Решение №ВЛ/15523/21 Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-3246/2021 (№ 889-ж/2021) от 19 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

10

 

 

 

Комитет дорожного хозяйства

города Челябинска

пр-т Комсомольский д. 4,

г. Челябинск, 454008

 

Управление муниципальных

закупок Администрации города Челябинска

ул. Сони Кривой, д.32, г. Челябинск, 454080

 

ООО «ИНВЕСТ ГРУПП»

ул. Сущевский вал, д. 9, стр.1, офис 901,

вн. тер.г. муниципальный округ

Марьина роща, г. Москва, 127018

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23АII

 

Конкурсной комиссии по конкурсу (извещение № 0169300000121001016)

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-3246/2021 (№ 889-ж/2021)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 15 ноября 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 18 ноября 2021 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «ИНВЕСТ ГРУПП» на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме 21-83760 Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство ул. Бобруйской от ул. Энергетиков до ул. Агалакова» (извещение № 0169300000121001016), при участии в заседании Комиссии:

- представителей Комитета дорожного хозяйства города Челябинска (далее – заказчик): действующих на основании доверенностей б/н от 11.01.2021;

- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска (далее - уполномоченный орган): действующей на основании доверенности № 49 от 21.12.2020;

- представителя ООО «ИНВЕСТ ГРУПП» (далее – Общество, заявитель): действующей на основании доверенности № 39/21 от 13.10.2021,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 03.11.2021 ООО «ИНВЕСТ ГРУПП» подана жалоба на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме 21-83760 Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство ул. Бобруйской от ул. Энергетиков до ул. Агалакова» (извещение № 0169300000121001016) (далее – конкурс, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 29.09.2021.

Начальная (максимальная) цена контракта – 5 104 160,00 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме № 0169300000121001016 от 22.10.2021 на участие в конкурсе поступили две заявки, которые признаны соответствующими конкурсной документации.

Протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме № 0169300000121001016 от 29.10.2021 победителем конкурса признано ООО «ПРОЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ВИРАЖ» с предложением о цене контракта 4 083 328,00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам конкурса не заключен.

 

Доводы жалобы Заявителя заключаются в следующем.

  1. В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок по не стоимостному критерию «опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», величина значимости показателя 100%, заявка ООО «ИНВЕСТ ГРУПП» получила оценку 5,72 баллов.

По мнению Заявителя, все представленные им контракты полностью соответствовали критерию, по которым оценивается опыт участника, поскольку в полной мере подтверждают квалификацию и успешный опыт, как это предусмотрено действующим законодательством РФ.

ООО «ИНВЕСТ ГРУПП» считает, что действующим законодательством РФ, а также Градостроительным кодексом РФ, иными нормативными актами, предусмотрены общие условия для выполнения работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации как для строительства и реконструкции, так и для капитального ремонта улиц и/или дорог.

ООО «ИНВЕСТ ГРУПП» были предоставлены 17 Контрактов, из которых Заказчиком оценен только 1 Контракт.

Заявитель указывает на то, что в соответствии с п. 60 ст. 112 Закона о контрактной системе, при исполнении контракта, указанного в части 56 настоящей статьи, с учетом особенностей, предусмотренных частями 61 - 63 настоящей статьи:

1) к условиям такого контракта, предусматривающим подготовку проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, применяются положения настоящего Федерального закона о контракте, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий;

2) к условиям такого контракта, предусматривающим выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, применяются положения настоящего Федерального закона о контракте, предметом которого являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

По мнению ООО «ИНВЕСТ ГРУПП», установление Заказчиком в порядке оценки условия о том, что учитываются при оценке контракты/договоры по подготовке проектной документации или проектной документации и выполнению инженерных изысканий на строительство, реконструкцию улиц и дорог, приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, что противоречит положениям пункта 60 статьи 112 Закона о контрактной системе.

В этой связи, как считает Заявитель, по показателю «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» не представляется возможным выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, реальный опыт и навыки участников закупки.

  1. Заявитель указывает на то, что Заказчиком не принят к оценке представленный им муниципальный контракт № 01442000018210000330001 от 06.04.2021, предметом которого является «Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству объекта: "Проезд по улице Гагарина в с. Ясенки Горшеченского района Курской области», по причине отсутствия в составе документов копии положительного(ых) заключения (й) экспертиз(ы) проектной документации и результатов инженерных изысканий на данный объект.

По мнению Заявителя, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ), экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, в связи с чем проектная документация по Муниципальному контракту № 01442000018210000330001 от 06.04.2021г. не подлежит государственной экспертизе, Заказчик необоснованно не принял к оценке указанный контракт.

Заявитель на заседании Комиссии пояснил, что условиями данного контракта определено, что прохождение Государственной экспертизы проводится за счет Заказчика, вместе с тем указанное условие исключено из Контракта, путем подписания дополнительного соглашения № 1 от 03.08.2021, представленного в составе заявки на участие в конкурсе.

Также Заявителем на заседании Комиссии представлено письмо от 19.07.2021 № 01-18/01-402 Автономного учреждения «Государственная экспертиза проектов Курской области», в котором указано на отсутствие необходимости прохождения государственной экспертизы проекта по указанному муниципальному контракту, в силу совокупного толкования положений частей 3 и 3.3 статьи 49 ГрК РФ, а также Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. № 1816 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 1816), поскольку не требуется получение разрешения на строительство для строительства автомобильных дорог IV и V категории, местных улиц, местных дорог и проездов улично-дорожной сети сельских поселений.

Заказчик представил письменные возражения по доводам жалобы, указал следующее.

  1. В соответствии с пунктом 13 статьи 1 ГрК РФ под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства), пунктом 14.1 статьи 1 ГрК РФ Реконструкция линейных объектов - это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъёмности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, пунктом 14.3 статьи 1 ГрК РФ Капитальный ремонт линейных объектов - это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Капитальный ремонт и строительство (реконструкция), исходя из определений Градостроительного кодекса отличаются степенью изменения объекта строительства.

На основании пункта 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции автомобильных дорог, их участков, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Состав работ на выполнение работ по проектированию строительства (реконструкции), капитального ремонта объектов установлены в статье 48 ГрК РФ, в которой разделено проектирование строительства (реконструкции) и капитального ремонта.

Согласно части 12.2 статьи 48 ГрК РФ указано в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях.

Состав работ, выполняемых при проектировании капитального ремонта улиц, автомобильных дорог ограничен Приказом Минтранса № 402 от 16.11.2012 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (далее – Приказ № 402) и включает в себя работы только по замене существующих изношенных конструкций, восстановление и усилению существующих конструкций, доведение параметров существующих участков автомобильной дороги до значений соответствия их фактической категории, устройстве отдельных элементов.

При проектировании строительства (реконструкции) объектов капитального строительства состав проектной документации определен Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее – Постановление № 87).

По мнению Заказчика, исходя из текста Постановления № 87, при проектировании капитального ремонта отсутствует необходимость разработки всех разделов в полном объеме, например, как разделы, предусмотренные п. 34 (г), 10 (з), 10 (к), 10 (к1), 10 (с), 35 (б), 35 (е) Постановления Правительства № 87.

Заказчик считает, что из совокупного толкования ГрК РФ и Закона № 257-ФЗ проектирование строительства, реконструкции объектов отличается от проектирования капитального ремонта объектов по составу, требованиям, видам работ.

Заказчик также отмечает, что показатель «опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» устанавливается на основании сопоставимого характера и объема предмета закупки размещенного открытого конкурса.

В качестве опыта по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема участником ООО «ИНВЕСТ ГРУПП» представлены контракты (договоры), предметом которых является разработка проектной документации или проектной документации и выполнению инженерных изысканий по капитальному ремонту автомобильных дорог, что не соответствует положениям пункта 12.2 информационной карты конкурсной документации, которые определяют в качестве сопоставимого вида работ подготовку проектной документации или проектной документации и выполнению инженерных изысканий на строительство, реконструкцию улиц и дорог.

  1. По мнению Заказчика в силу положений части 3.3. ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства, указанная в части 3 данной статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации подлежат государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями ГрК РФ подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, а также по собственной инициативе застройщика или технического заказчика могут быть направлены на государственную или негосударственную экспертизу.

По мнению Заказчика требования конкурсной документации о наличии положительного заключения экспертизы (если проект требует прохождения экспертизы в соответствии с ГрК РФ)» по показателю «опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», позволяет оценить успешное выполнение работ по проектированию, поскольку в соответствии с ГрК РФ предметом экспертизы проектной документации является: оценка соответствия этой документации требованиям законов и подзаконных актов; проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов.

Заказчик отмечает, что в рамках проведения экспертизы выясняется, соответствует ли проектная документация: техническим регламентам; санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды; требованиям государственной охраны объектов культурного наследия; требованиям к безопасному использованию атомной энергии; требованиям промышленной безопасности; требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики; требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование; результатам инженерных изысканий, за исключением случаев проведения государственной экспертизы перед возведением объектов капитального строительства. Если в рамках государственной экспертизы проверяют проектную документацию, в отношении которой также проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется.

Помимо экспертизы проектной документации, проводится экспертиза результатов инженерных изысканий - согласно Градостроительному кодексу РФ, это оценка соответствия результатов изысканий требованиям технических регламентов.

Как поясняет Заказчик, в составе заявки ООО «ИНВЕСТ ГРУПП» по муниципальному контракту № 01442000018210000330001 от 06.04.2021 «Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству объекта: «Проезд по улице Гагарина в с. Ясенки Горшеченского района Курской области» отсутствовал документ, позволяющий сделать вывод о том, что Госэкспертиза указанного проекта не требуется.

Конкурсная комиссия рассматривала документы, которые представлены в составе заявке участника, информации о полной сметной стоимости объекта в составе заявки отсутствовала, также, как и оснований не прохождения Госэкспертизы, по мнению Заказчика, не представлено. В дополнительном соглашении к данному контракту не указаны основания исключения из текста контракта положений о прохождении государственной экспертизы проекта.

Заказчик считает, что оценить полную сметную стоимость объекта строительства не представлялось возможным, поскольку объектом закупки, извещение № 0144200001821000280, на строительство данного объекта, предусмотрена только часть работ, отсутствует строительный контроль, затраты на проектирование, отвод земель, технологическое присоединение и прочее, что может значительно изменить стоимость объекта.

Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.

 

Уполномоченный орган поддержал позицию Заказчика, указал, что действия конкурсной комиссии соответствовали требованиям действующего законодательства.

Доводы жалобы Заявителя Уполномоченный орган считает необоснованными.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. Частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 12.2 информационной карты конкурсной документации (часть 2) оценка заявок (предложений) по не стоимостному критерию оценки «квалификация участников открытого конкурса в электронной форме, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Для оценки заявки по данному критерию устанавливается следующий показатель: «опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема». Величина значимости показателя 100%. Коэффициент значимости показателя 1.

Предметом оценки по показателю «опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» - является общее количество исполненных контрактов (договоров) у участника конкурса за период 5 (пять) лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе, на выполнение работ, оказание услуг, сопоставимого характера и объема*, при этом стоимость каждого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов максимальной цены контракта, на право заключить которого проводится закупка.

При этом, указанным пунктом информационной карты конкурсной документации предусмотрено следующее: «*Под успешным выполнением работ, оказанием услуг сопоставимого характера и объема понимается: выполненные в полном объеме в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности работ по подготовке проектной документации или проектной документации и выполнению инженерных изысканий на строительство, реконструкцию улиц и дорог, с наличием положительного заключения экспертизы (если проект требует прохождения экспертизы в соответствии с Градостроительным Кодексом).

Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема подтверждается предоставлением информации, с приложением в совокупности следующих документов:

- Реестр контрактов (договоров), указанного в ПРИМЕРНОЙ (РЕКОМЕНДУЕМОЙ) ФОРМЕ (Приложение № 4 к документации об открытом конкурсе в электронной форме);

- Копий исполненных контрактов (договоров) за период 5 (пять) лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе (со всеми приложениями и изменениями, дополнительными соглашениями к нему) на выполнение работ, оказание услуг по подготовке проектной документации или проектной документации и выполнению инженерных изысканий на строительство, реконструкцию улиц и дорог, при этом стоимость каждого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов максимальной цены контракта, на право заключить которого проводится закупка;

- Копия/копий акта/актов оказанных услуг (выполненных работ), содержащего/содержащих все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего/подтверждающих стоимость исполненного/исполненных контракта/контрактов (договора/договоров);

- копии положительного(ых) заключения (й) экспертиз(ы) проектной документации и результатов инженерных изысканий».

 

Заявитель в жалобе указывает на то, что конкурсной комиссией не приняты к оценке следующие контракты:

-Муниципальный контракт № ПСД-Черн-19 от 25.03.2019;

- Государственный контракт № Ф.2019.468243 от 01 августа 2019;

- Государственный контракт № 134-д от 22 июня 2020;

- Государственный контракт № 127-д от 16 июня 2020;

- Государственный контракт № 138-д от 23 июня 2020.

Из содержания второй части заявки на участие в конкурсе с идентификационным номером 110724678 следует, что Заявителем в подтверждение наличия сопоставимого опыта, представлены, копии следующих документов:

- муниципальный контракт № ПСД-Черн-19 от 25.03.2019 года, предмет которого «Разработка проектно-сметной документации по капитальному ремонту автомобильной дороги по ул. Черняховского на участке от ул. Матросова до ул. Летчика Колесниченко»;

- государственный контракт № Ф.2019.468243 от 01 августа 2019 года, предмет «Разработка проектной документации на капитальный ремонт участка автомобильной дороги Воронеж-Лганск кс 101+667 - км 101+767»;

- государственный контракт № 134-д от 22 июня 2020 года, предмет «выполнение проектно-изыскательских работ по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области»;

- государственный контракт № 127-д от 16 июня 2020 года, предмет Выполнение проектно-изыскательских работ по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области»;

- государственный контракт № 138-д от 23 июня 2020 года, предмет «выполнение проектно-изыскательских работ по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области».


 

Из указанного следует, что предметы указанных контрактов, представленных участником в составе заявки, не соответствуют требованию - подготовка проектной документации или проектной документации и выполнению инженерных изысканий на строительство, реконструкцию улиц и дорог.

В этой связи, решение конкурсной комиссии о присвоении заявке Заявителя по не стоимостному критерию «опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», оценки без учета контрактов, предмет которых не соответствует требованиям конкурсной документации, не противоречит части 6 статьи 54.7 Закона о контактной системе.

Довод жалобы Заявителя в указанной части является необоснованным.

    1. В соответствии с частью 1 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 указанной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

В соответствии с частью 3 статьи 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство.

В соответствии с частью 3.3 статьи. 49 ГрК РФ проектная документация, указанная в части 3 статьи 49 ГрК РФ, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации:

1) подлежат государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с ГрК РФ подлежит проверке на предмет достоверности ее определения;

2) по собственной инициативе застройщика или технического заказчика могут быть направлены на государственную или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 3.3 статьи 49 ГрК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ в случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации.

Из буквального толкования указанной нормы следует, что обязательная проверка сметной стоимости строительства в ходе государственной экспертизы проектной документации должна быть осуществлена при наличии совокупности указанных в ней условий.

Из содержания второй части заявки на участие в конкурсе с идентификационным номером 110724678 следует, что в подтверждение наличия опыта, сопоставимого по характеру и объему объекту закупки, Заявителем представлены, в том числе, копии следующих документов:

- муниципальный контракт № 01442000018210000330001 от 06 апреля 2021 года, предмет «Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству объекта: "Проезд по улице Гагарина в с. Ясенки Горшеченского района Курской области», с приложениями к нему;

- дополнительное соглашение № 1 от 03.08.2021 к муниципальный контракт № 01442000018210000330001 от 06 апреля 2021 года;

- акт о приемке выполненных работ № 1 от 23.08.2021 формы КС-2;

- накладная № 17-08 от 17.08.2021, подтверждающая передачу проектно-сметной докуменации по указанному контракту.

Из содержания муниципального контракта № 01442000018210000330001 от 06 апреля 2021 года следует, что при заключении контракта сторонами предусмотрена необходимость получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Так:

- пункт 4.1 контракта: заказчик обязан осуществлять приемку результатов выполненных работ по контракту в соответствии с графиком выполнения работ, который является приложением № 1 к контракту и его неотъемлемой частью после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также подготовки рабочей документации, разработанной на основании проектной документации, получившей положительное заключение;

- приложение №1 (техническое задание) к контракту: Требования к выполнению проектных работ, к составу, содержанию и оформлению проектной документации предусматривают следующее: «Провести необходимые согласования с землепользователями и включить в сводный сметный расчет возмещение убытков землепользователям. Обязанности на получение положительного заключения экспертизы проектной документации и экспертизы достоверности сметной стоимости строительства в Государственной экспертизе проектов Курской области берет на себя подрядчик, а производит оплату экспертизы заказчик»;

- приложение № 1 (техническое задание) к контракту: «Результатом выполнения проектных работ является проектная документация (включая инженерные изыскания), в отношении которой получены положительные заключения экспертизы проектной документации и экспертизы достоверности сметной стоимости строительства в Государственной экспертизе проектов Курской области».

Вместе с тем, из содержания соглашения № 1 от 03.08.2021 к контракту следует, что требования о получении положительного заключения государственной экспертизы проектной документации из текста контракта и приложения № 1 к нему исключены, указанные пункты контракта и технического задания изложены в новой редакции.

 

2.2. Частью 18 статьи 5 Закона № 257-ФЗ предусмотрено, что классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок классификации автомобильных дорог утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 (далее – Порядок), в соответствии с которым для автомобильной дороги класса "обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)" могут устанавливаться IВ, II, III, IV и V категории.

При этом, к V категории дорог относятся обычные автомобильные дороги (нескоростная автомобильная дорога) с 1 полосой движения, ширина полосы 4,5 м.

Из содержания муниципального контракта № 01442000018210000330001 от 06 апреля 2021 года следует, что дорога, в отношении которой осуществляется проектирование, относится к дорогам V категории.

В соответствии с Постановлением № 1816 в Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, включено строительство, реконструкция автомобильных дорог IV и V категории.

Следовательно, в силу части 3 статьи 49 ГрК РФ, экспертиза проектной документации не проводится.

В Единой информационной системе размещено извещение о проведении электронного аукционе на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, извещение № 0144200001821000280, на выполнение работ по строительству объекта: «Проезд по улице Гагарина с. Ясенки Горшеченского района Курской области», МЗЦК составляет 7 380 870,54 рублей, что составляет менее 10 млн. рублей.

В этой связи, согласно части 2 статьи 8.3 ГрК РФ, проведение проверки сметной стоимости на предмет достоверности в ходе государственной экспертизы проектной документации по данному объекту также не требуется, что подтверждается также письмом

от 19.07.2021 № 01-18/01-402 Автономного учреждения «Государственная экспертиза проектов Курской области», представленным Заявителем в ходе заседания Комиссии.

Доказательств наличия правовых оснований для проведения государственной экспертизы проектной документации по муниципальному контракту № 01442000018210000330001 от 06 апреля 2021 года Заказчиком, конкурсной комиссией при рассмотрении настоящей жалобы Комиссии не представлено.

Кроме того, Комиссия отмечает, что в полномочия конкурсной комиссии при рассмотрении заявок на участие в конкурсе не входит оценка гражданско-правовых отношений третьих лиц, не являющихся участниками закупки.

На основании изложенного в пунктах 2.1-2.2 настоящего решения, при наличии в составе второй части заявки участника указанных документов и отсутствии правовых оснований для проведения государственной экспертизы проектной документации, у конкурсной комиссии принятие решения о несоответствии муниципального контракта № 01442000018210000330001 от 06 апреля 2021 года требованиям конкурсной документации ввиду отсутствия копии положительного заключения экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий по данному контракту, не соответствует части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.

Довод жалобы Заявителя в указанной части является обоснованным.

В ходе заседания Комиссии Заказчик пояснил, что при учете данного контракта оценка заявки ООО «ИНВЕСТ ГРУПП» по не стоимостному критерию составляет 11,43 балла (вместо 5,72), итоговая оценка - 68,23 (вместо 62,52) балла, что не могло повлиять на результаты определения победителя.

В этой связи Комиссия считает целесообразным обязательное для исполнения предписание заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной площадки не выдавать.

  1. В силу части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.

В этой связи вопрос правомерности установления Заказчиком в порядке оценки условия о том, что учитываются при оценке контракты/договоры по подготовке проектной документации или проектной документации и выполнению инженерных изысканий на строительство, реконструкцию улиц и дорог, не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в качестве доводов жалобы по настоящему делу.

Вместе с тем, Комиссия считает возможным рассмотреть данный довод в ходе проведения внеплановой проверки, в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе.

 

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией установлено следующее.

 

4. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Согласно пункту 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке стоимостные и нестоимостные критерии оценки.

Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 25 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил), в том числе:

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

Пунктом 12.2 информационной карты конкурсной документации предусмотрено, что под успешным выполнением работ, оказанием услуг сопоставимого характера и объема понимается: выполненные в полном объеме в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности работ по подготовке проектной документации или проектной документации и выполнению инженерных изысканий на строительство, реконструкцию улиц и дорог, с наличием положительного заключения экспертизы (если проект требует прохождения экспертизы в соответствии с Градостроительным Кодексом).

В соответствии со статьей 1 ГрК РФ:

- пункт 13: строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

- пункт 14.1: реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;

- пункт 14.3: капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.

Состав работ, выполняемых при проектировании капитального ремонта улиц, автомобильных дорог определен Приказом Минтранса № 402 от 16.11.2012.

Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (далее – Положение).

Пунктом 33 Положения предусмотрено, что проектная документация на линейные объекты капитального строительства (далее - линейные объекты) состоит из 10 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 34 - 42 настоящего Положения.

Из совокупного толкования положений статей 48, 49, 1 ГрК РФ, Закона № 257-ФЗ, Постановления № 87 и Приказа Минтранса № 402 от 16.11.2012 следует, что проектирование строительства, реконструкции объектов капитального строительства отличается от проектирования капитального ремонта данных объектов по составу, требованиям, видам работ.

В этой связи, правовые основания для отнесения выполнения работ по капитальному ремонту улиц и дорог к выполнению работ характера и объема, сопоставимого с объектом закупки, действующим законодательством не предусмотрены, и, как следствие, не подлежат оценке контракты, представленные Заявителем в качестве подтверждения наличия опыта по конкурсу, предметом которых является капитальный ремонт автомобильных дорог.

 

Довод жалобы Заявителя в указанной части является необоснованным.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ИНВЕСТ ГРУПП» на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме 21-83760 Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство ул. Бобруйской от ул. Энергетиков до ул. Агалакова» (извещение № 0169300000121001016) обоснованной в части, указанной в пункте 2 настоящего решения.

2. Признать в действиях конкурсной комиссии нарушение части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.

3. Обязательное для исполнения предписание заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной площадки не выдавать.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии 

 

Члены Комиссии 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Комитет дорожного хозяйства г. Челябинска
ИНН 7451227906, ОГРН 1067451013882
ООО «Инвест Групп»
ИНН 3702201987, ОГРН 1183702012922
Управление муниципальных закупок Администрации г. Челябинска
ИНН 7453157348, ОГРН 1067451014135