Решение (комиссия) №ВЛ/17658/23 РЕШЕНИЕ № 074/10/104-2861/2023 об отказе во включении сведен... от 21 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

 

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная клиническая больница № 2» (ГБУЗ «ОКБ № 2»)

 

454010, г. Челябинск, ул. Гагарина, д. 18

info@2okb74.ru, okb2zakupki@mail.ru,

kozlovkv@2okb74.ru

 

 

Индивидуальный предприниматель

Филиппов Андрей Александрович

(ИП Филиппов А.А.)

 

456671, Челябинская область,

р-н Красноармейский, д. Круглое,

пер. 4-й Петровский, д. 6А, 171

stekloplastik@internet.ru

 

 

ООО «РТС-тендер»

 

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А,

25 этаж, помещение 1

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-2861/2023

об отказе во включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

по делу № 476-РНП/2023

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 18.12.2023

В полном объеме решение изготовлено 20.12.2023

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная клиническая больница № 2» (далее – заказчик, ГБУЗ «ОКБ № 2») о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Филиппове Андрее Александровиче (далее – ИП Филиппов А.А., индивидуальный предприниматель) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением ИП Филиппов А.А. от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона №ИЭА1 на выполнение работ по капитальному ремонту полов в помещениях подвала нежилого здания Главного корпуса, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Гагарина, 18 (извещение № 0369300195723000224) (далее – аукцион, закупка), при дистанционном участии:

- представителя ГБУЗ «Областная клиническая больница № 2», действующего на основании доверенностей № 22, № 23 от 24.04.2023;

- индивидуального предпринимателя Филиппова Андрея Александровича, действующего на основании паспорта,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе 11.12.2023 в Челябинское УФАС России поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП Филиппове А.А., в связи с уклонением индивидуального предпринимателя от заключения контракта.

Извещение № 0369300195723000224 о проведении аукциона опубликовано в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru. 17.11.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта – 357 956,60 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.11.2023 контракт заключается с ИП Филипповым А.А.

Проект контракта направлен участнику закупки посредством ЕИС – 29.11.2023.

Регламентированный срок подписания проекта контракта со стороны участника закупки – 06.12.2023.

В соответствии с доводами обращения заказчика ИП Филипповым А.А. в регламентированный срок не был подписан на электронной площадке проект контракта и не предоставлено обеспечение исполнения контракта. В связи с этим индивидуальный предприниматель признан уклонившимся от заключения контракта.

Согласно пояснениям ИП Филиппова А.А. контракт не был подписан в регламентированный срок в связи с тем, что в период с 01.12.2023 г. по 08.12.2023 г. индивидуальный предприниматель был госпитализирован в Городскую клиническую больницу № 8 согласно справке (выписке из медицинской карты больного) от 08.12.2023, а также в связи с невозможностью закупки необходимого товара для исполнения контракта по цене, указанной в Локальном сметном расчете (Приложение № 2 к контракту № Ф.2023.0224).

Вместе с тем, по мнению ИП Филиппова А.А. он не уклонялся от заключения контракта, предпринял действия, направленные на заключение контракта с заказчиком.

Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, и т.д.

В силу пункта 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:

а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;

б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.

Исходя из содержания пункта 2 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а именно подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).

Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.

В силу подпункта «а» пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.

Регламентированный срок подписания контракта со стороны участника – 06.12.2023. В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки должен быть признан уклонившимся от заключения контракта 07.12.2023, однако заказчик в нарушение подпункта «а» пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе разместил протоколы признания участника уклонившимся от заключения контракта лишь 11.12.2023.

Участник закупки в установленный законом срок не совершил действия, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.

Таким образом, у заказчика имелись основания для признания ИП Филиппова А.А. уклонившимся от заключения контракта.

Из пояснений ИП Филиппова А.А. и информации, представленной в материалы дела следует, что индивидуальный предприниматель, уполномоченный на подписание проекта контракта, в период заключения контракта был госпитализирован в Городскую клиническую больницу № 8.

ИП Филипповым А.А. 08.12.2023 (до признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта) составлено письмо заказчику (исх. № 144) с обоснованием причины, по которой не подписан контракт. Указанный документ размещен на электронной площадке 11.12.2023 в 12:46 (МСК).

Также в письменных пояснениях индивидуального предпринимателя, предоставленных Комиссии (исх. № 145 от 13.12.2023), и в письме, направленном заказчику (исх. № 144 от 08.12.2023), ИП Филиппов А.А. указал на то, что не подписание проекта контракта обусловлено невозможностью закупить необходимый товар для исполнения контракта по цене, указанной в Локальном сметном расчете (Приложение № 2 к контракту № Ф.2023.0224). ИП Филиппов А.А. представил в материалы дела актуальные счета на оплату товаров, которые ему необходимо закупить для выполнения работ по рассматриваемому контракту (№ 1192 от 15.12.2023, № 1677 от 16.12.2023, № 45922 от 15.12.2023, № 2084 от 18.12.2023).

Таким образом, ИП Филиппов А.А., не подписав проект контракта, направленный заказчиком, исходил из факта существенного изменения обстоятельств, а именно непрогнозируемой ситуации с ценообразованием, значительным удорожанием товаров. Также индивидуальный предприниматель сообщил о готовности заключить и исполнить контракт на иных условиях, соответствующих изменениям экономической ситуации.

Представитель заказчика в ходе заседания по рассмотрению обращения на включении сведений об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не настаивал.

Часть 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) устанавливает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В силу части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств. Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений.

При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.

В пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, указано, что санкция в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, несоизмеримые с совершенной ошибкой, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

При рассмотрении вопроса о признании участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона № 44-ФЗ и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу нанесенному государственному заказчику с учетом соизмеримости допущенного нарушения (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.06.2021 N Ф09-2686/21 по делу N А60-11483/2020).

Согласно пункту 14 Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)») (далее – Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)) Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;

б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

Таким образом, учитывая, что в действиях заказчика установлены нарушения подпункта «а» пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также принимая во внимание представленные в материалы дела документы, свидетельствующие об отсутствии в действиях индивидуального предпринимателя недобросовестности, сведения в отношении ИП Филиппова А.А. не включаются в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

 

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078,

 

РЕШИЛА:

 

1. Сведения, представленные ГБУЗ «ОКБ № 2» в отношении ИП Филиппова А.А. (ИНН) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение подпункта «а» пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-20042

 

 

Связанные организации

ГБУЗ "Областная клиническая больница № 2"
ИНН 7449005303, ОГРН 1027402701259
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ИП Филиппов Андрей Александрович
ИНН 741108394325, ОГРН 322745600086620