Решение (комиссия) №ВЛ/599/23 Решение № 074/10/104-39/2023 о включении сведений в реестр н... от 20 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление строительства и инфраструктуры администрации <...>

 

Индивидуальному предпринимателю

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-39/2023

о включении сведений в реестр недобросовестных

поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по делу № 41-РНП/2023

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 января 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено 20 января 2023 года.

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

<...>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

<...>

-

ведущего специалиста-эксперта разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Управления строительства и инфраструктуры администрации Каслинского муниципального района (далее Управление строительства КМР, заказчик) о включении сведений об индивидуальном предпринимателе <...> (далее – ИП <...>, подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением муниципального контракта № 0169300028122000241 заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по разработке генерального плана и правил землепользования и застройки <...> (извещение № 0169300028122000241), в присутствии посредством видеоконференц-связи:

- представителя Управления строительства <...>, действующего на основании доверенности от 17.01.2023 № 32;

- ИП <...>, личность удостоверена паспортом,

 

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении сведений об ИП <...> в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением муниципального контракта № 0169300028122000241 заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по разработке генерального плана и правил землепользования и застройки <...> (извещение № 0169300028122000241) (далее – аукцион, закупка).

Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 06.10.2022 извещение о проведении электронного аукциона.

Муниципальный контракт № 0169300028122000241 (реестровый номер в ЕИС № 3745900360122000034) заключен 25.10.2022.

Из обращения заказчика следует, что в соответствии с муниципальным контрактом № 0169300028122000241 от 25.10.2022 обязательства по контракту в полном объеме не выполнены подрядчиком. Генеральный план и правила землепользования и застройки Багарякского сельского поселения Каслинского муниципального района не подготовлены. Указанные обстоятельства повлекли принятие 26.12.2022 Управлением строительства <...> Решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта № 0169300028122000241 от 25.10.2022 (далее – решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).

Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Частью 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с частью 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу части 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.

Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе определено, что если в соответствии с Законом о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписаны с использованием единой информационной системы, такие документы, а также информация, содержащаяся в них и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Между Управлением строительства  и ИП <...> 25.10.2022 заключен муниципальный контракт № 0169300028122000241 (далее - контракт).

Согласно пункту 1.3 контрактов подрядчик обязуется выполнить работы по разработке генерального плана и правил землепользования и застройки <...> в соответствии с требованиями и в объемах, указанными в Техническом задании, являющимся неотъемлемой контракта (Приложение № 1 к контракту), а заказчик обязуется принять и оплатить результаты выполненных работ в порядке и сроки, установленные контрактом.

Обязанности подрядчика определены разделом 2.1 контракта. Срок выполнения работ: до 01.12.2022 г. со дня, следующего за днем заключения контакта (пункт 4.1 контракта).

Согласно пункту 13 Технического задания (Приложение № 1 к контракту) подрядчик предоставляет:

  • 2 экземпляра графических материалов проекта генерального плана Багарякского сельского поселения на бумажном носителе, в масштабе разработки;

  • 2 экземпляра текстовых материалов проекта генерального плана Багарякского сельского поселения в виде сброшюрованной книги А4 формата;

  • 2 экземпляра альбома с графическими материалами проекта генерального плана Багарякского сельского поселения на бумажном носителе, оформленных в виде сброшюрованной книги А3 формата, переплетенной пружиной в обложке;

  • 2 электронные копии на съемных носителях. В состав экземпляра в электронном виде должны входить:

  • материалы проекта генерального плана Багарякского сельского поселения, в т.ч. графические материалы в растровом формате (JPEG), в векторном формате в обменных файлах и текстовые материалы в формате WORD.

  • сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов). В состав экземпляра в электронном виде должен входить документ, состоящий из набора файлов, упакованных в один ZIP-архив (далее-Пакет). Пакет должен содержать XML-файл, PDF-файлы образов прилагаемых документов, и графическая часть карт в форматах MID, MIF, TAB.

Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (пункт 10.2 контрактов).

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном статьей 717 ГК РФ, по основаниям, предусмотренным статьями 715, 723 ГК РФ

Из пояснений представителей заказчика и подрядчика, озвученных на заседании Комиссии следует, что переписка между сторонами, в том числе передача исходных данных, осуществлялась посредством электронной почты.

Так, запрос на предоставление исходных данных поступил от подрядчика 15.11.2022. Заказчиком передавались исходные данные в период с 21.11.2022 по 26.11.2022.

Вместе с тем, подрядчик в срок, установленный контрактом, не представил в адрес заказчика результат выполненных работ.

По факту не представления результата выполненных работ подрядчик пояснил о том, что документы и сведения, указанные в качестве результата выполненных работ, не представлены в адрес заказчика в связи с тем, что заказчик представил не все исходные данные, которые необходимы для выполнения работ по контракту.

При этом Комиссии Челябинского УФАС России обращает внимание на то, что после передачи заказчиком исходных данных, подрядчик не уведомлял заказчика о том, что полученных от заказчика исходных данных недостаточно для выполнения работ по контракту. Более того, 13.12.2022 подрядчик в ответ на запрос заказчика о предоставлении результата выполненных работ сообщил, что результат выполненных работ будет передан в адрес заказчика.

Однако в связи с тем, что подрядчик не предоставил результат выполненных работ, заказчик 21.12.2022 предложил подрядчику расторгнуть контракт по соглашению сторон, 23.12.2022 заказчик повторно обратился к подрядчику с просьбой предоставить результат выполненных работ или расторгнуть контракт по соглашению сторон, однако подрядчик на письма заказчика не отреагировал, результат выполненных работ не представил.

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято и сформировано с использованием единой информационной системы 26.12.2022.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта является 26.12.2022.

Заказчик считает контракт расторгнутым – 09.01.2023, в связи с чем, сведения о расторжении контракта размещены в ЕИС – 09.01.2023.

Антимонопольный орган обращает внимание, что в соответствии со статьей 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Следовательно, контракт считается расторгнутым 10.01.2023.

Из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является то, что подрядчик выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (п. 2 статьи 715 ГК РФ).

Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются действия общества, предполагающие его недобросовестное поведение, совершение им действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта этим лицом, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.

Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.

При этом, согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.

Так, заключая контракт по результатам проведения электронного аукциона, направленного на удовлетворение государственных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта. Действуя в рамках исполнения государственного или муниципального контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на социально-значимые, экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

При этом в случае привлечения лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 №15-П).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем):

а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- представлены информация и документы, подтверждающие надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).

Согласно информационному письму Минфина России от 08.04.2022 № 24-01-09/29768 к информации и документам, подтверждающим, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций, могут быть отнесены любые информация и документы, содержание которых позволяет определить причинно-следственную связь между санкциями и невозможностью надлежащего исполнения контракта (то есть, последовательно развивающиеся события между введением таких санкций до невозможности надлежащего исполнения контракта).

На заседании Комиссии не выявлены нарушения со стороны заказчика. Относительно совершения подрядчиком действий, направленных на исполнение обязательств по контракту установлено следующие.

Так, установлено, что подрядчик к выполнению работ по контракту приступил, что подтверждается запросом исходных данных. При этом подрядчик не представил в адрес заказчика результат выполненных работ.

Кроме того, на заседании Комиссии ИП <...> не отрицал, что кроме запроса исходных данных, подрядчик иных действий, необходимых для исполнения обязательств по контракту, не совершил. Не выполнение обязательств по контракту подрядчик объясняет высокой загруженностью.

Принимая во внимания представленные документы в материалы дела и учитывая выявленные обстоятельства на заседании Комиссии, антимонопольный орган отмечает, что ИП <...> не представлены сведения, свидетельствующие о принятие мер для надлежащего исполнения обязательств по контракту, а также не предприняты действия, направленные на исполнение обязательств по контракту как в срок, установленный в контракте, так и в сроки, предусмотренные законодательством о контрактной системе для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком, что свидетельствует об отсутствии намерения и воли подрядчика в части добросовестного исполнения контракта, его безответственном отношении к исполнению государственного контракта.

Учитывая обстоятельства, установленные на заседании Комиссии, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о необходимости включения сведений об ИП <...> в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078,

 

РЕШИЛА:

Сведения, представленные Управлением строительства и инфраструктуры администрации Каслинского муниципального района в отношении индивидуального предпринимателя <...> (ИНН <...>), включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением муниципального контракта № 0169300028122000241 заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по разработке генерального плана и правил землепользования и застройки <...> (извещение № 0169300028122000241), сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<...>

 

 

<...>

Связанные организации

Управление строительства и инфраструктуры Администрации Каслинского МР
ИНН 7459003601, ОГРН 1157459000148
ИП Рапопорт Владислав Павлович
ИНН 690892038607, ОГРН 321784700060515