Решение б/н 1. Признать доводы жалобы ООО «СО «ЗАКУПКИ И ТОРГИ» на дейст... от 1 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Министерство здравоохранения Челябинской области

454091, г. Челябинск, ул. Кирова, 165

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

Общество с ограниченной ответственностью «СО «ЗАКУПКИ И ТОРГИ» (ООО «СО «ЗАКУПКИ И ТОРГИ»)

109451, Москва, ул. Братиславская, д.13, корп. 1, кв.43

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-487/2021

по делу № 169-ж/2021

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 24 февраля 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 01 марта 2021 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«…»

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

«…»

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

«…»

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «СО «ЗАКУПКИ И ТОРГИ» (далее – заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку офисного оборудования для работы в региональной информационной системе в сфере здравоохранения (извещение №0169200001021000156), в присутствии:

- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области (далее – заказчик) «…», действующего на основании доверенности от 11.01.2021;

- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области «…», действующего на основании доверенности от 11.01.2021;

представителя Министерства здравоохранения Челябинской области «…», действующего на основании доверенности от 15.02.2021;

- представителя ООО «СО «ЗАКУПКИ И ТОРГИ» «…», действующего на основании доверенности от 17.02.2021 №03/21;

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 16.02.2021 поступила жалоба ООО «СО «ЗАКУПКИ И ТОРГИ» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку офисного оборудования для работы в региональной информационной системе в сфере здравоохранения (извещение № 0169200001021000156) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 09.02.2021.

Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 18 120 000,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 17.02.2021 09:00.

Согласно протоколу от 17.02.2021 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0169200001021000156 на участие в закупке поступило 8 заявок. Все заявки признаны соответствующими требованиям документации об аукционе, а участники допущены до дальнейшего участия в закупке.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам проведения аукциона не заключен.

Согласно доводам жалобы ООО «СО «ЗАКУПКИ И ТОРГИ», заявитель считает, что заказчиком размещена документация об аукционе с нарушением требований действующего законодательства о контрактной системе.

Так заявитель указывает на отсутствие в инструкции по заполнению заявки комментариев к знакам «≥», «≤», «<», «>», что не позволяет сделать вывод о требованиях заказчика к указанию характеристик в виде конкретных показателей, либо диапазона значений показателя.

Кроме того, согласно доводам жалобы из документации об аукционе невозможно однозначно определить требования к составу первой части заявки, а именно нужно ли участникам заполнять пункты 2 и 3 приложения № 1 к информационной карте документации об аукционе.

Также по мнению заявителя между извещением об осуществлении закупки и документацией об аукционе содержатся противоречия. Так, в разделе «Преимущества, требования к участникам» указано, что размер преимущества не установлен, тогда как в документации об аукционе определено преимущество в отношении цены контракта в размере 15 процентов.

В составе жалобы заявителем обжалуется отсутствие требований к энергетической эффективности товара.

По мнению заявителя, заказчик необоснованно ограничил количество участников закупки.

Кроме того, заявитель ссылается на нарушения порядка предоставления разъяснений положений документации об аукционе.

Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, пояснили, что при описании объекта закупки заказчик руководствовался каталогом товаров, работ, услуг. Запросов на разъяснение прочтения характеристик не поступало.

Указали на наличие на рынке различных товаров различных производителей, соответствующих требованиям заказчика.

Также представители заказчика указали, что разночтения между извещением об осуществлении закупки и документацией об аукционе отсутствуют.

В отношении установленных требований к составу заявки представители заказчика считают, что из совокупности приложений 1 и 3 к информационной карте документации об аукционе следует какая информация и в каком объеме должна содержаться в составе заявки участника закупки.

Кроме того, по мнению представителей заказчика применить Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – постановление Правительства РФ № 1221) к закупаемому оборудованию не представляется возможным, поскольку Министерством экономического развития РФ не установлены требования к энергетической эффективности к указанному оборудованию.

Согласно пояснениям заказчика порядок дачи разъяснений на положения документации об аукционе не нарушен.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

  1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контратакой системе в документации об аукционе указываются требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Аналогичные требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе отражены в пункте 8 информационной карты документации об аукционе.

Таким образом, законодательством о контрактной системе, документацией об аукционе установлено требование о предоставлении в составе первой части заявки конкретных показателей товара.

Согласно пункту 9 информационной карты документации об аукционе первая часть заявки участника должна содержать информацию в объеме не менее того количества показателей, которое указано в приложении №1 к информационной карте документации «Наименование и описание объекта закупки», позволяющую сделать вывод о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках предлагаемого товара и его соответствии требованиям заказчика.

Приложение № 1 к информационной карте документации об аукционе содержит три раздела:

  1. Требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) объекта закупки;

2. Требования к качеству Товара;

3. Требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара.

При этом только раздел 1 приложения № 1 к информационной карте содержит требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) объекта закупки. Остальные разделы приложения №1 к информационной карте содержат условия исполнения контракта и не требуют указания в составе первой части заявки.

Кроме того, в документации об аукционе содержится «Рекомендуемая форма первой части заявки на участие в электронном аукционе», в которой отражена вся информация, которую необходимо предоставить участникам закупки в составе своей заявки. Согласно данной рекомендуемой форме участником предоставляется таблица с конкретными показателями товара в соответствии с пунктом 1 приложения № 1 к информационной карте.

Учитывая изложенное, Комиссия не усматривает нарушений в действиях заказчика в части установленных требований к составу заявки.

Также заявителем обжалуется пункты 1.3, 1.4, 1.6., 1.10 требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) объекта закупки.

По мнению заявителя отсутствие в инструкции по заполнению заявки комментариев к знакам «≥», «≤», «<», «>» не позволяет сделать вывод о требованиях заказчика к указанию характеристик в виде конкретных показателей, либо диапазона значений показателя.

Указанные показатели описаны следующим образом:

№ п/п

Наименование товара, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара
(с указанием ед. изм.)

Максимальные и (или) минимальные значения показателей объекта закупки,

(с указанием ед. изм.)

11.3

Суммарная емкость выходных лотков, Штука (шт)

≥ 150 и < 200

11.4

Суммарная емкость лотков подачи бумаги, Штука (шт)

≥ 350 и < 400

11.6

Объем установленной оперативной памяти, Мегабайт (Мбайт)

≥ 256

11.10

Скорость черно-белой печати, стр/мин

≥ 30 и < 40

В соответствии с пунктом 9 информационной карты документации об аукционе характеристики из столбца «Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки» указываются участником точными значениями показателей и не должны содержать двойных и неоднозначных предложений.

При этом далее заказчиком перечислены возможные варианты указания показателей по столбцу «Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки» в документации об аукционе, в том числе: в случае установления заказчиком значения показателя объекта закупки со словами «не более ...... не менее ......», «минимум ...... максимум ......», «......или......», «......либо......», участник закупки указывает конкретные показатели (без слов «не более …… не менее …...», «минимум …… максимум ..….», «......или......», «......либо......»), соответствующие значениям, установленным заказчиком; в случае установления заказчиком диапазона значений показателя со словами «не менее чем от ...... до ......», «не более чем от ....... до ......» или «минимум не более ...... максимум не менее ......» и т.п., участник закупки указывает диапазон, которому фактически соответствует предлагаемый товар.

В перечне данных вариантов требования заказчика к указанию в заявке характеристик со знаками «≥», «≤», «<», «>» отсутствуют. При этом союз «и» предполагает наличие как одного, так и второго значения.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что инструкция по заполнению заявки не отражает в полной мере требования заказчика к содержанию заявки в части указания требуемых показателей в виде единственного значения, либо диапазона значений показателей. Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что данное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, поскольку ни одна из заявок участников закупки по указанному основанию не признана не соответствующей требованиям документации об аукционе.

  1. В силу частей 3, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

В адрес заказчика 12.02.2021 поступил запрос о разъяснении документации об аукционе, в котором участник закупки указывает, что понятие «система печати» не определено в ГОСТах, ТУ, в связи с чем не понятно участнику.

В сроки, предусмотренные законодательством о контрактной системе, а именно 15.02.2021 заказчиком подготовлен ответ, который размещен на сайте Единой информационной системы.

Согласно ответу на разъяснения положений документации об аукционе тип системы печати однокомпонентная – содержит только тонер, используемый для процесса печати.

Также заказчик ссылается на описание объекта закупки в соответствии с КТРУ и указывает, что за официальным разъяснением в соответствии с подпунктом в) пункта 4. Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд за разъяснением необходимо обращаться в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок – Министерство Финансов Российской Федерации.

Таким образом, ответ заказчика раскрывает значение характеристики, используемой при описании объекта закупки, и не изменяет суть документации об аукционе.

В связи с чем, Комиссия не усматривает нарушений в действиях заказчика по порядку разъяснений положений документации об аукционе.

  1. В соответствии со статьей 63, пунктом 10 статьи 42, частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации об аукционе указывается информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В разделе «Преимущества, требования к участникам» извещения об осуществлении закупки указано следующее: «участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н - 15 %».

Аналогичные условия отражены в пункте 12 информационной карты документации об аукционе.

Таким образом, противоречия между извещением об осуществлении закупки и документации об аукционе не выявлены.

Довод жалобы не обоснован.

  1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

    1. Предметом закупки является поставка офисного оборудования для работы в региональной информационной системе в сфере здравоохранения.

В приложении № 1 к информационной карте аукционной документации «Наименование и описание объекта закупки» представлена таблица с требованиями к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) объекта закупки.

Данные требования изложены в соответствии с кодом 26.20.16.120-00000101 Каталога товаров, работ, услуг.

Как следует из доводов заявителя, требования заказчика необоснованно ограничивают количество участников закупки.

Вместе с тем, заявителем ни в составе жалобы, ни на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что требованиям заказчика соответствует товар единственного производителя.

В свою очередь в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Таким образом, бремя доказывания доводов жалобы лежит на заявителе.

Согласно представленным в материалы дела документам и сведениям заказчиком в адрес организаций направлялся запрос о предоставлении цены контракта с учетом всех требований заказчика.

В коммерческих предложениях организации предлагают к поставке следующее оборудование: принтер Canon LBP223dw, HP M404DW, LEXMARK MS421dn.

Кроме того, Комиссия отмечает, что на участие в аукционе поступило 8 заявок. Участниками в заявках предложен различный товар различных производителей: Canon i-SENSYS LBP226dw, HP LaserJet Pro M404dw, LEXMARK MS421dn. Также представлен товар производства Российской Федерации, Китайской Народной Республики и Филиппин.

Таким образом, Комиссия, изучив документы, представленные в материалы дела, приходит к выводу, что довод заявителя относительно ограничения количества участников закупки необоснован, поскольку не подтвержден документально.

    1. В соответствии с частями 1, 2 статьи 26 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.

Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить первоочередные требования в составе указанных правил.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1221 утверждены Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

Требования энергетической эффективности подлежат применению в отношении товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случая их несовместимости при взаимодействии с товарами, используемыми государственным или муниципальным заказчиком (пункт 1 Правил).

Пунктом 3 Правил установлено, что требования к энергетической эффективности подлежат установлению в отношении товаров согласно приложению. В приложении к Правилам определен Перечень соответствующих товаров. Согласно данному перечню на товары с кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 «26.20.1» «Компьютеры и серверы» распространяются требования Правил.

Объектом закупки является поставка принтеров с кодом 26.20.16.120-00000101.

Таким образом, заказчиком закупается товар, на который распространяется сфера применения Правил.

Согласно пункту 2 Правил требования энергетической эффективности устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

На дату размещения извещения об осуществлении закупки Министерством экономического развития Российской Федерации такие требования не установлены.

Таким образом, довод жалобы не обоснован.

Учитывая наличие конкуренции, при проведении закупки, принимая во внимание, что допущенные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, Комиссия считает возможным в рассматриваемом случае не выдавать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Исходя из информации, представленной заявителем, заказчиком, уполномоченным органом, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

  1. Признать доводы жалобы ООО «СО «ЗАКУПКИ И ТОРГИ» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку офисного оборудования для работы в региональной информационной системе в сфере здравоохранения (извещение № 0169200001021000156) обоснованными в части содержания инструкции по заполнению заявки и отсутствия требований к энергетической эффективности закупаемого товара.
  2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
  3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии «…»

Члены комиссии «…»

 

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны