Решение №ЕР/1417/21 Челябинским УФАС России по результатам рассмотрения дела при... от 8 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Тандер»

350002, г. Краснодар, ул. им. Леваневского, д. 185

350072 г. Краснодар ул. Солнечная, 15/5

ООО «Молл»

454091, г. Челябинск, ул. Труда, д. 166, оф. 7

ООО «Ресурс»

457000, Челябинская обл., п. Увельский, ул. Железнодорожная, д. 59

 

РЕШЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА

ПО ДЕЛУ № 074/01/11-1115/2020


  26 января 2021 года                                                                                       г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

- <…> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

- <…> – начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России,

- <…> – главный специалист-эксперт отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России,

- <…> – ведущий специалист-эксперт отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России,

рассмотрев материалы дела № 074/01/11-1115/2020 по признакам нарушения ООО «МОЛЛ» (ИНН 7453142976; ОГРН 10574245177984) и АО «Тандер» (ИНН 2310031475; ОГРН 1022301598549) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Челябинским УФАС России в рамках работы по обращениям граждан о росте цен на гречневую крупу, а также в рамках проведения ежедневного мониторинга цен на продукты питания выявлено значительное повышение ООО «МОЛЛ» и АО «Тандер» цен на гречневую крупу «Экстра» 800 г, производимую ООО «Ресурс», в торговой сети «SPAR» и торговой сети «Магнит» соответственно.

Так, согласно информации, указанной в обращении Панфилова А.Г. в адрес антимонопольного органа (вх. № 4607 от 06.04.2020), розничная цена на гречневую крупу «Экстра» торговой марки «Увелка» весом 800 г по состоянию на 06.04.2020 составила: в торговой сети «SPAR» – 118,99 рублей, в торговой сети «Монетка» – 59,90 рублей.

По данным, полученным сотрудниками Челябинского УФАС России при проведении ежедневного мониторинга цен на продукты питания во исполнение поручения ФАС России от 20.03.2020 № 001-007-ИА/пр, путем ежедневной фиксации цен в магазинах сетевой торговли на территории г. Челябинска, розничная цена на гречневую крупу «Экстра» торговой марки «Увелка» весом 800 г в торговой сети «SPAR» составила:

– 175,99 рублей по состоянию на 20.04.2020;

– 118,99 рублей по состоянию на 27.04.2020;

– 134,99 рублей по состоянию на 04.05.2020;

– 135,99 рублей по состоянию на 06.05.2020;

– 109,99 рублей по состоянию на 07.05.2020;

– 175,99 рублей по состоянию на 13.05.2020;

– 109,99 рублей по состоянию на 15.05.2020;

– 109,99 рублей по состоянию на 19.05.2020;

Розничная цена на гречневую крупу «Экстра» торговой марки «Увелка» весом 800 г в торговой сети «Магнит» составила:

– 99,00 рублей по состоянию на 08.04.2020;

– 139,90 рублей по состоянию на 18.04.2020;

– 139,90 рублей по состоянию на 30.04.2020;

– 139,90 рублей по состоянию на 07.05.2020;

– 139,90 рублей по состоянию на 19.05.2020;

– 134,99, 139,90, 139,99, 142,99, 149,99 рублей по состоянию на 26.05.2020;

– 139,99 рублей по состоянию на 29.05.2020;

– 139,99 рублей по состоянию на 07.07.2020.

Розничная цена на гречневую крупу «Экстра» торговой марки «Увелка» весом 800 г в торговой сети «Пятёрочка» составила:

– 80,99 рублей по состоянию на 07.04.2020;

– 88,99 рублей по состоянию на 30.04.2020;

– 88,99 рублей по состоянию на 06.05.2020;

– 90,99 рублей по состоянию на 07.05.2020;

– 88,99 рублей по состоянию на 14.05.2020;

– 90,99 рублей по состоянию на 16.05.2020;

– 90,99 рублей по состоянию на 19.05.2020.

Розничная цена на гречневую крупу «Экстра» торговой марки «Увелка» весом 800 г в торговой сети «Монетка» составила:

– 59,99 рублей по состоянию на 06.04.2020;

– 79,99 рублей по состоянию на 07.05.2020.

Розничная цена на гречневую крупу «Экстра» торговой марки «Увелка» весом 800 г в торговой сети «АШАН» составила:

– 80,99 рублей по состоянию на 07.05.2020;

– 81,99 рублей по состоянию на 08.05.2020.

Розничная цена на гречневую крупу «Экстра» торговой марки «Увелка» весом 800 г в торговой сети «Лента» по состоянию на 21.05.2020 составила 81,29 руб.

Таким образом, уровень розничных цен на гречневую крупу «Экстра» торговой марки «Увелка» весом 800 г в торговой сети «SPAR» и торговой сети «Магнит» значительно превысило уровень розничных цен на аналогичный товар в торговых сетях «Пятёрочка», «Монетка», «АШАН», «Лента».

По состоянию на 06.05.2020 уровень розничных цен, установленный в торговой сети «SPAR», на 52,8% превысил уровень цен в торговой сети «Пятёрочка» и на 70,2% превысил уровень цен в торговой сети «Монетка».

По состоянию на 07.05.2020 уровень розничных цен, установленный в торговой сети «Магнит», на 57,2% превысил уровень цен в торговой сети «Пятёрочка», на 75,1% превысил уровень цен в торговой сети «Монетка» и на 72,7% превысил уровень цен в торговой сети «АШАН».

В Приложении 1 представлены данные ежедневного мониторинга розничных цен на гречневую крупу «Экстра» торговой марки «Увелка» в мягкой упаковке (800 г) в торговых сетях г. Челябинска с указанием адресов торговых объектов.

По результатам проведенного мониторинга Челябинским УФАС России выявлено, что в других крупнейших торговых сетях таких как «Пятёрочка», «Монетка», «АШАН», «Лента» уровень розничных цен на гречневую крупу «Экстра» торговой марки «Увелка» был значительно ниже уровня цен, сложившихся в торговых сетях «Магнит» и «SPAR».

Также Челябинским УФАС России во исполнение поручения Федеральной антимонопольной службы от 17.03.2020 № АЦ/20808/20 приказом от 26.03.2020 № 37 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Ресурс» на предмет выявления нарушений части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

По результатам проведенной внеплановой выездной проверки Челябинским УФАС России выявлено, что цена продажи продукции «Увелка» для АО «Тандер» самая низкая по сравнению с ценами для других торговых сетей.

Так, например, средняя цена продажи гречки в мягкой упаковке (800 г) в феврале 2020 года составила для ООО «АШАН» – <…> руб./кг, ООО «Лента» – <…> руб./кг, АО «ДИКСИ Юг» – <…> руб./кг, а для АО «Тандер» – <…> руб./кг.

Данное обстоятельство ООО «Ресурс» объясняет тем, что Общество не могло договориться с АО «Тандер» о повышении цен на выпускаемую продукцию еще с 01.11.2019, что подтверждается электронной перепиской.

Согласно отчету о ценах продаж АО «Тандер» по заявке от 02.03.2020 на отгрузку товара фактическая средняя цена на гречневую крупу «Экстра» (800 г) без учета скидок для АО «Тандер» увеличилась на 14,99% (с <…> до <…> руб./кг), по заявке от 21.03.2020 – на 19,99% (с <…> до <…> руб./кг), по заявке от 07.04.2020 – на 41,27% (с <…> до <…> руб./кг), тем самым достигнув предлагаемого уровня цены ООО «Ресурс».

Из материалов проверки следует, что наибольшая скидка на гречневую крупу «Экстра» (800 г) от согласованной цены предоставлялась АО «Тандер». Так, для ООО «Лента» скидка на указанный товар в период с 12.12.2019 по 29.01.2020 составляла в среднем <…>, для ООО «Молл» в период с 17.03.2020 по 18.03.2020 – <…>, АО ТД «Перекресток» в марте 2020 года – <…>, ООО «Элемент-Трейд» в 2020 году – от <…> до <…>, ООО «Ашан» в 2020 году – в среднем <…>, а для АО «Тандер» в марте 2020 года – от <…> до <…>.

Таким образом, Челябинским УФАС России установлено, что розничная цена гречневой крупы «Экстра» торговой марки «Увелка» весом 800 г в торговой сети «Магнит» для покупателей превышала цену закупа у ООО «Ресурс» примерно в 2 раза.

Исходя из имеющихся данных, Челябинским УФАС России также выявлено, что АО «Тандер» устанавливает торговую наценку на продукцию «Увелка» выше, чем другие торговые сети («Пятёрочка», «Монетка», «АШАН», «Лента»).

Кроме того, Челябинским УФАС России выявлено, что стоимость гречневой крупы «Экстра» (800 г) торговой марки «Увелка» в торговой сети «Магнит» по состоянию на 19.05.2020 в г. Челябинске также как и в г. Екатеринбурге, г. Нижнем Тагиле Свердловской области, г. Тюмени, г. Санкт-Петербурге, г. Смоленске, г. Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа составила 139,90 руб., в г. Волгограде, г. Черкесске, г. Красноярске – 134,90 руб., г. Липецке – 99,00 руб.

Согласно информации, представленной ООО «Ресурс» в рамках проведения проверки, крупа гречневая «Экстра» (800 г) торговой марки «Увелка» реализовывалась ООО «Молл» в период с 01.03.2020 по 19.03.2020 по цене <…> руб./кг с НДС (или <…> руб. за 800 г). Последняя закупка гречневой крупы «Экстра» (800 г) по состоянию на 08.05.2020 осуществлялась ООО «Молл» 21.03.2020 – по <…> руб./кг с НДС (или <…> руб. за 800 г).

Таким образом, Челябинским УФАС России установлено, что торговая наценка на крупу гречневую «Экстра» (800 г) торговой марки «Увелка» у ООО «Молл», выявленная расчетным путем исходя из данных, представленных ООО «Ресурс», превышает <…>%. Так, торговая наценка на крупу гречневую «Экстра» (800 г) у ООО «Молл» по состоянию на 20.04.2020 составила <…>% (или <…> руб.), по состоянию на 27.04.2020 – <…>% (или <…> руб.), по состоянию на 04.05.2020 – <…>% (или <…> руб.), по состоянию на 06.05.2020 – <…>% (или <…> руб.), по состоянию на 07.05.2020 – <…>% (или <…> руб.), по состоянию на 13.05.2020 – <…>% (или <…> руб.).

ООО «Ресурс» является ведущим производителем круп в варочных пакетах и мягкой упаковке, в том числе гречневой крупы, каш быстрого приготовления, зерновых хлопьев под брендом «Увелка» на территории Российской Федерации, осуществляющим свою деятельность на территории Челябинской области. Продукция ООО «Ресурс» обладает высоким качеством и пользуется спросом у покупателей региона.

ООО «Ресурс» в рамках проведения проверки отметило, что торговые сети закупают у них порядка 80% от всей произведенной продукции. При этом 60% продукции ООО «Ресурс» приходится на две торговые сети: «Магнит» и «Пятёрочка». Поставка товара в торговые сети осуществляется напрямую от производителя ООО «Ресурс».

Челябинское УФАС России полагает, что с учетом региональной логистики стоимость гречневой крупы торговой марки «Увелка» в торговых сетях «Магнит» и «SPAR» должна быть ниже, чем в других субъектах РФ.

Торговые сети «Магнит» и «SPAR» наряду с «Пятёрочка» и «Монетка» являются крупнейшими торговыми сетями в г. Челябинске. При этом по данным проведенного Челябинским УФАС России обзора состояния конкуренции на рынке розничной торговли продовольственными товарами Челябинской области по итогам 2019 года торговая сеть «Магнит» является одной из ведущих розничных сетей по количеству магазинов и территории их размещения в области.

Вместе с тем, цена гречневой крупы «Экстра» (800 г) торговой марки «Увелка» у конкурентов «Магнит» и «SPAR» существенно ниже.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте АО «Тандер», (https://www.magnit.com/ru/) АО «Тандер» приняло решение 02.04.2020 обнулить торговую наценку на отдельные категории социально значимых товаров сроком не менее чем на один месяц.

Инициатива направлена на поддержку социально незащищенных групп покупателей в период сложной эпидемиологической ситуации в стране. При этом АО «Тандер» рассчитывает на поддержку со стороны производителей и поставщиков, конструктивная позиция которых позволит усилить эффект от этой инициативы.

АО «Тандер» 19.05.2020 продлило инициативу по обнулению торговой наценки на отдельные категории социально значимых товаров сроком до конца июня текущего года.

Торговая сеть «Магнит» определила перечень продуктов питания первой необходимости в сегменте «первой цены», куда вошло не менее 10 наименований бакалейных товаров, плодоовощной и скоропортящейся продукции, которые предлагаются покупателям без торговой наценки – по цене их приобретения у производителей.

Вместе с тем, Челябинское УФАС России полагает, что АО «Тандер» реализует социально значимый товар – гречневую крупу «Экстра» торговой марки «Увелка» весом 800 г в торговой сети «Магнит» в г. Челябинске по цене, превышающей в 2 раза цену закупа.

Крупа гречневая-ядрица согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530 входит в перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.

Челябинское УФАС России полагает, что поскольку гречневая крупа в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 № 530 является социально-значимым товаром, установление высокой торговой наценки на гречневую крупу «Экстра» торговой марки «Увелка» в мягкой упаковке (800 г) торговыми сетями как АО «Тандер», так и ООО «Молл» недопустимо.

Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

В действиях АО «Тандер» и ООО «Молл», выразившихся в повышении стоимости крупы гречневой «Экстра» торговой марки «Увелка», содержатся признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Челябинским УФАС России издан приказ от 25.05.2020 № 50 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Тандер» и ООО «Молл» пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В качестве заинтересованного лица по настоящему делу привлечено ООО «Ресурс» (ИНН 7440007056; ОГРН 1027401924571; КПП 742401001; юридический адрес: 457000, Челябинская область, район Увельский, пос. Увельский, ул. Железнодорожная, д. 59), являющееся производителем гречневой крупы «Экстра» под торговой маркой «Увелка».

Изучив материалы дела, заслушав устные пояснения ответчиков АО «Тандер» и ООО «Молл», а также заинтересованного лица ООО «Ресурс», Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Согласно действующему законодательству Российской Федерации как оптовые, так и розничные цены на потребительские товары не подлежат государственному регулированию, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле).

Так, согласно части 5 статьи 8 Закона о торговле (ред. от 30.12.2020) в целях стабилизации розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе устанавливать на данные виды товаров предельно допустимые розничные цены на срок не более 90 календарных дней.

В соответствии с пунктом 2 Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 № 530 (ред. от 30.12.2020) предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 60 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составляет 10 и более процентов с исключением сезонного фактора.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. При этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

Следовательно, соглашением может быть признана договорённость хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих своё поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершённые ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определённым Законом о защите конкуренции.

Таким образом, запрещены соглашения хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если указанные соглашения могут привести к последствиям, поименованным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

При этом согласно правовой позиции, приведённой в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10, у антимонопольного органа отсутствует необходимость доказывания фактического исполнения участниками условий соглашения, поскольку нарушение в виде заключения антиконкурентного соглашения состоит в достижении договорённости, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям.

Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности с учётом принципа разумности и обоснованности.

Антиконкурентное соглашение представляет собой форму монополистического объединения хозяйствующих субъектов, результатом которого является их противоестественное взаимовыгодное сотрудничество вместо ожидаемого потребителями соперничества между ними.

Антиконкурентное соглашение является моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, состоящего из повторяющихся (аналогичных) действий, не обусловленных внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, которая замещает конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией, наносящей ущерб гражданам и государству.

Возможная причина заключения соглашения может выражаться в боязни хозяйствующего субъекта проиграть в честной конкурентной борьбе и желании получения сверхприбыли.

Для констатации антиконкурентного соглашения необходимо и достаточно проанализировать ряд косвенных доказательств, сопоставив каждое из них с другими и не обременяя процесс доказывания обязательным поиском хотя бы одного прямого доказательства. По итогам доказывания совокупность косвенных признаков соглашения и (или) согласованных действий (при отсутствии доказательств обратного) может сыграть решающую роль.

В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указано, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

Данный пункт постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации применим и к доказыванию соглашений, поскольку разъясняет возможность доказывания как согласованных действий, так и соглашений через их результат в отсутствие документального подтверждения договоренности об их совершении.

Таким образом, в данном случае доказыванию подлежит установление факта достижения между ответчиками по делу соглашения, в соответствии с которым хозяйствующие субъекты должны совершить обусловленные соглашением действия, направленные на достижение одной цели, а именно – установлении и поддержании цен на социально-значимые продовольственные товары, а так же сокращение или прекращение реализации данных продовольственных товаров установление факта реализации ими данного соглашения.

Одним из основных доказательств наличия между ответчиками по делу запрещенного антимонопольным законодательством соглашения является их поведение на товарном рынке, которое не соответствует принципам и целям нормальной коммерческой деятельности, и результат такого поведения может быть обусловлен только заключенным между ответчиками соглашением.

В рамках рассмотрения настоящего дела Комиссией Челябинского УФАС России проанализированы документы, представленные АО «Тандер» и ООО «Молл», в том числе информация о ценах закупа у ООО «Ресурс» гречневой крупы, ценах реализации указанного товара в торговой сети и торговой наценке в 2020 году. Информация и документы, представленные АО «Тандер» и ООО «Молл», составляют коммерческую тайну.

1.1. Согласно письменным пояснениям АО «Тандер» (письмо от 23.07.2020 б/н (вх. № 10392 от 24.07.2020), розничные цены в торговых сетях «Магнит» на территории Российской Федерации устанавливаются централизовано на федеральном уровне с использованием информационной IT-системы, которая устанавливает цены на все продукты питания, включая гречневую крупу, для каждого магазина «Магнит» на территории РФ. Решения об установлении цен отдельно в отношении магазинов «Магнит», расположенных в г. Челябинске, АО «Тандер» не принимаются. Повышение цен на гречневую крупу «Увелка» в торговой сети «Магнит» происходит на всей территории Российской Федерации.

Розничные цены на товары формируются АО «Тандер» исходя из закупочной цены поставщика, а также размера торговой наценки на соответствующую товарную позицию.

Согласно информации, представленной АО «Тандер» письмом от 29.06.2020 № 1179-01/2, в большинстве случаев цены на одну товарную позицию в разных торговых точках сети «Магнит» на территории Российской Федерации являются одинаковыми, однако в некоторых случаях возможны колебания (как правило, в пределах 10%), вызванные:

1) географическим местом расположения магазина, в том числе с учетом количества семей, проживающих в радиусе действия магазина;

2) форматом магазинов «Магнит», в том числе их торговой площадью;

3) оценкой выполнения потенциального объема продаж и количества покупателей;

4) проведением ценовых акций для стимулирования потребления как по конкретным товарам/товарным группам, так и по конкретному магазину в целом;

5) автоматической уценкой: снижение цены по товарам с превышенным товарным запасом.

Таким образом, АО «Тандер» в большинстве случаев устанавливает единые цены на продовольственные товары, в том числе на гречневую крупу, в торговой сети «Магнит» как в г. Челябинске, так и в других городах РФ.

АО «Тандер» отмечает, что повышение цен на гречневую крупу торговой марки «Увелка» в торговой сети «Магнит» обусловлено ростом закупочных цен указанного товара у ООО «Ресурс».

Так, согласно представленной АО «Тандер» информации письмом от 29.06.2020 № 1179-01/2 торговая наценка АО «Тандер» на гречневую крупу «Экстра» торговой марки «Увелка» (800 г) в среднем за период с 01.03.2020 по 31.05.2020 составила <…>. В марте 2020 года торговая наценка АО «Тандер» на указанную продукцию достигала <…>.

Исходя из данных проведенного антимонопольным органом мониторинга, Челябинским УФАС России установлено, что темп прироста розничной цены на гречневую крупу «Экстра» торговой марки «Увелка» (800 г) в торговой сети «Магнит» за период с 08.04.2020 по 26.05.2020 составил в диапазоне от 41,31% (с 99,00 до 139,90 руб.) до 51,51% (с 99,00 до 149,99 руб.). Наименьшая цена на данную продукцию в торговой сети «Магнит» по состоянию на 26.05.2020 была в размере 134,99 руб. (выявлена лишь в одном магазине торговой сети «Магнит» по ул. Братьев Кашириных, 80).

Согласно информации о ценах продаж, представленной ООО «Ресурс» письмом от 15.06.2020 № 362, темп прироста закупочной цены (исходя из даты реализации товаров) для АО «Тандер» на гречневую крупу «Экстра» (800 г) за аналогичный период (с 08.04.2020 по 26.05.2020) составил 41,27%.

Следовательно, темп прироста розничной цены на гречневую крупу «Экстра» торговой марки «Увелка» (800 г) в торговой сети «Магнит» в апреле – мае 2020 года превышал темп прироста цены закупа указанного товара.

Изложенное позволяет сделать вывод, что розничная цена на гречневую крупу «Экстра» производства ООО «Ресурс» (800 г), установленная АО «Тандер» в апреле – июле 2020 года в размере от 139,90 до 149,99 руб., не является конкурентной (рыночной), сложившейся на рассматриваемом товарном рынке в указанный период в зависимости от конъюнктуры рынка (спроса и предложения), что подтверждается данными ежедневного мониторинга Челябинского УФАС России.

В связи с изложенным установление АО «Тандер» высокой розничной цены на гречневую крупу «Экстра» торговой марки «Увелка» является не результатом экономически обоснованного расчета с учетом конъюнктуры рынка, способствующего реальному установлению рыночной (конкурентной) цены товара, а лишь способом получения экономической выгоды в период действия режима самоизоляции и ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, связанных с приобретением товаров в ближайших магазинах, а также вызванного покупательского ажиотажа на продовольственные товары, в том числе на гречневую крупу, являющуюся социально-значимым товаром.

АО «Тандер» имеет формат магазинов «у дома» (магазины «шаговой доступности»). Зачастую такие магазины расположены непосредственно в жилом доме, рядом с жилым домом, вблизи транспортных и пешеходных потоков, что позволяет потребителям с минимальными временными затратами приобрести продовольственные товары. Данное обстоятельство также позволяло гражданам соблюдать требования распоряжения Правительства Челябинской области от 18.03.2020 № 146-рп в период действия в регионе режима повышенной готовности в части приобретения товаров в ближайших магазинах по месту проживания, ограничив количество посещений торговых точек.

В торговой сети «Магнит» реализуется гречневая крупа торговых марок «Увелка», «Макфа», «Националь», «Алтайская сказка», «Гудвилл», «Теплые традиции», «Ваша Каша», «Крупная выгода», собственной марки «Магнит» и др.

Согласно информации, представленной на официальном сайте АО «Тандер» (https://magnit.ru/), продукция собственной торговой марки «Магнит» разработана специально для покупателей сети магазинов «Магнит» по самым доступным ценам и отличного качества. Товары собственной торговой марки производятся ведущими российскими и зарубежными предприятиями специально для торговой сети «Магнит».

Согласно информации, представленной АО «Тандер» письмом от 29.06.2020 № 1179-01/2, для обеспечения населения доступной гречневой крупой Общество в несколько раз увеличило запасы гречневой крупы социального сегмента. В эту категорию входит гречка 1 сорта в упаковке по 800 г., а также гречневая крупа быстрого приготовления собственной марки «Магнит» в упаковке 900 г. Объем реализации гречки сегмента «Первой цены» за период с 01.01.2020 по 31.05.2020 составил более 78% от всего объема реализации гречневой крупы в мягких упаковках 800-900 г на территории Челябинской области в торговой сети «Магнит».

АО «Тандер» указанным письмом отмечает, что на протяжении всего периода пандемии покупатели имели возможность приобретения гречневой крупы разных ценовых сегментов в зависимости от своих предпочтений. При этом Общество добровольно снизило торговую наценку на гречневую крупу категории «Первая цена» практически до нуля и не увеличивало ее на гречневую крупу других категорий, в т.ч. на гречневую крупу «Увелка».

Согласно информации, представленной АО «Тандер» письмом от 23.07.2020 б/н в рамках рассмотрения дела № 074/01/11-1115/2020, торговая сеть «Магнит» осуществляет реализацию гречневой крупы разных торговых марок, которая закупается АО «Тандер» у пула производителей на территории Российской Федерации.

При этом вся гречневая крупа в торговой сети «Магнит» делится на несколько категорий:

  • Первый ценовой сегмент (социальный сегмент: в эту категорию входит гречка 1 сорта в упаковке по 800 г (гречка категории «Первой цены»), а также гречневая крупа быстрого приготовления собственной марки «Магнит» в упаковке 900 г. Такая гречка закупается у различных производителей и реализуется в торговой сети «Магнит» по наименьшей цене.

В частности, еще с 2018 года АО «Тандер» реализует гречку «Первой цены» в упаковке 800 г с минимальной торговой наценкой, которая, как правило, находится на уровне 2-5%.

  • Гречка среднего ценового сегмента: к этому сегменту относится гречка, например, марок «Алтайская сказка», «Гудвилл», «Теплые традиции» и др. Объем реализации такой гречки за период 01.01.2020 по 31.05.2020 составил около 3% от объема всей гречки в мягких упаковках 800-900 г, реализованной на территории Челябинской области в торговой сети «Магнит».
  • Премиальный сегмент: к данной категории гречневой крупы относится гречневая крупа высокого ценового диапазона, например, торговых марок «MAKFA», «АА», «Националь» и «Увелка». Объем реализации такой гречки в указанный период составил около 19%, а гречки «Увелка» – 8% от объема реализованной гречки в мягких упаковках 800-900 г на территории Челябинской области в торговой сети «Магнит».

В ходе анализа информации об объемах реализации гречневой крупы «Экстра» торговой марки «Увелка» (800 г) в торговой сети «Магнит», представленной АО «Тандер» письмом от 29.06.2020 № 1179-01/2 в рамках рассмотрения дела № 074/01/11-1115/2020, Челябинским УФАС России выявлено следующее.

В связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции и введения режима повышенной готовности, повлекшего за собой ажиотажный спрос на продукты питания среди населения, объем реализации гречневой крупы «Экстра» торговой марки «Увелка» (800 г) в торговой сети «Магнит» в марте 2020 года увеличился на 258,83% по сравнению с февралем 2020 года (см. Таблица 1).

АО «Тандер» письмом от 23.07.2020 отметило, что с середины марта 2020 года на фоне распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации наблюдался значительный рост объемов реализации гречневой крупы в торговой сети «Магнит».

<…>

Так, объем реализации гречки «Увелка» в марте 2020 года вырос более чем в 6,5 раз (или на 642,99%) по сравнению с мартом 2019 года (с <…> уп. до <…> уп. гречки «Увелка»). Объем реализации гречневой крупы «Первая цена» в марте 2020 года вырос на 10,46% по сравнению с мартом 2019 года (с <…> уп. до <…> уп. гречки).

В период действия ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции для определенной части населения было целесообразно приобретать товар именно сейчас и впрок, что создавало ажиотаж на рынке продовольственных товаров. Данное обстоятельство привело к отсутствию на полках некоторых товаров, в том числе гречневой крупы, с конца марта – до середины апреля 2020 года в отдельных торговых объектах г. Челябинска, в том числе в торговой сети «Магнит», что подтверждается данными проведенного Челябинским УФАС России ежедневного мониторинга.

АО «Тандер» в письме от 23.07.2020 отметило, что в сложных условиях, несмотря на повышение цен со стороны поставщиков, Общество увеличило закупки и обеспечило наличие гречневой крупы всех ценовых сегментов в магазинах торговой сети «Магнит» в Челябинской области, существенно нарастив объем гречки, закупаемой на склады. При этом в первую очередь АО «Тандер» в несколько раз были увеличены запасы гречневой крупы социального сегмента (категории «Первая цена»), реализуемой с минимальной наценкой.

<…>

Представитель АО «Тандер» на заседании комиссии Челябинского УФАС России, состоявшемся 28.07.2020, пояснил, что начиная с 29.03.2020 компания в 3 раза увеличила объемы запасов социальной гречки (с 30 000 до 90 000 уп.) для того, чтобы эта гречка была на полках магазинов и у потребителей не возникало проблем приобретения гречневой крупы по доступной цене.

Из графика наглядно видно, что с середины апреля 2020 года объем запасов гречневой крупы первой категории увеличился более, чем на 300% по сравнению с концом марта 2020 года.

Согласно информации АО «Тандер», представленной письмом от 23.07.2020, благодаря увеличению запасов гречневой крупы первой категории, объем ее реализации составил до 78% от всей гречки, проданной в сети «Магнит». При этом АО «Тандер» добровольно реализовывало гречневую крупу категории «Первая цена» практически без наценки и обеспечивало ее присутствие в магазинах «Магнит» на протяжении большей части периода пандемии. Тем самым у потребителя был выбор гречневой крупы различных ценовых сегментов, в т.ч. по самым доступным ценам.

После повышения АО «Тандер» в апреле 2020 года цен на гречневую крупу «Экстра» торговой марки «Увелка» (800 г) с 99,00 до 139,99 руб. (по данным мониторинга), несмотря на сохраняющийся повышенный спрос, объем ее реализации снизился на 74,21% (по сравнению с мартом 2020 года). В мае 2020 года при розничных ценах от 134,99 до 149,99 руб. (по данным мониторинга) объем реализации указанной продукции снизился на 72,57% (по сравнению с апрелем 2020 года).

После возбуждения Челябинским УФАС России 25.05.2020 дела № 074/01/11-1115/2020 розничная сеть «Магнит» на 1 июня 2020 года объявила о скидках на ряд бакалейных товаров, в том числе на гречневую крупу «Увелка» на 39%. В связи с чем объем реализации гречневой крупы «Экстра» торговой марки «Увелка» (800 г) лишь за первые 8 дней июня увеличился на 36,45% по сравнению с маем 2020 года (Таблица 1).

<…>

АО «Тандер» в письме от 23.07.2020 указало, что объем реализации гречки «Увелка» в магазинах «Магнит» в г. Челябинске, в которых цены были немного выше, чем в остальных магазинах, составил менее 6% от всего объема реализации гречки «Увелка» на территории г. Челябинска в марте 2020 года, а в апреле 2020 года – менее 5%. Основной объем реализации гречки «Увелка» осуществлялся в магазинах «Магнит» по обычной или сниженной цене (например, в рамках промо-акции).

Представленные АО «Тандер» данные подтверждают наличие потребительского спроса на гречневую крупу торговой марки «Увелка». При этом потребители готовы приобретать данную продукцию по доступной цене.

Представитель АО «Тандер» на заседании комиссии Челябинского УФАС России, состоявшемся 28.07.2020, по делу № 074/01/11-1115/2020 резюмировал о том, что решение об ограничении торговой наценки на гречневую крупу первой категории, чтобы она была доступна широким слоям населения, было принято АО «Тандер» добровольно. Такая гречневая крупа была в магазинах в большей части в апреле, мае, июне 2020 года.

Таким образом, исходя из изложенного, Челябинское УФАС России пришло к выводу о том, что установление АО «Тандер» в магазинах торговой сети «Магнит» в апреле – мае 2020 года высокой торговой наценки на гречневую крупу «Экстра» торговой марки «Увелка», пользующуюся высоким спросом среди населения Челябинской области, и снижение торговой наценки на продукцию «Первая цена» привело к тому, что большая часть потребителей в период действия режима повышенной готовности перешла на продукцию низкого ценового сегмента с минимальной наценкой, в том числе на продукцию АО «Тандер», которое реализует гречневую крупу весом 900 г в торговой сети «Магнит» под собственной торговой маркой «Магнит».

На основании изложенного, установление АО «Тандер» в магазинах торговой сети «Магнит» в апреле – мае, июле 2020 года высокой торговой наценки на гречневую крупу определенного бренда (торговой марки «Увелка») и снижение торговой наценки на гречневую крупу низкого ценового сегмента является несправедливым по отношению к ООО «Ресурс».

1.2. ООО «МОЛЛ» осуществляет торговую деятельность на территории Челябинской и Свердловской областей (в г. Екатеринбурге расположены 2 магазина) под торговым обозначением «SPAR» и «Молния».

Согласно письменным пояснениям ООО «МОЛЛ» (письмо от 25.06.2020 б/н) повышение цен на гречневую крупу торговой марки «Увелка» в торговой сети «SPAR» обусловлено существенным ростом оптово-отпускных цен на указанный товар у ООО «Ресурс».

Согласно представленному письмом ООО «МОЛЛ» от 24.07.2020 положению о ценовой политике, утвержденному приказом ООО «МОЛЛ» от 14.04.2017 № 071, розничная цена реализация может быть как расчетной, так и фиксированной.

Расчетная цена применяется для товаров-новинок, при проведении регулярной переоценки товаров внутри одной конкретной категории, при изменении рыночных факторов (изменение цены лидера, появления новых конкурентов, сезонное изменение предпочтений и т.д.) и рассчитывается исходя из торговой наценки. Торговая наценка определяется исходя из данных мониторинга цен конкурентов и рейтинга продаж товара в торговой сети (АВС-анализа).

Фиксированная розничная цена применяется в случаях, когда факторы, влияющие на потребительский спрос, изменяется медленно.

В торговой сети «SPAR» реализуется гречневая крупа торговых марок «Увелка», «Макфа», «Националь», «Мистраль», «Агро-Альянс», «Честный продукт», «Выбор дня» и др.

По мнению ООО «МОЛЛ», гречневая крупа «Экстра» торговой марки «Увелка», относящаяся к высшему сорту, не является социально значимым продовольственным товаром первой необходимости.

В торговой сети «SPAR», помимо гречневой крупы «Экстра» торговой марки «Увелка», реализуются также гречневая крупа, являющаяся, по мнению ООО «МОЛЛ», социально значимым товаром, доступным для населения по ценовому параметру, а именно:

– крупа гречневая «Честный продукт» 1 сорта весом 800 г., цена реализации которой варьируется в диапазоне от 39,99 до 52,99 руб. за упаковку при цене закупа от 19,80 до 37,70 руб.;

– крупа гречневая «Выбор дня» 1 сорта весом 800 г, цена реализации которой варьируется в диапазоне от 49,99 до 61,99 руб. за упаковку при цене закупа от 22,30 до 59,50 руб.

Гречневая крупа под маркой «Выбор дня» производится специально для реализации в торговой сети «SPAR».

Согласно информации, представленной ООО «МОЛЛ» письмом от 25.06.2020 б/н, торговая наценка на гречневую крупу «Экстра» торговой марки «Увелка» весом 800 г. за период с 10.12.2019 до 27.03.2020 выросла с <…> до <…>. Далее 03.04.2020 торговая наценка на указанный товар выросла до <…>. Такая высокая торговая наценка наблюдалась до 20.04.2020.

Представленная ООО «МОЛЛ» информация о торговой наценке на гречневую крупу «Экстра» торговой марки «Увелка» подтверждается данными ежедневного мониторинга цен и информацией о ценах продаж гречневой крупы торговым сетям, представленной производителем крупы ООО «Ресурс» письмом от 15.06.2020 № 362.

Таким образом, в период пандемии ООО «МОЛЛ» установило высокую торговую наценку на гречневую крупу «Экстра» торговой марки «Увелка» весом 800 г.

2. В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ состояния конкуренции на рассматриваемом товарном рынке в соответствии с пунктом 3.3 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, проведен в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок № 220).

На основании пункта 1.3 Порядка № 220 в рамках рассмотрения дела № 074/01/11-644/2019 анализ состояния конкуренции на рассматриваемом товарном рынке проведен с особенностями, установленными пунктом 10.3 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 10.3 Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, за исключением нарушений пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

– определение временного интервала исследования товарного рынка;

– определение продуктовых границ товарного рынка;

– определение географических границ товарного рынка;

– установление факта наличия конкурентных отношений между участниками соглашения.

За временной интервал исследования товарного рынка принят 2018 – 2019 годы и 4 месяца 2020 года.

Продуктовые границы товарного рынка определены как розничная торговля продовольственными товарами (код ОКВЭД – 47.11 «Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах»).

Географическими границами рынка розничной торговли продовольственными товарами является территория г. Челябинска.

По результатам анализа сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, наличие группы лиц между АО «Тандер» и ООО «Молл» в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции Челябинским УФАС России не установлено.

АО «Тандер» и ООО «Молл» в установленных временных границах осуществляли деятельность на одном товарном рынке – на рынке розничной торговли продовольственными товарами г. Челябинска.

По данным проведенного Челябинским УФАС России обзора состояния конкуренции на рынке розничной торговли продовольственными товарами Челябинской области по итогам 2019 года совокупная доля АО «Тандер» и ООО «Молл» в указанных временных и продуктовых границах товарного рынка по г. Челябинску составила 18,96%.

АО «Тандер» и ООО «Молл» имеют развитую сеть на территории г. Челябинска (АО «Тандер» осуществляет торговую деятельность под единым коммерческим обозначением «Магнит», ООО «Молл» – под едиными коммерческими обозначениями «SPAR» и «Молния»).

При этом «Магнит» (АО «Тандер») является одной из ведущих розничных сетей по количеству магазинов и территории их размещения на территории г. Челябинска.

В ходе проведения анализа Комиссией установлено, что поскольку потребители продовольственных товаров имеют право выбора хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) для приобретения у него (них) продовольственных товаров по каким-либо критериям (например, широкий ассортимент товаров, наличие приемлемых цен, всегда свежая продукция, наличие собственного производства, удобство расположения торгового объекта), АО «Тандер» и ООО «Молл» являются конкурентами на рынке розничной торговли продовольственными товарами на территории г. Челябинска.

3. Комиссия Челябинского УФАС России, изучив материалы дела № 074/01/11-1115/2020, пришла к следующим выводам.

Ситуация на рынке продовольственных товаров на территории г. Челябинска сложилась следующим образом. АО «Тандер» и ООО «Молл» установило высокую стоимость гречневой крупы «Увелка» производства ООО «Ресурс» (весом 800 г) в торговых сетях «Магнит» и «Spar» соответственно путем установления высокой торговой наценки на указанный товар.

Согласно информации, представленной торговыми сетями г. Челябинска, торговые сети ООО «Лента», ООО «Агроторг», АО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» в период действия ограничительных мер снизили торговую наценку на гречневую крупу «Экстра» торговой марки «Увелка» (весом 800 г). ООО «АШАН», ООО «Элемент-Трейд», АО «Дикси Юг» устанавливают небольшую торговую наценку на указанный товар.

Исходя из изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России полагает, что у ответчиков отсутствовали объективные экономические факторы установления розничной цены на гречневую крупу марки «Увелка» выше, чем у их конкурентов.

Учитывая существенный объем закупа АО «Тандер» продукции «Увелка» у ООО «Ресурс», занимаемую им долю на рынке, наличие магазинов формата «у дома», Комиссия Челябинского УФАС России считает, что действия АО «Тандер» по установлению высокой торговой наценки на гречневую крупу в период действия режима повышенной готовности могли оказывать, наряду с действиями ООО «Молл», влияние на ценообразование на рынке розничной реализации продовольственных товаров, поскольку формирование цен на данном товарном рынке, как правило, осуществляется также с учетом цен конкурентов.

Действия АО «Тандер» и ООО «Молл» также могли влиять и на потребительские ожидания покупателей торговой сети «Магнит» и торговой сети «Spar», связанные с ростом цен на гречневую крупу в целом на рынке в период действия ограничительных мер, что могло способствовать еще большему ажиотажу среди населения.

После возбуждения Челябинским УФАС России 25.05.2020 дела № 074/01/11-1115/2020 ООО «МОЛЛ» снизило розничную цену на гречневую крупу «Экстра» торговой марки «Увелка» (800 г) в некоторых торговых объектах своей сети в диапазоне от 38 до 66%. АО «Тандер» на 1 июня 2020 года объявило о скидках на ряд бакалейных товаров, в том числе на гречневую крупу «Экстра» торговой марки «Увелка» на 39%.

Антиконкурентное соглашение предполагает наличие скоординированных и направленных (синхронных) действий хозяйствующих субъектов, которые сознательно ставят свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка.

Из материалов дела следует, что АО «Тандер» и ООО «Молл» в рассматриваемый период устанавливали различные цены и торговую наценку на гречневую крупу торговой марки «Увелка», повышение цен происходило в разные даты. Их поведение на рынке различно.

У ответчиков разная политика ценообразования. АО «Тандер» имеет единую федеральную ценовую стратегию. Повышение цен на гречневую крупу «Увелка» в торговой сети «Магнит» осуществляется АО «Тандер» единовременно и на одном уровне на всей территории РФ. ООО «Молл» действует в основном на территории Челябинской области.

Таким образом, в действиях АО «Тандер» и ООО «Молл» по установлению высокой стоимости гречневой крупы «Увелка» производства ООО «Ресурс» отсутствуют единообразие, скоординированность, синхронность. Ответчики на рынке действуют независимо друг от друга.

Комиссией Челябинского УФАС России в ходе рассмотрения дела не получены доказательства заключения между АО «Тандер» и ООО «Молл» антиконкурентного соглашения. В материалах дела отсутствуют факты и доказательства, свидетельствующие о сговоре АО «Тандер» и ООО «Молл» на рынке продовольственных товаров на территории г. Челябинска.

Таким образом, заслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, а также рассмотрев совокупность документов и информации, имеющихся в материалах дела, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу об отсутствии доказательств участия АО «Тандер» и ООО «Молл» в антиконкурентном соглашении, которое приводит или может привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

АО «Тандер» заявило ходатайство о прекращении рассмотрения дела № 074/01/11-1115/2020 в отношении АО «Тандер», поскольку ответчиком были представлены исчерпывающие подтверждения отсутствия нарушений антимонопольного законодательства в действиях АО «Тандер».

ООО «Молл» на заседании Комиссии 26.01.2021 поддержало ходатайство АО «Тандер» и также ходатайствовало о прекращении рассмотрения дела № 074/01/11-1115/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

При изложенных обстоятельствах рассматриваемое дело на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции подлежит прекращению.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 и 2 статьи 41, статьями 48 и 49 Закона о защите конкуренции Комиссия,

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела № 074/01/11-1115/2020 в отношении АО «Тандер» (ИНН 2310031475; ОГРН 1022301598549) и ООО «МОЛЛ» (ИНН 7453142976; ОГРН 10574245177984) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях АО «Тандер» и ООО «МОЛЛ».

Приложение: на 2 л. в 1 экз.

Председатель Комиссии              <…>

Члены Комиссии                           <…>

                                                       <…>

                                                       <…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Днем принятия решения считается дата изготовления его в полном объеме.

Связанные организации

Связанные организации не указаны