Решение (комиссия) №ВЛ/10759/23 решение от 9 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

решение

 

МКДОУ «Детский сад о.в. п. Комсомольский»
457341, Челябинская обл., Брединский р-н, п. Комсомольский, ул. Горького,

д. 11
roo7436@ya.ru

 

ООО «Технология комфорта»

Директору, участнику

ООО «Технология комфорта»
457390, Челябинская обл.,

пгт. Локомотивный, ул. Школьная, д. 53, кв. 1
doc4karev@mail.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-1818/2023 (№ РНП-74-280/2023)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 07 августа 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 09 августа 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия), в составе:

 

Председателя Комиссии:

<...>    

Членов Комиссии:

<...>    

 

<...>    

 

руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение МКДОУ «Детский сад о.в. п. Комсомольский» о включении сведений об ООО «Технология комфорта», о его директоре, участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на ремонт кровли (извещение № 0369300259423000002) (далее – аукцион, закупка), в присутствии представителей МКДОУ «Детский сад о.в. п. Комсомольский» (далее — заказчик) <...>, действующих на основании приказа от 07.02.2022 № 13 л/с, доверенности от 03.08.2023 № 1,

в отсутствие представителей ООО «Технология комфорта», надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 31.07.2023 поступило обращение заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «Технология комфорта», о его директоре, участнике в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения аукциона в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.

Согласно сведениям, опубликованным в единой информационной системе, аукцион объявлен 20.02.2023 путем размещения извещения о проведении электронного аукциона № 0369300259423000002.

Начальная (максимальная) цена контракта – 3 401 743,00 рублей.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 28.02.2023 единственным участником признано ООО «Технология комфорта».

По итогам проведения закупки между заказчиком и ООО «Технология комфорта» 13.03.2023 заключен контракт № 11 по цене 3 401 743 (три миллиона четыреста одна тысяча семьсот сорок три) рубля 00 копеек.

Решением от 17.07.2023 заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта в связи с неисполнением обществом обязательств по контракту.

 

Изучив представленные документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

 

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 9.2 контракта заказчиком предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Так, заказчиком 17.07.2023 с использованием единой информационной системы сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое вступило в силу 28.07.2023.

Информация о расторжении контракта размещена в единой информационной системе в сфере закупок 31.07.2023 в разделе «информация об исполнении (расторжении) контракта».

Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 31.07.2023.

На дату заседания Комиссии антимонопольного органа согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, контракт считается расторгнутым.

 

При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее,

 

Между заказчиком и ООО «Технология комфорта» 13.03.2023 заключен муниципальный контракт 11 (далее – контракт).

В соответствии с пунктом 1.1 контракта «Подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту кровли в МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида п. Комсомольский», согласно Приложения № 1 к Контракту («техническое задание»), Приложения № 2 («Локальная смета»), Приложения №3 («обоснование объекта закупки») и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его».

В силу пункта 1 статьи 766 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями контракта являются предмет и сроки.

В пункте 1.4 контракта заказчиком указан срок выполнения работ:

«Работы выполняются в один этап - с 29 мая по 30 июня 2023 года».

Как следует из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и из пояснений представителя заказчика, работы подрядчиком не начаты в связи с чем заказчик, руководствуясь статьей 95 Закона о контрактной системе, статьей 715 ГК РФ, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В соответствии с пунктом 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

В материалы дела заказчиком представлена переписка сторон по вопросам исполнения контракта.

Так, 13.06.2023 заказчик в адрес подрядчика направил письмо (исх.№ 13) с просьбой представить объяснения с указанием причин невыполнения обязательств по контракту, поскольку работы в срок, предусмотренный контрактом, подрядчиком не начаты.

Письмом от 14.06.2023 исх. № 15 подрядчик обратился в адрес заказчика с просьбой расторгнуть контракт в связи с увольнением сотрудников общества, а также удорожанием материалов, вследствие чего исполнение контракта является для подрядчика убыточным.

Заказчик сообщил подрядчику о необходимости приступить к исполнению контракта, поскольку увольнение сотрудников не является основанием для одностороннего расторжения контракта (письмо от 15.06.2023 исх.№ 14).

Далее заказчиком в адрес подрядчика направлены претензии о необходимости незамедлительно приступить к работам по контракту, о начислении неустойки в связи с неисполнением обязательств по контракту (сведения размещены в единой информационной системе).

В связи с неисполнением подрядчиком обязательств по контракту заказчик 17.07.2023 посредством функционала единой информационной системы в сфере закупок принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что потребность в работах, включенных в предмет контракта, у заказчика имеется по настоящее время.

Комиссия антимонопольного органа, проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, выслушав пояснения заказчика, пришла к выводу о том, что основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, предусмотренные статьей 715 ГК РФ, подтверждаются материалами дела.

Кроме того, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются действия общества, предполагающие его недобросовестное поведение, совершение им действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта этим лицом, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.

При этом согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.

Так, заключая контракт по результатам проведения электронного аукциона, направленного на удовлетворение государственных (муниципальных) нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта. Действуя в рамках исполнения государственного или муниципального контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на социально значимые экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Повышение цен на материалы, необходимые для выполнения работ, не является основанием для неисполнения обязательств по контракту, так как удорожание строительных материалов не может расцениваться в качестве обстоятельств, которые влияют на результаты выполняемых работ.

Кроме того, рост цен на продукцию, необходимую для выполнения работ, не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости, то есть не является обстоятельством непреодолимой силы и не освобождает хозяйствующего субъекта от ответственности за ненадлежащее исполнение контракта.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

При этом в случае привлечения лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 №15-П).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 15 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем):

а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

представлены информация и документы, подтверждающие надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).

На заседании Комиссии не выявлены нарушения, допущенные со стороны заказчика. Напротив, общество к исполнению обязательств по контракту не приступило. Подрядчиком указанные обстоятельства не опровергнуты, документы, свидетельствующие о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению контракта, в материалы дела не представлены. Также обществом не представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения.

Данные обстоятельства подтверждают отсутствие намерения и воли ООО «Технология комфорта» исполнить контракт, то есть о недобросовестности поведения хозяйствующего субъекта.

Учитывая изложенное, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о необходимости включения сведений об ООО «Технология комфорта», о его директоре и участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Включить сведения, представленные МКДОУ «Детский сад о.в. п. Комсомольский», об ООО «Технология комфорта» (ИНН/КПП 7458001016/745801001, ОГРН 1137458000679, 457390, Челябинская область, пгт Локомотивный, ул. Школьная, д.53, кв.1) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.

2. Включить сведения, представленные МКДОУ «Детский сад о.в. п. Комсомольский», об участнике, директоре ООО «Технология комфорта» <...> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.<...>

 

2023-12257

 

 

Связанные организации

ООО "Технология комфорта"
ИНН 7458001016, ОГРН 1137458000679
МКДОУ "Детский сад о.в. п. Комсомольский"
ИНН 7427006208, ОГРН 1027401514546