Решение б/н Решение по делу № 074/05/16-1067/2021 от 14 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 074/05/16-1067/2021

 

14 мая 2021 года                                                      г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии <...>, членов Комиссии <...> рассмотрев дело № 074/05/16-1067/2021, возбужденное по факту размещения рекламных сообщений с признаками нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступили материалы плановой проверки Управления Роскомнадзора по Челябинской области (вх. №4345-ЭП/21 от 25.03.2021, №4819/21 от 05.04.2021) для рассмотрения на предмет нарушения требований Федерального Закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» выпуска СМИ «Дальнобойщик Trucker» от 15.03.2021 №312, а также архив выпусков СМИ.

Из представленных Управлением Роскомнадзора по Челябинской области сведений следует, что объем рекламных сообщений выпуска СМИ «Дальнобойщик Trucker» от 15.03.2021 №312 составляет 38,6% от общего объема выпуска, при этом пометка «реклама» размещена на 1 из 41 рекламных текстов. Аналогичные признаки нарушения были обнаружены в архиве выпусков СМИ в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://dbk.su/?cat=7.

В рамках рассмотрения заявления Челябинское УФАС России направило запрос в СМИ «Дальнобойщик Trucker» о представлении свидетельства о государственной регистрации СМИ, письменные пояснения отсутствия на рекламных сообщениях пометки «реклама» или пометки «на правах рекламы».

Ответ на запрос Челябинского УФАС России представил учредитель СМИ «Дальнобойщик Trucker» <...>. В письменных пояснениях <...> сообщил, что причиной отсутствия пометки «реклама» или пометки «на правах рекламы» является отсутствие осведомленности о правилах размещения рекламных сообщений в журнале «Дальнобойщик Trucker». К ответу <...> приложил свидетельство о регистрации СМИ, журнал «Дальнобойщик Trucker» от 15.04.2021 №314.

 

Рассмотрение заявления и материалов дела приводит к следующему выводу.

 

Согласно статье 2 закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием); под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Из представленной информации следует, что журнал «Дальнобойщик Trucker» имеет Свидетельство о государственной регистрации СМИ, реестровая запись от 29.12.2010 серия ПИ № ТУ 74 – 00513. Примерная тематика и (или) специализация: информационная (об отрасли грузовых перевозок, сервисных и торговых организаций, обслуживающих грузовой транспорт), реклама не более 40%. Периодическое распространение в форме журнала. Возрастное ограничение 16+. Адрес редакции г. Челябинск, ул. Арзамасская 1-я, д. 25, кв. 205. Рекламные сообщения выпуска СМИ «Дальнобойщик Trucker» от 15.04.2021 №314 имеет 39 рекламных текстов. На каждом рекламном сообщении присутствует пометка «Реклама. Не является официальной офертой».

В соответствии со статьей 36 закона от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с 16 статьей Федерального закона «О рекламе» размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок пять процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

Текстовые сообщения, размещенные в журнале, являются рекламой, поскольку адресованы неопределенному кругу лиц и, соответственно, направлены на формирование интереса и привлечение внимания со стороны потребителей к объектам рекламирования.

Поскольку СМИ «Дальнобойщик Trucker» не является периодическим печатным изданием, специализирующегося на сообщениях и материалах рекламного характера, размещение текста рекламы должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Стоит отметить, что в СМИ «Дальнобойщик Trucker» от 15.04.2021 №314 пометка «реклама» размещена на 1 из 41 рекламных текстов, а именно: на странице 2 со следующим содержанием: «УРАЛ IVECO….Бесплатная диагностика для новых клиентов. 8(351)220-42-00». На 40 рекламных объявлениях, размещенных на страницах 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 23, 24, отсутствует пометка «реклама» или пометка «на правах рекламы», что свидетельствует о нарушении статьи 16 Федерального закона «О рекламе».

При анализе архивных выпусков СМИ «Дальнобойщик Trucker», размещенных в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://dbk.su/?cat=7, за 2018 год, 2019 год, 2020 год обнаружены аналогичные признаки нарушения, а именно на рекламных сообщениях отсутствует пометка «реклама» или пометка «на правах рекламы», что свидетельствует о нарушении статьи 16 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение статьи 16 Закона о рекламе возложена на рекламораспространителе.

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из имеющихся материалов усматривается, что рекламораспространителем рекламы является <...>.

Материалы дела устанавливают, что <...> является учредителем и главным редактором.

Согласно статьи 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон «О СМИ») под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации.

В соответствии с 19 статьей Закона «О СМИ» главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.

Комиссия считает возможным выдать <...> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в СМИ «Дальнобойщик Trucker» №312 от 15 марта 2021 года в количестве 40 рекламных сообщений, поскольку при ее размещении нарушены требования статьи 16 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Карташкова К.В.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны