Решение №АК/4407/21 РЕШЕНИЕ по делу № 074/01/17-1273/2020 от 12 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 074/01/17-1273/2020

Резолютивная часть решения оглашена 05.04.2021

В полном объеме решение изготовлено __.04.2021

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

.... – руководитель Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

.... – начальник отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России;

.... – главный специалист-эксперт отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело по признакам нарушения ООО «Фаворит» (ИНН 7452059700) (далее – организатор торгов) и ООО «ЭТП 24» (ИНН 2310208066) (далее – оператор электронной площадки) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, в присутствии:

- директора ООО «Фаворит» .... (согласно выписки из ЕГРЮЛ),

- в отсутствие заявителя, представителей ООО «ЭТП 24», Межрегионального территориального управления Росимущества в Челябинской и Курганской областях (далее - Росимущество) надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания Комиссии Челябинского УФАС России путём направления телеграмм (адресаты не являются за извещением), а также путем нарочного вручения определения Росимуществу 02.04.2021, что подтверждается штампом входящей корреспонденции, а также по электронной почте по адресам ivbodrow@yandex.ru, info@etp24torg.ru, tu74@rosim.ru, favorit74@list.ru (направлено 02.04.2021),

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 16.03.2020 поступило обращение гражданина о нарушении ООО «Фаворит» и ООО «ЭТП 24» антимонопольного законодательства при проведении торгов по продаже арестованного имущества (извещение № 140220/2754819/27):

- объект незавершенного строительства, пл.276,5 кв.м, кад.№74:36:0513006:114;

- объект незавершенного строительства, пл.227,6 кв.м, кад.№74:36:0513006:117;

- право аренды на з/у, пл. 2550 кв.м., кад.№ 74:36:0513010:5500, г.Челябинск, ул. Варненская, д. 6 (арест).

Начальная цена продажи имущества составила 3 747 000 рублей.

В обращении гражданина указано, что согласно требованиям оператора электронной площадки всем участникам торгов помимо задатка необходимо внести гарантийное обеспечение. Без внесения гарантийного обеспечения невозможно принять участие в торгах.

Приказом Челябинского УФАС 11.06.2020 № 65 возбуждено дело и создана комиссия по рассмотрению дела по признакам нарушения ООО «Фаворит» и ООО «ЭТП 24» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Копия приказа от 11.06.2020 №65 направлена в адрес сторон заказными письмами, что подтверждается реестром почтовых отправлений от 16.06.2020 №789 (партия № 623).

Определением Комиссии Челябинского УФАС России от 28.07.2020 (исх. №9172/05 от 30.07.2020) заседание комиссии антимонопольного органа отложено на 17.09.2020 в 14.00.

Определением Комиссии Челябинского УФАС России от 17.09.2020 (исх. №11522/05 от 18.09.2020) заседание комиссии антимонопольного органа отложено на 23.10.2020 в 10:00.

Определением Комиссии Челябинского УФАС России от 23.10.2020 (исх. №13500/05 от 28.10.2020) заседание комиссии антимонопольного органа отложено на 19.11.2020 в 16:00.

Определением Комиссии Челябинского УФАС России от 19.11.2020 (исх. №14901/05 от 24.11.2020) заседание комиссии антимонопольного органа отложено на 10.12.2020 в 15:00.

Определением Комиссии Челябинского УФАС России от 10.12.2020 (исх. №16161/05 от 15.12.2020) заседание комиссии антимонопольного органа отложено на 22.01.2021 в 15:00.

Определением Комиссии Челябинского УФАС России от 10.12.2020 (исх. №16161/05 от 15.12.2020) заседание комиссии антимонопольного органа отложено на 22.01.2021 в 15:00.

Комиссией Челябинского УФАС России 22.01.2021 принято заключение об обстоятельствах дела (исх. АК/1002/21 от 29.01.2021), в связи с чем рассмотрение дела отложено на 25.02.2021 в 14:00 (исх. № АК/876/21 от 27.01.2021).

Определением Комиссии Челябинского УФАС России от 25.02.2021 (исх. №АК/2247/21 от 25.02.2021) в заседании комиссии антимонопольного органа объявлен перерыв до 04.03.2021 (исх. № АК/2247/21 от 25.02.2021).

Определением Комиссии Челябинского УФАС России от 04.03.2021 (исх. №АК/2659/21 от 05.03.2021) заседание комиссии антимонопольного органа отложено на 11.03.2021 в 16:00.

Определением Комиссии Челябинского УФАС России от 11.03.2021 (исх. №АК/3024/21 от 15.03.2021) заседание комиссии антимонопольного органа отложено на 31.03.2021 в 16:00.

Сторонами представлены следующие документы и пояснения.

ООО «ЭТП 24» письмом (б/н от 16.07.2020, вх. № 9945 от 17.07.2020) направлены возражения по делу, в которых оператор электронной площадки со ссылкой на регламент сообщил о том, что гарантийное обеспечение оплаты оказания услуг – это денежные средства, предназначенные для обеспечения обязательства Участника торговой процедуры по оплате вознаграждения за оказание услуг Оператору электронной торговой площадки, блокирование которых Оператор производит при подаче заявки на участие в торгах. Сумма средств гарантийного обеспечения оплаты оказания услуг для каждой заявки рассчитывается отдельно, исходя из начальной стоимости продаваемого имущества, установленного Тарифами. Списание средств гарантийного обеспечения оплаты оказания услуг применяется в случае определения участника торгов как лица, предложившего наиболее высокую цену продаваемого с электронного аукциона имущества (Победитель торгов).

При этом, в пояснениях также указано, что отсутствие денежных средств, вносимых в качестве гарантийного обеспечения, не является препятствием для участия в торгах.

Оператор электронной площадки указал на то, что по результатам проведения торгов плата взимается исключительно с победителя торгов, что не противоречит действующему законодательству.

Относительно торгов, на которые указывает гражданин в своем заявлении, ООО «ЭТП 24» сообщило, что указанные торги не состоялись, поскольку не было подано ни одной заявки.

Также по мнению Общества, Челябинское УФАС России необоснованно запрашивает сведения, которые не имеют отношения к предмету рассмотрения дела, а именно документы, которые находятся (находились) в «личном кабинете» на электронной торговой площадке у лиц, которые принимали участие в торгах, проводимых ООО «Фаворит», а также сведения об IP-адресах и mac-адресах, с которых осуществлялся вход на ЭТП (с указанием даты и времени) и подача предложений во время проведения торгов, реестр ценовых предложений, поступавших на протяжении всего времени проведения торгов), адреса электронной почты, номера телефонов лиц, которые принимали участие в торгах, проводимых ООО «Фаворит» (в том числе физических лиц-владельцев электронной цифровой подписи), размещённые на ЭТП, электронные файлы заявок лиц, которые принимали участие в торгах, проводимых ООО «Фаворит», сведения об удостоверяющих центрах, изготовивших/выдавших сертификаты ЭЦП лицам, которые принимали участие в торгах, проводимых ООО «Фаворит», реестры по списанию/возврату денежных средств с участников торгов (гарантийное обеспечение), объявленных ООО «Фаворит» на ЭТП 24 за период с 01.12.2019 по настоящее время с приложением подтверждающих документов (платежные поручения, чеки и т.д.).

ООО «ЭТП 24» письмом (исх. №1109 от 10.09.2020) поддержало позицию, изложенную Обществом ранее.

Также Обществом представлены документы, которые запрошены антимонопольным органом в определении от 28.07.2020.

Обществом 09.02.2021 в адрес антимонопольного органа направлены возражения на заключение об обстоятельствах дела (исх. № 228-21 от 09.02.2021), в которых ООО «ЭТП 24» выразило свое несогласие с выводами, изложенными в заключении об обстоятельствах дела и указало, что отсутствие денежных средств не является препятствием для участия в торгах.

ООО «Фаворит» направило в адрес Челябинского УФАС России письменные пояснения (исх.220 от 15.07.2020, вх. № 9846 от 15.07.2020), в которых сообщило, что организатор торгов с ноября 2019 года проводит процедуры по реализации имущества с использованием функционала электронной площадки ЭТП 24.

К организатору торгов не обращался ни один участник, чьи права были ограничены действиями ООО «Фаворит» или ООО «ЭТП24» путем взимания гарантийного обеспечения.

При этом, ООО «Фаворит» обратило внимание на то, что заявитель не подавал заявку на участие в рассматриваемых торгах.

По мнению организатора торгов, вознаграждение оплачивает лишь победитель, что не противоречит действующему законодательству.

На заседании комиссии представитель ООО «Фаворит» поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, и дополнительно сообщил о том, что в данном случае гарантийный платеж выступает в качестве обеспечительного платежа, который не является эквивалентом оплаты за регистрацию, участие, получение информации о торгах и, соответственно, не может являться препятствием для участия в торгах.

Директор ООО «Фаворит» также сообщил, что реализация имущества должников является основным видом деятельности общества, однако помимо этого организатором торгов осуществляется хранение имущества по договорам, заключенным с банками (до реализации и после реализации имущества), оказывает содействие судебным приставам – исполнителям при изъятии имущества.

На заседании комиссии директор указал, что в настоящее время на территории Российской Федерации существуют электронные площадки, которые не взимают плату с участников торгов, победителей, организаторов торгов. Вместе с тем, указанные операторы электронных площадок имеют возможность заблокировать функционал как организатору, так и участникам, в результате чего указанные лица оплачивают дополнительные услуги для возможности обеспечения доступа к площадке.

ООО «Фаворит» на заседании комиссии 17.09.2020 представило договоры оказания услуг по хранению имущества:

- от 01.05.2019, заключенный с ПАО «Банк ФК Открытие»;

- от 26.02.2016, заключенный с ПАО «Банк УРАЛСИБ».

В целях установления существенных для дела обстоятельств Челябинское УФАС России направило запрос в адрес лиц, принимавших участие в торгах с использованием функционала электронной площадки ЭТП24.

Челябинское УФАС России в запросе просило дать пояснения по следующим вопросам:

  1. взымается ли ООО «ЭТП 24» (http://etp24torg.ru) плата с лиц за регистрацию на указанной электронной площадке?
  2. взымает ли ООО «ЭТП 24» с участников торгов гарантийное обеспечение для участия в торгах (в соответствии с пунктом 15 Регламента проведения торгов в электронной форме по реализации арестованного имущества)?
  3. отказывало ли Вам ООО «ЭТП 24» в регистрации заявки в случае невнесения гарантийного обеспечения?

В адрес Челябинского УФАС России поступил ответ от ООО ТПК «ДИОН» (вх.б/н от 21.09.2020), в котором указано, что Обществом предоставлялась оплата гарантийного взноса, представлено платежное поручение от 11.06.2020 № 546.

Степанов А. сообщил в ответе (вх. № 13252 от 23.09.2020) о том, что регистрация на площадке является бесплатной, гарантийное обеспечение внесено в соответствии с тарифом регламента.

Есина Н.А. указала в ответе (вх.№ 13312 от 24.09.2020), что плата за регистрацию на площадке не взимается, но взимается гарантийное обеспечение, без оплаты которого участники не допускаются к торгам. Представлено платежное поручение от 17.02.2020 № 804706.

ООО «КМК Групп» сообщило в ответе (вх.№ 13251 от 23.09.2020), что регистрация на площадке является бесплатной, для участия в торгах взимается задаток, а также гарантийное обеспечение. Общество также указало, что в случае невнесения гарантийного обеспечения заявку невозможно подать. К ответу приложено платежное поручение от 13.05.2020 № 471.

В ходе проверки представленных сторонами документов и материалов по делу Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлены общие требования и запреты на действия всех субъектов правоотношении (в том числе хозяйствующих субъектов), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Исходя из буквального толкования и смысла положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов. Перечень нарушений, перечисленный в указанной статье, не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.

Порядок организации и проведения торгов установлен статьей 448 ГК РФ, в соответствии с пунктом 2 которой, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Пунктом 5 статьи 448 ГК РФ определено, что участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Таким образом, законодательством не предусмотрена возможность взимания с участника торгов платы за участие в торгах (за исключением задатка), поскольку это влечет за собой обременение в виде дополнительных затрат, и, как следствие, может являться дополнительным барьером для участия в торгах.

При реализации арестованного имущества организатор торгов должен руководствоваться одновременно положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве).

Кроме того, обязательные условия реализации имущества определены в государственных контрактах № СПО (Р)-5/2020, № СПО (Ф)-3/2020, № СПО (К)-4/2020, № СПО (Л)-6/2020, № СПО (М)-2/2020, № СПО (П)-1/2020, № СПО (ТС)-7/2020, № СПО (ТС)-8/2020, № СПО (Х)-8/2020, заключенных между организаторами торгов и Межрегиональным Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее – МТУ Росимущества).

В силу пункта 3 статьи 447 ГК РФ договоры о продаже имущества или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов в случаях прямо предусмотренных законодательством.

Частью 1 статьи 87 Закона об исполнительном производстве определено, что при отсутствии спора о стоимости имущества должника, которая не превышает 30 000 рублей, должник вправе реализовать такое имущество самостоятельно. Принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Специализированная организация обязана в десятидневный срок со дня получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации.

Таким образом, из толкования указанной нормы следует, что имущество стоимостью более 30 000 рублей подлежит реализации путем проведения торгов.

В случае, если реализации подлежит имущество, находящееся в залоге, соответственно, подлежит применению Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее – Закон о залоге недвижимости).

В силу части 1 статьи 56 Закона о залоге имущества имущество, заложенное по договору об ипотеке, на которое по решению суда обращено взыскание в соответствии с настоящим Федеральным законом, реализуется путем продажи с публичных торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Абзацем 3 части 2 статьи 56 Закона о залоге недвижимости определено, что порядок продажи имущества, заложенного по договору об ипотеке, на аукционе определяется правилами статей 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом о залоге недвижимости, а в том, что ими не предусмотрено, определяется соглашением об удовлетворении требований залогодержателя во внесудебном порядке.

Согласно пункту 5.5 раздела II Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» (далее – Постановление № 432) Росимущество организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.

Пунктом 1.2 Соглашения ФССП России № 0001/13, Росимущества №01-12/65 от 30.04.2015 «О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество» (далее - Соглашение) реализацию арестованного имущества осуществляет Росимущество (его территориальные органы) и привлекаемые им в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок физические и юридические лица (далее - специализированные организации).

Из материалов, поступивших в антимонопольный орган, следует, что между МТУ Росимущества и ООО «Фаворит» (далее – организатор торгов) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключен контракт №СПО (Ф)3/2020 от 28.11.2019 на оказание услуг специализированной организации (далее – договор).

В соответствии с пунктом 1.1 контракта МТУ Росимущества поручает ООО «Фаворит» совершать от его имени действия по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, поступающего на территории г. Челябинска, г. Магнитогорска и поступающего на территории Челябинской области от Увельского РОСП, Снежинского ГОСП, Озерского ГОСП, Каслинского РОСП, Саткинского ГОСП, Трехгорного ГОСП, Катав-Ивановского ГОСП, Усть-Катавского РОСП.

Стоимость оказания услуг по договору составляет 20 000 рублей (пункт 2.1 договора).

Приложением № 1 к договору определены требования к качеству оказания услуг по реализации арестованного имущества, определяющими порядок и сроки совершения действий по реализации имущества.

В пункте 8.5 Приложения № 1 к договору определено, что при организации проведения торгов по продаже арестованного имущества в электронной форме необходимо использовать электронные площадки, на которых не взимается какая-либо плата с заявителей, претендентов, участников торгов.

Вместе с тем, исходя из анализа торгов, проведенных ООО «Фаворит», следует, торги проводились с использованием электронных площадок, на которых взимается плата с участников и (или) победителей торгов.

Так, согласно представленным МТУ Росимущества материалам (исх.№74ШД/5835 от 17.04.2020) электронные торги, организацию которых осуществляло ООО «Фаворит» в период с 01.01.2020 по 17.04.2020, проводились с использованием функционала электронной площадки ЭТП 24 на сайте http://etp24torg.ru (ООО «ЭТП 24»).

Кроме того, в ходе анализа сведений с сайта http://etp24torg.ru ООО «Фаворит» проведены 291 торговые процедуры с использованием функционала электронной площадки ООО «ЭТП 24».

При этом, в разные периоды действовали различные редакции регламента электронной площадки. При анализе положений регламентов, Комиссия Челябинского УФАС России учитывала редакции регламентов, действовавших на дату размещения извещения о проведении торгов по реализации имущества.

  1. В период действия регламента от 13.03.2019 ООО «Фаворит» проведено 45 торговых процедур с использованием функционала электронной площадки ЭТП 24.

Согласно пункту 1 Регламента проведения торгов в электронной форме по реализации арестованного имущества (далее – регламент от 13.03.2020) гарантийное обеспечение оплаты оказания услуг представляет собой денежные средства, предназначенные для обеспечения обязательства Участника торговой процедуры по оплате вознаграждения за оказание услуг, блокирование которых Оператор производит при подаче заявки на участие в торгах. Сумма средств гарантийного обеспечения оплаты оказания услуг для каждой заявки рассчитывается отдельно, исходя из начальной стоимости продаваемого имущества, установленного Тарифами.

При этом, пунктом 1 Соглашения о гарантийном обеспечении на электронной площадке «ЭТП 24» по реализации арестованного и конфискованного имущества (далее – Соглашение от 13.03.2019) определено, что заявка на участие в торгах  – это электронный документ, направляемый пользователем Организатору средствами ЭП «ЭТП 24», содержащий информацию о пользователе, подписанный ЭЦП последнего и обозначающий желание пользователя участвовать в электронной процедуре и выдать Оператору задаток из средств Гарантийного обеспечения и тем самым заключить договор о задатке.

Порядок передачи, учёта, удержания и списания средств Гарантийного обеспечения оплаты определен разделом 3 Соглашения от 13.03.2019.

В силу пункта 3.4. Соглашения от 01.03.2020 основанием для блокирования средств Гарантийного обеспечения является заявка Претендента на участие в торгах. Средства гарантийного обеспечения блокируются на виртуальном счете Претендента в объеме, согласно тарифам оператора, рассчитываемым исходя из начальной стоимости продаваемого имущества, размер которого указан в информационном сообщении о проведении торгов, для участия в котором подана заявка.

Согласно пункту 3.5. Соглашения от 13.03.2019 блокирование средств гарантийного обеспечения производится Оператором в течение 1 (одного) часа с момента наступления основания блокирования, при условии наличия на виртуальном счете претендента необходимых средств гарантийного обеспечения.

В случае, если свободных средств на виртуальном счете претендента недостаточно для гарантийного обязательства оплаты оказания услуг, о чем оператор уведомляет организатора торгов, в этом случае организатор отклоняет заявку. В случае получения от претендента нескольких заявок, свободные средства Гарантийного обеспечения блокируются последовательно.

В пункте 3.7 соглашения от 13.03.2019 перечислены основания прекращения блокирования средств Гарантийного обеспечения:

- для участника, который сделал предпоследнее ценовое предложение, и прочих принявших участие в торгах – в течение пяти календарных дней со дня подведения итогов торгов;

- для Претендентов, не допущенных к участию в торгах – в течение пяти календарных дней со дня подписания протокола о признании претендентов участниками, если нормативным правовым актом Продавца не установлен иной срок. Указанные положения регламента свидетельствуют о том, что денежные средства взимаются с участников торгов на стадии подачи заявок, а электронная площадка уведомляет организатора торгов о необходимости отклонения заявки участника, который не оплатил гарантийное обеспечение.

Приложением № 1 к соглашению от 13.03.2019 определено вознаграждение, взимаемое с Участника торгов, признанного победителем торгов.

Начальная (минимальная) цена договора, руб.

Размер тарифа, руб., (без НДС)

1 – 100 000

1 000

100 000,01 – 500 000,00

3 000

500 000,01 – 1 000 000,00

5 000

1 000 000,01 – 3 000 000,00

7 000

3 000 000,01 и более

9 000

Таким образом, в случае, если начальная цена лота составляет, например, 1 500 000 рублей, то в период действия указанной редакции регламента каждый участник торгов оплачивал гарантийное обеспечение в размере 7000 рублей, а также задаток, установленный организатором торгов.

Сведения о размерах гарантийного обеспечения и размере задатка, которые должны были оплатить участники торгов, указаны в Приложении № 1 к настоящему решению (пункты 1-45).

  1. В период действия регламента от 03.02.2020 ООО «Фаворит» проведено 39 торговых процедур с использованием функционала электронной площадки ЭТП 24.

Согласно пункту 1 Регламента проведения торгов в электронной форме по реализации арестованного имущества (далее – регламент от 03.02.2020) гарантийное обеспечение оплаты оказания услуг представляет собой денежные средства, предназначенные для обеспечения обязательства Участника торговой процедуры по оплате вознаграждения за оказание услуг, блокирование которых Оператор производит при подаче заявки на участие в торгах. Сумма средств гарантийного обеспечения оплаты оказания услуг для каждой заявки рассчитывается отдельно, исходя из начальной стоимости продаваемого имущества, установленного Тарифами.

При этом, пунктом 1 Соглашения о гарантийном обеспечении на электронной площадке «ЭТП 24» по реализации арестованного и конфискованного имущества (далее – Соглашение от 03.02.2020) определено, что заявка на участие в торгах  – это электронный документ, направляемый пользователем Организатору средствами ЭП «ЭТП 24», содержащий информацию о пользователе, подписанный ЭЦП последнего и обозначающий желание пользователя участвовать в электронной процедуре и выдать Оператору задаток из средств Гарантийного обеспечения и тем самым заключить договор о задатке.

Порядок передачи, учёта, удержания и списания средств Гарантийного обеспечения оплаты определен разделом 3 Соглашения от 03.02.2020.

В силу пункта 3.4. Соглашения от 03.02.2020 основанием для блокирования средств Гарантийного обеспечения является заявка Претендента на участие в торгах. Средства гарантийного обеспечения блокируются на виртуальном счете Претендента в объеме, согласно тарифам оператора, рассчитываемым исходя из начальной стоимости продаваемого имущества, размер которого указан в информационном сообщении о проведении торгов, для участия в котором подана заявка.

Согласно пункту 3.5. Соглашения от 03.02.2020 блокирование средств гарантийного обеспечения производится Оператором в течение 1 (Одного) часа с момента наступления основания блокирования, при условии наличия на виртуальном счете Претендента необходимых средств гарантийного обеспечения. В случае, если свободных средств на виртуальном счете Претендента недостаточно для гарантийного обязательства оплаты оказания услуг, о чем Оператор уведомляет Претендента, в этом случае Оператор имеет право приостановить действия пользователя на основании пункта 4.9 соглашения. В случае получения от Претендента нескольких Заявок, свободные средства Гарантийного обеспечения блокируются последовательно.

В пункте 4.9 соглашения от 03.02.2020 определено, что в случае нарушения сроков внесения Гарантийного обеспечения Оператор оставляет за собой право осуществить блокировку пользователя как лица, нарушающего положение Регламента (пункт 7.12 Регламента) вплоть до момента устранения нарушений.

В пункте 3.7 соглашения от 03.02.2020 перечислены основания прекращения блокирования средств Гарантийного обеспечения прекращается в следующем порядке:

- для участников, которые сделали предпоследнее ценовое предложение, и прочих принявших участие в торгах – в течение пяти календарных дней со дня подведения итогов торгов;

- для претендентов, не допущенных к участию в торгах – в течение пяти календарных дней со дня подписания протокола о признании претендентов участниками, если нормативным правовым актом продавца не установлен иной срок.

Указанные положения регламента свидетельствуют о том, что денежные средства взимаются с участников торгов на стадии подачи заявок, а электронная площадка оставляет за собой право заблокировать возможность участника принять участие в таких торгах.

Приложением № 1 к соглашению от 03.02.2020 определено вознаграждение, взимаемое с Участника торгов, признанного победителем торгов.

Начальная (минимальная) цена договора, руб.

Размер тарифа, руб., (без НДС)

1 – 50 000

1 000

50 000,01 – 100 000

2 000

100 000,01 – 300 000,00

3 000

300 000,01 – 500 000,00

5 000

500 000,01 – 1 000 000,00

7 000

1 000 000,01 – 3 000 000,00

10 000.

3 000 000,01 – 5 000 000,00

12 000.

5 000 000, 01 – 8 000 000,00

15 000

8 000 000,01 – 10 000 000,00

20 000

10 000 000,01 – 20 000 000,00

30 000

20 000 000,01 – 30 000 000,00

50 000

30 000 000,01 – 50 000 000,00

70 000

50 000 000,01 – 100 000 000,00

120 000

100 000 000,01 – 150 000 000,00

170 000

150 000 000,01 и свыше

250 000

Таким образом, в случае, если начальная цена лота составляет, например, 1 500 000 рублей, то в период действия указанной редакции регламента каждый участник торгов оплачивал гарантийное обеспечение в размере 10 000 рублей, а также задаток, установленный организатором торгов.

Сведения о размерах гарантийного обеспечения и размере задатка, которые должны были оплатить участники торгов, указаны в Приложении № 1 к настоящему решению (пункты 46-83).

  1. В период действия регламента от 01.03.2020 ООО «Фаворит» проведено 94 торговых процедур с использованием функционала электронной площадки ЭТП 24.

Согласно пункту 1 Регламента проведения торгов в электронной форме по реализации арестованного имущества (далее – регламент от 01.03.2020) гарантийное обеспечение оплаты оказания услуг представляет собой денежные средства, предназначенные для обеспечения обязательства Участника торговой процедуры по оплате вознаграждения за оказание услуг, блокирование которых Оператор производит при подаче заявки на участие в торгах. Сумма средств гарантийного обеспечения оплаты оказания услуг для каждой заявки рассчитывается отдельно, исходя из начальной стоимости продаваемого имущества, установленного Тарифами.

При этом, пунктом 1 регламента определено, что заявка на участие в торгах  – это электронный документ, направляемый пользователем Организатору средствами ЭП «ЭТП 24», содержащий информацию о пользователе, подписанный ЭЦП последнего и обозначающий желание пользователя участвовать в электронной процедуре и выдать Оператору задаток из средств Гарантийного обеспечения и тем самым заключить договор о задатке.

Порядок передачи, учёта, удержания и списания средств Гарантийного обеспечения оплаты определен разделом 3 Соглашения о гарантийном обеспечении на электронной площадке «ЭТП 24» по реализации арестованного и конфискованного имущества (далее – Соглашение от 01.03.2020).

В силу пункта 3.4. Соглашения от 01.03.2020 основанием для блокирования средств Гарантийного обеспечения является заявка Претендента на участие в торгах. Средства гарантийного обеспечения блокируются на виртуальном счете Претендента в объеме, согласно тарифам оператора, рассчитываемым исходя из начальной стоимости продаваемого имущества, размер которого указан в информационном сообщении о проведении торгов, для участия в котором подана заявка.

Согласно пункту 3.5. Соглашения от 01.03.2020 блокирование средств гарантийного обеспечения производится Оператором в течение 1 (Одного) часа с момента наступления основания блокирования, при условии наличия на виртуальном счете Претендента необходимых средств гарантийного обеспечения. В случае, если свободных средств на виртуальном счете Претендента недостаточно для гарантийного обязательства оплаты оказания услуг, о чем Оператор уведомляет Претендента, в этом случае Оператор имеет право приостановить действия пользователя на основании пункта 4.9 соглашения. В случае получения от Претендента нескольких Заявок, свободные средства Гарантийного обеспечения блокируются последовательно.

В пункте 4.9 соглашения от 01.03.2020 определено, что в случае нарушения сроков внесения Гарантийного обеспечения Оператор оставляет за собой право осуществить блокировку пользователя как лица, нарушающего положение Регламента (пункт 7.12 Регламента) вплоть до момента устранения нарушений.

В пункте 3.7 перечислены основания прекращения блокирования средств Гарантийного обеспечения прекращается в следующем порядке:

- для участников, которые сделали предпоследнее ценовое предложение, и прочих принявших участие в торгах – в течение пяти календарных дней со дня подведения итогов торгов;

- для претендентов, не допущенных к участию в торгах – в течение пяти календарных дней со дня подписания протокола о признании претендентов участниками, если нормативным правовым актом Продавца не установлен иной срок;

- в случае, если лот был снят с реализации до момента подписания электронного протокола Организатором торгов средствами личного кабинета.

Указанные положения регламента свидетельствуют о том, что денежные средства взимаются с участников торгов на стадии подачи заявок, а электронная площадка оставляет за собой право заблокировать возможность участника принять участие в таких торгах.

Приложением № 1 к соглашению от 01.03.2020 определено вознаграждение, взимаемое с Участника торгов, признанного победителем торгов.

Начальная (минимальная) цена договора, руб.

Размер тарифа, руб., (без НДС)

1 – 100 000

2 000

100 000,01 – 300 000,00

3 000

300 000,01 – 500 000,00

5 000

500 000,01 – 1 000 000,00

10 000

1 000 000,01 – 3 000 000,00

20 000

3 000 000,01 – 5 000 000,00

30 000

5 000 000, 01 – 8 000 000,00

40 000

8 000 000,01 – 10 000 000,00

50 000

10 000 000,01 – 20 000 000,00

60 000

20 000 000,01 – 30 000 000,00

70 000

30 000 000,01 – 50 000 000,00

80 000

50 000 000,01 – 100 000 000,00

120 000

100 000 000,01 – 150 000 000,00

170 000

150 000 000,01 и свыше

250 000

Таким образом, в случае, если начальная цена лота составляет, например, 1 500 000 рублей, то в период действия указанной редакции регламента каждый участник торгов оплачивал гарантийное обеспечение в размере 20 000 рублей, а также задаток, установленный организатором торгов.

Сведения о размерах гарантийного обеспечения и размере задатка, которые должны были оплатить участники торгов, указаны в Приложении № 1 к настоящему решению (пункты 84-177).

  1. В период действия регламента от 01.05.2020 ООО «Фаворит» проведено 50 торговых процедур с использованием функционала электронной площадки ЭТП 24.

Согласно пункту 1 Регламента проведения торгов в электронной форме по реализации арестованного имущества (далее – регламент от 01.05.2020) гарантийное обеспечение оплаты оказания услуг представляет собой - денежные средства, предназначенные для обеспечения обязательства Участника торговой процедуры по оплате вознаграждения за оказание услуг Оператору электронной торговой площадки, блокирование которых Оператор производит при подаче заявки на участие в торгах. Сумма средств гарантийного обеспечения оплаты оказания услуг для каждой заявки рассчитывается отдельно, исходя из начальной стоимости продаваемого имущества, установленного Тарифами. Списание средств гарантийного обеспечения оплаты оказания услуг применяется в случае определения участника торгов как лица, предложившего наиболее высокую цену продаваемого с электронного аукциона имущества (Победитель торгов).

При этом, пунктом 1 регламента от 01.05.2020 определено, что заявка на участие в торгах  – это электронный документ, направляемый Пользователем Организатору средствами ЭП «ЭТП 24», содержащий информацию о Пользователе, подписанный ЭЦП последнего и обозначающий желание Пользователя участвовать в электронной процедуре и выдать Оператору задаток из средств Гарантийного обеспечения и тем самым заключить договор о задатке.

Порядок передачи, учёта, удержания и списания средств Гарантийного обеспечения оплаты оказания услуг Оператора электронной торговой площадки определен разделом 15 регламента от 01.05.2020.

В силу пункта 15.4. регламента от 01.05.2020 основанием для блокирования средств Гарантийного обеспечения является заявка Претендента на участие в торгах. Средства гарантийного обеспечения блокируются на виртуальном счете Претендента в объеме, согласно тарифам оператора, рассчитываемым исходя из начальной стоимости продаваемого имущества, размер которого указан в информационном сообщении о проведении торгов, для участия в котором подана заявка.

Согласно пункту 15.5 регламента от 01.05.2020 Блокирование средств Гарантийного обеспечения производится Оператором в течении следующего рабочего дня с момента окончания приема заявок, при условии наличия на виртуальном счете Претендента необходимых средств Гарантийного обеспечения. В случае, если свободных средств на виртуальном счете Претендента недостаточно для гарантийного обязательства оплаты оказания услуг, о чем Оператор уведомляет Претендента. В этом случае Оператор имеет право приостановить действия пользователя на основании п. 15.9. настоящего Регламента.

В пункте 16.9 регламента от 01.05.2020 определено, что в случае нарушения сроков внесения Гарантийного обеспечения Оператор оставляет за собой право осуществить блокировку пользователя как лица, нарушающего положение Регламента (пункт 7.12 Регламента) вплоть до момента устранения нарушений.

В пункте 15.7 регламента перечислены основания прекращения блокирования средств Гарантийного обеспечения прекращается в следующем порядке:

- для Участников, которые сделали предпоследнее ценовое предложение, и прочих принявших участие в торгах – в течение пяти календарных дней со дня подведения итогов торгов;

- для Претендентов, не допущенных к участию в торгах – в течение пяти календарных дней со дня подписания протокола о признании претендентов участниками, если нормативным правовым актом Продавца не установлен иной срок.

- в случае, если лот был снят с реализации до момента подписания электронного протокола Организатором торгов средствами личного кабинета.

Указанные положения регламента свидетельствуют о том, что денежные средства взимаются с участников торгов на стадии подачи заявок, а электронная площадка оставляет за собой право заблокировать возможность участника принять участие в таких торгах.

Приложением № 2 к регламенту определены тарифы гарантийного обеспечения:

Начальная (минимальная) цена договора, руб.

Размер тарифа, руб., (без НДС)

1 – 50 000

3 000

500 000,01 – 400 000,00

10 000

400 000,01 – 20 000 000,00

2,5 % от начальной цены

20 000 000,01 – 50 000 000,00

2 % от начальной цены

50 000 000,01 – 80 000 000,00

1,5% от начальной цены

80 000 000,01 – 150 000 000,00

1 % от начальной цены

150 000 000,01 и свыше

0,5 % от начальной цены

Таким образом, в случае, если начальная цена лота составляет, например, 1 500 000 рублей, то в период действия указанной редакции регламента каждый участник торгов оплачивал гарантийное обеспечение в размере 37 500 рублей, а также задаток, установленный организатором торгов.

Сведения о размерах гарантийного обеспечения и размере задатка, которые должны были оплатить участники торгов, указаны в Приложении № 1 к настоящему решение (пункты 178-227).

  1. В период действия регламента от 27.05.2020 ООО «Фаворит» проведено 43 торговых процедур с использованием функционала электронной площадки ЭТП 24.

Согласно пункту 1 Регламента проведения торгов в электронной форме по реализации арестованного имущества (далее – регламент от 27.05.2020) гарантийное обеспечение оплаты оказания услуг представляет собой - денежные средства, предназначенные для обеспечения обязательства Участника торговой процедуры по оплате вознаграждения за оказание услуг Оператору электронной торговой площадки, блокирование которых Оператор производит при подаче заявки на участие в торгах. Сумма средств гарантийного обеспечения оплаты оказания услуг для каждой заявки рассчитывается отдельно, исходя из начальной стоимости продаваемого имущества, установленного Тарифами. Списание средств гарантийного обеспечения оплаты оказания услуг применяется в случае определения участника торгов как лица, предложившего наиболее высокую цену продаваемого с электронного аукциона имущества (Победитель торгов).

При этом, пунктом 1 регламента от 27.05.2020 определено, что заявка на участие в торгах  – это электронный документ, направляемый Пользователем Организатору средствами ЭП «ЭТП 24», содержащий информацию о Пользователе, подписанный ЭЦП последнего и обозначающий желание Пользователя участвовать в электронной процедуре и выдать Оператору задаток из средств Гарантийного обеспечения и тем самым заключить договор о задатке.

Порядок передачи, учёта, удержания и списания средств Гарантийного обеспечения оплаты оказания услуг Оператора электронной торговой площадки определен разделом 15 регламента от 27.05.2020.

В силу пункта 15.4. регламента от 27.05.2020 основанием для блокирования средств Гарантийного обеспечения является заявка Претендента на участие в торгах. Средства гарантийного обеспечения блокируются на виртуальном счете Претендента в объеме, согласно тарифам оператора, рассчитываемым исходя из начальной стоимости продаваемого имущества, размер которого указан в информационном сообщении о проведении торгов, для участия в котором подана заявка.

Согласно пункту 15.5 регламента от 27.05.2020 Блокирование средств Гарантийного обеспечения производится Оператором в течении следующего рабочего дня с момента окончания приема заявок, при условии наличия на виртуальном счете Претендента необходимых средств Гарантийного обеспечения. В случае, если свободных средств на виртуальном счете Претендента недостаточно для гарантийного обязательства оплаты оказания услуг, о чем Оператор уведомляет Претендента. В этом случае Оператор имеет право приостановить действия пользователя на основании п. 15.9. настоящего Регламента.

В пункте 16.9 регламента от 27.05.2020 определено, что в случае нарушения сроков внесения Гарантийного обеспечения Оператор оставляет за собой право осуществить блокировку пользователя как лица, нарушающего положение Регламента (пункт 7.12 Регламента) вплоть до момента устранения нарушений.

В пункте 15.7 перечислены основания прекращения блокирования средств Гарантийного обеспечения прекращается в следующем порядке:

- для Участников, которые сделали предпоследнее ценовое предложение, и прочих принявших участие в торгах – в течение пяти календарных дней со дня подведения итогов торгов;

- для Претендентов, не допущенных к участию в торгах – в течение пяти календарных дней со дня подписания протокола о признании претендентов участниками, если нормативным правовым актом Продавца не установлен иной срок.

- в случае, если лот был снят с реализации до момента подписания электронного протокола Организатором торгов средствами личного кабинета.

Указанные положения регламента свидетельствуют о том, что денежные средства взимаются с участников торгов на стадии подачи заявок, а электронная площадка оставляет за собой право заблокировать возможность участника принять участие в таких торгах.

Приложением № 2 к регламенту определены тарифы гарантийного обеспечения:

Начальная (минимальная) цена договора, руб.

Размер тарифа, руб., (без НДС)

1 – 100 000

3 000

100 000,01 – 400 000,00

10 000

400 000,01 – 20 000 000,00

3 % от начальной цены

20 000 000,01 – 50 000 000,00

2 % от начальной цены

50 000 000,01 – 80 000 000,00

1,5% от начальной цены

80 000 000,01 – 150 000 000,00

1 % от начальной цены

150 000 000,01 и свыше

0,5 % от начальной цены

Таким образом, в случае, если начальная цена лота составляет, например, 1 500 000 рублей, то в период действия указанной редакции регламента каждый участник торгов оплачивал гарантийное обеспечение в размере 45 000 рублей, а также задаток, установленный организатором торгов.

Сведения о размерах гарантийного обеспечения и размере задатка, которые должны были оплатить участники торгов, указаны в Приложении № 1 к настоящему решению (пункты 228-270).

  1. В период действия регламента от 10.06.2020 ООО «Фаворит» проведена 21 торговая процедура с использованием функционала электронной площадки ЭТП 24.

Согласно пункту 1 Регламента проведения торгов в электронной форме по реализации арестованного имущества (далее – регламент от 10.06.2020) гарантийное обеспечение оплаты оказания услуг представляет собой - денежные средства, предназначенные для обеспечения обязательства Участника торговой процедуры по оплате вознаграждения за оказание услуг Оператору электронной торговой площадки, блокирование которых Оператор производит при подаче заявки на участие в торгах. Сумма средств гарантийного обеспечения оплаты оказания услуг для каждой заявки рассчитывается отдельно, исходя из начальной стоимости продаваемого имущества, установленного Тарифами. Списание средств гарантийного обеспечения оплаты оказания услуг применяется в случае определения участника торгов как лица, предложившего наиболее высокую цену продаваемого с электронного аукциона имущества (Победитель торгов)

При этом, пунктом 1 регламента от 10.06.2020 определено, что заявка на участие в торгах  – это электронный документ, направляемый Пользователем Организатору средствами ЭП «ЭТП 24», содержащий информацию о Пользователе, подписанный ЭЦП последнего и обозначающий желание Пользователя участвовать в электронной процедуре и выдать Оператору задаток из средств Гарантийного обеспечения и тем самым заключить договор о задатке.

Порядок передачи, учёта, удержания и списания средств Гарантийного обеспечения оплаты оказания услуг Оператора электронной торговой площадки определен разделом 15 регламента от 10.06.2020.

В силу пункта 15.4. регламента от 10.06.2020 основанием для блокирования средств Гарантийного обеспечения является заявка Претендента на участие в торгах. Средства гарантийного обеспечения блокируются на виртуальном счете Претендента в объеме, согласно тарифам оператора, рассчитываемым исходя из начальной стоимости продаваемого имущества, размер которого указан в информационном сообщении о проведении торгов, для участия в котором подана заявка.

Согласно пункту 15.5 регламента от 10.06.2020 Блокирование средств Гарантийного обеспечения производится Оператором в течении следующего рабочего дня с момента окончания приема заявок, при условии наличия на виртуальном счете Претендента необходимых средств Гарантийного обеспечения. В случае, если свободных средств на виртуальном счете Претендента недостаточно для гарантийного обязательства оплаты оказания услуг, о чем Оператор уведомляет Претендента. В этом случае Оператор имеет право приостановить действия пользователя на основании п. 15.9. настоящего Регламента.

В пункте 16.9 регламента от 10.06.2020 определено, что в случае нарушения сроков внесения Гарантийного обеспечения Оператор оставляет за собой право осуществить блокировку пользователя как лица, нарушающего положение Регламента (пункт 7.12 Регламента) вплоть ушений.

В пункте 15.7 перечислены основания прекращения блокирования средств Гарантийного обеспечения прекращается в следующем порядке:

- для Участников, которые сделали предпоследнее ценовое предложение, и прочих принявших участие в торгах – в течение пяти календарных дней со дня подведения итогов торгов;

- для Претендентов, не допущенных к участию в торгах – в течение пяти календарных дней со дня подписания протокола о признании претендентов участниками, если нормативным правовым актом Продавца не установлен иной срок.

- в случае, если лот был снят с реализации до момента подписания электронного протокола Организатором торгов средствами личного кабинета.

Указанные положения регламента свидетельствуют о том, что денежные средства взимаются с участников торгов на стадии подачи заявок, а электронная площадка оставляет за собой право заблокировать возможность участника принять участие в таких торгах.

Приложением № 2 к регламенту определены тарифы гарантийного обеспечения:

Начальная (минимальная) цена договора, руб.

Размер тарифа, руб., (без НДС)

1 – 100 000

3 000

100 000,01 – 400 000,00

10 000

400 000,01 – 20 000 000,00

2,5 % от начальной цены

20 000 000,01 – 50 000 000,00

2% от начальной цены

50 000 000,01 – 80 000 000,00

1,5% от начальной цены

80 000 000,01 – 150 000 000,00

1 % от начальной цены

Таким образом, в случае, если начальная цена лота составляет, например, 1 500 000 рублей, то в период действия указанной редакции регламента каждый участник торгов оплачивал гарантийное обеспечение в размере 37500 рублей, а также задаток, установленный организатором торгов.

Сведения о размерах гарантийного обеспечения и размере задатка, которые должны были оплатить участники торгов, указаны в Приложении № 1 к настоящему решению (пункты 271-291).

Также Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что факт взимания денежных средств на стадии подачи заявок подтверждается ответами участников торгов на запрос антимонопольного органа.

При этом, следует отметить, что на организацию торгов по продаже имущества с ценой 10 000 рублей и 10 000 000 рублей различий в затратах организатора торгов и оператора электронной площадки не имеется, так как процедура проходит по одному и тому же алгоритму.

Следовательно, создание условий для взимания с участников торгов со стороны организаторов торгов и установление платы за участие со стороны оператора торговой площадки является экономический неоправданным, и не соотносится с целями реализации имущества должника - получение максимальной суммы за реализуемое имущество для погашения задолженности должника путем привлечения большого количества участников, так как лица, обладающие меньшими финансовыми ресурсами, которые могут в силу различных обстоятельства заплатить только цену имущества, не смогут принять участие торгах, по причине необходимости несения дополнительных затрат.

Признание правомерным указанных действий может привести к установлению платы и в размере 100% и более % от начальной цены имущества и в этом случае желающих участвовать в торгах не будет, а это приведет к нарушению интересов, как должника, так и кредиторов (взыскателей), так как реализация имущества и получение средств на погашение задолженности не будет осуществляться.

Таким образом, ООО «Фаворит» созданы условия для взимания платы, не предусмотренной законодательством, с участников за участие в торгах.

Принцип добросовестности осуществления гражданских прав и обязанностей закреплен пунктом 3 статьи 1 ГК РФ

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Кроме того, при оценке поведения лица на предмет добросовестности необходимо учитывать как внешние (объективные) факторы, так и субъективное поведение сторон.

Под объективной составляющей добросовестности понимаются действия лица, которые ожидаются от субъектов гражданских правоотношений с соблюдением всех норм права, то есть действия, которые должно было совершить лицо для выстроения гражданских правоотношений с соблюдением норм законодательства.

При оценке субъективной добросовестности необходимо оценивать знало ли лицо или должно было знать о существовании обстоятельств, препятствующих ему осуществлять какие-либо действия, направленные на возникновение правовых последствий.

При рассмотренных обстоятельствах было известно о недопустимости использования электронных площадок, осуществляющих взимание платы, так как при подписании государственного контракта с Росимуществом ООО «Фаворит» было ознакомлено с соответствующим условиями, о чем свидетельствует подпись и печать организации.

Однако указанное условие не соблюдалось ООО «Фаворит», тогда как организатор торгов должен был добросовестно исполнять функции поверенного организации, а также предпринимать все возможные меры для реализации имущества по максимальной цене с целью соблюдения прав кредиторов, должников, а также государства в лице Росимущества.

При выборе электронной площадке у ООО «Фаворит» имелась объективная возможность ознакомиться с ее регламентом, находящемся в свободном доступе, и выяснить взимается ли с участников торгов плата на стадии подачи заявок.

При указанных обстоятельствах нарушение ООО «Фаворит» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции выразилось в выборе электронной площадки, которая взимает с участников торгов плату за участие в торгах, что не предусмотрено действующим законодательством, а также государственным контрактов с Росимуществом, и могло привести к ограничению доступа к участию в торгах.

При этом, следует обратить внимание, что с момента проведения ООО «Фаворит» первых торгов с использованием функционала электронной площадки ЭТП24 до проведения торгов 20.07.2020 размер гарантийного обеспечения значительно увеличен, поскольку неоднократно вносились изменения в регламент в части изменения размера гарантийного обеспечения.

Например, если начальная (минимальная) цена продажи составляет 1 000 000 рублей, то в редакции регламента от 13.03.2019 участники торгов должны были оплатить гарантийное обеспечение в размере 5000 рублей, а в редакции регламента от 10.06.2020 – 37 500 рублей.

При этом, ООО «Фаворит», как добросовестная поверенная организация, целью работы которой является реализация имущества должников с учетом необходимости соблюдения баланса интересов государства, кредиторов и должников, не отказался от использования указанной электронной площадки, а продолжил проводить торги с использованием её функционала.

У ООО «Фаворит» имелась возможность при опубликовании извещения о проведении торгов сообщить ООО «ЭТП 24» о недопустимости взимания с участников торгов гарантийного обеспечения на стадии подачи заявок. Однако организатор торгов не предпринял указанные действия, что могло привести к отказу потенциальных участников от участия в торгах.

Кроме того, в действиях ООО «Фаворит» содержатся признаки нарушения не только законодательства о защите конкуренции, но и условий государственного контракта, заключенного с МТУ Росимущества, который обязывает специализированную организацию проводить электронные торги с использованием электронных площадок, на которых не взимается какая-либо плата с участников.

Также ООО «Фаворит» не следует рекомендациям, определенным в письме Федерального агентства по управлению имущества от 20.09.2018 № АК-12/31687 «Об использовании электронных площадок», в котором указано, что при организации проведения торгов по продаже арестованного имущества в электронной форме необходимо использовать электронные площадки, на которых не взимается какая-либо плата с заявителей / претендентов / участников торгов.

Указанные обстоятельства могли привести к уменьшению количества участников торгов и, как следствие, к ограничению, устранению конкуренции на торгах, что запрещено частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, на что указывают также факт признания большинства торгов несостоявшимся.

Из таблицы, приложенной к настоящему решению, видно, что из 291 торговой процедуры только в 16 торгах выявлен победитель, 257 – не состоялись, остальные торги отменены организатором либо приостановлены.

При этом, на рынке действуют иные электронные торговые площадки, которые не взимают с участников плату за участие и/или за регистрацию на электронной торговой площадке, а также не взимают плату с организатора торгов за проведение таких процедур.

К таким площадкам, например, НИК24, Евразийская торговая площадка, Фритрейд.

Вместе с тем, несмотря на то, что тариф увеличивался, а торги были не конкурентными, ООО «Фаворит» не отказывался от услуг указанной электронной торговой площадки.

В результате выбор ООО «Фаворит» электронной торговой площадки, на которой взимается плата за участие в торгах, привел к тому, что потенциальные участники торгов могли отказаться от участия в торгах ввиду дополнительного обременения в виде необходимости оплаты гарантийного обеспечения на стадии подачи заявок.

Таким образом, проведение ООО «Фаворит» торгов с использованием функционала электронной торговой площадки, на которой на стадии подачи заявок необходимо помимо задатка оплатить еще и гарантийное обеспечение налагает на участника торгов дополнительные имущественные обременения, не предусмотренные действующим законодательством, следовательно, выбор организатором торгов электронной площадки, на которой необходимо помимо задатка оплатить гарантийное обеспечение (вознаграждение оператора) в фиксированном размере или в процентном соотношении от цены, возлагает на лиц, намеревающихся принять участие в торгах, дополнительные, необоснованные препятствия для участия в них, искусственно ограничивающее количество потенциальных участников торгов, что приводит к нарушению части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В результате выбор ООО «Фаворит» электронной площадки привел к нарушению части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, которое выразилось в создании условий по взиманию с участников торгов платы за участие в торгах, что не предусмотрено действующим законодательством и могло привести к ограничению доступа к участию в торгах.

Указанные действия организатора торгов не создают равные условия для обеспечения конкуренции между потенциальными участниками закупок и не отвечают целям проведения торгов в порядке Закона об исполнительном производстве так как реализация имущества и получение средств на погашение задолженности не будет осуществляться.

С учетом изложенного, указанные действия ООО «Фаворит» при проведении торгов содержат признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, которые выразились в использовании организатором торгов функционала электронной площадки, которая взимает с участников торгов плату за участие в торгах, что не предусмотрено действующим законодательством.

При этом, следует обратить внимание, что письмом от 27.04.2020 № 4920/05 антимонопольный орган сообщал Росимуществу о необходимости осуществления контроля за поверенными организациями в части выбора площадок, которые взимают плату на стадии подачи заявок.

При этом, не может быть принята во внимание ссылка ООО «Фаворит» на решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 29.03.2021 № 064/10/18.1-294/2021, поскольку в указанном случае анализируются действия иного организатора торгов и иной площадки. При этом, на такой площадке действует иной регламент.

Челябинское УФАС России отмечает, что в действиях ООО «ЭТП 24» отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

ООО «ЭТП 24» является электронной площадкой, которая предоставляет свой функционал с целью проведения торгов, в том числе по реализации имущества должников (арестованного имущества).

В данном случае ООО «ЭТП 24» не выступает в качестве организатора торгов. Выбор площадки, на которой действуют те или иные условия, возложен на организатора торгов.

В рассматриваемой ситуации ООО «ЭТП 24» является коммерческой организацией, следовательно, указанное общество вправе самостоятельно определять условия пользования площадкой для иных лиц.

Вместе с тем, ООО «Фаворит», выбирая электронную площадку на которой будут проведены те или иные торги, должен учитывать положения пункта 5 статьи 448 ГК РФ, которой определено, что при проведении торгов с участника может взиматься плата исключительно в виде задатка.

В рамках рассмотрения настоящего дела Челябинским УФАС России проведён анализ состояния конкуренции в объёме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и пунктом 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

В силу пункта 10.10 Приказа Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции).

По результатам проведения анализа состояния конкуренции при проведении ООО «Фаворит» торгов по реализации имущества должников, указанных в таблице № 1 к настоящему отчету, с использованием функционала электронной площадки ЭТП 24 установлено следующее:

  1. Временной интервал исследования: с 28.11.2019 по 20.07.2020.
  2. Продуктовые границы товарного рынка:

- недвижимое имущество (нежилые здания и помещения, земельные участки, квартиры, жилые дома, доля в праве собственности, комнаты, гаражи, объекты незавершенного строительства)

- имущественные права (право требования недвижимого имущества, право аренды на земельный участок);

- ценные бумаги;

- транспортные средства.

3. Географические границы товарного рынка: территория Челябинской области.

Совокупность изложенных в настоящем решении обстоятельств свидетельствует о том, что действия ООО «Фаворит», выразившиеся в выборе площадки для проведения торгов, взимающей плату, не предусмотренную действующим законодательством, содержат признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные действия могли привести к отказу потенциальных участников от участия в торгах.

Комиссия антимонопольного органа считает целесообразным не выдавать предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, поскольку на момент принятия решения процедуры проведения торгов уже завершены.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

  1. Признать нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции действия ООО «Фаворит», выразившиеся в проведении торгов по реализации арестованного имущества с использованием функционала электронной площадки, которая взимает с участников торгов плату за участие в торгах, не предусмотренную действующим законодательством.
  2. Прекратить рассмотрение дела в отношении ООО «ЭТП 24» в связи с отсутствием в действиях общества признаков нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о привлечении ООО «Фаворит» и должностных лиц Общества к административной ответственности.
  4. Иные меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

Приложение: таблица на 12 листах.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Челябинской области.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны