Решение №ВЛ/6946/21 решение от 3 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5


решение


ООО ЦБУ "КОМПЛЕКС" 454016, Челябинская область, город Челябинск, ул. Университетская Набережная, д. 16, кв. 72 city1977@bk.ru МКУК "Межпосенческая централизованная клубная система" Кунашакского района 456730, Челябинская обл., Кунашакский р-н, с. Кунашак, ул. Победы, д. 12 upravleniekultury2010@mail.ru






РЕШЕНИЕ № 074/06/104-1495/2021 (№ РНП-74-165/2021)

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 02 июня 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 03 июня 2021 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Воронковой Д.А.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;


Гареевой Д.Ф.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Муниципального казенного учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная клубная система» о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО ЦБУ «КОМПЛЕКС», о его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту СК (сельского клуба) в д. Сураково (извещение № 0869600050421000001), при участии в заседании Комиссии в дистанционном режиме:

- представителя Муниципального казенного учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная клубная система» (далее – заказчик) Зиннатуллиной Л.Ф., действующей на основании распоряжения от 16.07.2019 № 75-к;

- представителей ООО ЦБУ «КОМПЛЕКС» (далее – общество, подрядчик) Веревченко В.Г., Ивановой В.И., действующих на основании решения № 2 от 24.04.2020, доверенности от 21.08.2018,


УСТАНОВИЛА:


В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении ООО ЦБУ «КОМПЛЕКС» в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту СК (сельского клуба) в д. Сураково (извещение № 0869600050421000001) (далее – конкурс, закупка).

Согласно представленным документам 15.02.2021 заказчик и ООО ЦБУ «КОМПЛЕКС» заключили контракт на выполнение работ по капитальному ремонту СК (сельского клуба) в д. Сураково по цене 640128,08 (Шестьсот сорок тысяч сто двадцать восемь) рублей 08 копеек.

Подрядчик работы по контракту не выполнил, в связи с чем решением от 05.05.2021 заказчик отказался от исполнения контракта.

Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 26.05.2021.


Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 11.6 контракта заказчиком предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Из указанных положений Закона о контрактной системе следует, что надлежащим уведомлением является обязательное направление заказчиком решения об одностороннем отказе по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика и с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Так, заказчиком 05.05.2021 составлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое 11.05.2021 направлено обществу по почте заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в контракте, а также 05.05.2021 по электронной почте, в единой информационной системе размещено 12.05.2021.

Согласно материалам дела, информация о расторжении контракта размещена заказчиком в единой информационной системе 28.05.2021 в разделе «информация об исполнении (расторжении) контракта».

Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 26.05.2021.

На дату заседания Комиссии антимонопольного органа, согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе, контракт считается расторгнутым.


При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее,


Между заказчиком и ООО ЦБУ «КОМПЛЕКС» 15.02.2021 заключен муниципальный контракт (далее – контракт).

В соответствии с пунктом 1.1 предметом контракта является «капитальный ремонт (далее - Работы) Сельского клуба в д. Сураково, расположенного по адресу: 456738, Челябинская область, Кунашакский район, д. Сураково, ул. Челябинская, д. 14-б ».

В соответствии с пунктом 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.

В пункте 3.1. контракта заказчиком указан срок выполнения работ:

«3.1. Срок выполнения Работ Подрядчиком по Контракту в полном объеме: с даты подписания Контракта до 30 июня 2021 года».

Из пояснений представителя заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 05.05.2021 следует, что подрядчиком нарушены сроки выполнения работ, поскольку по состоянию на дату принятия решения подрядчик выполнению работ не приступил.

Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В соответствии с пунктом 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

В качестве доказательств, подтверждающих обстоятельства невыполнения работ на объекте, заказчик в материалы дела представил акты от 15.03.2021, 01.04.2021, 20.04.2021, 05.05.2021, а также письма ООО СК «Авангард-плюс» от 14.04.2021 № 52/01-21, от 19.05.2021 № 53/01-21.

Представители подрядчика на заседании Комиссии выразили несогласие с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и пояснили следующее.

С даты заключения контракта приступить к выполнению работ не представлялось возможным из-за погодных условий и наличия значительного снежного покрова вокруг здания. 17.03.2021 в ходе обследования объекта совместно с заказчиком выяснилось, что для проведения качественных работ по ремонту кровли здания необходимо произвести ремонт карниза стены здания с северной стороны. Кроме того, требуется ремонт лицевой поверхности здания на большей площади, шпаклевка стен с последующей затиркой. Сметой данные работы не предусмотрены.

Дополнительное соглашение №1 к муниципальному контракту № 0869600050421000001 от 15.02.2021, технические решения и локальная смета №2, локальная смета № 4 подписаны между заказчиком и подрядчиком 14.04.2021.

Цвет кровли согласован с заказчиком 16.04.2021. После чего в течение 6-7 рабочих дней изготовлен материал.

Подрядчик 28.04.2021 уведомил заказчика о готовности приступить к исполнению контракта с просьбой предоставить для выполнения работ по контракту доступ к электроэнергии и водоснабжению.

В соответствии с пунктом 5.3.2 контракта заказчик обязан оказать необходимое содействие подрядчику в решении вопросов, возникающих при исполнении контракта.

Заказчик письмами от 30.04.2021 исх. № 37, от 03.05.2021 исх. № 38 указал подрядчику на необходимость выполнения работ иждивением подрядчика со ссылкой на 704 ГК РФ.

Представитель общества отметил, что для исполнения контракта подрядчиком приобретен и завезен на объект строительный материал на сумму 423 881, 51 рублей.

На заседание Комиссии ООО ЦБУ «КОМПЛЕКС» представило трудовое соглашение от 28.04.2021, расписку от 28.04.2021, отчет работника, согласно которому 28.04.2021 на объекте выполнены работы разбору крыши, очистке земли.

Кроме того, подрядчиком представлены письмо от 26.05.2021 № 58 на имя Главы Кунашакского муниципального района С.Н. Аминова, письмо от 26.05.2021 № 57 на имя директора МКОУ «Курмановская СОШ» Кунашакского района, направленные с просьбой предоставить содействие и доступ к сетям электроснабжения и водоотведения для целей исполнения контракта.

Изучив материалы дела, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.

В процессе рассмотрения обращения заказчиком заявлялись обстоятельства о том, что подрядчик не приступил вовремя к исполнению договора подряда, однако обществом в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие совершение подрядчиком действий, направленных на исполнение контракта (приобретение материала, заключение трудового соглашения, внутренняя отчетная документация).

Кроме того, письмом от 17.03.2021 подрядчик уведомил заказчика о том, что температурный режим не позволяет приступить к выполнению работ, что свидетельствует о совершении обществом действий по приостановке выполнения работ согласно статье 716 ГК РФ.

Доказательств выполнения работ настолько медленно, что окончание их к сроку невозможно, в материалы дела заказчиком не представлено.

При этом Комиссия отмечает, что выполнение работ с отставанием от графика в данном случае не является основанием расторжения контракта, поскольку не свидетельствует о существенности нарушения условий контракта, так как срок исполнения обязательств установлен контрактом до 30.06.2021.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Таким образом, при нарушении подрядчиком промежуточных сроков выполнения работ, зафиксированных графиком выполнения работ, заказчик вправе применить к нему меры ответственности, предусмотренные разделом 7 контракта.

Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Из анализа положений пунктов 11, 12, 13 Правил ведения реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062, следует, что при рассмотрении вопроса о наличии оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения заключить и исполнить контракт надлежащим образом и в согласованные сроки.

Комиссией установлено, что в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие принятие подрядчиком возможных мер и совершении действий, направленных на исполнение контракта.

Так, например, в действиях общества, совершенных после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, усматривается заинтересованность ООО ЦБУ «КОМПЛЕКС» в исполнении контракта.

С учетом изложенного, антимонопольный орган приходит к выводу о том, что в действиях общества отсутствует умысел на неисполнение контракта, отсутствуют признаки его недобросовестности, включение подрядчика в реестр недобросовестных поставщиком (подрядчиков, исполнителей) в данном случае не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения такого реестра, так и законодательства о контрактной системе, а также является явно несоразмерной мерой.

Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с качеством выполненных работ по контракту, по следующим основаниям.

Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.

Таким образом, учитывая обстоятельства настоящего дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО ЦБУ «КОМПЛЕКС», о его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа.


С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»,

РЕШИЛА:


Сведения, представленные Муниципальным казенным учреждением культуры «Межпоселенческая централизованная клубная система» об ООО ЦБУ «КОМПЛЕКС» (ИНН 7447262288), о его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии В.А. Ливончик


Члены Комиссии Д.А. Воронкова

Д.Ф. Гареева

2021-7604


Связанные организации

МКУК "Межпоселенческая централизованная клубная система" Кунашакского района
ИНН 7460039761, ОГРН 1177456098027
ООО ЦБУ "КОМПЛЕКС"
ИНН 7447262288, ОГРН 1167456086951