Решение б/н 1. Признать жалобу ООО «Контракт» на действия заказчика обос... от 12 апреля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Контракт»

354003, г. Сочи, пер. Вишневый, 85Б, пом. 12

Отдел материальных ресурсов Управления муниципальной собственности Администрации города Троицка

457100, Челябинская область, г.Троицк, ул. им. А.М. Климова, 7

Управление по капитальному строительству Администрации города Троицка

457100, г. Троицк Челябинской области, ул. им. А.М. Климова, д.7

ЗАО «Сбербанк - АСТ»

101000, г. Москва, Милютинский пер., 10, стр. 4

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/105-398/2019 (211-ж/2019)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 09 апреля 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 12 апреля 2019 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

Членов Комиссии:

<…>

-

 

<…>

-

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Контракт» (далее – заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ благоустройства общественной территории "Капитальный ремонт ул. им. А. М. Климова на участке от ул. им. Ю.А. Гагарина до ул. Октябрьская" (2-3 этапы от ул. Советская до ул. Октябрьская) (изв. № 0169300008219000032) в присутствии:

- представителя Управления по капитальному строительству Администрации города Троицка (далее – заказчик) <…>, действующего на основании доверенности от 25.01.2019 № 2,

в отсутствие представителя Отдела материальных ресурсов Управления муниципальной собственности Администрации города Троицка (далее – уполномоченный орган), направившего ходатайство о рассмотрении жалобы заявителя в отсутствие представителя уполномоченного органа.

Заявитель о времени и месте заседания Комиссии извещен, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, не явился, заявлений, ходатайств не представил.

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 02.04.2019 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ благоустройства общественной территории "Капитальный ремонт ул. им. А. М. Климова на участке от ул. им. Ю.А. Гагарина до ул. Октябрьская" (2-3 этапы от ул. Советская до ул. Октябрьская) (изв. № 0169300008219000032) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам, извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 18.03.2019.

Начальная (максимальная) цена контракта – 30 846 860,00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.

Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.

1. Заказчиком сокращен срок подачи заявок.

2. Заказчиком при описании объекта закупки установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара, и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения и на заседании Комиссии указал следующее.

1. Извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: «Капитальный ремонт ул. им. A.M. Климова на участке от ул. им. Ю.А. Гагарина до ул. Октябрьская» (2-3 этапы от ул. Советская до ул. Октябрьская) создано уполномоченным органом по размещению муниципальных закупок в городе Троицке (отдел материальных ресурсов) 18.03.2019 в 16 часов 30 минут и направлено на контроль 18.03.2019 в 16 часов 51 минуту. Фактически контроль пройден 19.03.2019 в 09 часов 54 минуты по местному времени. Срок окончания подачи заявок 03.04.2019 в 09 часов 00 минут (время местное). В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, если НМЦК контракта превышает три миллиона рублей, извещение размещается в Единой информационной системе не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок. Учитывая время создания и направления на контроль извещения, а именно 18.03.2019, срок подачи заявок составляет 15 дней.

2. В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать согласие участника на выполнение работ (поставку товара, оказание услуг) на условиях предусмотренных документацией, а также конкретные показатели товара (материала). Участнику закупки для подтверждения конкретных показателей необходимо заполнить прилагаемую таблицу, при этом, требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара, значения которых становиться известными при испытании определенной партии заказчиком не установлены. Участнику закупки необходимо конкретизировать показатели товара в соответствии с положениями соответствующего ГОСТа.

Заслушав пояснения заказчика, уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В силу части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 30 846 860,00 рублей.

Извещение об осуществлении закупки размещено заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 19.03.2019 09:54.

При этом, окончанием срока подачи заявок на участие в таком аукционе согласно аукционной документации является 03.04.2019 09:00.

Вместе с тем, согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Кроме того, пункт 1 статьи 194 ГК РФ предусматривает, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Следовательно, срок окончания подачи заявки на участие в аукционе, согласно положениям гражданского законодательства, должен быть установлен не ранее 03.04.2019 23:59.

Таким образом, заказчиком в нарушение части 3 статьи 63, пункта 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе сокращен срок окончания подачи заявок на участие в аукционе.

2. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствие с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Пункт 17. аукционной документации предусматривает, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

- согласие участника аукциона на выполнение работ благоустройства общественной территории: «Капитальный ремонт ул. им. А.М. Климова на участке от ул. им. Ю.А. Гагарина до ул. Октябрьская» (2-3 этапы от ул. Советская до ул. Октябрьская) на условиях, предусмотренных проектом контракта и заданием на проектирование объекта (Приложение № 1 к проекту Контракта);

- конкретные показатели в соответствии с приложением № 1 к информационной карте документации, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Приложение № 1 к информационной карте документации содержит требования к показателям основных материалов, используемых при выполнении работ по благоустройству общественной территории "Капитальный ремонт ул. им. А.М. Климова на участке от ул. им. Ю.А. Гагарина до ул. Октябрьская» (2-3 этапы – от ул. Советская до ул. Октябрьская) (далее – Требования к материалам).

Согласно доводам заявителя, заказчиком в Требованиях к материалам неправомерно установлены требования к конкретизации значений показателей, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а также к химическому составу и (или) компонентов товара, а именно:

1) по позиции 1 «Битумы нефтяные дорожные ГОСТ 22245-90»:

- глубина проникания иглы, 0,1 мм при 25°С не менее 91-130;

- глубина проникания иглы, 0,1 мм при 0°С не менее 25 или не менее 28;

- температура размягчения по кольцу и шару, °С не ниже 43;

- растяжимость, см, при 25°С не менее 63 или не менее 65;

- растяжимость, см, при 0°С не менее 3,5 или не менее 4,0;

- температура хрупкости °С не выше -17;

- температура вспышки °С не ниже 230;

- изменение температуры размягчения после прогрева, °С не более 5.

2) по позиции 3 «Смеси асфальтобетонные»:

- предел прочности при сжатии, при температуре 50°С, МПа не менее 1,0;

- водостойкость не менее 0,85;

- водонасыщение образцов, отформованных из смеси, % по объему не менее 1,5 не более 4,0;

- пористость минеральной части, % не менее 14 не более 19,

3) по позиции 4 «Щебень из природного камня для строительных работ»:

- содержание зерен пластинчатой и игловатой формы, % по массе не более 10 или свыше 10 до 35;

- содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе не более 1 или не более 2.

Вместе с тем, следует отметить, что согласно пункту 3 Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 письма ФАС России от 06.10.2017 N РП/69211/17 установление в документации о закупке требований к описанию участниками закупок в составе заявок на участие в закупке конкретных показателей веществ и химических составляющих, применяемых при изготовлении товаров, требований об описании результатов испытаний, а также иные требования к описанию товара, которые являются излишними, содержит признаки нарушения положений Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников закупки.

Помимо прочего, Комиссия антимонопольного органа, проанализировала требования заказчика по позиции 1 «Битумы нефтяные дорожные», положения ГОСТ 22245-90 и пришла к выводу о том, что установленные заказчиком требования позволяют участнику закупки предложить битум марки БНД 60/90, однако конкретизировать значение показателей «Глубина проникания иглы, 0,1 мм при 25°С», «Глубина проникания иглы, 0,1 мм при 0°С» одновременно и в соответствии с положениями ГОСТ 22245-90, и в соответствии с требованиями документации о закупке, не представляется возможным.

На основании изложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о нарушении заказчиком пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.

Необходимо отметить, что в силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

Таким образом, исходя из буквального толкования норм законодательства о контрактной системе, проект контракта, размещенный в составе документации о закупке, должен содержать исчерпывающую информацию об условиях исполнения контракта, относительно сведений, не подлежащих изменению в ходе проведения аукциона.

Вместе с тем, проект контракта, являющийся неотъемлемой частью аукционной документации, не содержит приложения, которое включало бы информацию о конкретных показателях товара, представленных участником закупки в содержании первой части заявки в соответствии с требованиями аукционной документации, что может привести к заключению контракта не на условиях заявки победителя закупки в нарушение части 1 статьи 34, части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.

Следует отметить, что согласно протоколу № 30-ЭА рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе «Выполнение работ благоустройства общественной территории "Капитальный ремонт ул. им. А. М. Климова на участке от ул. им. Ю.А. Гагарина до ул. Октябрьская" (2-3 этапы от ул. Советская до ул. Октябрьская)» от 04.04.2019 на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подано 2 заявки. При этом, участники закупки, подавшие указанные заявки, допущены аукционной комиссией к процедуре аукциона.

Кроме того, из материалов дела не следует прямой материально-правовой заинтересованности заявителя в результатах рассматриваемой закупки, в том числе отсутствуют сведения о подаче заявителем заявки на участие в закупке.

Таким образом, Комиссия антимонопольного органа полагает, что допущенные заказчиком при описании объекта закупки нарушения законодательства о контрактной системе не повлияли на результаты торгов.

Вместе с тем, в действиях виновных должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Контракт» на действия заказчика обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушения части 3 статьи 63, пункта 3 части 1 статьи 64, пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <…>

 Члены Комиссии <…>

<…>

ООО «Контракт»

354003, г. Сочи, пер. Вишневый, 85Б, пом. 12

Отдел материальных ресурсов Управления муниципальной собственности Администрации города Троицка

457100, Челябинская область, г.Троицк, ул. им. А.М. Климова, 7

Управление по капитальному строительству Администрации города Троицка

457100, г. Троицк Челябинской области, ул. им. А.М. Климова, д.7

ЗАО «Сбербанк - АСТ»

101000, г. Москва, Милютинский пер., 10, стр. 4

ПРЕДПИСАНИЕ № 074/06/105-398/2019 (211-ж/2019)

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

09 апреля 2019 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

Членов Комиссии:

<…>

-

 

<…>

-

на основании решения Челябинского УФАС России от 09.04.2019, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «Контракт» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ благоустройства общественной территории "Капитальный ремонт ул. им. А. М. Климова на участке от ул. им. Ю.А. Гагарина до ул. Октябрьская" (2-3 этапы от ул. Советская до ул. Октябрьская) (изв. № 0169300008219000032) (далее – аукцион), в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Управлению по капитальному строительству Администрации города Троицка с даты размещения настоящего предписания на официальном сайте в сети «Интернет» не заключать контракт по итогам проведения Аукциона до полного исполнения пункта 2 настоящего предписания.

2. Управлению по капитальному строительству Администрации города Троицка при направлении победителю проекта контракта привести его в соответствие с действующим законодательством о контрактной системе с учетом решения Челябинского УФАС России № 074/06/105-398/2019 (211-ж/2019) от 09.04.2019, а именно: включить в проект контракта приложение, включающее информацию о конкретных показателях товара, представленных участником закупки в содержании первой части заявки в соответствии с требованиями аукционной документации.

3. ЗАО «Сбербанк-АСТ» с 12.04.2019 обеспечить Управлению по капитальному строительству Администрации города Троицка возможность исполнения пунктов 1-2 настоящего предписания.

4. Управлению по капитальному строительству Администрации города Троицка в подтверждение исполнения предписания в срок до 17.05.2019 года в адрес Челябинского УФАС России представить исполнение настоящего предписания, а именно заверенную копию заключенного контракта со всеми приложениями (на диске).

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Председатель Комиссии <…>

Члены комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны