Решение №16748/07 1. Прекратить рассмотрение дела № 074/01/17-1732/2019, возбу... от 9 декабря 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация города Магнитогорска

Челябинской области

пр-кт Ленина, 72, г. Магнитогорск, Челябинская область, 455044

sokol_mv@magnitigorsk.ru

admin@magnitigorsk.ru

Заявитель: ООО «ТоргОптима»

ул. переулок Северный, д. 2а, каб. 610,

г. Екатеринбург, Свердловская область, 620014

firma.torgoptima@mail.ru

Министерство экологии

Челябинской области

пр-т Ленина, д. 57, г. Челябинск, 454091

mineco@gov74.ru

ООО «Центр коммунального сервиса»

ул. Завенягина, д. 9, г. Магнитогорск,

Челябинская область, 455000

info@cks174.ru

ООО «Спецкомплекс»

ул. Завенягина, д. 1 корпус 2, оф. 14а,

г. Магнитогорск, Челябинская область,

455045

<…>

АО «Управление отходами»

ул. Б. Черемушкинская, д. 13, строение 4,

этаж 2, пом. II, ком. 1,3,4, г. Москва, 117447

info@uo-moscow.ru, info@uo-system.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 074/01/17-1732/2019

Резолютивная часть решения оглашена «25» ноября 2019 года

В полном объеме решение изготовлено «09» декабря 2019 года

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела № 074/01/17-1732/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

     

рассмотрев дело по признакам нарушения Администрацией г. Магнитогорска (пр-кт Ленина, 72, г. Магнитогорск, Челябинская область, 455044, ОГРН 1027402226830, ИНН 7446011940, далее – Администрация) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии на заседании Комиссии:

- <…>., <…> – представителей Администрации по доверенности;

- <…> – представителя ООО «Спецкомплекс» по доверенности;

- <…> – представителя ООО «Центр коммунального сервиса» по доверенности,

Заявитель не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом,

 

  1. У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «ТоргОптима» (далее – Заявитель) на неправомерные действия Администрации г. Магнитогорска (далее – Администрация, Организатор торгов), выразившиеся в нарушении норм действующего законодательства при организации и проведения открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах г. Магнитогорска Лот № 1 (далее – земельный участок), извещение № 070619/0027592/01 (далее – Аукцион, торги, Извещение).

Решением Челябинского УФАС России (исх. 10173/07 от 30.07.2019) рассмотрение жалобы № 074/01/18.1-1298/2019 Заявителя прекращено, поскольку она подана лицом, не подававшим заявку на участие в Аукционе, не содержит доводов о нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка организации и проведения Аукциона, и указанными в жалобе действиями Организатора торгов не могут быть ущемлены права и интересы Заявителя.

В ходе рассмотрения жалобы выявлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в связи с чем Челябинским УФАС России возбуждено производство по делу № 074/01/17-1732/2019.

Сторонами по делу, заинтересованными лицами, лицами, располагающими сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела представлены письменные пояснения и документы:

- Заявителем (вх. № 9407 от 05.07.2019, № 14759 от 10.10.2019);

- Администрацией (исх. № АГ-02/4598 от 12.07.2019, № АГ-02/4777 от 22.07.2019, вх. № 15228 от 22.10.2019);

- ООО «ЦКС» (вх. № 9852 от 15.07.2019, № 10388 от 23.07.2019, № 15027 от 16.10.2019);

- Министерством экологии Челябинской области (вх. № 9849 от 15.07.2019, № 10219 от 19.07.2019, № 15119 от 18.10.2019);

- ООО «Спецкомплекс» (вх. № 15045 от 17.10.2019, № 1419 от 23.10.2019);

- АО «Управление отходами» (вх. № 15162 от 31.10.2019),

в которых указано следующее.

  1. Довод Заявителя: согласно аукционной документации разрешенное использование земельного участка – для хранения бытовых отходов с целью размещения Магнитогорской городской свалки до завершения проектирования и строительства полигона твердых бытовых отходов. При этом, в соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Росреестра – разрешенное использование земельного участка с указанным кадастровым номером – для размещения промышленных объектов.

 

  1. Довод Заявителя: в соответствии с п. 1.1. проекта договора аренды земельного участка, являющегося приложением к Извещению, предметом договора является аренда земельного участка для хранения бытовых отходов с целью размещения Магнитогорской городской свалки до завершения проектирования и строительства полигона твердых бытовых отходов.

Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Закон об отходах) – запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Адрес земельного участка, являющегося объектом Аукциона: г. Магнитогорск, Орджоникидзевский района, проезд Санитарный, следовательно, земельный участок расположен в границах населенного пункта, что, как считает Заявитель, является нарушением части 5 статьи 12 Закона об отходах.

Администрацией по доводам 1 и 2 Заявителя представлены следующие пояснения.

Предметом аукциона являлось право аренды земельного участка с кадастровым номером 74:33:1333001:219, с категорией земель – «земли промышленности». Согласно части 1 статьи 87 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ (далее – Закон о промышленности). Пунктом 2 статье 83 ЗК РФ определено, что границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

По мнению Администрации, из содержания указанных норм следует, что земельный участок с категорией земель «земли промышленности» не может быть расположен в пределах границ населенного пункта, но может располагаться в границах муниципального образования.

ООО «ЦКС» по доводам 1 и 2 Заявителя представлено следующее мнение.

Предметом аукциона является земельный участок с кадастровым номером 74:33:1333001:219, с категорией земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Таким образом, по мнению ООО «ЦКС», земельный участок с категорией земель «земли промышленности» по определению части 1 статьи 87 ЗК РФ расположен за границами населенного пункта, при этом, в границах муниципального образования город Магнитогорск, соответственно у вышеуказанного земельного участка имеется адрес: г. Магнитогорск, Орджоникидзевский район, проезд Санитарный (письмо Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Магнитогорска, № УАиГ -03/1262 от 18.07.2019).

  1. Довод Заявителя: на основании частей 6 и 7 статьи 12 Закона об отходах – объекты размещения отходов вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО). Ведение ГРОРО осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как отмечает Заявитель, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО.

Земельный участок, являющийся объектом Аукциона, отсутствует в ГРОРО, следовательно, размещение ТКО на данном объекте противоречит частям 6 и 7 статьи 12 Закона об отходах.

Администрацией по данному доводу представлены следующие пояснения.

Согласно статье 8 Закона об отходах до 1 января 2023 года объекты размещения ТКО, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством РФ, могут быть использованы для размещения ТКО.

Администрацией в Минэкологии направлено заявление о включении Магнитогорской свалки в перечень объектов размещения ТКО, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством РФ (далее- Перечень).

Согласно пояснениям Администрации, в 2018 году на земельных участках, образующих Магнитогорскую городскую свалку, общей площадью 50,7 га выполнены инженерные изыскания, на результат которых получено положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России». По результатам данных изысканий определено количество отходов, накопленных за весь период эксплуатации Магнитогорской городской свалки, что составляет 3 730 347, 12 м3, общий объем накопленных отходов определен без разграничения объема на каждом земельном участке, входящем в Магнитогорскую городскую свалку.

По мнению Администрации, наличие решения о включении свалки в Перечень не препятствует реализации арендатором п. 3.4.3. договора аренды земельного участка, в соответствии с которым он обязан производить накопление ТКО, поскольку под накоплением отходов понимается их складирование на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Таким образом, как считает Администрация, арендатор земельного участка накапливает ТКО до принятия решения о включении Магнитогорской свалки в Перечень на законных основаниях.

Администрация отмечает, что к окончанию регламентированного срока подписания договора аренды земельного участка победителем Аукциона заявление Администрации о включении Магнитогорской свалки в Перечень, по ее мнению, будет рассмотрено уполномоченным органом.

ООО «ЦКС» по данному доводу Заявителя представлено следующее мнение.

В соответствии с переходными положениями закона об отходах объекты размещения ТКО, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения ТКО.

Указанные объекты могут быть включены в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта Российской Федерации. Данные о месте нахождения объектов размещения ТКО, включенных в перечень, вносятся в Терсхему. Объекты, включенные в Перечень, подлежат исключению из Терсхемы не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации. По мнению ООО «ЦКС», данный вывод подтверждается также Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.12.2018 № АА-10-02-36/29634 «О направлении информации».

Минэкологии по данному доводу указано следующее.

Действующая редакция Терсхемы в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе ТКО, Челябинской области, утверждена 24.12.2018 Приказом Министерства экологии Челябинской области № 1562.

Магнитогорская городская Левобережная свалка является основным объектом захоронения ТКО в Магнитогорском кластере.

В связи с тем, что Магнитогорская свалка не включена в ГРОРО, действующей редакцией Терсхемы предусмотрено использование Магнитогорской свалки на срок до 01.07.2019 – до ввода в эксплуатацию Полигона ТКО в рамках концессионного соглашения по Магнитогорскому кластеру.

Заявление о включении Магнитогорской свалки в Перечень Министерство экологии Челябинской области 18.06.2019 и Минэкологии направлено в Минприроды России 09.07.2019. Письмом № 08-25-29/21323 от 06.09.2019 Минприроды Российской Федерации сообщило о необходимости корректировок документов заявки, которые были внесены и направлены в Минприроды повторно 20.09.2019. По состоянию на дату рассмотрения настоящего дела Магнитогорская городская свалка в Перечень не внесена.

Между Минэкологии и АО «Управление отходами», по итогам проведенных торгов, 24.12.2015 заключено концессионное соглашение о создании межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры на территории Челябинской области в отношении переработки (утилизации) ТКО (ТБО) на территории Магнитогорского кластера (далее – Соглашение).

Минэкологии поясняет, что по состоянию на дату рассмотрения настоящего дела концессионером (АО «Управление отходами») завершено проектирование всех объектов концессии (Полигон, МСК, МПС), на проект строительства Полигона с МСК в феврале 2018 получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, 12.04.2019 – положительное заключение градостроительной экспертизы, а также 31.05.2019 получено разрешение на строительство. Минэкологии принимаются меры по понуждению концессионера к исполнению обязательств по Соглашению.

АО «Управление отходами» по данному вопросу предоставлено следующее пояснение.

АО «Управление отходами» осуществляет проектирование и строительство Полигона ТКО с МСК в границах земельного участка с кадастровым номером 74:33:1333001:744, на условиях Соглашения.

На дату рассмотрения настоящего дела концессионером разработана проектная документация на объект «Межмуниципальная система коммунальной инфраструктуры на территории Челябинской области в отношении переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Магнитогорского кластера. Полигон захоронения ТКО с мусоро - сортировочным комплексом» (Полигон ТКО).

Экспертной комиссией государственной экологической экспертизы утверждено положительное заключение № 29 от 06.02.2019 на проектную документацию, также Администрацией выдано разрешение на строительство Полигона ТКО №RU747307000-00097-2019, срок завершения строительства в соответствии с данным разрешением – до 29.05.2021.

Ввиду того, что концессионер не является стороной каких-либо правоотношений, связанных с предметом Аукциона, изложить мнение данного лица по вопросам заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 74:33:1333001:219, а также вопросам, связанным с его дальнейшим использованием, АО «Управление отходами» не считает возможным.

  1. Довод Заявителя: в соответствии со ст. 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и Терсхемы, на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

На основании раздела 7 Терсхемы в схеме потоков ТКО Магнитогорского кластера закреплено, что свалка, расположенная в г. Магнитогорске, общей площадью 50,7 га эксплуатируется ООО «ЦКС». Магнитогорская свалка планируется к эксплуатации до 01.07.2019 года. После закрытия свалки и до момента ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения (далее - Полигон ТКО), потоки отходов будут направлены на площадку временного накопления ТКО.

Таким образом, по мнению Заявителя, срок действия договора, заключаемого с победителем Аукциона, не соответствует разделу 7 Терсхемы.

Пояснения по данному доводу Заявителя представлены Минэкологии и указано следующее.

Минэкологии поясняет, что для размещения площадки временного накопления планировалось использовать земельный участок с кадастровым номером 74:33:1333001:744 (земельный участок, определенный под строительство полигона ТКО по Соглашению).

В 2019 году Минэкологии инициировано внесение изменений в раздел 7 Терсхемы, в соответствии с которыми срок действия Магнитогорской городской свалки приводится в соответствие с положениями статьи 29.1 Закона об отходах, то есть до 01.01.2023 года. На дату рассмотрения настоящего дела процедура корректировки Терсхемы не завершена.

В проекте изменений площадка временного накопления ТКО в Магнитогорском кластере и информация об организации, эксплуатирующей Магнитогорскую городскую свалку, исключены из Терсхемы.

  1. Довод Заявителя: пунктом 1.1. Договора аренды земельного участка определено следующее: Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из категории земель: земли населенных пунктов, площадью 65267,00 кв.м., с кадастровым номером 74:33:1333001:219, согласно данных кадастрового учета, находящийся по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, Орджоникидзевский район, проезд Санитарный, имеющий вид размещенного использования: для хранения бытовых отходов с целью размещения Магнитогорской городской свалки до завершения проектирования и строительства полигона твердых бытовых отходов (далее- Участок).

Согласно статье 1 Закона об отходах хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

При этом пунктом 3.4.3. Договора и разделом 12 Аукционной документации определено, что Арендатор обязан производить прием, сортировку и накопление ТКО, до завершения проектирования и строительства Полигона ТКО.

Следовательно, Заявитель считает, что не представляется возможным определить, что именно является предметом Аукциона.

  1. Довод Заявителя: В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) – сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I – IV классов опасности является лицензируемым видом деятельности.

Следовательно, по мнению Заявителя, организация может иметь лицензию на хранение ТКО и не иметь лицензии на сортировку ТКО

Следовательно, по мнению Заявителя, включение приема, сортировки и накопления ТКО в один лот нарушает (ограничивает) права участников.

  1. Довод Заявителя: пунктом 3.4.4. Договора предусмотрено, что Арендатор обязан обеспечить охрану земельного участка с целью предупреждения попадания посторонних лиц и автотранспорта на земельный участок.

Согласно статьям 1 и 12 Закона о лицензировании, Закона РФ от 11.03.1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» - частная охранная деятельность подлежит лицензированию.

Таким образом, по мнению Заявителя, участник аукциона должен иметь две лицензии: на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I – IV классов опасности и на частную охранную деятельность, что ограничивает круг участников.

По доводам 5, 6 Заявителя Администрацией представлены следующие пояснения.

Магнитогорская городская свалка в настоящее время является единственным объектом по приему ТКО от населения Магнитогорского кластера.

В связи с тем, что на сегодняшний день решение о включении свалки в Перечень не принято, в проекте договора к обязанности арендатора относится накопление отходов, при этом вид разрешенного использования: для хранения бытовых отходов с целью размещения Магнитогорской городской свалки до завершения проектирования и строительства полигона ТБО.

Обязанность Арендатора по сортировке ТКО и обработке ТКО по договору аренды земельного участка предусмотрена действующим законодательством, а также, условиями п. 3.4.2. заключаемого договора аренды, в соответствии с которым арендатор обязан использовать предоставленный ему земельный участок исключительно в целях, указанных в п. 1.1. договора, то есть осуществлять хранение ТБО Магнитогорской городской свалки до завершения проектирования и строительства Полигона ТБО.

При этом, отмечает Администрация, контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства осуществляется уполномоченными органами государственного экологического контроля (Управлением Росприроднадзора Челябинской области – для субъектов федерального контроля и Минэкологии - для субъектов регионального контроля). Информация о результатах контроля указанными органами в отношении использования указанных земельных участков у Администрации отсутствуют.

Терсхемой предусмотрено, что Магнитогорская городская свалка должна быть оснащена мусоросортировочным комплексом (далее – МСК) или несколькими мобильными комплексами. Полномочия по контролю за соответствием деятельности в области обращения с ТКО Терсхеме у Администрации отсутствует.

По мнению Администрации, Терсхемой предусмотрено, что на переходный период до закрытия Магнитогорской городской свалки и до ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения (Полигона ТКО г. Магнитогорск) для обеспечения обработки ТКО, образующихся в Магнитогорском кластере, планируется использовать МСК ООО «Спецкомплекс» или мобильный МСК. При этом, мощность МСК ООО «Спецкомплекс» определена Терсхемой в объеме 136 995,48 тонн, перспективная мощность ТКО Магнитогорского кластера составляет 200 000 тонн, следовательно, в случае недостаточной мощности МСК ООО «Спецкомплекс» предполагает необходимость обработки ТКО на ином стационарном или мобильном МСК.

ООО «ЦКС» по доводам 5, 6 и 7 Заявителя представлено следующее мнение.

Пункт 3.4.3. договора, предусматривающий обязанность Арендатора производить прием, сортировку и накопление ТКО до завершения проектирования и строительства Полигона ТКО, находится в разделе «Права и обязанности сторон» и относится к обязанностям Арендатора, а не конкретизирует предмет заключаемого договора, который указан в разделе 1 Договора.

По мнению ООО «ЦКС», Аукционная документация не содержит требований к наличию лицензии Арендатора на право осуществления деятельности по обработке ТКО; отходы, поступающие на свалку (полигон ТКО), должны проходить обязательную обработку и происходить это может не обязательно силами Арендатора, а например, по договору Арендатора с иным лицом, по аналогии с заключенным между ООО «ЦКС» и ООО «Спецкомплекс» договором на выполнение указанных видов работ; деятельность по накоплению отходов не относится к лицензируемому виду деятельности.

Также, по мнению ООО «ЦКС», Аукционная документация не содержит указаний на то, что обеспечить охрану земельного участка Арендатор обязан собственными силами без возможности привлечения специализированных охранных предприятий.

Предельный единый тариф, утвержденный ООО «ЦКС» как региональному оператору Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, включает в себя затраты на содержание объекта размещения отходов (Магнитогорская городская свалка), находящегося по адресу: Челябинская область, проезд Санитарный, 16/2.

В соответствии с пояснениями ООО «ЦКС» 22.08.2018 заключен договор № Ц277-18 на оказание услуг по обработке ТКО между ним и ООО «Спецкомплекс», имеющим лицензию на право осуществления деятельности по сортировке ТКО в г. Магнитогорске на МСК, принадлежащем данному хозяйствующему субъекту.

Таким образом, отмечает ООО «ЦКС», на дату проведения Аукциона обработка ТКО на Магнитогорской городской свалке осуществляется силами ООО «Спецкомплекс», на основании указанного договора.

На дату рассмотрения настоящего дела лицензия на осуществление сортировки и хранения ТКО на земельном участке с кадастровым номером 74:33:1333001:219 у ООО «ЦКС» отсутствует. ООО «ЦКС» поясняет, что между ним и ООО ИЦ «ЭкоТехПроект» заключен договор № 04/33-18 от 14.11.2018 на оказание услуг по оформлению лицензии на осуществление деятельности с отходами I – IV класса опасности.

Минэкологии по доводам 5,6 и 7 Заявителя указано следующее.

В соответствии с пунктом 9 статьи 29.1 Закона об отходах объекты, включенные в Перечень и Терсхему, могут использоваться для размещения ТКО без лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV классов опасности. Деятельность по размещению ТКО на объектах, включенных в Перечень, регулируется в порядке, предусмотренном для объекта размещения отходов.

При этом, отмечает Минэкологии, организация, осуществляющая обработку ТКО, должна иметь действующую лицензию на осуществление обработки отходов I-IV классов опасности.

МСК в г. Магнитогорске эксплуатируется ООО «Спецкомплекс», на основании лицензии № 7400498 от 06.03.2018 на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. В 2019 году ООО «Спецкомплекс» получена новая лицензия на право осуществления указанных видов деятельности № 7400574 от 30.04.2019.

ООО «Спецкомплекс» по доводам 5,6 и 7 Заявителя представлено следующее мнение.

По мнению ООО «Спецкомплекс», существенные условия договора, заключенного по итогам Аукциона, не соответствуют целевому назначению земельного участка с кадастровым номером 74:33:1333001:219, определенному Аукционной документацией, поскольку Аукционная документация предусматривает необходимость осуществления иных видов деятельности.

ООО «Спецкомплекс» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на основании лицензии № 7400574 от 30.04.2019.

Земельный участок с кадастровым номером 74:33:1333001:666, площадью 11123 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Магнитогорск, проезд Санитарный, 12, на котором располагается МСК, приобретен ООО «Спецкомплекс» по договору купли-продажи № 6372 от 14.02.2014, заключенному с Администрацией.

Постановлением Минтарифов Челябинской области № 83/50 от 13.12.2018 ООО «Спецкомплекс» утвержден тариф на обработку ТКО на 2019-2021 гг.

Как поясняет ООО «Спецкомплекс», единственным потребителем услуг по сортировке ТКО в 2018-2019 гг. является ООО «ЦКС», на основании договоров, заключенных между данными хозяйствующими субъектами: договор на оказание услуг по обработке ТКО № Ц277-18 от 22.08.2018, со сроком действия до 31.12.2018; договор на оказание услуг по обработке ТКО № 7 от 22.11.2018, сроком действия до 31.12.2020.

8) Довод Заявителя: на территории Магнитогорского кластера региональным оператором по результатам конкурса избрано ООО «ЦКС». В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Магнитогорского кластера Челябинской области, заключенным между оператором (ООО «ЦКС») обязан: в течение срока действия Соглашения осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО в соответствии с Территориальной схемой ТКО.

Таким образом, как считает Заявитель, на территории Магнитогорского кластера осуществлять хранение ТКО может только региональный оператор, то есть, на условиях определенных Аукционной документацией, участвовать в Аукционе может только региональный оператор.

По данному доводу Заявителя представлены пояснения Минэкологии и указано следующее.

Согласно положениям статьи 24.6 Закона об отходах, региональный оператор обязан обеспечить процессы обращения с ТКО (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение), а не осуществлять их самостоятельно. Следовательно, по мнению Минэкологии, для обеспечения захоронения ТКО региональным оператором может привлекаться оператор по захоронению, то есть любой субъект, признанный победителем Аукциона.

Пунктом 16 статьи 24.6 Закона об отходах предусмотрено, что операторы по обращению с ТКО, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения ТКО, данные о месте нахождения которых включены в Терсхему, обязаны принимать ТКО, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

При этом, по мнению Минэкологии, накопление ТКО не является регулируемым видом деятельности, и ответственность регионального оператора наступает с момента сбора (погрузки в мусоровоз) ТКО из места накопления.

ООО «ЦКС» по доводу 8 Заявителя представлено следующее мнение.

В соответствии с частью 10 статьи 24.6 Закона об отходах операторы по обращению с ТКО, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения ТКО, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать ТКО, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2.1 статьи 24.8 Закона об отходах в случае, если оператор по обращению с ТКО, осуществляющий захоронение ТКО, осуществляет их обработку с использованием объектов обработки ТКО, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предельный тариф на обработку твердых коммунальных отходов для такого оператора не устанавливается. При этом расходы на обработку ТКО учитываются при установлении предельного тарифа на захоронение ТКО.

В соответствии с частью 2.1 статьи 24.7 Закона об отходах юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.

Таким образом, по мнению ООО «ЦКС», не только региональный оператор, но и операторы по обращению с ТКО, а также любые иные юридические лица могут владеть на праве собственности либо на любом ином законном основании объектами размещения отходов.

ООО «Спецкомплекс» по данному доводу Заявителя указано следующее.

Согласно статье 24.6 Закона об отходах именно региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Правил обращения, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и Терсхемой, на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

Таким образом, как считает ООО «Спецкомплекс», у потенциального арендатора земельного участка с кадастровым номером 74:33:1333001:219, в период действия договора, заключенного по итогам Аукциона, отсутствует возможность осуществлять накопление, хранение и сортировку ТКО в отсутствие договора с региональным оператором, в том числе, по каждому виду деятельности отдельно.

  1. Довод Заявителя: в марте 2018 года Администрацией города Магнитогорска был проведен аукцион на право заключения договора аренды земельного участка для размещения площадки временного накопления отходов, по результатам которого с ООО «ЦКС» заключен соответствующий договор сроком на 3 года.

Таким образом, по мнению Заявителя, до апреля 2021 года на территории города Магнитогорска уже имеется сданный в аренду земельный участок для размещения площадки временного накопления отходов.

По данному доводу Заявителя Администрацией представлены следующие пояснения.

Земельный участок, являющийся объектом Аукциона, занят ТБО, поскольку ранее на данном земельном участке сбор, прием отходов (в т.ч. ТБО) осуществляло МУП «Спецавтохозяйство» на основании Постановления Администрации от 24.06.2010 № 6613-П и договора аренды № 5404 от 29.06.2010. Как поясняет Администрация, в настоящее время деятельность по сбору и размещению ТКО и /или ТБО на данном участке хозяйствующими субъектами не осуществляется.

Вместе с тем, из показаний Администрации следует, что хранение ТКО осуществлялось ООО «ЦКС» на земельном участке с кадастровым номером 74:33:1333001:629, смежном с объектом Аукциона, на основании договора аренды земельного участка № 9869 от 28.07.2017, заключенного между Администрацией и ООО «ЦКС», сроком действия до 27.07.2019.

По данному доводу Заявителя ООО «ЦКС» предоставлены пояснения о том, что ООО «ЦКС» не осуществляет в настоящее время деятельность на земельных участках с кадастровыми номерами 74:33:1333001:770 и 74:33:1333001:629, утвержденный тариф на оказание ООО «ЦКС» услуг по захоронению, сортировке и хранению ТКО с использованием земельных участков с кадастровыми номерами 74:33:1333001:629 и 74:33:1333001:219 отсутствует.

  1. Довод Заявителя: возможность свободного доступа на земельный участок, являющийся предметом Аукциона, ограничена, поскольку в 2018 году по результатам аукциона право аренды проходной на Магнитогорскую городскую свалку (все упомянутые земельные участки, отмечает Заявитель, граничат друг с другом) принадлежало ООО «ЦКС» на праве аренды.

По данному доводу Заявителя Администрацией представлены следующие пояснения.

Администрация считает, что возможность беспрепятственного доступа на земельный участок имеется посредством проезда через дорогу, организованную рядом с весовым комплексом на участке с кадастровым номером 74:33:1333001:770, по информации, имеющейся в Администрации, в настоящее время указанный земельный участок является муниципальной собственностью и не закреплен на правах аренды за хозяйствующими субъектами. В качестве доказательства Администрацией, в том числе, представлены фотографии возможного проезда через участок с кадастровым номером 74:33:1333001:770, минуя весовой комплекс.

  1. Довод Заявителя: в настоящее время неизвестно, кому и на каком праве принадлежат объекты недвижимого имущества – весовая и проходная, расположенные на Магнитогорской городской свалке, информация в свободном доступе отсутствует, что порождает вопросы относительно регулирования и контроля использования данных объектов.

По данному доводу Заявителя Администрацией представлены следующие пояснения.

Между МУП «ТЖХ» города Магнитогорска, ООО «ЦКС» был заключен договор аренды № 125/2017 от 15.12.2017 гаражных боксов и весового комплекса (нежилое здание – гараж, площадью 419,7 кв.м., нежилое здание весовой площадью 8,7 кв.м., сооружение – автомобильные весы площадью 190 кв.м.), расположенных по адресу: г. Магнитогорск, проезд Санитарный, д.16 корпус 2. (далее- весовая, весовой комплекс).

Имущество находилось в муниципальной собственности и на момент заключения договора аренды было закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП «ТЖХ» города Магнитогорска.

Постановлением администрации города Магнитогорска № 111744-П от 02.10.2018 право хозяйственного ведения муниципального имущества за МУП «ТЖХ» города Магнитогорска прекращено. Актом приема-передачи муниципального имущества от 05.10.2018 данное имущество было передано Администрации г. Магнитогорска. В адрес ООО «ЦКС» было предоставлено на подписание дополнительное соглашение к договору аренды № 125/2017 от 15.12.2017 о смене Арендодателя, которое не подписано Арендатором.

В соответствии с пунктом 2 статьи 610 ГК РФ, предусматривающим право арендодателя в период действия договора аренды вправе уведомить арендатора об отказе в продлении данного договора, Администрация города уведомила ООО «ЦКС» о том, что отказывается от продления договора аренды нежилого помещения № 125/2017 от 15.12.2017. Договор аренды №125/2017 от 15.12.2017 считается прекращенным с 01.05.2019.

ООО «ЦКС» 28.05.2019 в адрес Администрации города Магнитогорска направлено заявление о перезаключении договора аренды весового комплекса на новый срок. Проект договора аренды был направлен ООО «ЦКС» на подписание 17.06.2019.

Как поясняет Администрация, 01.07.2019 г. договор аренды был подписан ООО «ЦКС» с протоколом разногласий. В этой связи, 04.07.2019 Администрацией г. Магнитогорска в адрес ОО «ЦКС» было направлено письмо с требованием подписать протокол урегулирования разногласий в срок до 15.07.2019.

Администрацией в адрес ООО «ЦКС» 02.07.2019 направлено уведомление с требованием освободить муниципальное имущество в течение 7 календарных дней со дня официального уведомления. Администрация поясняет, что на дату рассмотрения настоящего дела весовой комплекс ООО «ЦКС» Администрации не передавало, и фактически осуществляет пользование им в отсутствие договора аренды.

В этой связи, поясняет Администрация, ею будет инициировано обращение в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением о взыскании с ООО «ЦКС» неосновательного обогащения за пользование весовым комплексом в период, предшествующий заключению договора, что составляет 588 529, 64 руб.

Кроме того, на дату рассмотрения настоящего дела, Администрацией принято решение об организации и проведении торгов на право заключения договора аренды весового комплекса.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

Магнитогорская городская свалка представляет собой комплекс земельных участков, с кадастровыми номерами 74:33:1333001:629, 74:33:1333001:219, 74:33:1333001:770 и 74:33:1333001:778, общей площадью 50,7 га.

На земельном участке с кадастровым номером 74:33:1333001:629 на основании договора аренды земельного участка № 9869 от 28.07.2017, заключенного между Администрацией и ООО «ЦКС» по итогам проведения торгов, сроком действия до 27.07.2019, до указанного срока хранение ТКО осуществлялось ООО «ЦКС». В настоящее время деятельность указанным лицом и иными лицами на данном земельном участке не ведется.

Земельный участок с кадастровым номером 74:33:1333001:770 находится в муниципальной собственности г. Магнитогорска. На данном земельном участке расположен весовой комплекс, на аренду которого между МУП «ТЖХ» города Магнитогорска, ООО «ЦКС» был заключен договор № 125/2017 от 15.12.2017, после прекращения права хозяйственного ведения МУП «ТЖХ» правопреемником Арендодателя по которому с октября 2018 является Администрация.

Договор аренды 125/2017 от 15.12.2017 весового комплекса расторгнут по инициативе Администрации с 01.05.2019. Договор аренды на новый срок 043-19 от 13.06.2019, заключаемый с ООО «ЦКС» в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, на дату рассмотрения настоящего дела не подписан, ввиду наличия преддоговорного спора между сторонами.

На дату рассмотрения настоящего дела Администрацией принято решение о проведении торгов на право заключения договора аренды весового комплекса.

Земельный участок с кадастровым номером 74:33:1333001:778 передан на праве безвозмездного срочного пользования МБУ «Дорожно-строительное управление г. Магнитогорска» с целью накопления грунта для последующей рекультивации.

Земельный участок с кадастровым номером 74:33:1333001:219, занят ТКО, сбор, прием отходов (в т.ч. ТБО) осуществляло МУП «Спецавтохозяйство», на основании Постановления Администрации от 24.06.2010 № 6613-П и договора аренды № 5404 от 29.06.2010. В настоящее время деятельность по сбору и размещению ТКО и /или ТБО на данном участке хозяйствующими субъектами не осуществляется.

Извещение о проведении Аукциона опубликовано Администрацией 06.06.2019, торги признаны несостоявшимися с единственным участником Аукциона – ООО «ЦКС», с которым заключен договор аренды № 10399 от 30.07.2019, сроком действия до 29.07.2020.

Земельный участок с кадастровым номером 74:33:1333001:666, площадью 11123 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Магнитогорск, проезд Санитарный, 12, на котором располагается МСК, приобретен ООО «Спецкомплекс» по договору купли-продажи № 6372 от 14.02.2014, заключенному с Администрацией.

На территории Магнитогорской городской свалки деятельность по обработке ТКО (включая сортировку) осуществляется ООО «Спецкомплекс» на основании лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV классов опасности № 7400574 от 30.04.2019.

На дату рассмотрения настоящего дела сведения о том, что Магнитогорская городская свалка включена в Перечень, антимонопольному органу не представлены.

В соответствии со статьей 9 Закона об отходах лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом о лицензировании с учетом положений Закона об отходах.

При этом, частью 2 указанной нормы предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте обезвреживания отходов и (или) объекте размещения отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.

Согласно статье 2 Закона об отходах:

- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

- сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

- накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

- транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

- обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

Согласно части 9 статьи 29.1 Закона об отходах Объекты, включенные в перечень и территориальную схему обращения с отходами, могут использоваться для размещения твердых коммунальных отходов без лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I - IV классов опасности. Деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на объектах, включенных в перечень, регулируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для объектов размещения отходов.

Следовательно, в случае включения Магнитогорской городской свалки в Перечень, деятельность по хранению ТКО может осуществляться хозяйствующим субъектом без лицензии.

При этом, деятельность по приемке и сортировке осуществляется только при наличии лицензии на право осуществления каждого из указанных видов деятельности.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

  1. Доводы, указанные Заявителем, не свидетельствуют о наличии в действиях Администрации признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Доводы, указанные Заявителем в пунктах 1-4, 8, 9 жалобы не относятся к компетенции антимонопольного органа, поскольку не связаны с защитой конкуренции.

Контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства осуществляется уполномоченными органами государственного экологического контроля. Вопросы, связанные с защитой прав, могут быть разрешены в судебном порядке.

Заявителем, сторонами по делу, лицами, располагающими сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела, не представлены, а антимонопольным органом в ходе рассмотрения настоящего дела не получены сведения и документы, свидетельствующие о создании преимущественных условий осуществления деятельности с использованием земельного участка с кадастровым номером 74:33:1333001:219, определенному хозяйствующему субъекту – ООО «ЦКС».

    1. По доводу 1 Заявителя: согласно аукционной документации разрешенное использование земельного участка – для хранения бытовых отходов с целью размещения Магнитогорской городской свалки до завершения проектирования и строительства полигона твердых бытовых отходов, в то время, как вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:33:1333001:219 – для размещения промышленных объектов, что подтверждается выпиской Росреестра.

В соответствии с частью 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Согласно части 2 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на: земли промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения.

Согласно абзацу 3 части 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков в Российской Федерации утвержден приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540 (далее – Классификатор).

Согласно коду 12.2 Классификатора вид разрешенного использования «специальная деятельность» подразумевает размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления, медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещение объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки).

Таким образом, земельные участки с разрешенным видом использования земель «земли промышленности и иного специального назначения» могут использоваться для специальной деятельности, к которой относится, в соответствии с Классификатором, в том числе деятельность по приему, обработке (включая сортировку), накоплению, хранению, размещению ТКО.

Следовательно, первый довод Заявителя является необоснованным.

При этом, согласно части 3 статьи 12 Закона об отходах на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Вопросы контроля за осуществлением мониторинга состояния загрязнения окружающей среды не относится к компетенции антимонопольного органа, поскольку не связаны с защитой конкуренции.

    1. В отношении довода 2 Заявителя Комиссия приходит к следующему выводу.

Предметом аукциона является земельный участок с кадастровым номером 74:33:1333001:219, с категорией земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее - земли промышленности и иного специального назначения).

Согласно части 1 статьи 87 ЗК РФ землями промышленности и иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и иного специального назначения.

В соответствии со статьей 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа.

Следовательно, с учетом положений части 1 статьи 87 ЗК РФ и части 1 статьи 11 Закона № 131 – ФЗ земельный участок, являющийся объектом Аукциона, расположен за границами населенного пункта, но в границах муниципального образования город Магнитогорск.

Следовательно, довод Заявителя о нахождении земельного участка с кадастровым номером 74:33:1333001:219, являющегося объектом Аукциона, в границах муниципального образования, подтверждается материалами и пояснениями сторон, представленными в ходе рассмотрения дела. Однако, с учетом положений части 1 статьи 87 ЗК РФ и части 1 статьи 11 Закона № 131 – ФЗ не является нарушением части 5 статьи 12 Закона об отходах.

Кроме того, вопросы осуществления земельного контроля не относится к компетенции антимонопольного органа, поскольку не связаны с защитой конкуренции.

    1. Довод 3 Заявителя об отсутствии земельного участка, являющегося объектом Аукциона, в ГРОРО, подтверждается материалами и пояснениями сторон, представленными в ходе рассмотрения дела.

Однако, с учетом переходных положений Закона об отходах, деятельность объектов размещения отходов, не включенных в ГРОРО, может осуществляться до 01.01.2023, при условии включения их в Перечень.

На дату рассмотрения дела Комиссией сведения о включении Магнитогорской городской свалки отсутствуют, изменения в Терсхему в указанной части также не внесены.

Заявителем, сторонами по делу не представлены, а антимонопольным органом не получены сведения и документы, свидетельствующие о создании преимущественных условий осуществления деятельности с использованием земельного участка с кадастровым номером 74:33:1333001:219, определенному хозяйствующему субъекту.

При этом, вопросы контроля за своевременным включением объектов размещения ТКО в Перечень не отнесены к компетенции антимонопольного органа, поскольку не связаны с защитой конкуренции.

    1. Довод Заявителя о том, что срок действия договора, заключаемого с победителем Аукциона, не соответствует разделу 7 Терсхемы, предусматривающему функционирование Магнитогорской городской свалки до 01.07.2019, подтверждается материалами и пояснениями сторон, представленными в ходе рассмотрения дела.

Однако, сторонами по делу не представлены, а антимонопольным органом не получены сведения и документы, свидетельствующие о создании преимущественных условий осуществления деятельности с использованием земельного участка с кадастровым номером 74:33:1333001:219, определенному хозяйствующему субъекту.

На дату рассмотрения дела Комиссией изменения в Терсхему в указанной части не внесены.

Таким образом, действия Администрации по утверждению Аукционной документации, содержащей срок действия договора, заключаемого по итогам Аукциона, не соответствующий разделу 7 Терсхемы, являются нарушением порядка организации и проведения Аукциона, но не содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, поскольку информацией, указанной в Аукционной документации, обладают все потенциальные участники Аукциона, и ее наличие не препятствует подаче заявки.

    1. Довод 5 Заявителя о том, что условие о необходимости осуществления на земельном участке, являющемся предметом Аукциона, деятельности по приему, сортировке и накоплению ТКО, не соответствует виду разрешенного использования данного земельного участка, предназначенного для осуществления хранения ТКО, подтверждается материалами и пояснениями сторон, представленными в ходе рассмотрения дела.

Однако, указанные виды деятельности связаны между собой и представляют единый технологический процесс.

Следовательно, потребность заказчика – Администрации, реализуемая в результате торгов, шире предмета Аукциона, предусматривающего только аренду земельного участка для хранения ТКО. При этом, иные составляющие потребности – необходимость производить прием, сортировку накопление ТКО – предусмотрены разделом 12 Аукционной документации «Существенные условия договора» и п. 3.4. проекта договора.

Сторонами по делу не представлены, а антимонопольным органом не получены сведения и документы, свидетельствующие о том, что утверждением Аукционной документации, содержащей противоречивые сведения о предмете торгов, созданы преимущества осуществлению деятельности, представляющей собой единый технологический процесс, с использованием земельного участка с кадастровым номером 74:33:1333001:219, определенному хозяйствующему субъекту.

Вместе с тем, действия Администрации по утверждению Аукционной документации, содержащей данные противоречия, являются нарушением порядка организации и проведения Аукциона.

    1. Довод 6 Заявителя, о том, что включение приема, сортировки и накопления ТКО в один лот нарушает (ограничивает) права участников, не подтверждается материалами и пояснениями сторон, представленными в ходе рассмотрения дела.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Президиума Верховного Суда РФ 28.06.2017 заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности, если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки.

В данном случае предмет Аукциона представляет собой единый технологический комплекс, состоящий из нескольких видов деятельности, некоторые из которых могут осуществляться при наличии соответствующей лицензии.

Указанное объединение видов деятельности в предмет Аукциона, в данном случае, не ограничивает конкуренцию, поскольку в силу действующего законодательства, хранение (цель использования земельного участка и предмет Аукциона) может осуществляться только после прохождения ТКО стадии обработки, включая сортировку ТКО.

Кроме того, Аукционная документация не содержит требования о наличии лицензии на осуществление видов деятельности, предусмотренных условиями проекта договора, у претендента на участие в торгах.

Материалами дела и пояснениями сторон подтверждается отсутствие у регионального оператора – ООО «ЦКС» лицензии на сортировку ТКО.

При этом, в соответствии с Терсхемой, на территории Магнитогорской городской свалки указанная деятельность осуществляется ООО «Спецкомплекс», имеющим лицензию на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV классов опасности № 7400574 от 30.04.2019.

Сторонами по делу не представлены, а антимонопольным органом не получены сведения и документы, свидетельствующие о создании преимущественных условий осуществления деятельности, образующей единый технологический процесс, с использованием земельного участка с кадастровым номером 74:33:1333001:219, определенному хозяйствующему субъекту.

Таким образом, любой хозяйствующий субъект, в случае признания его победителем Аукциона и заключения с ним договора по итогам торгов, вправе заключить договор на осуществление приема и сортировки ТКО, иных видов деятельности, образующих единый технологический процесс, осуществление которого является потребностью Администрации по данному Аукциону, с указанным лицом или иным лицом, имеющим право на основании лицензии.

    1. Довод 7 Заявителя о том, что участник аукциона должен иметь также лицензию на право осуществления частной охранной деятельности, что ограничивает круг участников, не подтверждается анализом действующего законодательства, материалами дела и пояснениями сторон.

Аукционная документация не содержит требования о наличии лицензии на осуществление частной охранной деятельности, у претендента на участие в торгах.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, предусмотренные законодательством, выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ и федеральными законами.

Статьей 43 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

Следовательно, любой хозяйствующий субъект вправе осуществлять охрану объекта Аукциона своими силами, или с привлечением третьих лиц, на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых с ними.

Заявителем не представлены, а антимонопольным органом не получены сведения и документы, свидетельствующие о создании преимущественных условий осуществления деятельности с использованием земельного участка с кадастровым номером 74:33:1333001:219, определенному хозяйствующему субъекту, путем установления в проекте договора, заключаемого по итогам Аукциона, обязанности арендатора осуществлять охрану земельного участка.

Таким образом, условие пункта 3.4.4. договора о том, что Арендатор обязан обеспечить охрану земельного участка с целью предупреждения попадания посторонних лиц и автотранспорта на земельный участок, не ограничивает конкуренцию лиц, осуществляющих деятельность на соответствующем товарном рынке.

    1. Довод 8 Заявителя о том, что поскольку на территории Магнитогорского кластера осуществлять хранение ТКО может только региональный оператор, следовательно, на условиях определенных Аукционной документацией, участвовать в Аукционе может только региональный оператор, не находит своего подтверждения, на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно статье 2 Закона об отходах:

- региональный оператор – это оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;

- оператор по обращению с ТКО - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

При этом, как установлено, ООО «ЦКС» не имеет лицензии на обработку ТКО, лицензию на право осуществления данного вида деятельности имеет ООО «Спецкомплекс», включенный в Терсхему.

Сторонами по делу не представлены, а антимонопольным органом не получены сведения и документы, свидетельствующие о том, что утверждением Аукционной документации, содержащей противоречивые сведения о предмете торгов, созданы преимущества осуществлению деятельности с использованием земельного участка с кадастровым номером 74:33:1333001:219, определенному хозяйствующему субъекту.

Таким образом, любые индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие лицензию на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО вправе осуществлять эту деятельность.

    1. Довод 9 Заявителя о том, что до апреля 2021 года на территории города Магнитогорска уже имеется сданный в аренду земельный участок для размещения площадки временного накопления отходов, что, по мнению Заявителя, исключает необходимость проведения Аукциона, не находит своего подтверждения, на основании следующего.

По итогам проведения аукциона на право аренды земельного участка с кадастровым номером 74:33:1333001:629, срок действия которого, в соответствии с п. 2.1. договора – до 27.07.2019.

Материалами дела, пояснениями сторон подтверждается, что в связи с окончанием срока действия данного договора, а также достижением предельного объема накопления ТКО на данном земельном участке, у Администрации возникла потребность в передаче в аренду земельного участка с кадастровым номером 74:33:1333001:219, на котором имеются накопленные ранее ТКО.

В настоящее время деятельность на земельном участке с кадастровым номером 74:33:1333001:629 никем не осуществляется.

Вопрос обоснованности формирования потребности заказчика, при отсутствии нарушений порядка организации и проведения торгов, не относится к компетенции антимонопольного органа, поскольку не связано с защитой конкуренции.

    1. Довод 10 Заявителя о том, что возможность свободного доступа на земельный участок, являющийся предметом Аукциона, ограничена, поскольку в 2018 году по результатам аукциона право аренды проходной на Магнитогорскую городскую свалку (все упомянутые земельные участки, отмечает Заявитель, граничат друг с другом) принадлежало ООО «ЦКС» на праве аренды, не является обоснованным, на основании следующего.

Из материалов дела, пояснений сторон следует, что возможность проезда через земельный участок с кадастровым номером, минуя весовой комплекс, не ограничена, поскольку земельный участок с кадастровым номером 74:33:1333001:770, через который проходит дорога на Магнитогорскую городскую свалку, является муниципальной собственностью и не закреплен на праве аренды или ином праве за какими-либо хозяйствующими субъектами.

В случае выявления случаев препятствования осуществления деятельности, спор может быть разрешен в судебном порядке, и признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации в указанной части отсутствуют.

    1. Довод 11 Заявителя о принадлежности весового комплекса иному хозяйствующему субъекту ограничивает возможность осуществления деятельности с использованием земельного участка, являющегося объектом Аукциона, не является обоснованным, на основании следующего.

Принадлежность весового комплекса какому-либо хозяйствующему субъекту не исключает возможности установки иного весового оборудования и осуществления деятельности с его использованием, любым иным хозяйствующим субъектом, в случае заключения с ним договора аренды земельного участка, являющегося объектом Аукциона, также, как и посредством заключения гражданско-правого договора с владельцем весового комплекса, уже установленного на данном земельном участке.

Таким образом, наличие прав на весовой комплекс, расположенный на Магнитогорской городской свалке на земельном участке с кадастровым номером 74:33:1333001:629, не содержит признаков нарушения антимонопольного законодательства, поскольку не создает препятствий осуществлению деятельности победителю торгов или иным лицам.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) Администрации, изложенных в доводах Заявителя, признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

  1. Администрацией допущены нарушения порядка организации и проведения Аукциона, что выражается в следующем.
    1. В соответствии с п. 3.4.2 проекта договора арендатор обязан использовать земельный участок исключительно в целях, указанных в п. 1.1. договора.

В соответствии с Извещением о проведении Аукциона, п. 1.1. проекта договора, целевое назначение земельного участка, являющегося объектом Аукциона – для хранения бытовых отходов с целью размещения Магнитогорской городской свалки до завершения проектирования и строительства Полигона ТБО.

При этом, раздел 12 Аукционной документации «Существенные условия договора» предусматривает, что победитель Аукциона на земельном участке обязан производить прием, сортировку и накопление ТКО до завершения строительства Полигона ТБО.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 1 Закона об отходах:

- хранение ТКО - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

- обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

- сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

- накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Следовательно, условие о необходимости осуществления на земельном участке, являющемся предметом Аукциона, деятельности по приему, сортировке и накоплению ТКО, не соответствует виду разрешенного использования данного земельного участка, предназначенного для осуществления хранения ТКО.

Таким образом, формулировки, содержащиеся в пунктах 3.42., 1.1. проекта договора и разделе 12 Аукционной документации носят противоречивый характер, поскольку предусматривают необходимость осуществления видов деятельности с использованием земельного участка, не соответствующих виду его разрешенного использования, могут ввести в заблуждение потенциального участника Аукциона и, как следствие, привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Довод Заявителя по пункту 5 жалобы о нарушении порядка организации и проведения Аукциона является обоснованным.

2.2. В соответствии с частью 14 статьи 39.8 ЗК РФ в договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не могут устанавливаться требования к выполнению каких-либо работ или оказанию услуг, влекущих за собой дополнительные расходы арендатора, не связанные с предметом этого договора, если иное не установлено федеральным законом.

Вместе с тем, п. 3.4.3. договора, заключаемого по итогам Аукциона, предусмотрено, что арендатор обязан производить прием, обработку, накопление, размещение ТКО.

При этом, в соответствии с Законом о лицензировании сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I – IV классов опасности является лицензируемым видом деятельности.

При этом, Терсхемой предусмотрено, что до ввода в эксплуатацию объекта Соглашения для обеспечения обработки ТКО, образующихся в Магнитогорском кластере, возможно использовать МСК, принадлежащий ООО «Спецкомплекс» или иной мобильный МСК.

Следовательно, любое хозяйствующий субъект, заключивший договор аренды земельного участка по итогам Аукциона, вправе заключить договор на прием, сортировку и размещение ТКО с организациями, имеющими право осуществления указанной деятельности ввиду наличия у них лицензии, как заказчик данного вида услуг.

Таким образом, обязанность производить прием, сортировку, размещение ТКО до завершения строительства Полигона ТБО влечет для победителя Аукциона дополнительные расходы на лицензирование и приведение объекта в соответствие с лицензионными требованиями, что не соответствует части 14 статьи 39.8 ЗК РФ и довод Заявителя в указанной части является обоснованным.

2.3. В соответствии с подпунктом 9 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении Аукциона должно содержать, в том числе, сведения о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Согласно Извещению о проведении Аукциона срок аренды земельного участка составляет один год.

При этом, п. 15 Аукционной документации предусмотрено, что победитель оплачивает определенный по итогам Аукциона ежегодный размер арендной платы в течение 5 рабочих дней с даты подписания договора аренды земельного участка за первый год аренды. Следующие платежи оплачиваются ежегодно в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем заключения договора.

Согласно п. 3.4.10 проекта договора Арендатор обязан не предоставлять земельный участок (часть участка) в субаренду или иным образом передавать права и обязанности, установленные договором, третьим лицам без письменного разрешения Арендодателя, за исключением случая заключения договора на срок более 5 лет.

При этом, в соответствии с разделом 12 Аукционной документации, п. 3.4.3 проекта договора Арендатор обязан производить прием, сортировку и накопление ТКО до завершения строительства Полигона ТБО.

Таким образом, положения проекта договора не позволяют сделать однозначный вывод о сроке договора аренды, что не соответствует порядку, предусмотренному пунктом 9 части 21 статьи 39.11 ЗК РФ, и данный довод Заявителя является обоснованным.

    1. Законом об отходах с 01.01.2019 понятие «твердые бытовые отходы» не предусмотрено. В соответствии с Соглашением объектом данного соглашения является Полигон ТКО.

При этом, в соответствии с Извещением о проведении Аукциона, п. 1.1. проекта договора целевое назначение земельного участка, являющегося объектом Аукциона – для хранения бытовых отходов с целью размещения Магнитогорской городской свалки до завершения проектирования и строительства Полигона ТБО.

Таким образом, ввиду отсутствия Полигона ТБО, ввод в эксплуатацию которого является, в соответствии с условиями аукционной документации, основанием для прекращения обязательств по договору, заключаемому с победителем Аукциона, не представляется возможным определить фактический срок окончания срока действия договора.

    1. В соответствии с разделом 10 Соглашения срок, в течение которого осуществляется проектирование Объекта соглашения (Полигона ТКО) и передача проектной документации Концеденту на согласование составляет не более 12 месяцев с момента предоставления всех земельных участков, а срок, в течение которого осуществляется строительство Полигона ТКО, составляет не более 24 месяцев с момента предоставления последнего из разрешений на строительство.

В соответствии с Соглашением Полигон ТКО должен быть введен в эксплуатацию не позднее срока его создания (включающего срок проектирования и строительства). В соответствии с условиями Концессионного соглашения срок создания Полигона ТКО составляет не менее 36 месяцев.

Из пояснений Минэкологии, АО «Управление отходами» следует, что строительство и ввод в эксплуатацию будет завершено не ранее 29.05.2021.

Кроме того, на дату рассмотрения настоящего дела решение о включении Магнитогорской городской свалки в Перечень объектов размещения ТКО на территории Челябинской области не принято.

Как следует из пояснений представителей Минэкологии, с учетом содержания письма № 08-25-29/21323 от 06.09.2019, Минприроды Российской Федерации, направление заявления не влечет за собой безусловного согласия на включение объекта в Перечень.

Указанные обстоятельства могли привести к невозможности подачи заявки и признанию торгов несостоявшимися, по причине отсутствия у потенциальных участников торгов информации, позволяющей достоверно установить возможность использования земельного участка, являющегося объектом Аукциона, для хранения ТКО на законных основаниях, сроке такого использования с учетом необходимости нести затраты на оплату его аренды.

2.6. Условия проекта договора об осуществлении деятельности по накоплению вводят хозяйствующих субъектов в заблуждение относительно возможности соблюдения целевого назначения земельного участка (хранение) в период его использования и необходимости вывоза ТКО или отсутствия такой необходимости после истечения одиннадцати месяцев, в течение которых возможно в силу требований действующего законодательства накопление отходов.

Извещение также не содержит сведения о нахождении и объеме ТКО на земельном участке, являющемся объектом Аукциона, и возможностях и объемах хранения или накопления ТКО на данном земельном участке.

Терсхема также не позволяет определить указанные условия ввиду того, что содержит информацию об общей площади Магнитогорской городской свалки (50,7 га), а не площадь земельного участка с кадастровым номером 74:33:1333001:219, являющегося объектом Аукциона.

    1. В соответствии с п. 9 ст. 39.12 ЗК РФ Организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок.

Согласно п. 9 Извещения решение о признании претендента участником либо об отказе в допуске претендента к участию в Аукционе оформляется протоколом рассмотрения заявок. В протоколе приводится перечень принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов, перечень отозванных заявок, имена (наименования) претендентов, признанных участниками торгов, а также имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске к участию в Аукционе, с указанием оснований отказа.

При этом, Аукционной документацией не предусмотрена необходимость указания в протоколе сведений о внесенных претендентами задатках, что не соответствует порядку, предусмотренному частью 9 статьи 39.12 ЗК РФ.

Таким образом, действия Администрации по утверждению Аукционной документации:

- содержащей противоречивые сведения о видах деятельности, которые необходимо осуществлять на земельном участке, являющемся предметом Аукциона, и виде разрешенного использования данного земельного участка;

- содержащей формулировки (сведения о полигоне ТБО), не соответствующие действующему Закону об отходах;

- не содержащей необходимость указания в протоколе сведений о внесенных претендентами задатках;

- не содержащей информации, позволяющей достоверно установить возможность использования земельного участка, являющегося объектом Аукциона, для хранения ТКО, сроке аренды земельного участка, объемах, о наличии/отсутствии ТКО на земельном участке, возможностях и объемах накопления ТКО –

являются нарушением порядка, предусмотренного пунктом 14 статьи 39.8, пунктом 9 части 21 статьи 39.11, частью 9 статьи 39.12 ЗК РФ.

В связи с допущенными нарушениями порядка организации и проведения Аукциона в действиях Администрации и виновных должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

Руководствуясь статьей 23, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Прекратить рассмотрение дела № 074/01/17-1732/2019, возбужденного по признакам нарушения Администрацией г. Магнитогорска части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием в действиях Администрации г. Магнитогорска признаков нарушения антимонопольного законодательства.

2. Признать в действиях Администрации г. Магнитогорска (пр-кт Ленина, 72, г. Магнитогорск, Челябинская область, 455044, ОГРН 1027402226830, ИНН 7446011940) нарушения порядка организации и проведения Аукциона, предусмотренного пунктом 9 части 21 статьи 39.11, частью 9 статьи 39.12 ЗК РФ, а также частью 14 статьи 39.8 ЗК РФ.

3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности по части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

4. Иные меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания, в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение месяца со дня их вынесения.

<…>

(351) 265-93-79

Связанные организации

Связанные организации не указаны