Решение (комиссия) №ВЛ/15564/23 РЕШЕНИЕ № 074/10/104-2556/2023 (РНП-74-423/2023) об отказе... от 13 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

7

 

 

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа олимпийского резерва № 12 по волейболу» города Челябинска

454007, г Челябинск, пер Артиллерийский, д. 2

 

Общество с ограниченной ответственностью «СПОРТ СТОРС»

197110, г.Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Чкаловское,

аллея Футбольная, д. 1, стр. 1, пом. 1-Н,

оф. № 3878

 

Единоличному исполнительному органу: генеральному директору, участнику –

Дризовскому Алексею Григорьевичу

197110, г.Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Чкаловское,

аллея Футбольная, д. 1, стр. 1, пом. 1-Н, оф. № 3878

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-2556/2023 (РНП-74-423/2023)

об отказе во включении сведений в Реестр недобросовестных

поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

 

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 07.11.2023

В полном объеме решение изготовлено 10.11.2023

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

 

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Спортивная школа олимпийского резерва № 12 по волейболу» города Челябинска (далее – Учреждение, заказчик) о включении Общества с ограниченной ответственностью «СПОРТ СТОРС» (далее – ООО «СПОРТ СТОРС», поставщик, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по итогам запроса котировок в электронной форме 23-101958 Поставка мячей волейбольных (извещение № 0169300000123001362), при участии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя Заказчика: контрактного управляющего <…>, действующего на основании доверенности № 01 от 07.11.2023;

- представителей Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска (далее - уполномоченный орган): <…>, <…>., действующих на основании доверенностей № 00БП-000009 от 22.12.2022, № 00БП-000012 от 27.06.2023;

- представителя ООО «СПОРТ СТОРС» <…>., действующего на основании доверенности б/н от 01.08.2023,

 

 

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 01.11.2023 поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО «СПОРТ СТОРС» в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.

Согласно материалам дела заказчиком объявлен запроса котировок путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 12.09.2023 извещения о закупке.

Начальная (максимальная) цена контракта – 951 167,10 рублей.

Согласно представленным документам, 26.09.2023 заказчик и Общество заключили контракт № 23-101958 на поставку мячей волейбольных по цене 286 000,00 рублей.

Как следует из заявления заказчика, обязательства по контракту Обществом не исполнено, в связи с чем 17.10.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Сведения о включении Общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 01.11.2023.

 

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Пунктом 11.5 контракта № 23-101958 расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством РФ, или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения настоящего контракта в соответствии с действующим законодательством РФ.

Пунктом 12.2 контракта № 23-101958 предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с положениями частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Так, Заказчиком 17.10.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 17.10.2023 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке «Решение об одностороннем отказе», согласно сведениям, размещенным в ЕИС, получено Обществом 18.10.2023 10:09 (МСК).

С учетом положений частей 12.1 и 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, контракт расторгнут 16.10.2023.

При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.

 

Между заказчиком и Обществом 26.09.2023 посредством электронного документооборота заключен контракт № 23-101958 на поставку мячей волейбольных (реестровый номер контракта 3745201989923000006) (далее – контракт).

В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

На основании части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:

поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Согласно пунктам 1.1 и 1.2 контракта Поставщик обязуется поставить волейбольные мячи (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение № 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью контракта.

Согласно пункту 3.1. контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: РФ, Челябинская область, г. Челябинск, пер. Артиллерийский, д. 2 (далее - место доставки). Поставка товара осуществляется в течение 14 (четырнадцати) рабочих дней с даты заключения Контракта.

Из пояснений представителей заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 17.10.2023 следует, что, в нарушение условий контракта обязательства по нему поставщиком в объеме, предусмотренном условиями контракта на дату расторжения контракта, не выполнены.

При рассмотрении доказательств, представленных сторонами, Комиссией установлено следующее.

Пунктом 3.4 контракта предусмотрено, что для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно пункту 3.5 контракта оформление и обмен документами о приемке товара между сторонами осуществляется в форме электронных документов, подписанных электронной подписью в единой информационной системе в сфере закупок.

Подпунктом «б» пункта 3.10 контракта установлено, что в течение 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, заказчик подписывает УЭП лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке, либо формирует с использованием ЕИС, подписывает УЭП лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.

Обязанностью поставщика, предусмотренной пунктом 4.1.1 контракта, является поставка товара в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных контрактом и спецификацией к контракту.

Обязанностью заказчика, предусмотренной пунктом 4.3.1 контракта, является обеспечение своевременной приемки и оплаты поставленного товара надлежащего качества в порядке и сроки, предусмотренные контрактом.

В соответствии с пунктом 4.4.7 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Пунктом 5.2 контракта предусмотрено, что поставляемый товар должен соответствовать подпунктам 6.6, 6.11, 6.18 Регламента организации и проведения межрегиональных и всероссийских спортивных соревнований по волейболу среди команд девушек и юношей ДЮСШ, СДЮСШОР, УОР, СШ, СШОР, учащихся общеобразовательных школ (далее Регламент), (приложение № 2 к контракту).

Согласно пункту 14.1 раздела XIV контракта «Перечень приложений» спецификация и «Регламент организации и проведения межрегиональных и всероссийских спортивных соревнований по волейболу среди команд девушек и юношей ДЮСШ, СДЮСШОР, УОР, СШ, СШОР, учащихся общеобразовательных школ» являются неотъемлемой частью контракта.

При этом, согласно Спецификации (Приложение № 1 к контракту) заказчик приобретает Мячи волейбольные Jogel JV-600 в количестве 130 шт. со следующими характеристиками: вид мяча - профессиональный; размер – 5; вид спорта - классический волейбол; тип соединения панелей – клеевая; материал камеры – бутил; количество панелей – 18.

Приложением № 2 к контракту является Регламент организации и проведения межрегиональных и всероссийских спортивных соревнований по волейболу среди команд девушек и юношей ДЮСШ, СДЮСШОР, УОР, СШ, СШОР, учащихся общеобразовательных школ, утвержденный в 2022 году президентом общественной организации «Всероссийская федерация волейбола».

Пункты 6.6, 6.11, 6.18 указанного Регламента определяют следующее: - первенство России проводится мячами MIKASA V200W (пункт 6.6 Регламента); - игры поводятся мячами MIKASA V200W (пункт 6.11 Регламента); - соревнования проводятся мячами MIKASA V200W (пункт 6.18 Регламента).

Из сведений и информации, размещенных в ЕИС следует, что 03.10.2023 поставщиком размещен документ о приемке № 45 от 03.10.2023. Указанный документ получен заказчиком 03.10.2023. Заказчиком отказано в приемке 05.10.2023. В прикрепленный файлах размещены «счет юм.xls», «Отказное на мячи.pdf», «Акт.docx». При этом, файлом «Отказное на мячи.pdf» является информационное письмо Органа по сертификации продукции Общества с ограниченной ответственностью «Центр Экспертиз «Атрибут» от 27.01.2020 № 4670, адресованное ООО «Прайм Спорт Рус», «в таможенные органы по месту требования». Данным письмом руководитель органа по сертификации ООО «Атрибут» сообщил, что перечисленная в письме продукция не подлежит обязательной сертификации; не входит в перечень продукции, подтверждение которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии; не подпадает под действующие Технические Регламенты Таможенного Союза.

При этом, документ о приемке № 48 от 09.10.2023 размещен поставщиком в ЕИС 09.10.2023, получен заказчиком 09.10.2023. Также заказчиком отказано в приемке 10.10.2023. Так, файл «ОТКАЗНОЕ ПИСЬМО.pdf» идентичен по содержанию файлу «Отказное на мячи.pdf», размещенному 03.10.2023.

Поставщиком направлено уведомление о намерении обжаловать отказ 12.10.2023.

Согласно универсальному передаточному документу, акту приема-передачи товара от 09.10.2023, товар мяч волейбольный Jogel JV-600 в количестве 130 шт. поставлен ООО «СПОРТ СТОРС» заказчику в соответствии с условиями контракта.

ООО «СПОРТ СТОРС» в материалы дела представлено письмо ООО «ПРАЙМ СПОРТ РУС» № 24/10-101 от 20.10.2023, в котором указано на соответствие мяча волейбольного Jogel JV-600 характеристикам, указанным в спецификации к контракту.

Претензией от 23.10.2023 заказчик, помимо информации, указываемой в ранее подготовленных претензиях, сообщил, что товар, соответствующий пункту 5.2 контракта, по состоянию на 23.10.2023 не поставлен.

В письме от 26.10.2023 Заказчик сообщил, что указанных характеристик и подтверждения полномочий ООО «ПРАЙМ СПОРТ РУС» недостаточно для соответствия поставленного товара по документу приемки УПД № 48 от 09.10.2023.

Претензия от 30.10.2023 по содержанию аналогична ранее подготовленным заказчиком претензиям, а также содержит расчет начисленной поставщику пени.

В связи с тем, что товар, поставленный Обществом, не соответствует характеристикам, указанным в контракте, Заказчиком 17.10.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Обществом направлены возражения на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, с дополнительным указанием на соответствие поставленного товара в том числе Правилам вида спорта «Волейбол», утвержденным приказом Министерства спорта РФ от 29.03.2022 № 261.

 

Комиссия Челябинского УФАС России, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с исполнением контракта, по следующим основаниям.

Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.

Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя запроса котировок в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий договора о сроке выполнения работ (оказания услуг), необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.

Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр в том числе, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Комиссия отмечает, что Обществом в рамках исполнения рассматриваемого контракта осуществлена поставка товара, предусмотренного контрактом, в объеме, определенном условиями контракта, в соответствии с условиями заключенного сторонами контракта, что не может свидетельствовать о недобросовестности действий поставщика, а указывает на осуществление Обществом исполнения обязательств по контракту.

Из решения от 17.10.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта, пояснений представителей Заказчика на заседании Комиссии, а также из документов, представленных в материалы дела, следует, что Заказчик считает товар, поставка которого осуществлена Обществом по контракту, не соответствующим условиям контракта.

Из документов, представленных в материалы дела, следует, что Обществом осуществлена поставка именно того товара, который согласован в Спецификации, а именно: мячей волейбольных Jogel JV-600.

Письмом ООО «ПРАЙМ СПОРТ РУС» № 24/10-101 от 20.10.2023 подтверждает соответствие поставленного товара всем характеристикам товара по заключенному контракту.

Доказательств обратного Заказчиком Комиссии не представлены.

Доказательства того, что поставленный товар является некачественным, Заказчиком антимонопольному органу также не представлены.

С учетом изложенного, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ООО «СПОРТ СТОРС» в реестр недобросовестных поставщиков.

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078,

 

 

РЕШИЛА:

Сведения, представленные Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Спортивная школа олимпийского резерва № 12 по волейболу» города Челябинска о включении Общества с ограниченной ответственностью «СПОРТ СТОРС», в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по итогам запроса котировок в электронной форме 23-101958 Поставка мячей волейбольных (извещение № 0169300000123001362), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

<…>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

 

 

 

2023-17749

 

 

Связанные организации

МБУДО "Спортивная школа олимпийского резерва № 12 по волейболу" г. Челябинска
ИНН 7452019899, ОГРН 1027403775728
ООО "Спорт Сторс"
ИНН 7840080156, ОГРН 1187847113080
Управление муниципальных закупок Администрации г. Челябинска
ИНН 7453157348, ОГРН 1067451014135