Решение б/н Акт проверки № 4 в отношении ПАО «Совкомбанк» от 30 апреля 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF«22» апреля 2015 года г. Челябинск
АКТ ПРОВЕРКИ № 4
В целях проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании статей 33-35 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»), распоряжения руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Козловой А.А. от 20.03.2015 № 4 «О проведении внеплановой документарной проверки» проведена внеплановая документарная проверка в отношении Публичного акционерного общества «Совкомбанк» (ОГРН 1144400000425, ИНН 4401116480, 156000, г. Кострома, пр. Текстильщиков, д. 46) (далее – ПАО «Совкомбанк»).
Продолжительность проверки: с 26 марта 2015 года по 22 апреля 2015 года (двадцать рабочий дней) включительно.
Место проведения проверки: 454111, г. Челябинск, пр. Ленина, 59.
Акт составлен: <…>
Копия распоряжения о проведении проверки и запроса о представлении документов направлены ПАО «Совкомбанк» почтовым отправлением и на электронную почту info-kst@sovcombank/
Лицо, проводившее проверку: <…>, главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, служебное удостоверение № <…>
Предметом проводимой проверки являлось соблюдение ПАО «Совкомбанк» требований законодательства о рекламе.
Основанием явилась проверка достоверности сведений в рекламе потребительского кредита «Купи Авто» и вклада «Лови момент» ПАО «Совкомбанк», по которой обратились заявители <…> и <…>
В ходе проведения проверки у ПАО «Совкомбанк» были запрошены следующие документы (информация):
учредительные документы ПАО «Совкомбанк»;
свидетельство о регистрации юридического лица ПАО «Совкомбанк»;
свидетельство о постановке ПАО «Совкомбанк» на учет в налоговом органе;
всю документацию, устанавливающую условия кредита «Купи авто» (по состоянию на август 2014 года), вкладов «Лови Момент», «Новогодний» (по состоянию на 3 марта 2015 года);
сведения о всех местах распространения в городе Челябинске рекламы кредита «Купи авто», вкладов «Лови Момент», «Новогодний»;
рекламные материалы по кредиту «Купи авто», вкладов «Лови Момент», «Новогодний» (с приложением договора на изготовление и размещение рекламы, согласованного макета, акта приема-передачи выполненных работ, документов об оплате рекламы).
доказательства того, что клиентам, оформившим потребительский кредит «Купи Авто» и предоставившим документы на право владения транспортным средством в момент оформления кредита или в течение 6 месяцев с даты оформления кредита была снижена процентная ставка по кредиту с 33 % до 22, 5 %. В частности такими доказательствами могут быть заявление о предоставлении кредита, кредитный договор, заявление о снижение процентной ставки, решение по заявлению о снижении процентной ставки);
доказательства того, что по вкладам «Лови Момент», «Новогодний» по состоянию на 3 марта 2015 года процентная ставка составляла 18 %. В частности такими доказательствами могут быть заключенные в указанный период договоры по вкладам «Лови Момент», «Новогодний».
письменные пояснения по факту распространения в городе Челябинске рекламы кредита «Купи авто», вкладов «Лови Момент», «Новогодний», в которых присутствуют, по мнению заявителей, не соответствующие действительности сведения о снижении процентной ставки по кредиту и размере процентной ставки по вкладам соответственно.
ПАО «Совкомбанк» представлены следующие документы:
копии учредительных документов и доверенность на представителя на 29 листах;
копия выписки из паспорта продукта «Денежный кредит «Многоцелевой» на 22 листах;
распоряжение № 9/ОД от 27.01.2015 с приложениями на 15 листах;
протокол заседания КЦУЛ № 160215 от 16.02.2015 с приложениями на 9 листах;
копии договора возмездного оказания услуг № 01 от 12.11.2010, приложения № 219 от 27.01.2015, счета на оплату № 55 от 11.02.2015 на 6 листах;
копии макетов рекламных материалов на 2 листах;
копии кредитных договоров № 32921818078 от 23.05.2014, № 318574306 от 01.05.2014 на 8 листах;
копии договоров банковского вклада «Лови момент» от 03.03.2015, заключенного с <…>, <…> на 3 листах;
копии договора банковского вклада «Новогодний» от 30.01.2015, заключенного с Прохоровой Л.М. на 3 листах;
объяснения на 1 листе.
Исследование материалов показало следующее.
В рекламе кредита «Купи авто», распространенной в августе 2014 года в кредитно-кассовом офисе «Челябинский» ПАО «Совкомбанк» филиала «Центральный» (г. Челябинск, ул. Гагарина, д. 16) присутствуют сведения «Ставка 33 % снижается до 22,5% после предоставления документов, подтверждающих право владения/пользования/распоряжение транспортным средством, в момент оформления кредита или в течение 6 месяцев с даты оформления кредита».
Таким образом, в рекламе содержатся сведения об одном из условий, влияющих на стоимость услуги, связанной с предоставлением кредита, а именно процентная ставка 33 % и указана возможность её снижения до 22,5 % после предоставления документов, подтверждающих право владения/пользования/распоряжение транспортным средством.
Данные сведения о минимальном и максимальном размере процентной ставки выполнены крупным шрифтом. Ниже указанных сведений содержится иная информация выполненная мелким шрифтом с минимальными межстрочными и межсловесными интервалами, малозаметная по сравнению с иной информацией, что приравнивается к её отсутствию.
Из представленных ПАО «Совкомбанк» документов следует, что процентная ставка по кредиту может быть снижена только в случае если легковой автомобиль российского или иностранного производства не старше 10 лет.
В рекламе отсутствует информация о требованиях, предъявляемых непосредственно к транспортному средству. Указанная информация является существенной и её отсутствие способно ввести в заблуждение потребителей рекламы.
Поскольку в рекламе данная информация отсутствует, заявитель <…> был введен в заблуждение, поскольку полагал, что дата выпуска автомобиля не имеет значения для снижения процентной ставки по кредиту и оформил кредит «Купи авто» на приобретение автомобиля марки «ТОЙОТА РАННЕР» 1994 года выпуска, то есть старше 10 лет. В последующем ПАО «Совкомбанк» отказало ему в снижении процентной ставки по кредиту, пояснив причину отказа.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Информация о том, что процентная ставка по кредиту может быть снижена только в случае если легковой автомобиль российского или иностранного производства не старше 10 лет является существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой. Однако данная информация отсутствует в рекламе, в связи с чем потребитель фактически не получает предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно условий предлагаемой финансовой услуги.
Отсутствие в рекламе кредита «Купи авто» информации о требованиях, предъявляемых к транспортному средству для снижения процентной ставки по кредиту содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 375-ФЗ).
Отсутствие в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита «Купи авто», иных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, при указании одного условия - размеров процентной ставки 33 % и 22,5 %, содержит признаки нарушения части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
В рекламе вклада «Лови момент!», размещенной 03 марта 2015 года в отделении ПАО «Совкомбанк» (г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 17) присутствуют сведения о процентной ставке 18 %. Вместе с тем, в рекламе отсутствует информация о том, что размер процентной ставки с 02 февраля 2015 года изменен и новая ставка по вкладу составляет 17 %.
Из объяснений ПАО «Совкомбанк» следует, что информация о размере процентной ставке, указанная в рекламе, не соответствовала действительности ввиду несвоевременной замены старых рекламных материалов на новые.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» положения Федерального закона «О рекламе», относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.
Соответствие действительности размещенных в рекламе сведений должно быть подтверждено документально.
Указанные в рекламе сведения не соответствуют действительности, поскольку согласно договора вклада «Лови момент», заключенному в этот же день с <…>, процентная ставка составляет 17 %, а не 18 %, в связи с чем, реклама вклада «Лови момент» содержит признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
С учетом изложенного, по результатам проведенной проверки подтвердились признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы кредита «Купи авто», вклада «Лови момент» в офисах ПАО «Совкомбанк» в городе Челябинске.
Подпись лица, проводившего проверку:
<…> ____________________
С актом проверки ознакомлен, копию акта получил:__________________________ ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя
проверяемого лица, дата)
Отметка об отказе руководителя проверяемого лица (его уполномоченного представителя, иного должностного лица) подписать акт _________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________