Определение №12193/07 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ПРИВЛЕЧЕНИИ В КАЧЕСТВЕ ОТВЕТЧИКА ПО ДЕЛУ № 20-... от 11 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Правительство Челябинской области

ул. Цвиллинга, 27, г. Челябинск, 454089

Министерство экологии Челябинской области

пр. Ленина, д. 57, г. Челябинск, 454011

ООО «Полигон ТБО»

ул. Гагарина, 1 а, п. Северный, Сосновский район, Челябинская область, 456504

Фонд развития региональной агломерации «Большой Челябинск»

ул. Бр. Кашириных, д. 85А, оф. 3,

г. Челябинск, 454016

Администрация города Челябинска

пл. Революции, 2, г. Челябинск, 454113

МУП «ГорЭкоЦентр»

ул. Переселенческий пункт, 26,

г. Челябинск, 454091

ООО «Горэкоцентр+»

пр. Комсомольский, 103а,

г. Челябинск, 454100

ООО «Центр коммунального сервиса»

ул. Завенягина, 9, оф. 4,

г. Магнитогорск, 455049

Ассоциация организаций и предпринимателей в сфере обращения с отходами Челябинской области «Чистая среда»

ул. Автодорожная, д. 10-Б, офис 2,

г. Челябинск, 454008

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ПРИВЛЕЧЕНИИ В КАЧЕСТВЕ ОТВЕТЧИКА ПО ДЕЛУ № 20-07/18

«09» сентября 2019 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела № 20-07/18 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России;

рассмотрев дело по признакам нарушения Правительством Челябинской области (ул. Цвиллинга, 27, г. Челябинск, 454089, ОГРН 1027403862210, ИНН 7453042717; далее – Правительство), Министерством экологии Челябинской области (пр. Ленина, д. 57, г. Челябинск, 454011, ОГРН 1047424528161, ИНН 7453135778; далее – Министерство), Обществом с ограниченной ответственностью «Полигон ТБО» (ул. Гагарина, 1 а, п. Северный, Сосновский район, Челябинская область, 456504, ОГРН 1117438003407, ИНН 7438030026; далее – ООО «Полигон ТБО») пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

29 декабря 2018 года на основании Приказа Челябинского УФАС России № 185 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения Правительством Челябинской области, Министерством, ООО «Полигон ТБО» пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции возбуждено дело № 20-07/18 о нарушении антимонопольного законодательства, к рассмотрению которого, в соответствии с Определением о назначении дела № 20-07/18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. № 173/07 от 14.01.2019) в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечены, в том числе Администрация города Челябинска пл. Революции, 2, г. Челябинск, 454113, ОГРН 1027402920225, ИНН 7421000263; далее – Администрация) и Муниципальное унитарное предприятие «Городской Экологический Центр» (ул. Переселенческий пункт, 26, г. Челябинск, 454091, ОГРН 1027402903956, ИНН 7451044772; далее – МУП «ГорЭкоЦентр»).

В ходе рассмотрения дела № 20-07/18 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия пришла к выводу о необходимости привлечения Администрации города Челябинска (далее – Администрация) и МУП «ГорЭкоЦентр» к участию в рассмотрении настоящего дела в качестве ответчиков по следующим основаниям.

Пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Рассмотрев материалы, имеющиеся в деле № 20-07/18 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия приходит к выводу о наличии признаков нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции также и в действиях Администрации и МУП «ГорЭкоЦентр», ввиду следующего.

1. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья устанавливаются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закона № 89-ФЗ).

В соответствии с частью 6 статьи 12 названного Закона объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО). 30 декабря 2008 года Федеральным законом № 309-ФЗ указанная статья дополнена частью 7, в соответствии с которой запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО. Указанные положения вступили в силу с 1 января 2010 года (часть 3 статьи 49 Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Кроме того, 08 ноября 2008 года в часть 5 статьи 12 Закона № 89-ФЗ, устанавливающей запрет на захоронение отходов в границах определенных территорий, в части замены слов «на территориях городских и других поселений» на «в границах населенных пунктов», которая вступила в силу с 22 ноября 2018 года (Федеральный закон от 08.11.2008 № 196-ФЗ «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Таким образом, Закон № 89-ФЗ предусматривает запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО, а также на объектах, находящихся в границах населенных пунктов.

Несмотря на изложенное, Распоряжением Главы Администрации города Челябинска от 04.06.2012 № 3004 «О предоставлении земельного участка в аренду для временного размещения (хранения) отходов производства и потребления от жителей г. Челябинска в границах улиц: Хлебозаводская, Автоматики, Героев Танкограда, Северный Луч в Металлургическом районе г. Челябинска» Муниципальному унитарному предприятию «Городской экологический центр» (далее – МУП «ГорЭкоЦентр») предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов (природная, производственная зоны и зона инженерной и транспортной инфраструктуры) площадью 85,9664 га для временного размещения (хранения) отходов производства и потребления от жителей г. Челябинска (далее – Челябинская городская свалка).

Челябинская городская свалка не внесена в ГРОРО, в связи с чем ее эксплуатация в качестве объекта размещения отходов противоречит требованиям Закона № 89-ФЗ.

Таким образом, несмотря на то, что действующим законодательством с 2010 года установлен прямой запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО, а с даты принятия Закона № 89-ФЗ, то есть с 1998 года, запрет на захоронение отходов на территориях городских поселений (в границах населенных пунктов), Администрацией созданы условия для размещения (хранения) отходов на территории Челябинской городской свалки.

Из имеющихся в материалах дела № 20-07/18 о нарушении антимонопольного законодательства документов следует, что, начиная с марта 2016 года Правительством неоднократно поднимался вопрос о необходимости перенаправления потоков ТКО, образуемых от Челябинского городского округа, и закрытии Челябинской городской свалки, о чем Администрации давались поручения.

Так, 25 марта 2016 года заместителем Губернатора Челябинской области <…> проведено совещание по вопросу перенаправления мусорных потоков города Челябинска на полигон ТБО в поселке Полетаево Сосновского района; 18 октября 2017 года Губернатором Челябинской области (далее – Губернатор) проведено совещание, в том числе в присутствии Главы города Челябинска <…> (далее – <…>) на тему: «Создание системы обращения с отходами на территории Челябинской области», по результатам которого <…> в срок до 02 ноября 2017 года рекомендовано разработать поэтапный перечень мероприятий по закрытию свалки в г. Челябинске, предусматривающий начало процедуры закрытия с 1 января 2018 года; 05 февраля 2018 года Губернатором проведено совещание на тему: «Создание системы обращения с отходами на территории Челябинской области», по результатам проведения которого <…>, в срок до 01 марта 2018 года поручено проработать вопрос по закрытию свалки в г. Челябинске и временной схеме размещения ТКО на альтернативные полигоны; 03 апреля 2018 года Губернатором проведено совещание на тему: «Создание системы обращения с отходами на территории Челябинской области», в рамках проведения которого <…>, в срок до 01 мая 2018 года также рекомендовано проработать вопрос по закрытию свалки в г. Челябинске и организации временной схемы размещения ТКО на альтернативных полигонах и иные совещания, в рамках которых обсуждался указанный вопрос.

Вместе с тем, Администрация, несмотря на требования Закона № 89-ФЗ, поручения Губернатора, не только не предпринимала достаточных мер по соблюдению требований действующего законодательства, в том числе перенаправлению потоков ТКО от Челябинского городского округа на полигоны, включенные в ГРОРО, но и совершала действия, направленные на размещение отходов на территории Челябинской городской свалки, принимая акты.

Так, 30.03.2017 Администрацией Распоряжением № 3536 МУП «ГорЭкоЦентр» установлены тарифы на оказываемые им услуги, в том числе пункт 27 данного распоряжения устанавливает, тариф за размещение (хранение) твердых бытовых отходов на территории городской свалки за 1 т в размере 203 рубля 54 копейки.

Впервые Администрацией приняты меры по исполнению поручений Губернатора только 02 ноября 2017 года, а именно письмом № 4-13990/17-0-1 «Об исполнении поручения», подписанным <…>, Администрацией направлен в адрес Губернатора перечень мероприятий по закрытию Челябинской городской свалки, предусматривающий начало процедуры закрытия с 1 января 2018 года, подписанный Первым заместителем Главы города Челябинска <…> (далее – <…>), утвержденный Главой города Челябинска Тефтелевым Е. Н.. (далее – Перечень мероприятий).

Пункт 4 Перечня мероприятий предусматривал перенаправление потоков ТКО, образуемых учреждениями, финансируемыми из средств бюджета города Челябинска, на полигоны ТБО Челябинской области, включенные в ГРОРО с 01.01.2018. Необходимо отметить, что только в декабре 2017 года Распоряжением Администрации от 18.12.2017 № 14904 МУП «ГорЭкоЦентр» утвержден тариф на оказание услуг по сбору и вывозу ТКО на полигон в п. Полетаево. При этом, как следует из пояснений представленных Администрацией, тариф на услугу «Сбор и вывоз ТКО вблизи поселка Полетаево-1 Сосновского муниципального района Челябинской области, номер объекта 74-00118-3-00086-15027, включая плату за размещение твердых коммунальных отходов» установлены по инициативе МУП «ГорЭкоЦентр».

Стоит отметить, что в Перечне мероприятий все действия по перенаправлению потоков ТКО от Челябинского городского округа на полигоны, включенные в ГРОРО, Администрацией поставлены в зависимость от даты начала деятельности регионального оператора (далее – регоператор), включая сроки расторжения МУП «ГорЭкоЦентр» договоров с транспортировщиками.

28 ноября 2017 года Администрацией принято Распоряжение № 14090 «О прекращении временного размещения (хранения) отходов производства и потребления на территории города Челябинска», согласно которому в связи с переходом на оказание услуг по обращению с ТКО собственникам ТКО города Челябинска региональным оператором по обращению с ТКО по Челябинскому кластеру:

- прекратить временное размещение (хранение) отходов производства и потребления на Челябинской городской свалке с даты заключения Министерством соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Челябинского кластера Челябинской области с региональным оператором по обращению с ТКО по Челябинскому кластеру (пункт 1);

- главным распорядителям и получателям бюджетных средств города Челябинска при планировании расходов на обеспечение деятельности учреждений на 2018 год в установленном порядке предусмотреть расходы на оплату услуг по транспортированию и захоронению ТКО, образуемых учреждениями и подлежащих захоронению, на полигонах твердых бытовых отходов Челябинской области, включенных в ГРОРО, начиная с 01.01.2018.

07 декабря 2017 года Распоряжением Администрации № 14493 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города Челябинска от 28.11.2017 № 14090» пункт 1 Распоряжения № 14090 изложен в следующей редакции: «Прекратить временное размещение (хранение) отходов производства и потребления на Челябинской городской свалке с даты начала деятельности по обращению с ТКО на территории Челябинского кластера Челябинской области регионального оператора по обращению с ТКО по Челябинскому кластеру».

Кроме того, в рамках рассмотрения настоящего дела специалистами Челябинского УФАС России осуществлен осмотр официального сайта Администрации (www.cheladmin.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по результатам проведения которого установлено наличие публикации под заголовком «В Челябинске изменится принцип работы с коммунальными отходами» от 25 апреля 2018 года. В публикации указано следующее: «…С момента, как Регоператор приступит к исполнению своих обязанностей по утвержденному тарифу, городская свалка будет закрыта, подчеркнул градоначальник. «Мы ждем этого с нетерпением, сегодня это одна из первостепенных задач. Мы связываем закрытие и рекультивацию свалки с работой Регоператора. В связи с этим важно, насколько быстро он раскрутится и начнет работу в полную силу», - подчеркнул Глава города Челябинска <…>…», «…Вывоз отходов по временной схеме будет осуществляться на полигон в Полетаево…».

Содержание указанной публикации сводится к тому, что региональный оператор, в данном случае ООО «ЦКС», должен приступить к своей работе на территории Челябинского кластера после утверждения тарифа. «…Планируется, что это произойдет до 1 июля текущего года. Всем жителям Челябинска будут направлены информационные письма и договор, который будет автоматически заключен после первой оплаты. Также будут автоматически расторгнуты действующие на тот момент отношения по сбору и вывозу ТКО… До этого момента услуги населению продолжит оказывать МУП «ГорЭкоЦентр»… С момента, как регоператор приступит к исполнению своих обязанностей по утвержденному тарифу, городская свалка будет закрыта, подчеркнул градоначальник…»

Таким образом, Администрация не только сама не предпринимала действия по перенаправлению потоков ТКО, образуемых от жилищного фонда Челябинского городского округа, и закрытию Челябинской городской свалки до начала работы регоператора, но и информировала неопределённый круг лиц, включая транспортировщиков ТКО, о том, что закрытие данной свалки произойдет только после начала деятельности регоператора, которая возможна только после утверждения тарифа на его услуги.

Однако действующее законодательство, в том числе Закон № 89-ФЗ, не предусматривает правовые основания для размещения отходов ТКО, в том числе образуемых от жилого фонда, на Челябинской городской свалке на период до начала осуществления деятельности регоператора.

Указание в письме Администрации № 4-13990/17-0-1 «Об исполнении поручения» о том, что договоры, заключенные с собственниками ТКО на сбор и вывоз действуют до заключения договора с региональным оператором со ссылкой на часть 6 статьи 23 Закона № 89-ФЗ, не может быть рассмотрено в качестве надлежащего основания непринятия мер по перенаправлению потоков ТКО, образуемых от жилого фонда города Челябинска, на полигоны, входящие в ГРОРО, по неустановлению тарифов для МУП «ГорЭкоЦентр» в целях транспортированию отходов для размещения на таких полигонах отходов от населения, размещению отходов на Челябинской городской свалке, ввиду несоответствия требованиям частей 5-7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ.

Необходимо отметить, что Администрация, распространяя данную информацию и утверждая Перечень поручений, не могла не располагать сведениями о том, что до 1 июля 2018 года тариф на услуги регоператора не может быть утвержден, в том числе с учетом времени необходимого для подготовки и рассмотрения документов в Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, а также необходимости включения в состав затрат, учитываемых при утверждении данных тарифов, расходов на услуги по транспортированию отходов, которые определяются по итогам торгов, проводимых в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе.

Извещение о проведении таких торгов регоператором размещено в Единой информационной системе только в сентябре 2018 года.

Также стоит отметить, что 25.04.2018 Администрация уведомила Губернатора об исполнении пунктов 4 и 5 поручений письмом № 4-4354/18-0-1 «Об исполнении поручений», в котором, в частности, указано, что прекращение эксплуатации городской свалки до начала работы регионального оператора по установленному тарифу повлечет за собой приостановление на территории города Челябинска деятельности большинства операторов по транспортированию ТКО, что отрицательно скажется на санитарно-эпидемиологической ситуации в городе и его окрестностях и повлечет нарушение прав населения на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Соответственно, Администрация располагала сведениями о том, что прекращение эксплуатации Челябинской городской свалки, приведет к приостановлению деятельности большинства операторов по транспортированию ТКО и понимало последствия такого приостановления. Однако она не только не предприняла действий, направленных на недопущение приостановления деятельности операторов по транспортированию ТКО, образованных от жилищного фонда, но и действий, направленных на отмену установленного Челябинской городской думой в 2015 году размера платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов в размере 1,87 руб./кв.м..

Так, Решением Челябинской городской Думы от 29.04.2015 № 8/15 наряду с платой за содержание и ремонт (в зависимости от наличия газового оборудования), за обслуживание, поверку общедомовых приборов учета и базовой ставкой платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, установлен размер платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов в размере 1,87 руб./кв.м.

Действующее законодательство не предусматривало утверждение органами местного самоуправления такой платы, ввиду того, что она включена в состав платы за содержание и ремонт жилых помещений и ее размер определяется исходя из договорных отношений управляющих компаний и хозяйствующих субъектов, осуществляющих сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

В последующем Челябинской городской Думой плата за содержание и ремонт жилых помещений неоднократно увеличивалась, при этом плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов с 2015 года в городе Челябинске не изменялась.

Так, Решением Челябинской городской Думы от 29.03.2016 № 19/13 «О плате за жилое помещение в городе Челябинске» с 1 июня 2016 года признаны утратившими силу положения Решения Челябинской городской Думы от 29.04.2015 № 8/15 «О плате за жилое помещение в городе Челябинске» об утверждении платы за жилое помещение в городе Челябинске, за исключением положений о размере платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, размер которых составляет 1,87 руб./кв.м.

Вместе с тем, Администрация, утвердив Распоряжением Администрации от 18.12.2017 № 14904 МУП «ГорЭкоЦентр» утвержден тариф на оказание услуг по сбору и вывозу ТКО на полигон в п. Полетаево в отношении отходов, образуемых от учреждений и организаций, не предпринимала меры по отмене Решения Челябинской городской Думы от 29.04.2015 № 8/15, которым установлен размер платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов в размере 1,87 руб./кв. м, взимаемый с населения.

Более того, 12 сентября 2018 года Министерством в адрес организаций-транспортировщиков направлено письмо «О недопущении завышения платы за транспортирование ТКО для населения», в котором указано, что в связи с приостановкой деятельности МУП «ГорЭкоЦентр» и закрытием Челябинской городской свалки возможно необоснованное завышение цен операторами, осуществляющими транспортирование ТКО, в связи с чем информируем, что в настоящее время размер платы за сбор и вывоз ТКО в составе платы за пользование жилым помещением г. Челябинска составляет 1,87 р/кв.м.

При этом, МУП «ГорЭкоЦентр» в нарушение требований действующего законодательства не проводило работу с управляющими организациями и ТСЖ по заключению договоров на сбор и вывоз твердых бытовых отходов и установлению платы за оказание данных услуг

Более того, МУП «ГорЭкоЦентр», не имея на то правовых оснований, 19 апреля 2017 года в средстве массовой информации – газете «Вечерний Челябинск» № 29 (12039) с пометкой «Для жителей благоустроенного жилищного фонда г. Челябинска, не заключивших договор оказания услуг по вывозу ТБО с МУП «ГорЭкоЦентр», опубликован Договор-оферта оказания услуг организации вывоза твердых бытовых отходов. Указано, что настоящая оферта представляет собой официальное предложение МУП «ГорЭкоЦентр» в лице директора <…> (далее – <…>), адресованное неопределённому кругу лиц (Потребители), которые принимают настоящую оферту, в отношении возмездного оказания услуг по организации вывоза твердых бытовых отходов и выражают намерение заключить указанный договор (далее – Договор-оферта).

Предметом договора является оказание услуг по организации вывоза ТБО с площадки сбора и временного хранения ТБО на объект размещения отходов.

Пункт 3.1. Договора-оферты определяет, что тариф на услуги по вывозу ТБО утверждены Решением Челябинской городской Думы и может быть изменен в одностороннем порядке в связи с изданием нового решения Челябинской городской Думой (пункт 3.2.).

В результате граждане, проживающие в многоквартирных домах обслуживаемых МУП «ГорЭкоЦентр», плату за сбор и вывоз твердых бытовых отходов оплачивали на счет муниципального предприятия, а не на счет управляющей компании или ТСЖ в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения, как это предусмотрено Жилищным кодексом РФ.

Договор-оферта не содержал указания на конкретный объект размещения отходов, на который по договору предусмотрено перемещение отходов, а также на то, что понимается под таким объектом, однако в состав платы Решением Челябинской городской Думы от 29.04.2015 № 8/15 включена стоимость вывоза отходов до Челябинской городской свалки.

При этом, МУП «ГорЭкоЦентр» собственными силами не оказывало услуг по сбору и вывозу (транспортированию) ТКО на территории города Челябинска. Данная услуга была оказана гражданам посредством заключения договоров возмездного оказания услуг по вывозу (транспортированию) ТКО с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее – исполнители, компании-перевозчики) в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

МУП «ГорЭкоЦентр», представители которого участвовали в совещаниях Администрации, обладали информацией о недопустимости размещения ТКО на Челябинской городской свалке. Однако руководствуясь Закона № 223-ФЗ проводило торги, предметом которых являлось заключение договора оказания услуг по транспортировке отходов, образуемых от жителей Челябинского городского округа с установлением в них условий о размещении исключительно на Челябинской городской свалке.

По итогам таких торгов предприятием заключены договоры:

- от 28.12.2016 № 126 ГЭЦ с ООО «Антей»;

- от 28.12.2016 №№ 116 ГЭЦ, 120 ГЭЦ с ИП <…>;

- от 28.12.2016 №№ 117 ГЭЦ, 121 ГЭЦ, 133 ГЭЦ с ИП <…>;

- от 28.12.2016 №№ 130 ГЭЦ, 131 ГЭЦ с ООО «ТоргТранс»;

- от 28.12.2016 №№ 124 ГЭЦ, 129 ГЭЦ с ООО «ТрансЭко»;

- от 28.12.2016 №№ 118 ГЭЦ, 122 ГЭЦ, 127 ГЭЦ с ООО «Уральская жемчужина»;

- от 28.12.2016 №№ 123 ГЭЦ, 128 ГЭЦ, 119 ГЭЦ с ООО «ЭкоСпецБаза» ( далее-договоры с транспортировщиками).

Примечательно, что срок действия указанных договоров определен с 01.01.2017 по 31.12.2019, с установлением в договоре условия о транспортировании ТКО с места сбора мусора на городскую свалку в Металлургическом районе г. Челябинска.

29 августа 2018 года при Прокуратуре г. Челябинска проведено оперативное совещание по вопросу закрытия городской свалки, транспортировки и размещения отходов на полигоны, расположенные вне территории г. Челябинска, и рекультивации городской свалки. При участии в нем, в том числе <…>, представителя Министерства (<…>) и ООО «Полигон ТБО».

В ходе проведения совещания <…> сообщено, что Администрацией и Правительством в целях поэтапного прекращения эксплуатации городской свалки с 01.01.2018 предпринимаются меры перенаправления на указанные полигоны потоков ТКО, образуемых организациями бюджетной сферы города. Окончательно перенаправить потоки ТКО города Челябинска планируется в сентябре 2018 года, после чего дальнейшая эксплуатации городской свалки осуществляться не будет.

При этом, <…> указала, что решается вопрос о выделении субсидии для покрытия расходов, которые возникнут при транспортировке отходов на полигон, расположенный в Полетаево. Субсидия будет предоставлена организациям, имеющим лицензию на осуществление данного вида деятельности. Для разрешения данного вопроса с перевозчиками будут заключены соглашения.

ООО «Полигон ТБО» указало, что готово принимать отходы без оплаты после окончательного согласования данного вопроса с Министерством.

05 сентября 2018 года Администрацией в адрес МУП «ГорЭкоЦентр» направлено письмо № 03-10/310, из содержания которого следует, что 30.08.2018 Законодательным Собранием Челябинской области внесены изменения в статью 3 Закона Челябинской области от 29.11.2012 № 421-ЗО «Об отходах производства и потребления» в части установления новой формы стимулирования деятельности в сфере обращения с отходами – предоставление субсидии организациям, осуществляющим обработку и размещение ТКО на полигонах. В целях реализации данного изменения Министерством подготовлен проект положения о субсидировании указанной деятельности.

Согласно проекту положения о субсидировании, до начала работы регионального оператора по обращению с отходами по Челябинскому кластеру обработка и размещение отходов, образуемых населением жилищного фонда города Челябинска, на полигоне ТБО ООО «Полигон ТБО» в пос. Полетаево-1 Сосновского муниципального района Челябинской области будет осуществляться безвозмездно. Затраты на обработку и размещение всего объема ТКО, образуемых данной категорией населения, будут возмещаться ООО «Полигон ТБО» из областного бюджета.

В связи с чем, Администрацией только 5 сентября 2018 года МУП ГорЭкоЦентр поручено проведение работы по внесению изменений в договоры возмездного оказания услуг по вывозу (транспортированию) отходов, образуемых в жилых помещениях в процессе потребления жителями благоустроенного и неблагоустроенного жилищного фонда, заключенные МУП «ГорЭкоЦентр» на период до 2019 года, в части изменения места транспортирования отходов на полигон ТБО ООО «Полигон ТБО» в пос. Полетаево-1 Сосновского муниципального района Челябинской области.

Вместе с тем, документов и сведений, позволяющих сделать вывод о проделанной работе МУП «ГорЭкоЦентр» во исполнение названного поручения, в материалах дела № 20-07/18 о нарушении антимонопольного законодательства не имеется.

С 11.09.2018 в соответствии с распоряжением Администрации г. Челябинска от 07.09.2018 № 10340 прекращено временное размещение (хранение) отходов производства и потребления на земельном участке площадью 741 167 кв.м, кадастровый номер <...> :36:0110006:346, по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Металлургический район, в границах улиц: Хлебозаводская, Автоматики, Героев Танкограда, Северный луч.

07 сентября 2018 года проведено совещание у Первого заместителя Главы города Челябинска <…> на тему: «Прекращение МУП «ГорЭкоЦентр» деятельности по вывозу и размещению ТКО на городской свалке, организация вывоза ТКО города Челябинска до начала работы регионального оператора по обращению с отходами по Челябинскому кластеру в полном объеме», в том числе в присутствии <…>, <…>, являющегося директором ООО «ЦКС», <…>, являющегося генеральным директором ООО «Полигон ТБО», под председательством <…>.

В рамках проведения указанного совещания <…> озвучено, что в связи с предстоящим закрытием Челябинской городской свалки до начала работы регионального оператора необходимо произвести окончательное перенаправление потоков ТКО на полигон в пос. Полетаево.

При этом, предложено два способа перенаправления потоков ТКО, образуемых населением города, без увеличения тарифов для населения:

1) перезаключение договоров с МУП «ГорЭкоЦентр» – перезаключение ранее заключенных договоры на сбор и вывоз ТКО от населения с перевозчиками ТКО на новых условиях, с учетом требований законодательства о закупках, при сохранении схемы Население – МУП «ГорЭкоЦентр»;

2) замена стороны договора – замена в договорах: Население – МУП «ГорЭкоЦентр», МУП «ГорЭкоЦентр» – Перевозчики ТКО, МУП «ГорЭкоЦентр» – Городской центр начисления коммунальных платежей, с МУП «ГорЭкоЦентр» на ООО «ЦКС».

При этом, каких-либо оснований применения второго предложенного способа перенаправления потоков ТКО на полигоны, внесенные ГРОРО, свидетельствующих о законности замены стороны в договорах с МУП «ГорЭкоЦентр» на ООО «ЦКС» не приведено.

Директором Предприятия указано на готовность осуществления окончательного перенаправления потоков ТКО на полигон в п. Полетаево любым из предложенных способов, с соблюдением требований законодательства, однако отмечено, что при перезаключении договоров и внесении изменений в них имеется необходимость соблюдения требований закона о закупках.

Присутствующими лицами, в том числе директором ООО «ЦКС» и <…>, указано, что Замена стороны договора будет наиболее коротким способом перенаправления потоков ТКО на полигон в пос. Полетаево. При этом ООО «ЦКС» указало о готовности провести соответствующую работу по замене стороны договора в максимально короткие сроки.

Необходимо отметить, что генеральным директором ООО «Полигон ТБО» на указанном совещании высказано мнение о том, что ООО «Полигон ТБО» технически готово к заключению договоров с перевозчиками ТКО и приему ТКО от города Челябинска для обработки и захоронения на полигон пос. Полетаево в полном объеме, и при наличии возможности получения бюджетной субсидии полигон готов принимать ТКО населения без оплаты до начала работы регионального оператора.

По результатам проведения указанного совещания, в том числе решено: наиболее оптимальным способом перенаправления потоков ТКО, образуемых населением города, до начала работы регионального оператора без увеличения тарифов на сбор и вывоз ТКО для населения жилищного фонда города Челябинска является замена стороны договора с МУП «ГорЭкоЦентр» на ООО «ЦКС» в договорах Население – МУП «ГорЭкоЦентр» – Перевозчики, в связи с чем поручено <…> подготовить дорожную карту мероприятий по замене стороны договора, определить максимально короткие сроки такого мероприятия.

Представители ИП <…>, ИП <…>, ООО «ТоргТранс», ООО «ТрансЭко», ООО «Уральская жемчужина», ООО «ЭкоСпецБаза» на указанном совещании отсутствовали

Помимо этого, на проведенном 10 сентября 2018 года совещании под председательством <…> указанным должностным лицом без правовых на то оснований МУП «ГорЭкоЦентр» дано указание о взаимодействии с ООО «ЦКС», при условии, что у последнего на указанный момент не имелось правовых оснований для вывоза отходов, образуемых от Челябинского городского округа, а также отсутствовала собственная техника в количестве, необходимом для вывоза ТКО с территории города Челябинска.

Вскоре, 18 сентября 2018 года без проведения торгов после указаний Администрации между МУП «ГорЭкоЦентр» и ООО «ЦКС» заключен Договор № 100-Ж, согласно которому ООО «ЦКС» обязуется оказывать МУП «ГорЭкоЦентр» возмездные услуги по вывозу, транспортированию, с последующим размещением на объекте размещения отходов, внесенном в ГРОРО, твердые коммунальные отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления жителями благоустроенного жилищного фонда и накапливаемых в контейнерах емкостью 0,6 м. куб, 1,1 м. куб. с местонахождения контейнерных площадок, согласно утвержденному графику, являющемуся Приложением № 1 к рассматриваемому Договору. Срок действия договора установлен по 31.12.2018 года, то есть фактически до начала работы регионального оператора.

Данный договор заключен без торгов на основании подпункта 16 пункта 51.1. раздела 51 Положение о закупках, изложенное в новой редакции и утвержденное в июле 2018 года директором Предприятия (далее – Положение) в период действия договоров, заключенных МУП «ГорЭкоЦентр» с транспортировщиками.

В соответствии с пунктом 4.1. цена договора ориентировочно составляет 41 146 077 рублей с учетом НДС. При этом указано, что Заказчик не компенсирует Исполнителю затраты на размещение отходов на объекте размещения отходов, включенном в ГРОРО.

Из представленных письменных пояснений МУП «ГорЭкоЦентр» и документов имеющихся в материалах дела, следует, что возможность бесплатного размещения и обработки отходов, транспортируемых от жилищного фонда г. Челябинска на полигон в п. Полетаево Предприятию была известна, поскольку такая информация озвучивалась на совещаниях в Администрации г. Челябинска.

Указанное может указывать на то, что указание в Договоре № 100-Ж, заключенном с ООО «ЦКС» условия о том, что предприятие не компенсирует затраты на размещение отходов на объекте размещения отходов, включенном в ГРОРО, является намеренным, ввиду известности МУП «ГорЭкоЦентр» информации о намерении Правительства и Минэкологии предоставить субсидии ООО «Полигон ТБО» и готовности данного общества принимать данные отходы без оплаты стоимости размещения.

Однако на момент заключения договоров с ООО «ЦКС» у МУП «ГорЭкоЦентр» отсутствовали правоотношения с ООО «Полигон ТБО», позволяющие размещать отходы на полигоне в п. Полетаево Сосновского муниципального района Челябинской области, При этом МУП «ГорЭкоЦентр» не предпринималось каких-либо действий по урегулированию вопросов, связанных с размещением ТКО, образуемых от жилищного фонда, жители которого оплачивали услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на счет предприятия на полигоне п. Полетаево, в том числе в период переписки с транспортировщиками в сентябре 2018 года, после принятия акта Администрации о закрытии Челябинской городской свалки.

Указанное может свидетельствовать о достижении устного соглашения МУП «ГорЭкоЦентр» с ООО «Полигон ТБО» о безвозмездном характере размещения указанных ТКО, ввиду последующего компенсации данных расходов за счет средств областного бюджета путем принятия Правительством Постановления от 19.11.2018 № 521-П, которым утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, связанных с обработкой и захоронением ТКО в 2018 году, и заключения с Министерством соглашения о предоставлении субсидии.

Только в декабре 2018 года МУП «ГорЭкоЦентр» заключило с ООО «Полигон ТБО» договор № П-95/18 от 06.12.2018 предусматривающее размещение отходов на полигоне, включив в указанный договор условие о распространении его действия на отношения, возникшие с 11 сентября 2018 года. При этом предприятие не осуществляло деятельность по транспортированию отходов ввиду отсутствия у него техники, а фактически являлось в данных отношениях промежуточным звеном между ООО «Полигон ТБО» и субподрядчиками ООО «ЦКС», привлеченными регоператором для исполнения Договора № 100-Ж.

Также необходимо подчеркнуть, что Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.08.2018 по делу № А76-1203/2018 аннулирована лицензия, выданная МУП «Городской экологический центр» на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности на свалке ТКО, расположенной в границах улиц: Хлебозаводская, Автоматики, Героев Танкограда, Северный луч в Металлургическом районе города Челябинска.

Металлургическим районным судом г. Челябинска 10.09.2018 вынесено постановление об административном приостановлении деятельности МУП «ГорЭкоЦентр» (по всем видам деятельности) на 60 суток.

Вместе с тем, на момент принятия Администрацией Распоряжения № 10340 указанные судебные акты в законную силу не вступили, соответственно, их исполнение МУП «ГорЭкоЦентр» не являлось обязательным, Предприятие имело возможность обжаловать указанные акты.

Совокупность рассмотренных действий Администрации и МУП «ГорЭкоЦентр», включая информацию, изложенную в определении о назначении дела к рассмотрению, могут указывать на совершение согласованных действий и достижение Правительством, Администрацией, Министерством, МУП «ГорЭкоЦентр», ООО «Полигон ТБО» соглашения, которое могло привести к ограничению, устранению конкуренции на товарных рынках в сфере обращения с ТКО, в том числе к устранению с рынка оказания услуг по транспортированию ТКО отдельных хозяйствующих субъектов, а также к разделу товарного рынка по размещению твердых коммунальных отходов по территориальному принципу.

В соответствии с частью 3 статьи 42 Закона о защите конкуренции, Комиссия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Привлечь к участию в рассмотрении дела 20-07/18 в качестве ответчиков по делу Администрацию города Челябинска (пл. Революции, 2, г. Челябинск, 454113), Муниципальное унитарное предприятие «Городской Экологический Центр» (ул. Переселенческий пункт, 26, г. Челябинск, 454091).

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

<…>

<…> (351) 265-93-79

Связанные организации

ООО "ПОЛИГОН ТБО"
ИНН 7438030026, ОГРН 1117438003407
МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН 7453135778, ОГРН 1047424528161
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН 7453042717, ОГРН 1027403862210
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
ИНН 7421000263, ОГРН 1027402920225