Решение №6876/09 1. Признать жалобу ООО «Виан» на действия заказчика при пров... от 11 июня 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальное учреждение «Отдел капитального строительства Кыштымского городского округа»

456870, Челябинская область,

г. Кыштым,

ул. Ветеранов, д.6

Общество с ограниченной ответственностью «Виан»

624132, Свердловская область,

г. Новоуральск,

ул. Первомайская, д. 3, офис 13

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-1204/2020

по делу № 645 ж/2020

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 08 июня 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 10 июня 2020 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

«<…>»

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Виан» (далее – ООО «Виан», заявитель) на действия заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на разработку научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Дом жилой («Белый дом») и объекта регионального значения Ансамбля усадьбы заводовладельцами «Белый дом» (извещение № 0369300177320000014), в присутствии:

- представителей Муниципального учреждения «Отдел капитального строительства Кыштымского городского округа» (далее – МУ «ОКС», заказчик) «<…>», действующих на основании доверенностей №№ 18/1, 18/2 от 05.06.2020;

- в отсутствие заявителя, уведомлен о времени и месте заседания Комиссии, заявлений, ходатайств не представлено.

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 01.06.2020 поступила жалоба ООО «Виан» на действия заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на разработку научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Дом жилой («Белый дом») и объекта регионального значения Ансамбля усадьбы заводовладельцами «Белый дом» (извещение № 0369300177320000014) (далее – конкурс, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 07.05.2020 в 15:47.

Начальная (максимальная) цена контракта на разработку научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Дом жилой («Белый дом») и объекта регионального значения Ансамбля усадьбы заводовладельцами «Белый дом» – 19 350 000,00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Доводы жалобы ООО «Виан» заключаются в следующем.

Срок выполнения работ установлен заказчиком не в соответствии с законодательством РФ. По мнению заявителя, только на согласования и экспертизы документации понадобится 239 рабочих дней, в то время как общий срок производства работ согласно конкурсной документации составляет 126 рабочих дней.

В нарушение требований законодательства о контрактной системе заказчиком не дан ответ на запрос о предоставлении разъяснений положений документации о закупке.

Срок действия банковской гарантии установлен заказчиком не в соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

Представители заказчика с доводами жалобы ООО «Виан» не согласились и пояснил, что заказчик самостоятельно определяет и описывает объект закупки в документации. Срок выполнения работ определен заказчиком с учетом лимитов текущего года. Разъяснения положений конкурсной документации не даны заказчиком в виду отсутствия сертификата электронной подписи у сотрудников МУ «ОКС» в период с 20.05.2020 по 28.05.2020. Установленный срок действия банковской гарантии не нарушает положения части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к работам, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

При проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных статьей 56.1 Закона о контрактной системе (часть 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе).

Согласно извещению о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме для закупки для закупки № 0369300177320000014 от 07.05.2020 объектом закупки является разработка научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Дом жилой («Белый дом») и объекта регионального значения Ансамбля усадьбы заводовладельцами «Белый дом».

Пунктом 5.2 конкурсной документации, пунктом 2.1 проекта контракта определены сроки выполнения работ. А именно: начало выполнения работ: с даты заключения контракта. Окончание выполнения работ: не позднее 23.12.2020 года.

По мнению заявителя, только на согласования и экспертизы документации (без учета срока, необходимого на выполнение самих работ по разработке документации, получение технических условий) понадобится около 239 рабочих дней. В то время как общий срок производства работ согласно конкурсной документации составляет 126 рабочих дней.

Из письменных пояснений заказчика следует, что в документации о закупке заказчиком самостоятельно определен и описан объект закупки, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки.

Антимонопольный орган отмечает, что согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из анализа частей 1, 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.

Жалоба заявителя не содержит доказательств, свидетельствующих о том, что сроки выполнения работ, установленные заказчиком, не соответствуют действующему законодательству.

Таким образом, заявителем не подтверждено нарушение заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе. С учетом конкретных обстоятельств довод обращения заявителя не находит подтверждения.

2. Пунктом 7 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.

В силу части 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.

Согласно части 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть (часть 9 статьи 54.3 Закона о контрактной системе).

Пунктами 21.4, 21.5, 21.6 конкурсной документации определено следующее.

Любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в пункте настоящей конкурсной документации запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.

Дата начала срока предоставления участникам конкурса разъяснений положений конкурсной документации 07.05.2020г.

Дата окончания срока предоставления участникам конкурса разъяснений положений конкурсной документации 28.05.2020г. при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе (часть 8 статьи 54.3 Закона).

Как следует из представленных заказчиком информации и документов запрос на разъяснение положений конкурсной документации поступил МУ «ОКС» 25.05.2020. Следовательно, срок разъяснения положений конкурсной документации истек 27.05.2020. Разъяснения положений документации о конкурсе с ограниченным участием подготовлены заказчиком 28.05.2020 исх. № 18/01311, но не размещены в ЕИС.

Представители заказчика пояснили, что причиной неразмещения разъяснения положений конкурсной документации явилось отсутствие ЭЦП у сотрудников заказчика. Так как приказом от 20.05.2020 года расторгнут трудовой договор с начальником МУ «ОКС», который также являлся руководителем контрактной службы, сертификат электронной подписи был отозван. Новый сертификат получен только 28.05.2020, но ввиду истечения срока представления разъяснения положений конкурсной документации, опубликовать разъяснения в ЕИС заказчик не смог.

Таким образом, в нарушение части 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе разъяснения положений конкурсной документации заказчиком не размещены.

Довод жалобы заявителя обоснован.

Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

3. Пунктом 9 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 18.4 конкурсной документации способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона участником конкурса, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии, представленной для обеспечения исполнения контракта, должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения не менее чем на два месяца, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона. Срок действия банковской гарантии, представленной для обеспечения гарантийных обязательств, должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения гарантийных обязательств не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 6.7 проекта контракта способ обеспечения гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются Подрядчиком самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок действия обязательств, установленный в пункте 6.1 настоящего контракта, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

Следовательно, срок действия банковской гарантии установлен МУ «ОКС» в конкурсной документации не в соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе. Срок действия банковской гарантии, указанный в проекте контракта, не соответствует сроку действия банковской гарантии, установленному в конкурсной документации, что свидетельствует о противоречиях в конкурсной документации и не соответствует пункту 9 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Виан» на действия заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на разработку научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Дом жилой («Белый дом») и объекта регионального значения Ансамбля усадьбы заводовладельцами «Белый дом» (извещение № 0369300177320000014) обоснованной в части неразмещения разъяснения положений конкурсной документации, противоречий в указании срока действия банковской гарантии, в остальной части не нашедшей подтверждения, необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 9 части, части 8 статьи 54.3, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, уполномоченному органу, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии «<…>»

 

Члены Комиссии «<…>»

«<…>»

Связанные организации

Связанные организации не указаны