Решение №2067/09 1. По результатам проведенной внеплановой проверки признать ... от 26 февраля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская больница г. Верхний Уфалей»

456800, Челябинская область,

г. Верхний Уфалей,

ул. Суворова, д. 6

Общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «ПРОЕКТ»

620087, Свердловская область,

г. Екатеринбург,

ул. Онежская, 6А, оф. 3

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/99-363/2020

по делу № 16-ВП/2020

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 26 февраля 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 26 февраля 2020 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

«<…>»

руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) на основании поступившей в адрес Челябинского УФАС России информации о нарушении законодательства о контрактной системе при заключении Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская больница г. Верхний Уфалей» (далее - ГБУЗ «ГБ г. Верхний Уфалей», заказчик) государственного контракта № 510 от 23.11.2017 на выполнение работ по капитальному ремонту крыши здания больницы с теплым переходом по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, ул. Суворова, 6, без вызова стороны,

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Челябинского УФАС России поступила информация о нарушении законодательства о контрактной системе при заключении Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская больница г. Верхний Уфалей» (далее - ГБУЗ «ГБ г. Верхний Уфалей», заказчик) государственного контракта № 510 от 23.11.2017 на выполнение работ по капитальному ремонту крыши здания больницы с теплым переходом по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, ул. Суворова, 6 (далее –контракт № 510 от 23.11.2017).

В обращении Общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «ПРОЕКТ» (далее - ООО «СК «ПРОЕКТ») указано, что контракт № 510 от 23.11.2017 заключен без применения конкурентных процедур.

Челябинским УФАС России в адрес заказчика направлен запрос о предоставлении документов и информации по вопросу заключения государственного контракта № 510 от 23.11.2017 на выполнение работ по капитальному ремонту крыши здания больницы с теплым переходом по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, ул. Суворова, 6.

Изучив размещенные в ЕИС сведения, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

ГБУЗ «ГБ г. Верхний Уфалей» в лице Главного врача Логиновой Ларисы Геннадьевны (заказчик) и Общество с ограниченной ответственностью «Энергопрофи» (подрядчик) в лице директора Курбатова Михаила Владимировича заключили государственный контракт № 510 от 23.11.2017 на выполнение работ по капитальному ремонту крыши здания больницы с теплым переходом по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, ул. Суворова, 6 на сумму 2 313 359,68 рублей.

Из пояснений заказчика, представленных в Челябинское УФАС России следует, что указанный контракт заключен на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в целях ликвидации последствий, которые могла возникнуть вследствие чрезвычайных ситуаций природного характера. Ранее по результатам проведенного электронного аукциона, между МБЛПУ «Центральная городская больница» в лице Главного врача Логиновой Ларисы Геннадьевны и ООО «СК «Проект» в лице директора Лемтюгиной Ирины Александровны 03.04.2017 был заключен муниципальный контракт № 33/2017 на сумму 4 713 359, 68 рублей. В связи с нарушением подрядчиком срока выполнение работ муниципальный контракт № 33/2017от 03.04.2017 был расторгнут на сумму неисполненных обязательств. Поскольку на момент расторжения контракта часть крыши здания больницы находилась без покрытия, а для проведения повторного аукциона потребовалось бы значительное количество времени, ГБУЗ «ГБ г. Верхний Уфалей» принято решение заключить контракт с единственным подрядчиком без проведения конкурентной процедуры.

Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Как установлено пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) – совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.

При этом частью 3 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе перечни.

Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).

Перечень включает в себя пункт 43<4> по ОК 034-2014 (КПЕС 2008) – Работы строительные специализированные (кроме кода 43.13); включающий пункт 43.91.19.110 - работы строительные специализированные (Работы строительные по устройству любых видов кровельных покрытий зданий и сооружений).

Как следует из пояснений заказчика, государственный контракт № 510 от 23.11.2017 на выполнение работ по капитальному ремонту крыши здания больницы с теплым переходом по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, ул. Суворова, 6 заключен по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе - закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

Основанием для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является не столько отсутствие времени для проведения иных процедур закупок, сколько наступление такого обстоятельства как непреодолимая сила.

Термин «непреодолимая сила» положениями Закона о контрактной системе не закреплен. Однако это понятие определено в гражданском законодательстве, являющемся нормативной основой для отношений в сфере закупок.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, непреодолимая сила характеризуется признаками чрезвычайности и непредотвратимости наступивших обстоятельств.

Под чрезвычайностью следует понимать необычность явления для повседневности, отсутствие его систематичности. Второй признак непреодолимой силы характеризуется невозможностью собственными усилиями его предотвратить.

Правоприменительная практика относит к непреодолимой силе явления стихийного характера: землетрясения, сильные снегопады, цунами и т. д.

Признаки чрезвычайности и непредотвратимости наступления последствий должны присутствовать в совокупности.

В частности, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, носящие систематический характер или связанные с осуществлением властных полномочий заказчика.

Исходя из документов и сведений, представленных заказчиком, следует, что основания для заключения контракта с единственным поставщиком, отсутствовали и при выборе способа определения поставщика (государственный контракт № 510 от 23.11.2017) в соответствии с требованиями части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, заказчик должен был провести процедуру в форме электронного аукциона.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что работы, являющиеся предметом рассматриваемого государственного контракта в соответствии с позицией по КТРУ относятся к работам строительным по устройству любых видов кровельных покрытий зданий и сооружений, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком неправомерно, в нарушение части 1 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заключен контракт с единственным подрядчиком ввиду отсутствия обстоятельств, являющихся основанием для заключения контракта.

Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Однако, материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных должностных лиц передавать нецелесообразно в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что контракт заключен.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии «<…>»

Члены Комиссии «<…>»

«<…>»

Связанные организации

Связанные организации не указаны