Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-266/2024 от 29 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-266/2024 г. Челябинск Резолютивная часть решения оглашена «27» февраля 2024 года В полном объеме решение изготовлено «29» февраля 2024 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) рассмотрев жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» (далее – Заявитель) (вх. № 1875- ИП/24 от 07.02.2024) на действия МУП «Расчетный центр» Миасского городского округа (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса на проведение обязательного (финансового) аудита бухгалтерской отчетности за 2023 год (извещение № 32413199915), УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» на 2024-3400 2 действия МУП «Расчетный центр» Миасского городского округа при проведении открытого конкурса на проведение обязательного (финансового) аудита бухгалтерской отчетности за 2023 год (извещение № 32413199915). В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Жалоба ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» поступила в Челябинское УФАС России 07.02.2024 в 01:55. Окончание срока подачи заявок: 07.02.2024 в 11:00. В соответствии с частью 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения. Таким образом, сроки для подачи жалобы в антимонопольный орган соблюдены, следовательно, Заявитель был вправе подать жалобу на действия Заказчика. Заявитель в своей жалобе указывает следующее. 1. Проводимая закупка МУП «Расчетный центр» Миасского городского округа должна находится в разделе торгов по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), однако Заказчик разместил указанную закупку в разделе Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), что является нарушением законодательства. 2. Заказчик нарушил свое Положение о закупке, поскольку в нем не может быть 2024-3400 3 установлено требование о проведении обязательного аудита в рамках Закона о закупках. В случае, если Положение о закупке не содержит указание на закупку обязательного аудита в рамках Закона о контрактной системе Заявитель просит обязать Заказчика внести изменение в Положение о закупке в данной части. 3. Конкурс в результате размещения в разделе Закона о закупках не имеет электронной формы в смысле норм Закона о контрактной системе. МУП «Расчетный центр» Миасского городского округа не указало идентификационный код закупки (далее — ИКЗ), чем нарушило требования Закона о контрактной системе. В ходе рассмотрения настоящей жалобы Комиссией антимонопольного органа установлено следующее. 1. Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП «Расчетный центр» Миасского городского округа, и размещенное в Единой информационной системе 07.11.2023. 22.01.2024 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет было опубликовано извещение № 32413199915 о проведении конкурса на проведение обязательного (финансового) аудита бухгалтерской отчетности за 2023 год. Формирование начальной (максимальной) цены договора выполнено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Документация по закупке сформирована также с ссылками на Гражданское законодательство и Закон о контрактной системе. Согласно пункту 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности). В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности: 1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; 2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй; 3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей; 4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов 2024-3400 4 этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующих хотя бы одному из следующих условий: а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей; б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей; 5) акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования. В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным. Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что доля государственной собственности в уставном (складочном) капитале МУП «Расчетный центр» Миасского городского округа составляет более 25 %. Таким образом, МУП «Расчетный центр» Миасского городского округа обязано провести закупку услуг по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе. МУП «Расчетный центр» Миасского городского округа в ЕИС размещена документации открытого конкурса на проведение обязательного (финансового) аудита бухгалтерской отчетности за 2023 год. Статьей 7 Закона о контрактной системе предусмотрен принцип открытости и прозрачности: 1. В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. 2. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. 3. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Извещение размещено в разделе ЕИС по 223-ФЗ. Проведение Заказчиком закупки, предусмотренной Законом о контрактной системе, 2024-3400 5 но размещение Извещения в разделе ЕИС, предназначенного для размещения информации о закупках, проводимых в порядке, предусмотренном Законом о закупка, может привести к ограничению числа участников конкурса, поскольку информация об указанной закупке отсутствует в разделе ЕИС для размещения информации в рамках Закона о контрактной системе. Указанная позиция поддерживается Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А60-20364/2020 от 15.07.2021. Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что размещение Извещения № 32413199915 в разделе ЕИС по 223-ФЗ является нарушением Заказчиком пункта 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках и нарушением части 2 статьи 7, части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе. 2. Как указывалось ранее, Закон о закупках не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Закона об аудиторской деятельности. Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. При этом, Комиссия отмечает, что Заказчики самостоятельно разрабатывают правила закупочных процедур, проводимых в рамках Закона о закупках, которые и прописывают в Положении о закупке. Соответственно, требование к Заказчику о внесении изменений в Положение о закупке в части утверждения порядка проведения закупки обязательного аудита в порядке Закона о контрактной системе является необоснованным. 3. Пунктом 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что Извещение об осуществлении закупки должно содержать идентификационный код закупки. Частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы. Приказом Минфина России от 10.04.2019 № 55н утвержден Порядок формирования 2024-3400 6 идентификационного кода закупки (далее – Порядок № 55). Пунктом 2 Порядка № 55 предусмотрено, что для целей настоящего порядка идентификационный код закупки представляет собой цифровой, машиночитаемый код. Согласно пункту 5 Порядка № 55 структура и состав идентификационного кода закупки представляют собой 36-значный цифровой код, в котором 34 - 36 разряды – это код вида расходов по бюджетной классификации Российской Федерации, определенный в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В пункте 15 раздела 3 Приказа Минфина РФ от 06.06.2019 № 85Н «О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуру и принципы назначения» (далее – Порядок № 85Н) указано, что классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (муниципальными органами) и органами управления государственными внебюджетными фондами основных функций, решение социально-экономических задач Пунктом 16 раздела 3 Порядка № 85Н предусмотрено, что код вида расходов включен в структуру кода классификации расходов бюджетов (18-20 разряды). Из указанных положений бюджетного законодательства по совокупности с нормами Закона о контрактной системе следует, что ИКЗ может быть сформировано и указано Заказчиком только в случае, если денежные средства для проведения закупки доводятся в рамках лимитов бюджетных обязательств. Из Извещения о закупке следует, что заказчиком является МУП «Расчетный центр» Миасского городского округа, источником финансирования являются собственные средства предприятия, в связи с чем ИКЗ не может быть сформирован данным заказчиком, а, следовательно, не может быть указан при формировании извещения о закупке. Таким образом, невозможность соблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 42, частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе в части указания в документах о закупке ИКЗ обусловлено внебюджетным порядком финансирования и правовым положением самого предприятия, которое при этом обязано заключить договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации по результатам проведения электронного конкурса в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе. При таких обстоятельствах Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушения законодательства о контрактной системе. Исходя из информации, представленной сторонами, Комиссия, руководствуясь статей 18.1 Закона о защите конкуренции, РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» на действия МУП «Расчетный центр» Миасского городского округа обоснованной. 2. Признать в действиях МУП «Расчетный центр» Миасского городского округа нарушение пункта 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках и нарушение части 2 статьи 7, части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе. 3. Выдать МУП «Расчетный центр» Миасского городского округа предписание об 2024-3400 7 устранении нарушений порядка организации и проведения закупки. 4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны