Решение б/н рассмотрев дело № 074/05/18-1152/2021, возбужденное по факту... от 27 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 074/05/18-1152/2021

 

27 июля 2021 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства РФ о рекламе в составе (далее — Комиссия):

 

председателя Комиссии:

 

 

членов Комиссии:

<...> – руководителя Челябинского УФАС России;

<...> – главного специалиста-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

<...>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 074/05/18-1152/2021, возбужденное по факту поступления рекламного звонка без предварительного согласия абонента с признаками нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Челябинским УФАС России рассмотрено заявление физического лица (вх. №3445-ИП/21 от 10.03.2021) по факту поступления 08.03.2021 в 12:20 на телефонный номер <...> звонка рекламного характера с телефонного номера <...> без предварительного согласия абонента.

В качестве доказательства заявителем представлена аудиозапись данного телефонного звонка, в ходе прослушивания которых специалистами Челябинского УФАС России составлен акт прослушивания аудиозаписи № 10-2021 от 17.03.2021.

По результатам прослушивания аудиозаписи выявлено следующее:

«- Уделите мне пару минут?

- Алло

- Спешу Вас поздравить, Вы ранее пользовались услугами платежных систем Мастер-кард и Виза, и в качестве благодарности за Ваше доверие мы делаем Вам подарок. Это карта рассрочки. Проценты по этой карте Вам вообще не нужно платить, так как она не является кредитной. С картой покупки оплачивается в рассрочку без процентов до 12 месяцев. В течение десяти лет можете без проблем совершать покупки без процентов, тем более по карте предусмотрена пожизненное бесплатное обслуживание, то есть за карту не надо будет платить ни сейчас, ни потом. Она для Вас абсолютно бесплатная. Для уточнения места получения Вашей карты оставайтесь на линии.

- Добрый день.

- Здравствуйте.

- Меня зовут Владислав. В каком городе Вам будет удобно получить карту-рассрочки «Халва» от «Совкомбанка»?

- Какой банк вы сказали?

- Совкомбанк.

- Совкомбанк? А скажите, а откуда Совмкомбанк узнал мой телефон, звонит и предлагает карту?

- Ну мы Вам делаем предложение о получении этой карты, так как вы ранее пользовались картами на платформе виза или мастер-кард.

- Ну это понятно. Но я разве давал согласие, о том, чтобы меня банк информировал о рекламных предложениях?

- Ну вы дождались живого оператора.

- Что?

- Вы дождались живого оператора, то есть меня, следовательно, выявили интерес, услышав предложение.

- Я интерес вообще никакой не проявлял. Вы мне сами позвонили. Я решил узнать, все-таки из какого банка вы мне звоните. Вот чисто для этого дождался Вас.

- Ну тем не менее Вы проявили интерес.

- Интерес я проявил, в плане того, чтоб узнать из какого банка Вы мне звоните.

- Ну а могли положить трубку.

- Мог, но мне интересно стало, из какого банка вы звоните и откуда у вас мои персональные данные, в том числе номер телефона.

- А вам интересно предложение?

- Вот ваше предложение по получению карты мне абсолютно не интересно.

- Ну тогда всего доброго. До свидания.

-До свидания».

Кроме того, заявителем была представлена детализация звонков из личного кабинета абонента, исходя из которой на телефонный номер <...> поступал звонок с телефонного номера<...>

Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи, телефонный номер <...> входит в ресурс нумерации оператора связи ПАО «МегаФон».

По вопросу получения согласия абонента на получение рекламных звонков, ПАО «МегаФон» указывает, что абонентский номер <...> принадлежит Индивидуальному предпринимателю <...>

Челябинское УФАС России в адрес <...>. направило запрос о предоставлении согласия абонента <...>, в ответ на который <...> сообщила, что данный абонентский номер заблокирован 02.04.2021, рекламная рассылка не производилась.

 

Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.

 

Заявителю 08.03.2021 на телефонный номер <...> поступил звоно рекламного характера с телефонного номера <...> без предварительного согласия абонента.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»), под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из содержания аудиозаписи, в частности информации: «Предложение о получении карты мастер-кард от Совкомбанка».

Таким образом, информация, которая поступила заявителю посредством телефонного звонка, является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей.

В силу части 1 статьи 18 Федерального закон «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Согласно пункту 15 Постановления Пленума ВАС от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах применения практики арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.

Абонент, согласно статье 2 Федерального закона «О связи», это пользователь услуг связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

В соответствии с частью 1 статьи 44.1 Федерального закона «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также - рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки, в случае осуществления рассылки по его инициативе, не докажет, что такое согласие было получено.

В связи с тем, что заявитель утверждает, что не давал согласия на получение рекламы от абонента <...> а Челябинским УФАС России не установлено иное, то распространение указанной рекламы противоречит части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

На основании части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем следует признать Индивидуального предпринимателя <...>, как лицо, осуществившее распространение рекламы.

<...> пояснено, что в настоящее время абонентский номер +7-920-934-79-74 с 02.04.2021 заблокирован.

В связи с изложенным, оснований для выдачи предписания у Челябинского УФАС России не имеется.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать ненадлежащей рекламу, распространенную <...> 08.03.2021 в 12:20 на телефонный номер<...> звонка рекламного характера с телефонного номера <...> без предварительного согласия абонента, поскольку при ее распространении нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

  1. <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <...>

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии <...>

 

 

 

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны