Решение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 074/10/5-1348/2023 об отсутствии оснований для... от 16 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 074/10/5-1348/2023 об отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков «14» июня 2023 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия рассмотрев обращение ФГУП «Производственное объединение «Маяк» (вх. № 7445/23 от 06.06.2023) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО Производственная компания «Молот» (ИНН 7716948751) в связи с уклонением от заключения договора на поставку листа титанового (извещение № 32312353115), 2023-8857 2 УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступило обращение ФГУП «Производственное объединение «Маяк» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО Производственная компания «Молот» (ИНН 7716948751) в связи с уклонением от заключения договора на поставку листа титанового (извещение № 32312353115). Поводом к обращению послужили следующие обстоятельства. ФГУП «Производственное объединение «Маяк» провело запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку листа титанового (извещение № 32312353115). 16.05.2023 в ЕИС размещен протокол подведения итогов закупки, так победителем конкурса в электронной форме признано ООО Производственная компания «Молот». 17.05.2023 в адрес Заказчика поступило уведомление (исх. 17/05/2023 от 17.05.2023) о невозможности заключения договора по результатам закупки по причине технической ошибки, в связи с которой ценовое предложение на ЭТП подано без учета НДС. Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, которое осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на официальном сайте. В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Законом о закупках. Согласно Приказу ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия территориального органа ФАС России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков. Обращение ФГУП «Производственное объединение «Маяк» об ООО Производственная компания «Молот» направлено в Челябинское УФАС России в сроки и в порядке, предусмотренные Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1211. Из анализа положений Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков является инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по 2023-8857 3 добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Включение сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности. При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П, определения от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О). По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Следовательно, при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения (подписания) договора антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о закупках либо наличием решения заказчика о признании участника уклонившимся от заключения договора, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины поставщика (подрядчика, исполнителя), правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении договора и т.д.. Термин «уклонение от заключения договора» предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи, с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя конкурса в электронной форме. Согласно пункту 18 закупочной документации срок заключения договора: в течение 20 (двадцати) дней, но не ранее чем через 10 (десять) дней после размещения на официальном сайте и на ЭТП итогового протокола. Статьей 15 Закона о закупках установлено, что договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. Следовательно, не позднее 06.06.2023 ООО Производственная компания «Молот» 2023-8857 4 обязано было подписать проект договора со своей стороны. Однако, ООО Производственная компания «Молот» направило в адрес Заказчика уведомление об отказе в заключении договора. О причинах отказа в заключении договора общество поясняет следующее. Ценовое предложение ООО Производственная компания «Молот» было подано на ЭТП АО «Сбербанк-АСТ» в размере 2 054 000 рублей, НДС не облагается, следовательно, без учета НДС. Данное ценовое предложение общества подано ошибочно, так как ООО Производственная компания «Молот» находится на общей системе налогообложения и не применяет специальных налоговых режимов. Сотрудником общества при размещении заявки на ЭТП АО «Сбербанк-АСТ» была допущено техническая ошибка в графе «является УСН» проставлен положительный ответ. В соответствии с положениями закупочной документации Заказчика ценовое предложение указывается в форме, заполняемой с помощью функционала ЭТП и присутствует указание на сводную таблицу стоимости. В материалах обращения имеется сводная таблица стоимости, из которой следует предложенная цена с учетом НДС в размере 2 464 800 рублей и без учета НДС в размере 2 054 000 рублей. Включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры определения поставщика обязательств. При этом, одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках, товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Закон о закупках не содержит безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушения, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. При привлечении лица к публично-правовой ответственности должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона как элемент субъективной стороны состава правонарушения; применяемые санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. По мнению Комиссии Челябинского УФАС России технические ошибки, совершенные на этапе подачи ценовых предложений не могут свидетельствовать о намерении участника закупки уклониться от заключения договора. ООО Производственная компания «Молот» был произведен платеж по обеспечению исполнения договора. Иных бесспорных доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение лица, его умышленное уклонение от заключения договора, в материалах обращения не имеется. Также Комиссия отмечает, что протокол признания участника уклонившимся от заключения договора размещен в ЕИС 25.05.2023, в то время как предельным днем заключения договора по результатам закупки является 06.06.2023. Всесторонне исследовав все обстоятельства обращения и представленные 2023-8857 5 документы, Комиссия Челябинского УФАС пришла к выводу о том, что признание ООО Производственная компания «Молот» в качестве недобросовестного поставщика не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности индивидуального предпринимателя в течение двух лет участвовать в закупках и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного участником деяния. С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь положениями Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211, положениями Приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках, РЕШИЛА: Направить в Федеральную антимонопольную службу заключение об отсутствии оснований для включения сведений об ООО Производственная компания «Молот» (117447, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Котловка, ул. Винокурова, д. 24, к. 4, пом. 1/1, ИНН 7716948751, ОГРН 1207700283262) в Реестр недобросовестных поставщиков.

Связанные организации

Связанные организации не указаны