Решение №АК/2237/22 по делу 62-ж/2022 от 4 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ(ред. от 30.12.2021)"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)

6

 

по делу 62-ж/2022

 

Общество с ограниченной

ответственностью «Восток Сервис» (ООО «Восток Сервис»)

 

420012, Республика Татарстан,

г. Казань, ул. Айвазовского, д. 10/54, ком. 8

 

 

Муниципальное учреждение

«Администрация Чебаркульского

муниципального района»

 

456403, Челябинская область,

д. Шахматово, ул. 9 Мая, д. 11

 

 

АО «ЕЭТП»

 

115114, г. Москва,

ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-407/2022

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 25 февраля 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 02 марта 2022 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

"..."

 

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

"..."

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

"..."

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Восток Сервис» на действия Муниципального учреждения «Администрация Чебаркульского муниципального района» при проведении электронного аукциона на приобретение светового, звукового и видеопротекционного оборудования для Центрального Дома культуры «Радуга» МУ «ЦКС Тимирязевского сельского поселения» Чебаркульского муниципального района, пос. Тимирязевский, ул. Мичурина, д. 7 в рамках государственной программы Челябинской области «Развитие культуры в Челябинской области» (извещение № 0169300015622000006) при участии посредством видеоконференц-связи:

- представителя Муниципального учреждения «Администрация Чебаркульского муниципального района» "...", действующего на основании доверенности от 24.02.2022 № 6;

- представителя ООО «Восток Сервис» "...", действующего на основании доверенности от 24.02.2022 б/н,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 18.02.2022 поступила жалоба ООО «Восток Сервис» (далее – заявитель) на действия Муниципального учреждения «Администрация Чебаркульского муниципального района» (далее – заказчик) при проведении электронного аукциона на приобретение светового, звукового и видеопротекционного оборудования для Центрального Дома культуры «Радуга» МУ «ЦКС Тимирязевского сельского поселения» Чебаркульского муниципального района, пос. Тимирязевский, ул. Мичурина, д. 7 в рамках государственной программы Челябинской области «Развитие культуры в Челябинской области» (извещение № 0169300015622000006) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования 10.02.2022 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки 0169300015622000006.

Начальная (максимальная) цена контракта (изв. 0169300015622000006) определена в размере 6 369 844,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 18.02.2022 10:00.

Контракт по итогам проведения аукциона не заключен.

Закупка размещена в рамках Федерального проекта «Культурная среда». Национальный проект «Культура».

Согласно доводам жалобы заявитель считает, что при проведении аукциона неправомерно установлены требования к участникам закупки о наличии допуска саморегулируемой организации, поскольку объектом закупки не является выполнение работ по капитальному ремонту, реконструкции, строительству объекта капитального строительства.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, согласно которым спецификацией - приложением 1 к извещению об электронном аукционе установлено требование о выполнении монтажных работ с применением подъемного механизма, в том числе монтаж оборудования на объекте строительства. Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений является работами, влияющими на безопасность. В связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при проведении закупки установлено требование о наличии допуска саморегулируемой организации.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

  1. В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о требованиях, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Согласно системному толкованию положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Таким образом, в случае, если объект закупки включает в себя выполнение работ по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту объектов капитального строительства, то единым требованием к участнику закупки является членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Требованием к составу заявки участника закупки является предоставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

Согласно пункту 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Объектом рассматриваемой закупки является приобретение светового, звукового и видеопротекционного оборудования для Центрального Дома культуры «Радуга» МУ «ЦКС Тимирязевского сельского поселения» Чебаркульского муниципального района, пос. Тимирязевский, ул. Мичурина, д.7 в рамках государственной программы Челябинской области "Развитие культуры в Челябинской области".

Согласно спецификации (описание объекта закупки) в соответствии с условиями контракта, поставщик обязан выполнить монтаж указанного оборудования в соответствии с действующими регламентами по безопасности. Кроме того, при необходимости, для выполнения условий контракта, поставщик вправе разработать проект производства работ для осуществления внутреннего контроля и соблюдения действующих норм.

Монтаж оборудования выполняется «под ключ» в соответствии с ПТБ, СНиП, требования производителя и действующим правилам пожарной безопасности в отношении культурно-зрелищных предприятий;

-установка выполняется на высоте более 6 метров специалистами, имеющими документы, подтверждающие допуск к такого вида работам;

-сварочные работы проводятся специалистом, имеющим допуск к такого вида работам;

-все затраты, связанные с монтажом и необходимыми для этого материалами, должны быть включены в стоимость настоящего контракта;

- косметический ремонт монтажных мест;

- высотные работы, связанные с монтажом оборудования, производятся исполнителем и входят в общую цену контракта;

- проведение работ без нарушения функционального назначения здания (без отселения и нарушения графика и ритма работ сотрудников) в часы, согласованные с заказчиком.

В извещении об осуществлении закупки и приложениях к нему установлено, что участник должен быть членом саморегулируемой организации и предоставить в составе заявки действующую выписку (копию) из реестра членов СРО по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 №86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации».

Вместе с тем, объектом рассматриваемой закупки не является выполнение работ по капитальному ремонту, реконструкции, строительству объекта капитального строительства.

Из пояснений представителя заказчика следует, что основанием для установления требования к участникам закупки о наличии допуска саморегулируемой организации послужила необходимость проведения монтажных работ с применением подъемного оборудования, в том числе монтаж оборудования на объекте строительства.

Однако из представленного описания объекта закупки не возможно установить необходимость проведения капитально ремонта объекта капитального строительства при выполнении работ по монтажу оборудования.

Более того, в соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в части 12.2 статьи 48 ГрК РФ.

Смета на капитальный ремонт объектов капитального строительства заказчиком не подготовлена. Требования к капитальному ремонту объекта капитального строительства в извещении об аукционе отсутствуют.

Также следует отметить, что при проведении закупки заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».

Таким образом, исходя из наименования и описания объекта закупки заказчику не требуется проведение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства. Следовательно, требование заказчика о наличии у участника и предоставлении в составе заявки выписки саморегулируемой организации не соответствует положениям пункта 12 части 1 статьи 42, пункта 1 части 1, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

  1. Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно извещению при проведении закупки применяются следующие условия допуска, ограничения и запреты, предусмотренные статьей 14 Закона о контрактной системе:

- Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Приказ Минфина России № 126н);

- Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – постановление Правительства РФ № 617) утвержден прилагаемый перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).

В данный перечень включены производственные группы музыкальных инструментов и звукового оборудования, в том числе с кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее – ОКПД 2) 26.40.31.190 «Аппаратура для воспроизведения звука прочая».

Исходя из извещения об осуществлении закупки помимо других групп товаров (с кодами по ОКПД 2 26.20.17.120, 27.40.39.113, 26.20.16.190, 26.20.17.110) заказчику требуется к поставке оборудование с кодом по ОКПД 2 26.40.31.190 «Аппаратура для воспроизведения звука прочая», а именно: радиосистема голосовая, хоровой микрофон, вокальная радиосистема и другое.

Вместе с тем, ограничения, предусмотренные постановлением Правительства РФ №617 заказчиком при проведении закупки не установлены.

В адрес заказчика поступил запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки. В ответе на полученный запрос заказчик ссылается на пункт 11 постановления Правительства РФ № 617 и указывает, что исходил из существующего парка оборудования и текущей потребности.

В соответствии с пунктом 11 постановления Правительства РФ № 617 ограничения, установленные указанным постановлением, не применяются в следующих случаях:

а) необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки;

б) закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупка товаров, указанных в позициях 101 и 102 перечня, в целях обеспечения нужд спорта высших достижений;

г) закупка запасных частей и деталей к используемому оружию спортивному огнестрельному с нарезным стволом иностранного производства.

Таким образом, в ответе на разъяснения извещения об осуществлении закупки заказчик ссылается на подпункт а пункта 11 постановления Правительства РФ № 617.

При этом в извещении об осуществлении закупки и приложениях к нему отсутствуют требования о совместимости поставленного товара с уже имеющимся у заказчика оборудованием, а также сведения о таком оборудовании. Более того, исходя из пояснений заказчика необходимое к поставке оборудование закупается в виде комплекса взаимосвязанных между собой в процессе работы товаров.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком не подтверждена необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки.

Более того, согласно пункту 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства РФ № 617 музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входящие в различные производственные группы по перечню согласно приложению, а также другие отдельные виды промышленных товаров не могут быть предметом одного контракта (одного лота).

Согласно извещению об осуществлении закупки заказчиком сформирован объект закупки путем указания требования о поставке различного оборудования как включенного в производственные группы музыкальных инструментов и звукового оборудования утвержденного перечня (ОКПД 2 26.40.31.190), так и не включенные в данный перечень (с ОКПД 2: 26.20.17.120, 27.40.39.113, 26.20.16.190, 26.20.17.110).

Таким образом, заказчиком в нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе не установлены ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, в соответствии с постановления Правительства РФ № 617, что привело к нарушению требований пункту 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 6 постановления Правительства РФ № 617.

 

Действия заказчика могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.


 

Исходя из информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576,

 

РЕШИЛА:

 

  1. 1. Признать жалобу ООО «Восток Сервис» на действия Муниципального учреждения «Администрация Чебаркульского муниципального района» при проведении электронного аукциона на приобретение светового, звукового и видеопротекционного оборудования для Центрального Дома культуры «Радуга» МУ «ЦКС Тимирязевского сельского поселения» Чебаркульского муниципального района, пос. Тимирязевский, ул.Мичурина, д. 7 в рамках государственной программы Челябинской области «Развитие культуры в Челябинской области» (извещение № 0169300015622000006) обоснованной.

  1. 2. Признать в действиях заказчика нарушения части 3 статьи 14, пункта 12 части 1 статьи 42, пункта 1 части 1, части 6 статьи 31, пункт 2 части 29 статьи 34 ЗЗакона о контрактной системе, пункта 6 постановления Правительства РФ № 617.

  1. 3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

  2. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии"..."

 

 

Члены комиссии "..."

 

 

"..."

 

 

 

 

 

2022-2385

 

 

Связанные организации

АО «ЕЭТП"
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353
МУ "Администрация Чебаркульского муниципального района"
ИНН 7442003000, ОГРН 1027401994124
ООО "Восток Сервис"
ИНН 1655418560, ОГРН 1191690044776