебень» значение фракции представлено «от 0 до 10 мм», не находит документального подтверждения на заседании Комиссии. В заявке победителя закупки представлено значение фракции щебня от 0 до 5 мм, что соответствует описанию объекта закупки.

Между тем, необходимо отметить, что заказчиком в Спецификацию (приложение № 1 к государственному контракту) в отношении товаров по пунктам 2, 3 включены информация о товарном знаке Sotalight, характеристика «Защитная пленка с 1 стороны 1,0», а также значение «1,11», отсутствующие как в описании объекта закупки в составе извещения, так и в заявке победителя закупки, что также не соответствует части 1 статьи 34, подпункту «д» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.

 

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.

 

1. Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг (далее – КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования КТРУ).

Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.

Исходя из пункта 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Объектом рассматриваемой закупки является приобретение материалов для текущего ремонта основных фондов комбината, в том числе песок строительный, щебень (отсев).

Согласно извещению заказчиком в графе «Объект закупки» использованы следующие позиции КТРУ: песок строительный - 08.12.11.130-00000005; смесь песчано-гравийная - 08.12.12.160-00000002.

Указанные позиции КТРУ содержат следующие характеристики:

- для песка строительногоый — 08.12.11.130-00000005:

«Группа песка: Очень тонкий, Повышенной крупности, Крупный, Средний, Мелкий, Очень мелкий, Тонкий.

Класс песка: I, II.

Марка по дробимости: 200, 1400, 1200, 1000, 800, 600, 400, 300.

Мытый песок: Да, Нет.

Обогащенный песок: Да, Нет.

Тип песка: Песок природный.

Тип по способу добычи: Карьерный, Морской, Речной.

Тип породы: Осадочная, Метаморфическая, Изверженнная эффузивная, Изверженнная интрузивная.

Фракционированный песок: Да, Нет».

- для смеси песчано-гравийной — 08.12.12.160-00000002:

«Вид: Природная .

Группа обогащенной смеси: 1, 5, 4, 3, 2.

Марка по дробимости гравия: 400, 1000, 800, 600.

Марка по морозостойкости гравия: F15, F400, F300, F200, F150, F100, F50, F25.

Тип породы: Осадочная, Метаморфическая, Изверженная эффузивная, Изверженная интрузивная».

Тогда как в Спецификации заказчиком установлено следующее:

 

1

Песок строительный

Песок строительный мелкий, модуль крупности Мк от 1,5 до 2,0 мм, навалом. Содержание пылевидных и глинистых частиц не более 5 %, Содержание глины в комках не более 0,5%. в соответствии с ГОСТ 8736-2014

кг

15000

 

 

 

4

Щебень

Щебень (отсев) фракции от 0 до 5 мм., полученный в результате дробления горной породы фракции от 0 до 5 мм. Допустимое содержание пылевидных и глинистых частиц, не более 5%.

кг

15000

 

 

 

Таким образом, в нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пунктов 4, 6 Правил использования КТРУ заказчиком при описании объекта закупки не использованы характеристики в соответствии с КТРУ, а также указаны дополнительные требования, не включенные в позиции КТРУ, без надлежащего обоснования установления таких требований.

 

2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

При этом функциональные свойства характеризуют основное назначение товаров. Технические и качественные характеристики представляют собой совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

При этом, извещение о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Так, в Спецификации заказчиком в отношении закупаемого товара по позиции 3 «Поликарбонат сотовый», в качестве характеристики предусмотрен цвет красный, палитра оттенков которого определяется по согласованию с заказчиком.

Исходя из Спецификации не представляется возможным установить, какого оттенка красного цвета должен быть поставляемый товар. Более того, содержащееся в описании объекта закупки требование к цвету товара характеризует не функциональные, технические и качественные свойства, а условие исполнения контракта. При этом в извещении о закупке не отражены сведения о наиболее предпочтительном для заказчика оттенке красного цвета, а также не определены порядок и сроки, в которые должно быть согласовано условие о цвете поставляемого товара. Указанные обстоятельства свидетельствуют о неопределенности потребности заказчика и, как следствие, о неопределенности условий исполнения контракта, что, в свою очередь, является нарушением пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

 

3. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

Вместе с тем, в нарушение частей 4, 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует пеня за каждый день просрочки исполнения обязательства заказчиком.

Кроме того, согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, предусмотрено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:

а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.

Вместе с тем, ответственность, предусмотренная пунктом 5 Правил не нашла отражения в проекте контракта.

Таким образом, ответственность сторон в проекте контракта установлена заказчиком в нарушение частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Ганиева Кирилла Викторовича на действия заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение материалов для текущего ремонта основных фондов комбината (извещение № 0369100014622000039) обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение частей 1, 4, 5, 8 статьи 34, части 6 статьи 23, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42, подпункта «д» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, пунктов 4, 6 Правил использования КТРУ, пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

"..."

 

 

 

 

 

 

 

2022-7033

 

 

Связанные организации

ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ИП Ганиев Кирилл Викторович
ИНН 740410490392, ОГРН 319745600061401
ФГКУ Комбинат "Борец" Росрезерва
ИНН 7401003499, ОГРН 1027400509432