Решение (комиссия) №АК/3527/23 Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/106-606/2023 по делу № 117-ж/2023 от 21 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

 

 

Министерство экологии

Челябинской области

454091, г. Челябинск, пр-т Ленина, д. 57

 

Государственное казенное учреждение «Центр организации закупок Челябинской области»

ул. Калинина, д. 21, г. Челябинск, 454087

 

Общество с ограниченной ответственностью

«НПП АкваЭра»

141860, Московская область, Дмитровский г.о., р.п. Икша, ул. Технологическая 44, зд. 1.

Фактический адрес: 119501, г. Москва, ул. Староволынская, д. 15, корп. 2, эт. 1, пом. XIV, комната 5

 

АО «ТЭК-Торг»

ул. Тимура Фрунзе, д. 24, г. Москва, 119021

Гамсоновский переулок, д. 5, стр. 2,

5-ый этаж, помещение VII, г. Москва, 115191

 

Комиссии по осуществлению закупок

(извещение № 0869200000223001127)

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/106-606/2023

по делу № 117-ж/2023

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 15 марта 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 20 марта 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Козловой А.А.

-

руководителя Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

<…>

 

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «НПП АкваЭра» (далее – ООО «НПП АкваЭра», Заявитель) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на выполнение работ по осуществлению наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменением морфометрических особенностей реки Уй на территории Троицкого муниципального района Челябинской области (извещение № 0869200000223001127) (далее – аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя Министерства экологии Челябинской области (далее – Министерство, Заказчик): <…>., действующего на основании доверенности № 40 от 13.03.2023; <…>., действующей на основании доверенности № 39 от 13.03.2023; <…>., действующей на основании доверенности от 13.03.2023;

- представителей Государственное казенное учреждение «Центр организации закупок Челябинской области» (далее – Уполномоченное учреждение): заместителя директора Учреждения <…>, действующей на основании доверенности № 12 от 04.04.2022, начальника юридического отдела Учреждения <…>., действующей на основании доверенности № 09 от 04.04.2022, юрисконсульта юридического отдела Учреждения <…>, действующей на основании доверенности № 08 от 04.04.2022;

- представителя Заявителя: директора ООО «НПП АкваЭра» <…>., действующего на основании Приказа от 22.01.202,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «НПП АкваЭра» на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на выполнение работ по осуществлению наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменением морфометрических особенностей реки Уй на территории Троицкого муниципального района Челябинской области (извещение № 0869200000223001127) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 01.03.2023 в 14:56.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 760 000,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 09.03.2023 08:00.

В соответствии с протоколом подведения итогов № 0869200000223001127 от 13.03.2023 победителем аукциона признан участник с идентификационным номером заявки 5, с предложением о цене контракта 345 870,00 рублей.

На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.

 

По мнению Заявителя, заказчиком в извещении об осуществлении закупки неправомерно не установлено условие о предоставлении лицензии в области гидрометеорологии и смежных с ней областях: проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее гидрологических характеристик, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений. При этом определение уровня химических загрязнений водного объекта является второстепенным требованием, не влияющим на определение морфометрических особенностей водных объектов.

 

Представители заказчика и уполномоченного органа на заседании Комиссии представили письменные пояснения, с доводами жалобы не согласились и пояснили, что для выполнения работ, являющихся объектом закупки, достаточным требованием является наличие лицензии на проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.

При этом, доля гидрологических исследований является незначительной, при этом указанные работы могут проводиться специализированными организациями, с которыми заключены договоры субподряда.

 

Доводы жалобы Заявителя Заказчик и Уполномоченный орган считают необоснованными.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в требованиях к составу и содержанию заявки в силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

При этом, в соответствии с подпунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

С учетом изложенного, в извещении об электронном аукционе должны содержаться конкретные документы о необходимости подтверждения участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.

При этом, установление действующим законодательством требований к лицу, оказывающему услуги, фактически означает требование к исполнителю, что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем предоставления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.

Согласно пункту 45 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) включена в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2020 № 1845 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) (далее –Положение), которое определяет порядок лицензирования деятельности в указанной сфере.

Согласно подпунктам «д, л», пункта 2 Приложения к Положению деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях включает следующие работы (услуги):

- проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее гидрологических характеристик, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;

- проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.

Таким образом, указанные виды деятельности являются самостоятельными работами (услугами), каждый из которых отнесен к лицензируемым видам деятельности.

В единых требованиях к участникам закупки, а также в требованиях к составу заявки (Приложение №4 к извещению) указано условие о предоставлении лицензии, выданной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, с видом деятельности: на проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.

При этом, согласно разделу технического задания «содержание работ», в объем работ включены, в том числе, следующие мероприятия:

1. Определить гидрологические характеристики реки Уй.

Определение гидрологических характеристик выполняются одновременно с отбором проб воды на гидрохимический анализ.

Определение физических и физико-химических показателей водных объектов (в четырех пунктах в соответствии с Приложением 1 к Техническому заданию): температура, запах, водородный показатель (рН), растворенный в воде кислород.

2. Определить площади участков водоохранной зоны реки Уй, занятых под кустарниковой растительностью, под древесно-кустарниковой растительностью и залуженных участков – однократно в период летне-осенней межени по актуальным данным дистанционного зондирования Земли (по состоянию на летне-осенний период 2023 года). Отображение данных участков водоохранной зоны реки Уй, занятых под кустарниковой растительностью, под древесно-кустарниковой растительностью и залуженных участков выполнить на ситуационном плане.

3. Выполнить рекогносцировочное обследование территории водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водохранилища с описанием состояния обследованной территории.

Проведение наблюдений за режимом использования водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Уй, включающее определение местоположения свалок мусора, размещения отходов производства и потребления и других объектов, запрещенных для размещения в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водных объектов.

4. Определить содержание загрязняющих веществ в воде:

4.1. Выполнение гидрохимического анализа качества воды (в четырех пунктах в соответствии с Приложением 1 к Техническому заданию).

Отбор проб воды и определение гидрологических характеристик выполняется с одного горизонта 4 раза: в период ледостава (март – апрель); в период максимального наполнения (май – июнь); в период летней межени (июль – август); в период летне-осенней межени (сентябрь – октябрь).

На каждую отобранную пробу заполняется акт отбора, в котором отражаются условия отбора проб (температура воды, температура воздуха, облачность, наличие пятен «цветения» воды, горизонт отбора пробы).

4.2. Гидрохимический анализ качества воды выполняется в соответствии с перечнем показателей, который содержит: БПК5, ХПК, натрий, магний, кальций, фенолы, нефтепродукты, нитрит-ионы, нитрат-ионы, аммоний-ион, фосфаты, железо общее, медь, цинк, никель, марганец, свинец, сульфаты.

5. Выполнить расчет удельного комбинаторного индекса загрязненности воды (УКИЗВ) и определение класса качества воды в соответствии с РД 52.24.643-2002 «Метод комплексной оценки степени загрязненности поверхностных вод по гидрохимическим показателям» для четырех пунктов в соответствии с Приложением 1 к Техническому заданию. Сведение результатов расчетов внести в электронную таблицу по форме Приложения 2 к Техническому заданию.

6. По результатам выполненных работ составить таблицы содержания определяемых веществ в воде с обозначением показателей, превышающих нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения на бумажном носителе и в виде электронных таблиц таблицы в формате Microsoft Excel или OpenOffice Calc по форме Приложения 2 к Техническому заданию.

7. Провести оценку качества воды реки Уй в четырех пунктах в соответствии с Приложением 1 к Техническому заданию. Провести сравнительный анализ качества воды по исследуемым пунктам наблюдений.

8. Сравнить качество воды по гидрохимическим показателям с показателями 2022 года за аналогичный период.

9. Сравнить качество воды по химическим показателям с показателями 2022 года за периоды максимальной водности и летне-осенней межени.

При этом, раздел Технического задания «Ожидемые результаты» содержит следующие требования:

Получение данных о состоянии реки Уй:

- об основных гидрологических характеристиках;

- о площади участков водоохранной зоны реки Уй в Троицком муниципальном районе, занятых под кустарниковой растительностью, под древесно-кустарниковой растительностью и залуженных участков в летне-осенний период;

- об основных гидрохимических характеристиках и уровне загрязнения воды;

Получение предложений по корректировке программы работ для ведения детальных наблюдений за состоянием реки Уй на территории Троицкого муниципального района (при необходимости).

Таким образом, из описания объекта закупки следует, что исследования для выявление негативных процессов, влияющих на качество воды в реке реки Уй на территории Троицкого муниципального района Челябинской области, предполагают как определение гидрологических характеристик водных объектов, так и определение уровня химического загрязнения водных объектов, что подтверждается как видами работ, так и требованиями к их результатам, указанным в техническом задании.

Более того, в главе 5 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30 июля 2020 г. № 524 «Об утверждении требований к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением» (далее – Приказ № 524) установлен порядок проведения наблюдений для определения гидрологических характеристик окружающей среды.

Так, в пункте 50 главы 5 Приказа № 524 предусмотрено, что наблюдения за элементами гидрологического режима водных объектов (рек, каналов, озер, водохранилищ, болот) включают в себя:

- наблюдения за уровнем воды;

- наблюдения за стоком воды;

- наблюдения за мутностью, гранулометрическим составом (крупностью), стоком наносов;

- наблюдения за температурой воды;

- наблюдения за ледовыми явлениями и толщиной льда;

- наблюдения за продольным уклоном водной поверхности;

- наблюдения за волнением течения на озерах и водохранилищах;

- наблюдения за заилением и переформированием берегов водохранилищ;

- наблюдения за оптическими свойствами воды.

При этом, в пунктах 51.1- 52 главы 5 Приказа № 524 предусмотрены требования к оборудованию, которое должно использоваться при проведении гидрологических исследований (стационарный пункт, передвижной пункт, гидрологический пост); в пунктах 52.1-67 главы 5 установлены правила проведения указанных исследований.

Пунктами 68, 69 главы 5 Приказа № 524 установлены требования к квалификации специалистов, которые вправе проводить указанные исследования: наличие высшего образования по направлениям подготовки: «Гидрометеорология», «Прикладная гидрометеорология», «Гидрология», «Метеорология», «Метеорология специального назначения», имеющие стаж работы не менее 3-х лет в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Таким образом, деятельность по определению гидрологических характеристик окружающей среды является самостоятельным видом услуг в области гидрометеорологии, требования к содержанию, порядку проведения которых, включая наличие оборудования и квалифицированных специалистов, предусмотрены ведомственным нормативным правовым актом.

Более того, в пункте 5.3.1.2 РД 52.24.309–2016 «Организация и проведение режимных наблюдений в пунктах государственной наблюдательной сети за состоянием и загрязнением поверхностных вод» указано, что для всех пунктов наблюдений в соответствии с приложением Д обязательным является определение в поверхностных водах суши следующих показателей: физических, химических, гидрологических.

При этом в пункте 5.3.1.1 РД 52.24.309–2016 указано, что наблюдения в пунктах наблюдений, установленных согласно 5.1.1 данного документа, производят комплексно по гидрохимическим (физическим и химическим), гидробиологическим, токсикологическим показателям. Одновременно с проведением этих наблюдений определяют гидрологические показатели.

Указанные положения руководящего документа также указывают на то, что исследование гидрологических показателей является неотъемлемым и обязательным элементом проведения наблюдений за состоянием и загрязнением поверхностных вод.

Таким образом, установление в требованиях к участнику закупки и к составу заявки условия о наличии лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, а именно: на проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения водных объектов является недостаточным условием осуществления работ, образующих описание объекта закупки.

Доводы представителей заказчика, согласно которым доля гидрологических исследований не является основным видом работ, при этом участник закупки вправе привлечь специализированную организацию на субподрядный договор, не являются состоятельными, поскольку указанное не снимает с заказчика обязанность установить требование к участнику закупки и к составу заявки о наличии в составе лицензии на выполнение всех лицензируемых видов работ (услуг), необходимых для исполнения обязательств, предусмотренных условиями извещения о закупке.

Так, самостоятельным видом работ, указанных в техническом задании, является проведение гидрологических исследований, что требует подтверждения наличия у участника закупки лицензии на проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее гидрологических характеристик, тогда как отсутствие указанного требования в условиях закупки противоречит пункту 12 части 1, пункту 3 части 2 статьи 42, подпункту «н» пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

 

В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалобы ООО «НПП АкваЭра» на действия заказчика обоснованными в части неустановления требования к участнику закупки и к составу заявки о наличии лицензионных условий, предусмотренных действующим законодательством.

2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение пункта 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта «н» пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

А.А. Козлова

Члены комиссии:

 

 

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

 

2023-3941

 

 

Связанные организации

ООО "НПП АкваЭра"
ИНН 5007112048, ОГРН 1215000004174
ЭТП ТЭК-Торг
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368
ГКУ "ЦОЗ"
ИНН 7451402146, ОГРН 1157451017888
Министерство экологии Челябинской области
ИНН 7453135778, ОГРН 1047424528161