Решение (комиссия) №ВЛ/17925/23 Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/106-2908/2023 по делу № 535-ж/2023 от 26 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF6
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областной Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями» 454038, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Пекинская, д. 7
Индивидуальный предприниматель Кухто Алексей Владимирович
ООО «РТС-тендер» 121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А, 25 этаж, помещение 1
Комиссии по осуществлению закупок (извещение № 0369200036923000045) |
Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/106-2908/2023
по делу № 535-ж/2023
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Резолютивная часть решения оглашена 20 декабря 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 25 декабря 2023 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
<…> |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
<…>
|
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
<…> |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Кухто Алексея Владимировича (далее – ИП Кухто А.В., Заявитель) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий - вакуумные пробирки (извещение № 0369200036923000045) (далее – аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями» (далее – Учреждение, Заказчик): Харчистовой Д.А., действующей на основании доверенности № 47 от 14.12.2023; Бодня Н.В., действующей на основании доверенности № 48 от 14.12.2023; Макаренко М.В., действующего на основании доверенности № 51 от 14.12.2023; Угловой Е.Д., действующей на основании доверенности № 55 от 14.12.2023;
- в отсутствии представителя Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени заседания Комиссии, ходатайств и заявлений не представлено,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ИП Кухто А.В. на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий - вакуумные пробирки (извещение № 0369200036923000045) (далее – аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 06.12.2023 в 16:21.
Начальная (максимальная) цена контракта на поставку расходных материалов для лаборатории составляет 390 700,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 14.12.2023 08:00.
В соответствии с протоколом подведения итогов № 0369200036923000045 от 15.12.2023 победителем признан участник с идентификационным номером 115583884 с предложением о цене контракта 318 420,50 рублей.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы Заявителя заключаются в следующем.
В Техническом задании по позициям № 1 «Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K3ЭДТА» и № 2 «Пробирка вакуумная для определения скорости оседания эритроцитов (СОЭ) ИВД» указывает техническую характеристику «закручивающаяся крышка».
По мнению Заявителя, все зарегистрированные на территории РФ вакуумные системы, предназначенные для использования в центрифугах, обеспечивают надежность крепления крышки независимо от вида соединения крышки и пробирки, поскольку по результатам государственной регистрации любого медицинского изделия подтверждено его качество, эффективность и безопасность.
Заказчик представил письменные пояснения, в которых указал следующее.
Закупаемые пробирки Центр СПИД планировал использовать для забора крови лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека и дальнейшего исследования крови. Болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), является хронической вирусной инфекцией, возбудитель которой передается от человека к человеку. Основной способ заражения - через инфицированную кровь. В целях исключения возможных аварийных ситуаций с медицинскими работниками на рабочих местах указан в описании объекта закупки, такой показатель, как закручивающаяся крышка, которая необходима Заказчику на всех этапах работы с биологическим материалом.
Заказчик поясняет, что в лаборатории биологический образец, находящийся в пробирке, подвергается неоднократному открыванию. Закручивающаяся крышка обеспечивает герметичное хранение биологического материала, исключает разбрызгивание при повторном открытии, поэтому в них удобно и главное безопасно хранить биологический материал (кровь).
Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции осуществляется в соответствии с нормами СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (далее - СанПиН 3.3686-21).
Стандартным методом лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции служит определение антител и антигена ВИЧ с помощью диагностических тестов, одновременно выявляющих антитела к ВИЧ 1, 2 и антиген р24. Для подтверждения результатов в отношении ВИЧ применяются подтверждающие тесты (иммунный, линейный блот и определение РНК/ДНК ВИЧ молекулярно-биологическими методами) (п. 619).
Диагностический алгоритм тестирования на наличие антител к ВИЧ состоит из двух этапов - скрининга и подтверждения результатов скринингового исследования (П. 621).
В целях обеспечения контроля и учета исследований референс-диагностика должна осуществляться в лаборатории Центра по профилактике и борьбе со СПИД или иной уполномоченной специализированной медицинской организации, в том же субъекте Российской Федерации, где проводилось скрининговое обследование (П. 623).
Кроме того, исходя из пункта 157 СанПиН 3.3686-21, вакуумные пробирки из-за непосредственного контакта с кровью по умолчанию относятся к отходам класса Б. Данный вид отходов подлежит утилизации на месте путем автоклавирования при температуре 132 градуса.
Завинчивающая крышка полностью исключает образование аэрозольного эффекта, что снижает риск открытия крышки и вытекании биоматериала при автоклавировании.
В этой связи, учитывая специфику медицинского учреждения, опасность биоматериала (отходы класса Б), а также тот факт, что технический регламент исследования Заказчиком биоматериала требует вскрытия пробирок для дополнительной пробоподготовки, транспортировки, биоматериала, хранения биоматериала и дальнейшего автоклавирования биоматериала, использование не закручивающихся крышек практически исключает возможность надежного повторного закрытия и, следовательно, полной герметичности, безопасной транспортировки и автоклавирования биоматериала.
В этой связи, установленное требование о наличии закручивающейся крышки соответствует потребности Заказчика.
Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, а также обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в части описания объекта закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила № 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу пунктов 5 и 6 Правил использования № 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, при наличии обоснования указания таких дополнительных характеристик.
Описанием объекта закупки (Техническим заданием) предусмотрена потребность Заказчика в товаре со следующими характеристиками:
№ п/п |
Код позиции КТРУ /Наименование объекта закупки |
Описание по КТРУ* |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
Обоснование Включения показателя в описание объекта закупки |
||
Показатели |
Значение |
|||||
Максимальные и (или) минимальные показатели товара |
Показатели, которые не могут изменяться |
|||||
1 |
32.50.50.000-00001094 Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K3ЭДТА |
Стерильная стеклянная или пластиковая пробирка, закупоренная заглушкой, содержащая определенный объем вакуума и антикоагулянт трикалиевую соль этилендиаминтетрауксусной кислоты (К3ЭДТА) (dipotassium ethylene diamine tetraacetic acid (K3EDTA)). Изделие предназначено для использования в целях сбора, хранения и/или транспортировки крови для анализа и/или других исследований [например, гематология цельной крови, общий анализ крови и количественное определение наркотических веществ]. Это изделие для одноразового использования. |
Высота (миллиметр) |
|
75 |
Соответствует описанию КТРУ
|
Диаметр (миллиметр) |
|
13 |
||||
Количество в упаковке, шт |
≤100 |
|
||||
Материал пробирки |
|
Пластик |
||||
Объем (Кубический сантиметр;^миллилитр) |
|
4 |
||||
Цвет крышки |
|
фиолетовый |
Соответствует ГОСТ Р ИСО 6710-2021 Приложение F |
|||
Исполнение |
|
закручивающая крышка |
Позволяет безопасно открывать и закрывать пробирку многократно с сохранением абсолютной герметичности, обеспечивает надежную сохранность биоматериала при транспортировке и центрифугировании |
|||
2 |
32.50.50.000-00000617 Пробирка вакуумная для определения скорости оседания эритроцитов (СОЭ) ИВД
|
Стерильная стеклянная или пластиковая пробирка, закрытая заглушкой, или другая специальная емкость, содержащая определенный объем вакуума и антикоагулянт цитрат натрия (sodium citrate). Предназначена для использования самостоятельно или в комбинации с другими изделиями для ИВД (например, анализаторами СОЭ, шкалой для определения) для количественного определения скорости оседания эритроцитов (СОЭ) (erythrocyte sedimentation rate (ESR)) в клиническом образце цельной крови. Это изделие для одноразового использования. |
Высота (миллиметр) |
|
120
|
Соответствует описанию КТРУ
|
Диаметр (миллиметр) |
|
8
|
||||
Объем пробирки:
|
|
1,6 мл |
||||
Материал пробирки: |
|
пластик
|
||||
Цвет крышки |
|
черный |
Соответствует ГОСТ Р ИСО 6710-2021 Приложение F |
|||
Исполнение |
|
закручивающая крышка |
Позволяет безопасно открывать и закрывать пробирку многократно с сохранением абсолютной герметичности, обеспечивает надежную сохранность биоматериала при транспортировке и центрифугировании |
|||
Количество в упаковке |
≤100 |
|
|
При этом, в отношении характеристики «цвет крышки» Заказчиком указано обоснование «Соответствует ГОСТ Р ИСО 6710-2021 Приложение F».
Согласно Приложению F ГОСТ Р ИСО 6710-2021 предусмотрены рекомендованные цветовые коды для идентификации добавок и вспомогательных материалов в зависимости от добавленного вспомогательного материала.
Комиссия отмечает, что цвет крышки товара по позиции 1 Описания объекта закупки определен Заказчиком как «фиолетовый».
При этом, лавандовый цвет крышки, предусмотренный ГОСТ Р ИСО 6710-2021 для идентификации контейнеров, содержащих в качестве добавочного материала K3E ЭДТА трехкалиевую соль, представляет собой именно фиолетовый цвет, содержащий белый (то есть разбавленный оттенок фиолетового цвета).
В этой связи, дополнительная характеристика товара в виде требований к цвету крышки обусловлена положениями ГОСТ Р ИСО 6710-2021, что не противоречит пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Из пояснений Заказчика также следует, что необходимость приобретения пробирки с закручивающейся крышкой обусловлена спецификой деятельности Учреждения, связанной с высоким риском заражения персонала ВИЧ-инфекцией и необходимостью соблюдения в СанПиН 3.3686-21.
Доказательства отсутствия объективной необходимости приобретения пробирок с указанными потребительскими свойствами Заявителем ни в составе жалобы, ни на заседании Комиссии не представлены.
При этом, законодательство о контрактной системе допускает самостоятельное формирование заказчиком своей закупки, исходя из потребностей, и при описании товара заказчик вправе указывать характеристики товара, требования к объекту закупок, которые являются определяющими для него, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Обзора, указание заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Следовательно, заказчик при формировании технического задания вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара в специфике его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств.
При наличии действительной потребности лечебного учреждения в приобретении товара с определенными характеристиками, приведенные доводы являются субъективным мнением поставщика медицинских изделий о возможной потребности заказчика, сформированным без учета особенностей деятельности медицинской организации, и в отсутствие у поставщика объективной информации о реальной потребности заказчика.
При этом, производство медицинских изделий с характеристиками, предусмотренных одним производителем, с учетом потребности заказчика, являющегося медицинской организацией, не свидетельствует об ограничении числа участников закупки.
На участие в аукционе поступило три заявки, снижение НМЦК составило 18,5 %, что является доказательством наличия достаточной конкурентной среды при проведении закупки.
Из содержания заявок на участие в аукционе следует, что участниками предложены товары различных производителей, а именно: РЗН 2021/14394 «Хэбей Синло Сайн&Тех.Ко.Лтд», Китай, ФСЗ 2009/05507 «Вэхай Хониюй Медикал Девайсез Ко, Лтд», Китай, ФСЗ 2010/08145 «Жеджианг Гондонг Медикал Технолоджи Ко, Лтд», Китай, РЗН 2013/921 «Чжецзян Гундун Медикал Технолоджи Ко, Лтд», Китай, РЗН 2019/8488, «Шаньдун Чэнъу Медикал Продактс Фэктори», Китай.
Доказательства нарушения прав и интересов Заявителя или иных участников закупки в составе жалобы не представлены.
Кроме того, Заявитель не подавал заявку на участие в аукционе, что свидетельствует об отсутствии у него материально-правовой заинтересованности участия в данной закупке.
На основании изложенного, доводы жалобы Заявителя являются не обоснованными, не доказаны.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Кухто А.В. на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий - вакуумные пробирки (извещение № 0369200036923000045) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
<…> |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
<…> |
|
|
<…> |
2023-20347