Решение б/н Решение по делу № 074/05/16-1067/2021 от 14 мая 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 074/05/16-1067/2021
14 мая 2021 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии <...>, членов Комиссии <...> рассмотрев дело № 074/05/16-1067/2021, возбужденное по факту размещения рекламных сообщений с признаками нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступили материалы плановой проверки Управления Роскомнадзора по Челябинской области (вх. №4345-ЭП/21 от 25.03.2021, №4819/21 от 05.04.2021) для рассмотрения на предмет нарушения требований Федерального Закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» выпуска СМИ «Дальнобойщик Trucker» от 15.03.2021 №312, а также архив выпусков СМИ.
Из представленных Управлением Роскомнадзора по Челябинской области сведений следует, что объем рекламных сообщений выпуска СМИ «Дальнобойщик Trucker» от 15.03.2021 №312 составляет 38,6% от общего объема выпуска, при этом пометка «реклама» размещена на 1 из 41 рекламных текстов. Аналогичные признаки нарушения были обнаружены в архиве выпусков СМИ в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://dbk.su/?cat=7.
В рамках рассмотрения заявления Челябинское УФАС России направило запрос в СМИ «Дальнобойщик Trucker» о представлении свидетельства о государственной регистрации СМИ, письменные пояснения отсутствия на рекламных сообщениях пометки «реклама» или пометки «на правах рекламы».
Ответ на запрос Челябинского УФАС России представил учредитель СМИ «Дальнобойщик Trucker» <...>. В письменных пояснениях <...> сообщил, что причиной отсутствия пометки «реклама» или пометки «на правах рекламы» является отсутствие осведомленности о правилах размещения рекламных сообщений в журнале «Дальнобойщик Trucker». К ответу <...> приложил свидетельство о регистрации СМИ, журнал «Дальнобойщик Trucker» от 15.04.2021 №314.
Рассмотрение заявления и материалов дела приводит к следующему выводу.
Согласно статье 2 закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием); под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Из представленной информации следует, что журнал «Дальнобойщик Trucker» имеет Свидетельство о государственной регистрации СМИ, реестровая запись от 29.12.2010 серия ПИ № ТУ 74 – 00513. Примерная тематика и (или) специализация: информационная (об отрасли грузовых перевозок, сервисных и торговых организаций, обслуживающих грузовой транспорт), реклама не более 40%. Периодическое распространение в форме журнала. Возрастное ограничение 16+. Адрес редакции г. Челябинск, ул. Арзамасская 1-я, д. 25, кв. 205. Рекламные сообщения выпуска СМИ «Дальнобойщик Trucker» от 15.04.2021 №314 имеет 39 рекламных текстов. На каждом рекламном сообщении присутствует пометка «Реклама. Не является официальной офертой».
В соответствии со статьей 36 закона от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.
Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с 16 статьей Федерального закона «О рекламе» размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок пять процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
Текстовые сообщения, размещенные в журнале, являются рекламой, поскольку адресованы неопределенному кругу лиц и, соответственно, направлены на формирование интереса и привлечение внимания со стороны потребителей к объектам рекламирования.
Поскольку СМИ «Дальнобойщик Trucker» не является периодическим печатным изданием, специализирующегося на сообщениях и материалах рекламного характера, размещение текста рекламы должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Стоит отметить, что в СМИ «Дальнобойщик Trucker» от 15.04.2021 №314 пометка «реклама» размещена на 1 из 41 рекламных текстов, а именно: на странице 2 со следующим содержанием: «УРАЛ IVECO….Бесплатная диагностика для новых клиентов. 8(351)220-42-00». На 40 рекламных объявлениях, размещенных на страницах № 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 23, 24, отсутствует пометка «реклама» или пометка «на правах рекламы», что свидетельствует о нарушении статьи 16 Федерального закона «О рекламе».
При анализе архивных выпусков СМИ «Дальнобойщик Trucker», размещенных в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://dbk.su/?cat=7, за 2018 год, 2019 год, 2020 год обнаружены аналогичные признаки нарушения, а именно на рекламных сообщениях отсутствует пометка «реклама» или пометка «на правах рекламы», что свидетельствует о нарушении статьи 16 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение статьи 16 Закона о рекламе возложена на рекламораспространителе.
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Из имеющихся материалов усматривается, что рекламораспространителем рекламы является <...>.
Материалы дела устанавливают, что <...> является учредителем и главным редактором.
Согласно статьи 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон «О СМИ») под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации.
В соответствии с 19 статьей Закона «О СМИ» главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.
Комиссия считает возможным выдать <...> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в СМИ «Дальнобойщик Trucker» №312 от 15 марта 2021 года в количестве 40 рекламных сообщений, поскольку при ее размещении нарушены требования статьи 16 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Карташкова К.В.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.