Решение (комиссия) №ВЛ/16603/23 РЕШЕНИЕ № 074/10/104-2719/2023 об отказе во включении сведен... от 1 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

9

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25 при Магнитогорской Государственной консерватории»

г. Магнитогорска

455044, Челябинская область,

г. Магнитогорск, ул. Суворова, д. 117

 

Индивидуальный предприниматель

Сафонов Юрий Александрович

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-2719/2023

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

по делу № РНП-74-453/2023

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 27 ноября 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 30 ноября 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев обращение Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 25 при Магнитогорской Государственной консерватории» г. Магнитогорска о включении сведений об Индивидуального предпринимателя Сафонове Юрии Александровиче (далее – ИП Сафонов Ю.А., Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона №58864-2023-ЭА-669 Ремонт санузлов в МОУ «СОШ № 25 при МаГК» г. Магнитогорска, ул. Суворова, 117 (извещение № 0169300000323000662) (далее – аукцион, закупка), в присутствии (посредством видеоконференцсвязи):

- представителя МОУ «СОШ № 25 при МаГК» г. Магнитогорска (далее – Учреждение, Заказчик): Дикаревой А.С., действующей на основании доверенности № 9 от 23.11.2023;

- в присутствии представителя ИП Сафонова Ю.А.: Сафонова Е.Ю, действующего на основании доверенности № 125 от 15.11.2023,

 

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о ИП Сафонова Ю.А. в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона №58864-2023-ЭА-669 Ремонт санузлов в МОУ «СОШ № 25 при МаГК» г. Магнитогорска, ул. Суворова, 117 (извещение № 0169300000323000662) (далее – аукцион, закупка).

Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 22.03.2023 извещения о закупке.

Начальная (максимальная) цена контракта – 2 974 543,14 рублей.

Согласно представленным документам 12.04.2023 заказчик и ИП Сафонов Ю.А. заключили контракт № 25/2023-14 по цене 2 305 270,74 рублей.

Как следует из обращения заказчика, обязательства по контракту обществом не исполнены. В связи с чем 09.11.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 21.11.2023.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.


 

Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В соответствии с пунктом 12.8 контракта № 25/2023-14 расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9-23 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Пунктом 12.9 контракта предусмотрено, что Заказчик вправе отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке в случаях:

12.9.1. если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта в срок, установленный настоящим контрактом или выполняет работы настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным;

12.9.2. если недостатки результата выполнения работ в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта и потребовать возмещения причиненных убытков;

12.9.3. если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения Контракта, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе Заказчика от исполнения Контракта. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением Контракта подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу;

12.9.4. Заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения Контракта за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с положениями частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Так, Заказчиком 09.11.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 09.11.2023 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке «Решение об одностороннем отказе», согласно сведениям, размещенным в ЕИС, получено Обществом 09.11.2023 09:25 (МСК).

С учетом положений частей 12.1 и 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, контракт расторгнут 21.11.2023.

При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.

Между заказчиком и ИП Сафоновым Ю.А. посредством электронного документооборота заключен контракт № 25/2023-14 от 12.04.2023 на выполнение работ по ремонту санузлов в МОУ «СОШ № 25 при МаГК» г. Магнитогорска, ул. Суворова, 117 (реестровый номер в ЕИС 3744603130523000014) (далее – контракт).

В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной, или в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Исходя из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере образования - Ремонт санузлов в МОУ «СОШ № 25 при МаГК» г. Магнитогорска, ул. Суворова, 117 (далее –Работы) и сдать результат Заказчику, а Заказчик принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

Частью 1 статьи 766 ГК РФ предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальные и конечные сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями муниципального контракта являются предмет и сроки выполнения работ.

Пунктом 3 статьи 715 ГК РФ предусмотрено, что если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

В соответствии с пунктом 3 статьи 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Пунктом 1.4 определен срок выполнения работ: начало выполнения работ: с 27.06.2023, окончание выполнения работ: по 17.08.2023.

Согласно пункту 1.5 контракта сроки завершения работ определяются в соответствии с Графиком выполнения работ, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение № 4).

Из пояснений представителей заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 09.11.2023 следует, что, в нарушение условий контракта обязательства по нему подрядчиком в объеме, предусмотренном условиями контракта, не выполнены.

При рассмотрении доказательств, представленных сторонами, Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 1.2 контракта объем и виды работ определены ведомостью объемов работ (Приложение №2 к настоящему Контракту), локальным сметным расчетом (Приложение №3 к настоящему Контракту), графиком выполнения работ (Приложение № 4 к контракту), требованиями к эксплуатационным характеристикам и качественным характеристикам (Приложение № 5 к контракту).

Графиком выполнения работ (Приложение № 4 к контракту) предусмотрены следующие промежуточные сроки:

 

п/п

Наименование (вид) работ

Дата начала работ

Дата завершения работ

1

Ремонт санузлов в МОУ "СОШ № 25 при МаГК" г. Магнитогорска, ул. Суворова, 117:

27.06.2023

17.08.2023

Разборка деревянных заполнений проемов; Разборка деревянных заполнений проемов: оконных без подоконных досок; Разборка облицовки стен: из керамических глазурованных плиток; Разборка плинтусов; Разборка покрытий полов; Очистка вручную поверхности фасадов от перхлорвиниловых и масляных красок; Очистка вручную поверхности потолков перхлорвиниловых и масляных красок.

27.06.2023

30.06.2023

Разборка трубопроводов из чугунных канализационных труб; Разборка трубопроводов из водогазопроводных труб; Смена: трапов; Снятие смесителей; Демонтаж умывальников и раковин; Демонтаж моек; Демонтаж унитазов и писсуаров; Демонтаж поддонов душевых; Прокладка трубопроводов канализации из полиэтиленовых труб высокой плотности; Прокладка трубопроводов водоснабжения из напорных полиэтиленовых труб

30.06.2023

03.07.2023

Пробивка в бетонных конструкциях полов и стен борозд площадью сечения до 20 см2; Демонтаж светильников с лампами накаливания; Демонтаж выключателей, розеток; Прокладка труб, гофрированных ПВХ для защиты проводов и кабелей; Затягивание провода в проложенные трубы и металлические рукава

03.07.2023

10.07.2023

Устройство стяжек цементных; Устройство гидроизоляции обмазочной; Устройство покрытий на растворе их сухой смеси с приготовлением раствора в построечных условиях из плиток

10.07.2023

17.07.2023

Ремонт штукатурки внутренних стен по камню и бетону цементно-известковым раствором; Сплошное выравнивание штукатурки стен полимерцементным раствором; Третья шпатлевка при высококачественной окраске по дереву: стен; Окраска водно-дисперсионными акриловыми составами, стен; Гладкая облицовка стен; Ремонт штукатурки потолков по камню

17.07.2023

31.07.2023

Установка блоков в наружных и внутренних дверных проемах: в перегородках и деревянных нерубленых стенах; Установка блоков в наружных и внутренних дверных проемах: в каменных стенах; Установка в жилых и общественных зданиях оконных блоков из ПВХ профилей: глухих; Облицовка оконных и дверных откосов; Монтаж перегородок из алюминиевых сплавов звукоизоляционных.

31.07.2023

07.08.2023

Установка смесителей; Установка умывальников одиночных; Установка моек; Установка унитазов; Установка поддонов душевых; Монтаж: подставок под ногомойку и раковины; Окраска масляными составами радиаторов и ребристых труб; Установка решеток радиаторных

07.08.2023

14.08.2023

Установка светильников, выключателей, розеток, монтаж провода групповых осветительных сетей

07.08.2023

14.08.2023

Вывоз мусора (постоянно)

14.08.2023

17.08.2023

 

Требованиями к эксплуатационным характеристикам и качественным характеристикам (Приложение № 5 к контракту) предусмотрено следующее.

 

пп

Наименование товара

Характеристики товара

1

Диспенсер для жидкого мыла

Объем: 1000 мл

Материал изделия: пластик

Крепление в комплекте.

2

Держатель для бумаги

Метод крепления: Шурупы

Материал: Латунь

Цвет: Хром

3

Светодиодная панель

Светильники для внутреннего освещения LED

Мощность, Вт 40w Длина, мм: 595 Ширина, мм: 595 Высота, мм: 25

Цветовая температура 6500К Световой поток, Лм: 4300Лм

Степень защиты: IP20

4

Перегородка


 

 

ПВХ с дверями для санузла: 1620*1650; 1030*1650

Подрядчик должен в обязательном порядке организовать выезд специалиста на адрес ремонта для осуществления контрольных замеров.

Как следует из пояснений Заказчика на заседании Комиссии, в связи с тем, что ИП Сафонов Ю.А. к выполнению работ 27.06.2023 не приступил, заказчиком 28.06.2023 направлена претензия № 145 с требованием уведомить Заказчика о начале выполнения работ в срок до 29.06.2023.

Из пояснений сторон и документов, представленных в материалы дела, следует, что Подрядчик к выполнению работ приступил.

Вместе с тем, в ходе выполнения работ Заказчиком выявлялись следующие недостатки, которые устранялись Подрядчиком:

- не выполнялась уборка строительной и прилегающей площадки после произведенного демонтажа, предусмотренная пунктом 3.1.9 контракта;

- несвоевременно предоставлен журнал выполнения работ (пункт 3.1.5 контракта);

- не в полном объеме выполнен ремонт штукатурки внутренних стен по камню и бетону цементно-известковым раствором, выравнивание штукатурки стен, шпатлевка стен, окраска стен, гладкая облицовка стен, ремонт штукатурки потолков по камню, срок начала которых, согласно Графику выполнения работ – 17.07.2023.

В этой связи, заказчиком направлена претензия № 159 от 24.07.2023 с требованием об устранении выявленных недостатков в срок до 28.07.2023.

Как следует из пояснений Заказчика на заседании Комиссии, часть недостатков индивидуальным предпринимателем устранена.

В связи с тем, что работы, предусмотренные контрактом в срок, предусмотренный контрактом, не выполнены, заказчик направил претензию № 169 от 21.08.2023 с требованием завершить работы по контракту в срок до 01.09.2023. Претензией № 172 от 04.09.2023 Заказчик установил Подрядчику новый срок завершения работ – до 15.09.2023.

Как следует из материалов дела, письмом № 175 от 07.09.2023 Заказчик уведомил ИП Сафонова Ю.А. о проведении осмотра объемов и качества фактически выполненных работ 13.09.2023 и пригласил принять участие в осмотре.

Как следует из претензии № 183 от 18.09.2023, 13.09.2023 комиссией заказчика без участия Подрядчика составлен акт выявленных недостатков, которыми зафиксированы нарушения условий контракта (недостатки выполненных работ) и установлен срок для их устранения – до 06.10.2023.

Уведомление № 194 от 06.10.2023 о проведении 09.10.2023 повторного осмотра объемов и качества выполненных работ направлено Заказчиком Подрядчику 06.10.2023.

Актом осмотра от 09.10.2023 Заказчик зафиксировал, что не все недостатки работ, указанные в акте осмотра, устранены Индивидуальным предпринимателем.

В связи с неустранением Подрядчиком недостатков, установленных актами осмотра от 13.09.2023 и 09.10.2023, Заказчиком 26.10.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств, по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 715 ГК РФ, в связи с тем, что Подрядчик не приступает к выполнению работ, или выполняет их настолько медленно, что окончание работ к сроку становится явно невозможным. Данное решение Заказчиком размещено в ЕИС 27.10.2023 и получено Индивидуальным предпринимателем 07.11.2023 15:41 (МСК).

Кроме того, в связи с неисполнением Подрядчиком требования контракта о предоставлении Заказчику пакета документации, подтверждающей завершение работ по контракту, заказчиком Подрядчику направлена претензия с расчетом штрафа, на сумму 6000 рублей. Как следует из письма Индивидуального предпринимателя от 27.10.2023, данный штраф им признан.

В ответ на претензию и решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ИП Сафонов Ю.А. письмом (вх. № 12 от 27.10.2023) пояснил Заказчику, что невыполнение работ по контракту в установленные сроки допущено вследствие нарушения сроков поставки материалов, использование которых предусмотрено условиями контракта, и гарантировал завершение работ по контракту в срок до 17.11.2023.

Как следует из документов, представленных в материалы дела, а также размещенных в ЕИС, в связи с тем, что по состоянию на 07.11.2023 выявленные недостатки Подрядчиком частично устранены и Подрядчиком предоставил гарантийное письмо о сроках завершения работ по контракту, Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 27.10.2023 отменено, о чем информация размещена в ЕИС 07.11.2023.

Вместе с тем, 09.11.2023 Заказчиком повторно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, по основанию, предусмотренному пунктом 2 статьи 715 ГК РФ, в связи с тем, что Подрядчик не приступает к выполнению работ, или выполняет их настолько медленно, что окончание работ к сроку становится явно невозможным.

При этом, в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта от 07.11.2023 Заказчиком указано, что основанием принятия данного решения является нарушение Подрядчиком существенных условий контракта, в части нарушения сроков выполнения работ.

Представитель Заказчика пояснил на заседании Комиссии, что претензий по качеству фактически выполненных работ не имеет, объем выполненных работ составляет около 65 % от стоимости работ по контракту.

Указать точный объем и сумму выполненных работ Заказчик затрудняется, поскольку осмотр и фиксация выполненного объема работ после 09.10.2023 не осуществлялись.

 

Комиссия Челябинского УФАС России, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с исполнением контракта, по следующим основаниям.

Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагается, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2012 по делу № А41-27080/12), иначе говоря, на той стороне, которая связывает с указанным поведением правовые последствия (Постановление ФАС Поволжского округа от 31.01.2013 по делу № А72-8243/2008). При этом злоупотребление правом должно носить «явный и очевидный характер, при котором не остается сомнений в истинной цели совершения действий» (Постановление ФАС Уральского округа от 14.03.2013 № Ф09- 714/13 по делу № А71-8362/12).

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.

 

Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, контрольный орган принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.

Пунктом 15 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе, в случаях:

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

 

Пунктом 3 части 4 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, 7 2023-18205 отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СП 2.4.3648-20), которые устанавливают, в числе, требования к выполнению работ по ремонту санитарных узлов в здании общеобразовательного учреждения.

При этом, СП 2.4.3648-20 также предусмотрено, что проведение всех видов ремонтных работ в присутствии детей не допускается, и все работы должны быть завершены до начала учебного года.

Следовательно, незавершение работ по контракту Подрядчиком в срок, предусмотренный условиями контракта, ставит под угрозу срыва начало учебного процесса, а также делает невозможным получение Заказчиком результата, на который он вправе рассчитывать при заключении контракта, и, как следствие, приводит к отсутствию эффективного расходования бюджетных средств.

С учетом изложенного, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не противоречит законодательству о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее.

Рассмотрев все обстоятельства данного дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить, что из документов и сведений, представленных в распоряжение Комиссии, не следует вывод о наличии у подрядчика намерения отказаться от исполнения контракта либо о совершении им умышленных действий, направленных на неисполнении контракта, на нарушение его условий.

Подрядчик приступил к выполнению работ, подрядчиком принимались меры и совершались действия с целью выполнения работ, являющихся предметом контракта.

Комиссией установлено, что Индивидуальным предпринимателем работы по контракту выполнены в объеме, составляющем около 65 % стоимости и объема работ по контракту, что подтверждается Заказчиком.

При этом, претензии по качеству выполненных работ на момент рассмотрения настоящего дела у Заказчика отсутствуют.

Как следует из содержания решения от 09.11.2023 и пояснений Заказчика, основанием для принятия решения от 07.11.2023 является исключительно нарушение Подрядчиком сроков выполнения работ по контракту.

Подрядчиком представлены доказательства намерения исполнить контракт в оставшейся части, что подтверждается: счетом на оплату дверных изделий на общую сумму 168 891 рублей, кассовые чеки № 51664133 от 05.09.2023, № 5538950539 от 23.08.2023, на общую сумму 38 000 рублей.

Как следует из материалов дела, в подтверждение обоснования задержки поставки Подрядчиком представлено Заказчику письмо (вх. № 14 от 07.11.2023) ООО «ПСК Стройфасад» (ТМ «УралОкно»), согласно которому в связи с большим количеством заказов и высокой сезонной загруженностью производства, на изделия из дверного профиля, принятые после 01.09.2023, будет действовать увеличенный срок изготовления до 60 рабочих дней.

Из пояснений заказчика следует, что причины невозможности завершить работы по контракту в полном объеме в установленные сроки вследствие задержки поставки материалов третьими лицами, признаны заказчиком уважительными, что подтверждает решение от 07.11.2023 об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, из содержания которого следует, что Заказчик согласился на срок завершения работ по контракту (до 17.11.2023), который ИП Сафонов Ю.А. гарантировал в письме от 27.10.2023.

При этом, повторно решение об одностороннем отказе принято Заказчиком 09.11.2023, то есть до истечения срока, согласованного с Подрядчиком.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе, взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Вместе с тем, Комиссия отмечает отсутствие достаточного взаимодействия сторон при исполнении контракта, в том числе, в части принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчиком до истечения срока завершения работ, гарантия которого и послужила основанием для отмены 07.11.2023 решения от 27.10.2023.

Следовательно, из материалов данного дела усматривается, что Индивидуальный предприниматель проявлял заинтересованность в исполнении контракта, в материалы дела представлена переписка между подрядчиком и заказчиком по поводу исполнения контракта, факт просрочки исполнения обязательств по контракту не является однозначным свидетельством недобросовестного поведения подрядчика.

При этом из переписки сторон, пояснений представителей ИП Сафонова Ю.А. и Заказчика на заседании Комиссии также следует, что Подрядчик явно не выражал отказ от выполнения работ, а также предпринимал меры для исполнения обязательств по контракту.

Учитывая обстоятельства настоящего дела, у Комиссии Челябинского УФАС России в рассматриваемом случае отсутствуют достаточные основания для признания в действиях ИП Сафонова Ю.А недобросовестного поведения, что не позволяет включить сведения в отношении ИП Сафонова Ю.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078,

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Муниципальным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 25 при Магнитогорской Государственной консерватории» г. Магнитогорска о включении сведений об Индивидуального предпринимателя Сафонове Юрии Александровиче в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона №58864-2023-ЭА-669 Ремонт санузлов в МОУ «СОШ № 25 при МаГК» г. Магнитогорска, ул. Суворова, 117 (извещение № 0169300000323000662), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

 

Председатель комиссии

 

 

<…>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

 

 

 

2023-18880

 

 

Связанные организации

ИП Сафонов Юрий Александрович
ИНН 744400356300, ОГРН 304744432000364
МОУ "СОШ № 25 при Магнитогоской Государственной консерватории" г. Магнитогорска
ИНН 7446031305, ОГРН 1027402230932