Предупреждение №4348/04 действия по введению в оборот средств защиты лица (маски), с... от 15 апреля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <…>

г. Челябинск,

ул. Ленина, д. 59

торговый павильон

«Роспечать» № 1210

Розничная сеть по продаже

печатной продукции

«Роспечать»

ОАО «Роспечать»

г. Челябинск, ул. Худякова, д. 10

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 06-04/2020

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

15 апреля 2020 года г. Челябинск

Специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) в ходе мониторинга цен на медицинские маски выявлен факт реализации в городе Челябинске в торговом объекте (торговый павильон № 1210) сети по продаже печатной продукции «Роспечать» по проспекту Ленина, дом 59 товаров, пользующихся спросом у населения в связи с опасностью распространения COVID-19, а именно средств защиты лица (маски), не содержащих сведений о производителе товара, о составе товара и т.п., сходных по внешнему виду с «аптечными» медицинскими масками, что способствует введению потребителей в заблуждение об отнесении их к медицинским изделиям – медицинским маскам.

Так, из фотоматериалов усматривается, что вводимые в оборот в торговом павильоне № 1210 средства защиты лица (маски) двух типов и отличаются внешним видом.

Так, маска первого типа представляет собой изделие прямоугольной формы из текстиля.

Маска второго типа – это изделие по внешнему виду схожее с «аптечной» медицинской маской прямоугольной формы, выполненное из нетканого материала.

Фотоматериалы прилавка указывают на то, что указанные товары реализуются по одной цене 80 рублей, ценник на изделиях содержит информацию: «Маска многоразовая, голубая, 80 рублей». Этикетки на товарах отсутствуют.

Каких-либо сведений о производителе, составе товара и иных свойствах товара, позволяющих определить его характеристики, изделия не содержат.

Факт реализации аналогичной продукции выявлен и в городе Магнитогорске в одном из торговых павильонов сети по продажи печатной продукции «Роспечать», что подтверждается фотоматериалами.

Рассмотрение вышеназванных материалов, обстоятельств и фактов, приводит к следующим выводам.

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 5 названной статьи хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Из пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно фотоматериалов, изделия сходные по внешнему виду с «аптечными» медицинскими масками реализуются в одном из торговых павильонов сети по продаже печатной продукции «Роспечать» в городе Челябинске, а также в городе Магнитогорске.

В соответствии с кассовым чеком от 14.04.2020 продавец товаров в торговом павильоне «Роспечать» № 1210 по ул. Ленина, д. 59 ИП <…>.

По данным из ЕГРИП ИП <…> зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области 09.08.2016. Основным видом деятельности является торговля розничная в нестационарных торговых объектах прочими товарами.

По данным справочной программы 2ГИС https://2gis.ru/chelyabinsk/search/Роспечать%20ларьки Роспечать – сеть по продаже печатной продукции ОАО «Роспечать» имеет 185 филиалов на территории Челябинской области.

По данным Интернет-сайта https://www.rosp74.ru/ Роспечать это розничная сеть, распространяющая печатную продукцию и товары повседневного спроса на территории Южного Урала (ОАО «Роспечать», г. Челябинск, ул. Худякова, д. 10).

Торговые павильоны указанной розничной сети объединены единым обозначением «Роспечать», имеют единые корпоративные правила и единые подходы к организации работы, единый ассортимент товаров повседневного спроса и требования к его выкладке и реализации.

Изложенное позволяет сделать выводы, что товары повседневного спроса, в данном случае средства защиты лица (маски) реализуемые ИП <…> в торговом павильоне «Роспечать» № 1210, представлены в аналогичном виде в ассортименте продукции и других торговых павильонах сети «Роспечать».

В соответствии со статьей 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

3) места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;

4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

Статьей 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещены иные формы недобросовестной конкуренции.

По данным свободной энциклопедии «ВикипедиЯ» медицинская маска — одноразовое медицинское изделие, закрывающее рот и нос носителя, и обеспечивающее барьер для прямой передачи инфекционных частиц от носителя маски к другим людям. Современные хирургические маски являются одноразовыми и производятся из нетканых синтетических материалов (спанбонда).

Современные медицинские маски являются одноразовыми и производятся из  нетканых синтетических материалов (спанбонда).

Нетканые медицинские маски  делятся на хирургические, стоматологические, процедурные и для общего пользования.

Российские маски изготавливают в соответствии с ГОСТ Р 58396-2019 «Маски медицинские. Требования и методы испытаний». 

Любой человек может приобрести медицинскую одноразовую маску для собственных нужд и носить ее везде, где она может потребоваться.

В силу статьи 10 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. 

Введение в торговом объекте сети по продаже печатной продукции «Роспечать» в оборот товара (маска 2), визуально сходного с «аптечной» медицинской маской прямоугольной формы, выполненное из нетканого материала, при отсутствии сведений о производителе товара и его характеристиках (состав, свойства и т.п.) создает впечатление, что данное изделие является маской медицинской.

В понимании потребителей закреплено, что одноразовое медицинское средство защиты лица - «аптечные» медицинские маски прямоугольной формы, а делают их из нетканой материи.

С учетом покупательского спроса на медицинские маски и их дефицит в аптеках в условиях пандемии потребители при приобретении в торговом объекте изделия (маска 2), сходного визуально с «аптечной» медицинской маской фактически могут полагать, что приобретают именно медицинскую одноразовую маску.

О том, что данная маска не является медицинской указано лишь в кассовом чеке, выдаваемого после приобретения такого товара.

Так, согласно кассового чека от 14.04.2020 ИП <…> (торговый павильон «Роспечать» № 1210) в рассматриваемом торговом объекте наряду с многоразовой маской, реализуется и маска немедицинская одноразовая.

Однако для того чтобы получить данную информацию потребитель должен ознакомиться с содержанием чека после приобретения товара, что делает не каждый потребитель. В момент покупки такой информацией потребитель не обладает.

Факты, выявленные в торговом павильоне № 1210 ИП <…> розничной сети по продаже печатной продукции «Роспечать», по реализации средств защиты лица (маски), сходных внешне с «аптечными» медицинскими масками, при отсутствии информации о том, что изделия не являются медицинскими, указывают на подход (политику) розничной сети «Роспечать» по вопросам реализации рассматриваемого товара.

Само по себе нарушение розничным торговым объектом законодательства о защите прав потребителей несомненно, влечет для нарушителя получение необоснованного экономического эффекта, денежной выгоды, которую не получит такой субъект аналогичного вида деятельности (конкурент), который таких нарушений закона не допускает.

В данном случае усматриваются не только признаки недобросовестного, с нарушением норм действующего законодательства, поведения, но и недобросовестной конкуренции.

В действиях ИП <…> по введению в оборот средств защиты лица (маски), сходных внешне по виду с медицинскими масками и не содержащих информацию о том, что изделия не являются медицинскими содержатся все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»:

1. Действия ИП <…> в условиях пандемии и повышенного покупательского спроса на медицинские маски направлены на получение преимуществ, которые обеспечивают ей возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий. Так, с учетом дефицита медицинских масок в аптеках значительно увеличивается покупательский спрос приобретения данных товаров в иных доступных местах, известных населению. При этом покупатели руководствуются зачастую лишь выбором по внешнему сходству с узнаваемой «аптечной» медицинской маской, считая ее той самой медицинской одноразовой маской. ИП <…> намеренно способствует созданию такого впечатления не размещая в месте продажи важную информацию о том, что схожее изделие не является медицинским.

2. Такие действия ИП <…> противоречат требованиям закона «О защите прав потребителей», обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

3. Действия ИП <…> способны нанести убытки иным хозяйствующим субъектам-конкурентам, которые реализуют не медицинские маски (защитные) и доводят эту информацию до потребителей в полном объеме в целях обеспечения последним возможность их правильного выбора.

Действия ИП <…> по введению в оборот товаров, пользующихся спросом у населения в связи с опасностью распространения COVID-19, а именно средств защиты лица (маски), не содержащих сведений о производителе товара, о составе товара и т.п., сходных по внешнему виду с «аптечными» медицинскими масками, вводят потребителей в заблуждение о потребительских свойствах товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей и отнесения к медицинским изделиям (медицинской одноразовой маске), указывают на признаки нарушения пункта 1 статьи 14.2, статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (часть 2 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции»).

В связи с наличием в действиях ИП <…> по введению в торговом павильоне № 1210 сети по продаже газетной продукции «Роспечать» по проспекту Ленина, дом 59 в городе Челябинске в оборот товаров, пользующихся спросом у населения в связи с опасностью распространения COVID-19, а именно средств защиты лица (маски), сходных внешне по виду с «аптечными» медицинскими одноразовыми масками и не содержащих информацию о том, что изделия не являются медицинскими признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 1 статьи 14.2, статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Челябинское УФАС России предупреждает ИП <…> о необходимости прекращения указанных действий путем распространения в сети по продаже печатной продукции «Роспечать», в частности в месте продажи товара (г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59, торговый павильон «Роспечать» №1210) сведений о том, что данные изделия не являются медицинскими в срок до 27 апреля 2020 года, но не позднее 10 рабочих дней со дня получения настоящего предупреждения.

О принятых мерах по устранению признаков нарушения пункта 1 статьи 14.2, 14.8 Закона о защите конкуренции и о выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (фотоматериалы и т.д.).

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Руководитель <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны