Решение б/н 1. Признать доводы жалобы ООО «АтлантикПро» (далее – заявите... от 19 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальное казенное учреждение «Служба благоустройства Ленинского района города Челябинска» (МКУ «Служба благоустройства Ленинского района»)

454046, г. Челябинск, ул. Гагарина, 53

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса

Шевченко, д. 23А 4

Общество с ограниченной ответственностью «АтлантикПро» (ООО «АтлантикПро»)

141044, Московская область, г. Мытищи, д. Грибки, д. 19А, пом. 4, офис 11

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-2563/2019

906-ж/2019

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 16 декабря 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 19 декабря 2019 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«…»

-

заместителя руководителя управления -начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

«…»

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

«…»

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «АтлантикПро» (далее – заявитель, общество) на действия МКУ «Служба благоустройства Ленинского района» (далее – заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории Ленинского района города Челябинска: содержание объектов благоустройства в зимний период (извещение № 0869600053219000002) в присутствии:

- представителя МКУ «Служба благоустройства Ленинского района» «…», действующего на основании доверенности от 16.12.2019 № 22;

- представителя МКУ «Служба благоустройства Ленинского района» «…», действующего на основании распоряжения от 25.10.2019 № 265;

- представителя МКУ «Служба благоустройства Ленинского района» «…», действующего на основании доверенности от 16.12.2019 № 22;

в отсутствие представителя ООО «АтлантикПро», надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 09.12.2019 поступила жалоба ООО «АтлантикПро» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории Ленинского района города Челябинска: содержание объектов благоустройства в зимний период (извещение № 0869600053219000002) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам, заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования 02.12.2019 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки № 0869600053219000002.

Начальная (максимальная) цена контракта (изв. № 0869600053219000002) определена в размере 11 442 656,90 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 10.12.2019 09:00.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0869600053219000002 от 11.12.2019 на участие в аукционе поступило 2 заявки. Обе заявки признаны соответствующими требованиям документации о закупке.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 12.12.2019 снижение на аукционе составило 1,00 %. Исходя из сведений протокола подведения итогов электронного аукциона №0869600053219000002 от 13.12.2019 победителем признано ООО «БАСИЛУР».

На дату заседания Комиссии контракт по итогам проведения закупки не заключен.

Доводы жалобы заключаются в следующем.

Заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2.3 приложения №1 к постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, поскольку объектом закупки является выполнение работ по благоустройству.

Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, указали, что основной обязанностью подрядчика согласно технического задания является зимнее содержание (очистка снега, предупреждение и устранение зимней скользкости посредством обработки противогололедными материалами) внутриквартальных проездов, парковок, тротуаров, пешеходных дорожек и площадок в местах отдыха, проездов в поселках, расположенных на территории Ленинского района города Челябинска, что в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является частью автомобильной дороги.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям, с учетом специфики объекта закупки в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 63, пунктом 2 части 1, частью 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

В пункте 1 Постановления указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к настоящему Постановлению.

В Приложении № 1 к Постановлению установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе:

- выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей (пункт 2 (3) Приложения № 1 к Постановлению);

- выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей (пункт 2 (2) Приложения № 1 к Постановлению);

При этом, в отношении каждого из указанных видов работ, закупка которых планируется заказчиком, в пунктах 2(2), 2(3) Приложения № 1 к Постановлению № 99 предусмотрены отдельные дополнительные требования к участнику закупки и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности) автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Из пункта 15 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности следует, что полоса отвода автомобильной дороги – это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Согласно части 1 статьи 25 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности содержанием автомобильной дороги является комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Таким образом, в случае, если объекты благоустройства расположены в границах полосы отвода автомобильной дороги, то такие работы (очистка от снега, обработка противогололёдными материалами, вывоз снега) относятся к содержанию автомобильных дорог, в связи с чем дополнительные требования к участнику закупки и к составу второй части заявки устанавливаются в соответствии с пунктом 2(3) Приложения № 1 к Постановлению № 99. В случае, если объекты благоустройства расположены не в пределах автомобильной дороги, то дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются с учетом положений пункта 2(2) Приложения № 1 к Постановлению №99.

Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является содержание объектов благоустройства в зимний период.

Описание объекта закупки содержится в техническом задании (приложений №1 к документации об аукционе).

Из ведомости объемов работ (приложение №1 к техническому заданию) следует, что заказчику требуется очистка и обработка от снега проездов и парковок, очистка и обработка тротуаров, территории скверов.

В составе документации о закупке размещены перечень проездов и парковок внутриквартальных территорий, подлежащих содержанию (приложение № 2 к техническому заданию), перечень тротуаров внутриквартальных территорий, подлежащих содержанию (приложение №3 к техническому заданию), а также перечень скверов и парков, подлежащих содержанию (приложение № 5 к техническому заданию).

Например, благоустройству (содержанию) подлежат такие территории как: парк «Плодушка», сквер «Смолинский», сквер «ТЭЦ», сквер «Семьи», сквер «Сигнал» и др.

Кроме того, в техническое задание включены схемы проездов парковок и тротуаров внутриквартальных территорий, подлежащих содержанию (приложение №4 к техническому заданию), схемы скверов и парков, подлежащих содержанию (приложение №6 к техническому заданию).

Представители заказчика пояснили, что необходимая к содержанию территория является частью автомобильной дороги в соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что у заказчика отсутствуют технические паспорта на автомобильные дороги, в отношении которых необходимо осуществить работы. Из схем скверов и парков видно, что, не вся подлежащая благоустройству территория расположена в пределах автомобильных дорог с учетом положений Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Так, например, сквер «Защитников отечества» находится до начала улицы Тухачевского, следовательно, не является ее прилегающей территорией. Сквер «Смолинский» территориально разделен с улицами Новороссийская и Электровозная 5-я многоэтажными домами, сквер «Семьи» не примыкает к улицам Руставели, Агалакова и др.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что благоустройству и содержанию подлежат в том числе территории, не входящие в состав автомобильных дорог.

Согласно извещению об осуществлении закупки, пункту 9.2 части 2 информационной карты дополнительные требования к участнику закупки и к составу второй части заявки установлены в соответствии с пунктом 2(3) Приложения № 1 к Постановлению № 99 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог.

С учетом изложенного, в нарушение пункта 5 части 6 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, частей 4,5 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участнику закупки и к составу второй части заявки, установленные в соответствии с пунктом 2(3) Приложения № 1 к Постановлению, в полной мере не соответствуют объекту закупки ввиду невозможности отнесения объектов благоустройства (скверы и парки) к дорожным сооружениям, являющимся технологической частью автомобильной дороги и, как следствие, не представляется возможным установить, что работы, в отношении указанных объектов, относятся к работам по содержанию автомобильных дорог.

При этом, в отношении объектов благоустройства, которые не относятся к автомобильной дороге, должны быть установлены дополнительные требования по пункту 2 (2) Приложения № 1 к Постановлению, при условии, что стоимость таких работ будет превышать 10 млн. рублей.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Вместе с тем, заказчиком в один лот объедены как работы по содержанию дорог, так и работы по благоустройству иной территории (скверов, парков). Учитывая, что законодательством о контрактной системе установлены различные дополнительные требования к участникам закупки на выполнение данных видов работ, Комиссия приходит к выводу, что такое формирование лота ведет к ограничению количества участников закупки, ввиду невозможности выполнения работ по благоустройству организациями, обладающими опытом работы в соответствии с требованиями пункта 2(2) Приложения №1 к Постановлению № 99, либо без такого опыта при условии установленной начальной (максимальной) цены контракта менее 10 млн. рублей.

Таким образом, документация о закупке не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.

Однако Комиссия, принимая во внимание результаты определения поставщика (закупка состоялась), учитывая социальную значимость объекта закупки, а также отсутствие у заявителя материально-правовой заинтересованности, считает возможным в данной ситуации предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.

Исходя из информации, представленной заявителем, заказчиком, уполномоченным органом, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

  1. Признать доводы жалобы ООО «АтлантикПро» (далее – заявитель, общество) на действия МКУ «Служба благоустройства Ленинского района» (далее – заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории Ленинского района города Челябинска: содержание объектов благоустройства в зимний период (извещение № 0869600053219000002) обоснованными.
  2. По результатам рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика признать в действиях заказчика нарушения пункта 5 части 6 статьи 63, пункта 1 части 1, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, частей 4,5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
  3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
  4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии «…»

Члены комиссии «…»

 

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны