Решение №ВЛ/4430/22 Р Е Ш Е Н И Е по делу 074/06/105-899/2022 (171-ж/2022) от 20 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

4

 

 

 

Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска

 

454113, г. Челябинск, ул. Тимирязева, 36

 

Управление муниципальных закупок Администрации города Челябинска

 

454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 32

 

АО «ЕЭТП»

 

115114, г. Москва, ул. Кожевническая,

д. 14, стр. 5

 

ООО «Риконт-Инвест»

 

456504, Сосновский р-н, п. Северный,

ул. Гагарина, д. 1а, оф. 7

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 074/06/105-899/2022 (171-ж/2022)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 15.04.2022

В полном объеме решение изготовлено 20.04.2022

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», рассмотрев жалобу ООО «Риконт-Инвест» при участии в дистанционном режиме:

- представителя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска  действующего на основании доверенности от 26.10.2021;

- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска действующего на основании доверенности № 28 от 17.12.2021,

- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска, , действующего на основании доверенности № 30 от 22.12.2021,

- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска,  действующего на основании доверенности № 7 от 28.01.2022,

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Челябинского УФАС России 08.04.2022 поступила жалоба ООО «Риконт-Инвест» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Потемкина, 43 (извещение № 0169300000122000324) (далее - аукцион).

Согласно представленным документам 31.03.2021 Управление муниципальных закупок Администрации города Челябинска объявило о проведении аукциона.

Заказчиком выступил Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону 12 737 229, 60 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе – 08.04.2021.

На момент рассмотрения жалобы ООО «Риконт-Инвест» контракт не заключен.

В жалобе указано, что в извещении о закупке не установлено требование к участнику закупки о наличии лицензии на осуществление деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, а также неправомерно рассчитана начальная (максимальная) цена контракта, так как в цену контракта не заложена стоимость расходов по размещению отходов на полигоне.

На заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа против доводов жалобы возражали, предоставили письменные пояснения и указали, что предметом закупки является снос многоквартирного дома, тогда как вывод отходов не является самостоятельным объектом закупки.

Кроме того, заказчика пояснил, что расходы по размещению ТКО заложены в затраты, предусмотренные локальным сметным расчетом, при этом обоснование начальной (максимальной) цены контракта произведено в соответствии с Приказом Минстроя № 421/пр от 04.08.2020.

 

Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

При этом, в соответствии с подпунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

С учетом изложенного, в извещении об электронном аукционе должны содержаться документы о необходимости подтверждения участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.

При этом, установление действующим законодательством требований к лицу, выполняющему работу, фактически означает требование к подрядчику, что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем предоставления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.

В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Отношения в области обращения с отходами I - IV классов опасности регламентируются Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее - Закона об отходах производства и потребления), который в том числе определяет классы опасности отходов в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона.

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности регламентируется Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (далее – Постановление № 2290).

Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности определен в Приложении к Постановлению № 2290.

Таким образом, лицензированию подлежит деятельность по обращению с отходами I - IV классов опасности.

Согласно пункту 1.2 проекта контракта подрядчик обязуется выполнить работы по сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Потемкина, 43 (далее – Объект) в сроки и на условиях, предусмотренных техническим заданием (приложение № 1 к контракту) и сметой контракта (приложение № 2 к контракту), являющимися неотъемлемой частью, а заказчик обязуется оплатить эти работы.

В пункте 3 технического задания указано, что работы необходимо осуществлять в соответствии с техническим заданием, проектной документацией.

Таким образом, предмет контракта, являющийся существенным условием исполнения контракта, включает в себя полной перечень и объем работ, которые предусмотрены технической документацией, являющейся приложением к извещению о закупке.

Согласно смете контракта, локальному сметному расчету № 1 в объем работ по сносу многоквартирного дома входит:

- разборка зданий методом обрушения: кирпичных отапливаемых;

- погрузочные работы при автомобильных перевозках мусора строительного;

- перевозка грузов автомобилями на расстояние до 30 км I класс груза;

- засыпка траншей и котлованов с перемещением грунта до 5 м, группа грунтов 2.

Более того, пункт 11 раздела 7 проектной документации «Проект организации работ по сносу объектов капитального строительства: раскрывает описание решений по вывозу и утилизации отходов, в соответствии с которым указано, что разрушение и демонтаж предполагается без сохранения и складирования материала. На каждом этапе предусмотрен вывоз образовавшегося мусора с помощью спецтехники на полигон ТБО, расположенный на расстоянии 45 км.

Более того, в пункте 12 проектной документации предусмотрено, что одним из этапов рекультивации является очистка рекультивируемой территории от производственных отходов, строительного мусора с последующим их захоронением или складированием в установленном месте.

С учетом указанных положений технического задания, сметы контракта, локального сметного расчета, а также проектной документации, услуги по вывозу и утилизации отходов являются неотъемлемым этапом осуществления работ по сносу объектов капитального строительства.

При этом доводы заказчика и уполномоченного органа, согласно которым услуги по транспортированию отходов, образовавшихся после сноса объекта капитального строительства, не являются самостоятельным объектом закупки, являются несостоятельными, так как комплекс работ, включающих демонтаж здания, вывоз и утилизацию отходов, а также мероприятия по рекультивации и благоустройству земельного участка являются единым технологическим процессом по осуществлению сноса объекта капитального строительства, предусмотренным проектной документацией, при этом выполнение всего объема работ, входящих в объект закупки, будет являться надлежащим исполнением контракта.

С учетом изложенного, в единых требованиях к участнику закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также в требованиях к составу заявки должно находить отражение условие о наличии у участника закупки права осуществлять транспортирование отходов соответствующего класса опасности на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, что согласуется с требованиями извещения о закупке и проектной документацией, размещенной в составе извещения о закупке.

Следует отметить, что в пункте 4.1.1 проекта контракта установлена обязанность подрядчика по предоставлению копию собственной лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (транспортирование отходов IV класса опасности) либо по предоставлению копии договора с субподрядной организацией, имеющей указанную лицензию.

Вместе с тем, установление указанного условия исполнения контракта не снимает с заказчика обязанность по установлению в извещении о закупке требования к участнику закупки и к составу заявки о предоставлении на стадии подачи заявок указанной лицензии в подтверждение соответствия пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, в нарушение пункта 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта «н» пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в требованиях к участнику закупки содержанию и составу заявки участника закупки не установлено условие о предоставлении лицензии на транспортирование отходов соответствующего класса опасности, что не согласуется с требованием по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о наличии указанной лицензии у участника закупки для оказания услуг, являющихся объектом закупки.

В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

Согласно доводам жалобы заявитель оспаривает порядок формирования начальной (максимальной) цены контракта в части отсутствия в локальном сметном расчете затрат на утилизацию или захоронение отходов.

Вместе с тем, указанные доводы в части расчета начальной (максимальной) цены контракта при проведении закупки не относятся к компетенции антимонопольного органа, так как в силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «Риконт-Инвест» на действия заказчика обоснованными.

2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пункта 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта «н» пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать жалобу в части проверки правомерности обоснования начальной (максимальной) цены контракта в Контрольно-ревизионное управление Администрации города Челябинска.

5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

2022-4802

 

 

Связанные организации

ООО «Риконт-Инвест»
ИНН 7453250435, ОГРН 1127453014325
Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями г. Челябинска
ИНН 7421000190, ОГРН 1027402931500
Управление муниципальных закупок Администрации г. Челябинска
ИНН 7453157348, ОГРН 1067451014135
АО «ЕЭТП»
ИНН 7707704692, ОГРН 1027739521666