Решение (комиссия) №ВЛ/3910/24 решение по делу № 103-ж/2024 от 19 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

решение по делу № 103-ж/2024

 

Областное государственное казенное учреждение Челябинской области «Центр обработки вызовов Системы 112 – Безопасный регион»

454113, г. Челябинск,

ул. Площадь Революции, 4, этаж 7, каб. 714

 

ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области»

454087, г. Челябинск,

ул. Калинина, 21

 

Общество с ограниченной ответственностью «Мегаинжсервис»

107023, г. Москва,

пер. Мажоров, д. 14, стр. 1

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А,

25 этаж, помещение 1

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-506/2024

по делу 103-ж/2024

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 13 марта 2024 года

В полном объеме решение изготовлено 18 марта 2024 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления -начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Кулезневой Е.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Фадеевой Н.В.

 

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Черенковой Е.Б.

 

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Мегаинжсервис» (далее – ООО «Мегаинжсервис», заявитель) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион» на дорогах регионального и межмуниципального значения Челябинской области (извещение № 0869200000224001253), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Областного государственного казенного учреждения Челябинской области «Центр обработки вызовов Системы 112 – Безопасный регион» (далее - ОГКУ «ЦОВ 112 – Безопасный регион», заказчик, заказчик) «<…>», действующих на основании доверенностей б/н от 11.05.2023, от 01.01.2024;

- представителей ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» (далее – уполномоченное учреждение) «<…>», действующих на основании доверенностей № 18 от 10.10.2023, № 01 от 19.01.2024;

- представителя ООО «Мегаинжсервис» «<…>», действующего на основании доверенности № 23 от 07.03.2024;

-слушателя от ООО «Аффинаж Айти» (заинтересованное лицо, победитель электронного аукциона) генерального директора «<…>».

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 06.03.2024 поступила жалоба ООО «Мегаинжсервис» на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион» на дорогах регионального и межмуниципального значения Челябинской области (извещение № 0869200000224001253) (далее — аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0869200000224001253 размещено уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 22.02.2024 в 09:35.

Закупка осуществлялась в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», федерального проекта «Безопасность дорожного движения» - R3.

Начальная (максимальная) цена контракта 74 861 099,88 рублей.

Протокол подачи ценовых предложений от 06.03.2024.

Снижение начальной(максимальной) цены контракта составило 34,50%.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0869200000224001253 от 07.03.2024.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Согласно доводам жалобы ООО «Мегаинжсервис» заказчиком неправильно выбран код ОКПД 2; не установлены ограничения, не применены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, а также, заказчиком допущено противоречие в части установленных требований к году выпуска оборудования.

Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы ООО «Мегаинжсервис» не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, пояснили, что при описании объекта закупки заказчиком был предусмотрен кодом позиции ОКПД 2: 62.01.12.000 «Услуги по проектированию и разработке информационных технологий для сетей и систем», который не входит в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в связи с чем извещение не содержит ограничений в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878. Закупкой не предусмотрена поставка отдельного ПО, пунктом 23 Таблицы 1 Приложения № 1 к Техническому заданию в качестве метрологической и технической характеристики технического средства автоматической фото-видеофиксации нарушений ПДД предусмотрено наличие встроенного программного обеспечения, которое должно быть построено на основе операционной системы, свободно распространяемой с открытым исходным кодом на базе ядра Linux; в извещении о проведении аукциона, в проекте контракта, в описании объекта закупки (техническом задании) отсутствует условие о необходимости установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств. Устанавливая требования к году выпуска оборудования заказчик исходил из того, что технические средства автоматической фото-видеофиксации (ФВФ) как сложные технические изделия, требующие длительных временных затрат на изготовление, допустимы 2023 года изготовления, а оборудование (электротехнический шкаф, коммутационный шкаф, автоматический выключатель и пр.), несложное в изготовлении, с учетом срока исполнения обязательств по контракту, должно быть 2024 года выпуска.

Считают жалобу заявителя необоснованной.

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно извещению о проведении аукциона заказчиком в отношении закупаемых работ указан код ОКПД2 62.01.12.000 (услуги по проектированию и разработке информационных технологий для сетей и систем).

По мнению заявителя, в рамках рассматриваемой закупки заказчиком выбран ненадлежащий код ОКПД2.

В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.

Постановлением Правительства РФ от 07.06.2019 № 733 утверждены Правила разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (далее – Правила).

Согласно пункту 4 Правил перечень общероссийских классификаторов, федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, ответственных за их формирование, утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом Минфина России от 12.07.2021 № 98н утвержден перечень общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их формирование (далее – Перечень).

Согласно Перечню ответственным за формирование общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) является Минэкономразвития России совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

С учетом изложенного, определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации относится к компетенции Минэкономразвития России.

Комиссия считает необходимым отметить, что в силу действующего законодательства о контрактной системе именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.

Жалоба заявителя не содержит документов, официальных ответов Минэкономразвития России, свидетельствующих о неправомерном отнесении заказчиком объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора.

Также Комиссия антимонопольного органа отмечает, что исходя из содержания пункта 13 Правил разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к сфере деятельности юридических и физических лиц, осуществляется ими самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Принимая во внимание, что код ОКПД2 указан в соответствии с объективной потребностью заказчика, а также с учетом отсутствия со стороны заявителя документов, официальных ответов Минэкономразвития России, свидетельствующих о неправомерном отнесении заказчиком объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, Комиссия считает данный довод жалобы необоснованным.

 

2. Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Правила описания объекта закупки регламентированы статьей 33 Закона о контрактной системе.

Из содержания подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки регламентированы статьей 42 Закона о контрактной системе. Так, в соответствии с пунктами 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе; проект контракта должны содержаться в извещении об осуществлении закупки.

В соответствии с Письмом ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20 «По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)» товар является используемым при выполнении работ, а не поставляемым, если: 1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи; 2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; 3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

Предметом контракта рассматриваемой закупки является выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион» на дорогах регионального и межмуниципального значения Челябинской области.

Проект контракт содержит такие признаки подрядного договора, как единство работы и ее результата, где определяющим элементом является работа, которой стороны по контракту придают основную правовую и фактическую нагрузку. Кроме того, проект контракта содержит существенные условия договора подряда: сроки начала и окончания работ, порядок сдачи и приемки результата выполненных работ. Условия контракта затрагивают не только результат работ, но и процесс их выполнения.

При этом проект контракта не содержит условий о сроке и порядке поставки товара, цене за единицу товара, о порядке приемки товара по количеству и качеству.

 

2.1. Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что из условий контракта (пункт 1.1, раздел 4 проекта контракта) однозначно следует, что по результатам осуществления закупки заключается договор подряда, при этом работы выполняются иждивением подрядчика. Сама по себе поставка товара, без интеграции используемых (смонтированных в ходе выполнения работ) исполнителем специальных технических средств в ПК «Поток плюс», систему мониторинга специальных технических средств DigitalPatrol Central и программный комплекс СПО «Паутина» не будет принята и оплачена заказчиком.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационная система (ИС) - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств; информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Принимая во внимание, что ограничения, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, применимы в отношении радиоэлектронной продукции, являющейся предметом поставки по контракту, заказчиком правомерно не установлены ограничения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, поскольку предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса, поскольку указанный нормативный правовой акт применяется в случае, если предметом контракта является поставка оборудования.

Таким образом, довод заявителя в указанной части является необоснованным.

 

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236).

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее – реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее – программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

В соответствии с пунктом 2(1) постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 для целей применения пункта 2 постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Принимая во внимание, что объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион» на дорогах регионального и межмуниципального значения Челябинской области, в отношении закупаемых работ указан код ОКПД2 62.01.12.000 (услуги по проектированию и разработке информационных технологий для сетей и систем), а пунктом 23 Таблицы 1 «Метрологические и технические характеристики технического средства автоматической фото-видеофиксации (ФВФ) нарушений ПДД» Приложения №1 к извещению является параметр - «встроенное ПО должно быть построено на основе операционной системы, свободно распространяемой с открытым исходным кодом на базе ядра Linux», не представляется возможным сделать вывод о том, что закупаемые услуги (работы) сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Относительно содержания пункта 4.3.9.4 Приложения №1 к извещению, Приложения № 6 к техническому заданию в части формы лицензионного (сублицензионного) соглашения представители заказчика пояснили, что указанные требования установлены в целях наличия у заказчика в дальнейшем права на ремонт программного обеспечения. При этом, представители ОГКУ «ЦОВ 112 – Безопасный регион» отметили, что в рамках рассматриваемого аукциона не требуется модернизация программного обеспечения.

Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушения законодательства о контрактной системе в части неустановления запрета, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

Довод заявителя в указанной части является необоснованным.

 

2.2. Пункт 5.3.35 Приложения №1 к извещению (описание объекта закупки) определяет, что устанавливаемое оборудование должно быть новым, не ранее 2024 года выпуска (при этом не допускается каких-либо неисправностей комплектующих деталей, дефектов, влияющих на возможность использования имущества по назначению) и готовым к эксплуатации в соответствии с государственным контрактом.

При этом, в таблице 1, являющейся Приложением № 1 к техническому заданию, указан год выпуска технического средства не ранее 2023 (пункт 9 Функциональных и качественных требований к характеристикам поставляемых специальных технических средств автоматической фото-видеофиксации (ФВФ) нарушений ПДД и видеокамер не входящих с состав СТС).

Таким образом, ОГКУ «ЦОВ 112 – Безопасный регион» указана противоречивая информация в части года выпуска оборудования, что свидетельствует о неопределенности потребности заказчика и, как следствие, неопределенности условий исполнения контракта.

Указанное обстоятельство не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе

Довод жалобы заявителя в указанной части обоснован.

Действия заказчика могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Мегаинжсервис» на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на выполнение работ по развитию автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион» на дорогах регионального и межмуниципального значения Челябинской области (извещение № 0869200000224001253) обоснованной в части допущенного противоречия относительно года выпуска оборудования, в остальной части не нашедшей подтверждения, необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

 

 

 

 

В.А. Ливончик

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

Е.В. Кулезнева

 

 

 

 

 

Н.В. Фадеева

 

 

 

 

 

Е.Б. Черенкова

 

 

2024-4483

 

 

Связанные организации

ООО "МЕГАИНЖСЕРВИС"
ИНН 7706783437, ОГРН 1127747073299
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ОГКУ «Центр обработки вызовов Системы 112- Безопасный регион»
ИНН 7453261437, ОГРН 1137453011365
ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области"
ИНН 7451402146, ОГРН 1157451017888