Решение б/н решение от 6 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-3159/2022 1 декабря 2022 года г. Челябинск Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

рассмотрев жалобу № 074/07/3-3159/2022 ИП Иванова А.Н. (далее – Заявитель) вх. № 14884-ЭП/22 от 11.11.2022 на действия ГБУЗ «ЧОКЦО и Ям» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по санитарнобактериологическим исследованиям объектов внешней среды, воздуха и контроля стерильности (извещение № 32211812628),

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ИП Иванова А.Н. на действия ГБУЗ «ЧОКЦО и Ям» при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по санитарнобактериологическим исследованиям объектов внешней среды, воздуха и контроля стерильности (извещение № 32211812628). Заявитель считает, что включение в закупочную документацию требования о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по бактериологии, паразитологии и (или) медицинской микробиологии, при оказании услуг по санитарно-бактериологическим исследованиям объектов внешней среды, воздуха и контроля стерильности, неправомерно. Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам по жалобе.

Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.

1. В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Из толкования указанной нормы и сложившейся практики антимонопольного органа следует, что жалобы на положения документации о закупке могут быть поданы до окончания сроков подачи заявок на участие в закупке.

Жалоба ИП Иванова А.Н. поступила в Челябинское УФАС России 11.11.2022.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 17.11.2022 08:00 (МСК+2).

Таким образом, жалоба правомерно подана в Челябинское УФАС России.

2. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). 

Заявитель считает, что включение в закупочную документацию требования о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по бактериологии, паразитологии и (или) медицинской микробиологии, при оказании услуг по санитарно-бактериологическим исследованиям объектов внешней среды, воздуха и контроля стерильности, неправомерно.

Заказчике пояснил, что предметом закупки является вид деятельности, для которого необходима соответствующая лицензия. Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев доводы сторон, сообщает следующее.

Согласно подпункту 7.2 пункта 19 документации заявка участника должна содержать копию действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлению Правительства РФ от 1 июня 2021 г. № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»). Вид услуг: - Бактериология, Паразитология и(или) медицинская микробиология. ИЛИ - выписка из реестра лицензий по форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 г. № 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий» ИЛИ - копия акта лицензирующего органа о принятом решении (в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Правилами формирования и ведения реестра лицензий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 №2343).

Согласно техническому заданию, победитель закупки будет осуществлять следующие виды исследований:

п/п

Наименование

исследований

Описание

Количество исследований на год

Фомс

 

КС

ДС

АПП

Бюджет

1.

Смывы с объектов внешней среды

Исследование бактериальной обсемененности объектов внешней среды на стафилококки.

705

30

130

10

2.

Смывы с объектов внешней среды

Исследование бактериальной обсемененности объектов внешней среды на бактерии группы кишечных палочек.

705

30

130

10

3.

Посев воздуха

Исследования бактериальной обсемененности воздушной среды с забором проб воздуха аспирационным методом на санитарно-микробиологические показатели:

- общее количество микроорганизмов в 1 куб. м воздуха (КОЕ/куб. м);

- количество колоний золотистого стафилококка в 1 куб. м воздуха (КОЕ/куб. м).

170

10

42

4

4.

Бактериологический контроль стерильного материала, инструментария

Исследование стерильного материала, инструментария на стерильность.

1000

60

200

20

5.

Бактериологический контроль рук хирургов, операционного поля

Исследование стерильности рук хирургов, операционного поля на стерильность

300

-

-

-

6.

Санитарно-бактериологическое исследование

Смывы с объектов внешней среды на условно-патогенную микрофлору, в т.ч. на неферментирующие грамотрицательные бактерии рода Pseudomonas, Moraxella, Acinetobacter.

100

-

-

5

7.

Санитарно-бактериологическое исследование

Смывы с объектов внешней среды на яйца гельминтов

50

-

-

-

8.

Санитарно-бактериологическое исследование

Смывы с объектов внешней среды на цисты простейших

50

-

-

-

9.

Бактериологический контроль качества обработки эндоскопа

Смывы с эндоскопов на бактерии группы кишечной палочки, золотистого стафилококка, синегнойной палочки, плесневых и дрожжевых грибов, условно-патогенных и патогенных микроорганизмов, общей микробной обсемененности.

1176

-

24

-

В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») является лицензируемым видом деятельности.

Медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно Приложения к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории 2022-16484 5 инновационного центра «Сколково»), утвержденному постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

В перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность также входит бактериология, паразитология, микробиология. Правила, устанавливающие порядок организации и проведения микробиологических исследований, утверждены приказом Минздрава России от 18.05.2021 № 464н «Об утверждении Правил проведения лабораторных исследований».

В силу пункта 9 Приложения № 5 Приказа микробиологические исследования проб объектов окружающей среды проводятся по направлению врача-эпидемиолога медицинской организации. Согласно пункту 14 Приложения № 5 Приказа преаналитический долабораторный (внелабораторный) этап микробиологического исследования включает: взятие (сбор) биоматериала или проб объектов окружающей среды, его маркировку, хранение и транспортировку к месту проведения исследования. В соответствии с пунктом 15 Приложения № 5 Приказа преаналитический лабораторный этап микробиологического исследования включает: оценку соответствия биоматериала и проб объектов окружающей среды требованиям исследования в соответствии с определенными данной лабораторией критериями оценки (индикаторы качества преаналитического этапа); распределение биоматериала или проб объектов окружающей среды по назначенным видам исследований (сортировку); необходимую обработку биоматериала и проб объектов окружающей среды для получения аналитической пробы.

В силу пункт 17 Приложения № 5 Приказа постаналитический этап микробиологического исследования включает: утилизацию патогенных биологических агентов, биоматериала и проб объектов окружающей среды.

Кроме того, Приказ, в части исследования объектов окружающей среды содержит ссылки на Федеральный закон от 30 декабря 2020 № 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации», которым определены, в частности полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения биологической безопасности.

Таким образом, Приказ относится к проведению микробиологических исследований не только биологического материала человека (клинического материала от человека), но и объектов окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 «Правила проведения микробиологических исследований» Приказа настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения лабораторных исследований, включая клинические лабораторные исследования и микро-биологические исследования, в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность (далее - медицинская организация) на основании лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по клинической лабораторной диагностике и (или) лабораторной генетике и (или) медицинской микробиологии и (или) бактериологии и (или) вирусологии и (или) лабораторной микологии и (или) паразитологии и (или) лабораторной диагностике.

Из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что проведение санитарно-бактериологических исследований, является работами,включенными в понятие «Медицинской деятельности». Таким образом, исходя из технического задания Заказчика, победитель закупки будет осуществлять мероприятия, которые являются медицинской деятельностью.

Доказательств того, что при исполнении договора не требуется медицинская лицензия Заявителем не представлено.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что требования, установленные заказчиком в документации, соответствуют положениям действующего законодательства, ввиду чего в оспариваемых действиях заказчика нарушений Закона о закупках, Закона о защите конкуренции не выявлено.

Обратного Заявителем не доказано. На основании изложенного, Челябинское УФАС России считает, что жалоба ИП Иванова А.Н. является необоснованной. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ИП Иванова А.Н. (далее – Заявитель) вх. № 14884-ЭП/22 от 11.11.2022 на действия ГБУЗ «ЧОКЦО и Ям» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по санитарно-бактериологическим исследованиям объектов внешней среды, воздуха и контроля стерильности (извещение № 32211812628), необоснованной. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны