Решение б/н решение от 24 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-1621/2021

24 июня 2021 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

рассмотрев жалобу ООО «МедЭксМат» (далее – Заявитель) вх. № 7759-ЭП/21 от 04.06.2021 на действия МАУЗ ОЗП ГКБ №8 (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по аренде медицинского оборудования для проведения гемодиализа (извещение № 32110297118), УСТАНОВИЛА: В адрес Челябинского УФАС России поступила жалоба ООО «МедЭксМат» (далее – Заявитель) вх. № 7759-ЭП/21 от 04.06.2021 на действия МАУЗ ОЗП ГКБ №8 (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по аренде  медицинского оборудования для проведения гемодиализа (извещение № 32110297118) (далее – закупка).

Заявитель утверждает, что по совокупности характеристик требований технического задания подходит только один производитель.

Заказчик с доводами жалобы не согласилось, представило пояснения, которые приобщены к материалам жалобы. Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу части 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Жалоба Заявителя поступила в Челябинское УФАС России 04.06.2021. Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) 07.06.2021 в 09:00 (МСК+2). Таким образом, Заявителем правомерно подана жалоба в антимонопольный орган

2. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Заявитель указывает, что по совокупности характеристик требований технического задания, по каждой из требуемых позиций, подходит только один аппарат, конкретного производителя. В свою очередь Заказчик указал, что имеются другие аналоги, соответствующие техническому заданию и указал их в возражениях на жалобу.

1. Согласно пункту 1 технического задания требуется Аппарат «Искусственная почка» для гемодиализа. По мнению Заявителя, совокупности технических характеристик, указанных в пункте 1 технического задания соответствует только один аппарат - B.Braun Dialog+. В свою очередь Заказчик указывает, что пункту 1 технического задания соответствует B.Braun Dialog+ и Дизэт Малахит.

1.1 В соответствии подпунктом 2.5.1 пункта 1 технического задания Заказчику требуется аппарат с размером шприцов 10 мл, 20 мл, 30 мл. В соответствии с техническими характеристиками аппарата B.Braun Dialog+ («Б.Браун Авитум Руссланд») размер шприцов составляет 10 мл, 20 мл, 30 мл. В соответствии с техническими характеристиками аппарата Дизэт Малахит держатель шприца составляет 10-30 мл. Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что подпункту 2.5.1 пункта 1 технического задания соответствуют B.Braun Dialog+, Дизэт Малахит.

1.2 Согласно подпункту 3.1 пункта 1 технического задания Заказчику требуется аппарат с «диапазоном скорости потока диализата» от не менее 100 до не более 1000 мл/час. В соответствии с техническими характеристиками аппарата B.Braun Dialog+ («Б.Браун Авитум Руссланд») скорости потока диализата составляет от 300 до не более 800 мл/час. В соответствии с техническими характеристиками аппарата Дизэт Малахит скорости потока диализата составляет от 300 до 800 ± 50 мл/час. Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что подпункту 3.1 пункта 1 технического задания соответствуют B.Braun Dialog+, Дизэт Малахит.

1.3 Согласно подпункту 7 пункта 1 технического задания Заказчику требуется аппарат с размерами (Ш х В х Г) не более 510 х 1678 х 637 мм. В соответствии с техническими характеристиками аппарата B.Braun Dialog+ («Б.Браун Авитум Руссланд») размеры (Ш х В х Г) составляет 510 х 1678 х 637 мм.

В соответствии с техническими характеристиками аппарата Дизэт Малахит размеры (Ш х В х Г) Аппарат «Искусственная почка» для гемодиализа составляют 440 х 1365 х 490 мм. Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что подпункту 7 пункта 1 технического задания соответствуют B.Braun Dialog+, Дизэт Малахит.

1.4 Согласно подпункту 8 пункта 1 технического задания Заказчику требуется аппарат с характеристикой «вес без упаковки» не более 85 кг. В соответствии с техническими характеристиками аппарата B.Braun Dialog+ («Б.Браун Авитум Руссланд») вес без упаковки Аппарат «Искусственная почка» для гемодиализа составляет 85 кг.

В соответствии с техническими характеристиками аппарата Дизэт Малахит вес без упаковки Аппарат «Искусственная почка» для гемодиализа составляет 80 кг. Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что подпункту 8 пункта 1 технического задания соответствуют B.Braun Dialog+, Дизэт Малахит.

1.5 Согласно подпункту 2.6 пункта 1 технического задания Заказчику требуется наличие «Совместимости с универсальными артериовенозными магистралями, диализаторами и бикарбонатами картриджами различных производителей».

Заявитель утверждает, что данное требование технического задания является избыточным.

Заказчик пояснил, что данный пункт включен в требования аукционной документации для того, чтобы исключить возможность предложения в заявке аппаратов «закрытого типа», наличие которых вынудит МАУЗ ОЗП ГКБ №8 приобретать указанный расходный материал только у производителя арендованного оборудования. Системное толкование норм Закона о закупках позволяет сделать вывод о том, что Заказчик вправе определять требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований с учетом требований Закона о закупках, Закона о защите конкуренции.

В действиях Заказчика по указанию в документации требования к поставке оборудования «открытого типа» отсутствует нарушение Закона о закупках.

Однако, Комиссия отмечает, что не смотря на то, что в жалобе Заявителем указаны позиции пункта 1 технического задания, которые как установлено Комиссией, не приводят к ограничению конкуренции, в целом совокупности характеристик оборудования, указанных в пункте 1 технического задания соответствует только один аппарат B.Braun Dialog+.

Таким образом, довод Заявителя о том, что совокупности технических характеристик, указанных в пункте 1 технического задания соответствует только один аппарат - B.Braun Dialog+ является обоснованным. 2. Согласно пункту 2 технического задания Заказчику требуется аппарат «Искусственная почка» для гемодиализа и гемодиафильтрации. По мнению Заявителя, совокупности технических характеристик, указанных в пункте 2 технического задания соответствует только один аппарат - B.Braun Dialog+. В свою очередь Заказчик указывает, что пункту 2 технического задания соответствует B.Braun Dialog+ и Nipro Surdial X.

2.1 В соответствии с подпунктом 2.3.1 пункта 2 технического задания Заказчику требуется аппарат с «диапазоном пределов измерения давления» от не менее — 0 мм рт тс до не более + 390 мм рт ст. (венозное давление). В соответствии с техническими характеристиками B.Braun Dialog+ значение «пределы измерения давления» составляет от 20 мм рт тс до + 390 мм рт ст.

В соответствии с технической инструкцией Nipro Surdial X, представленной Заказчиком и Заявителем пределы измерения давления различаются. Согласно инструкции, представленной Заказчиком значение «диапазон пределов измерения давления» - 400 до + 400 мм рт ст.

Согласно инструкции, представленной Заявителем значение «диапазон пределов измерения давления» - 0 до + 390 мм рт ст. В ходе рассмотрения жалобы, из открытых источников в сети интернет, на сайте производителя аппарата Nipro Surdial X, размещены характеристики указанного аппарата, согласно которым «диапазон пределов измерения давления» составляет - 500 до + 500 мм рт. ст. (https://www.nipro.co.jp/en/business/device/renal/dialysis_machine/document/ surdial_x.pdf).

Таким образом, подпункту 2.3.1 пункта 2 технического задания «диапазон пределов измерения давления» соответствует только аппарат B.Braun Dialog+

2.2 В соответствии с подпунктом 2.5.1 пункта 2 технического задания Заказчику требуются аппарат с характеристикой «размер шприцев» 10 мл, 20 мл, 30 мл. В соответствии с техническими характеристиками аппарата B.Braun Dialog+ 2021-9240 5 («Б.Браун Авитум Руссланд») размеры шприцев составляют 10 мл, 20 мл, 30 мл. В соответствии с техническими характеристиками аппарата Nipro Surdial X размеры шприцев составляют 10 мл, 20 мл, 30 мл. Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что подпункту 2.3.1 пункта 2 технического задания соответствуют B.Braun Dialog+, Nipro Surdial X.

2.3 В соответствии с подпунктом 3.1 пункта 2 документации Заказчику требуется аппарат с «диапазоном скорости потока диализата» от не менее 100 до не более — 800 мл/мин с шагом не менее 100 мл/мин. В соответствии с техническими характеристиками B.Braun Dialog+ значение «скорость потока диализата» составляет от 300 до 800 мл/мин. В соответствии с техническими характеристиками Nipro Surdial X, представленной Заказчиком и Заявителем диапазоны скорости потока диализата различаются. Согласно инструкции, представленной Заказчиком значение «скорость потока диализата» составляет от 100 до 800 мл/мин с шагом 100 мл/мин. Согласно инструкции, представленной Заявителем значение «скорость потока диализата» составляет от 100 до 800 мл/мин с шагом 10 мл/мин. В ходе рассмотрения жалобы, из открытых источников в сети интернет, на сайте производителя аппарата Nipro Surdial X, размещены характеристики указанного аппарата, согласно которым «диапазон пределов измерения давления» составляет от 100 до 800 мл/мин рт. ст. (шаг не указан) (https://www.nipro.co.jp/en/business/device/renal/dialysis_machine/document/surdial_x.pdf).

Таким образом, подпункту 3.1 пункта 2 технического задания соответствует только аппарат B.Braun Dialog+.

2.4 В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 документации Заказчику требуется аппарат со следующими размерами (ШхВхГ) не более 510 х 1745 х 895 мм. В соответствии с техническими характеристиками аппарата B.Braun Dialog+ («Б.Браун Авитум Руссланд») размеры (ШхВхГ) составляют 510 х 1678 х 637 мм. В соответствии с техническими характеристиками аппарата Nipro Surdial X размеры (ШхВхГ) составляют 350 х 1627 (1767 — 2017) х 645. Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что подпункту 7 пункта 2 технического задания соответствуют B.Braun Dialog+, Nipro Surdial X.

2.5 Согласно подпункту 2.6 пункта 2 технического задания Заказчику требуется наличие «Совместимости с универсальными артериовенизными магистралями, диализаторами и бикарбонатами картриджами различных производителей». Заявитель утверждает, что данное требование технического задания является избыточным. Заказчик пояснил, что данный пункт включен в требования аукционной документации для того, чтобы исключить возможность предложения в заявке аппаратов «закрытого типа», наличие которых вынудит МАУЗ ОЗП ГКБ №8 приобретать указанный расходный материал только у производителя арендованного оборудования. При формировании технического задания Заказчик руководствовался функциональными и технологическими характеристиками товара, обеспечивающего проведение процедуры гемодиализа. Исключение хотя бы одной позиции из перечня сделает невозможным проведение комплекса медицинских процедур данного вида. Изучив, представленные материалы Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о том, что предоставляемое оборудование технологически связано между собой спецификой оказания комплекса медицинских процедур по проведению гемодиализа. В действиях Заказчика по указанию в документации требования к поставке оборудования «открытого типа» отсутствует нарушение Закона о закупках.

Таким образом, довод Заявителя о том, что совокупности технических характеристик, указанных в пункте 2 технического задания соответствует только один аппарат - B.Braun Dialog+ является обоснованным.

2.6 Согласно пункту 3 технического задания Заказчику требуется автоматизированная система водоподготовки с дуплексной системой предподготовки, модулем озоновой дезинфекции с возможностью работы в 4 смены круглосуточно. Заявитель считает, что требование «ячейка электродеионизации обработка» и «дезинфекция водораздаточнной петли и буферной емкости на модуле ЭДИ производится при помощи встроенной системы озонирования» являются избыточными. При формировании технического задания Заказчик руководствовался функциональными и технологическими характеристиками товара, обеспечивающего проведение процедуры гемодиализа. Заявителем не доказана избыточность указанных требований, изложенных в пункте 3 технического задания. Довод об ограничении конкуренции указанными требованиями не заявлялся. Комиссия признает довод не обоснованным.

3. Согласно пункту 5 технического задания Заказчику требуется Диализное кресло. Заявитель утверждает, что под требования технического задания и совокупности характеристик (угол наклона спинки) подходит лишь один производитель. Заказчик в ответе на запрос разъяснений документации пояснил, что диализное кресло Модель «Comfort-2 Eco» находится в свободной продаже.

Также Заказчик пояснил, что кресел с похожими характеристиками (высота, вес, размер, диаметр роликов, особенности регулировки моторов и сервоприводов и др) на рынке нет. Комиссия Челябинского УФАС России, изучив пояснения Заявителя и Заказчика пришла к выводу, что пункту 5 технического задания соответствует лишь одно кресло производства Digiterm Ltd модель «Comfort-2 Eco».

Следовательно, довод Заявителя является обоснованным. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 3 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках (при необходимости).

В соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 3 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках. Пунктом 6.1 части 3 Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о закупках, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работа, услугам, чтобы с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствует их потребности, а с другой стороны необоснованно не ограничить количество участников.

При этом Комиссия отмечает, что включение в закупочную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе в отсутствие обоснования специфики использования такого товара, является нарушением положений пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Как установлено на заседании Комиссии и следует из материалов жалобы, Заказчиком в пунктах 1, 2, 5 технического задания к аукционной документации, во исполнение приведенных положений Закона о закупках установлены требования к закупаемому товару и его технические характеристики. Проанализировав положения технического задания (пункты 1, 2, 5), Комиссией установлено, что совокупность характеристик, установленных в пунктах 1, 2, 5 технического задания аукционной документации свидетельствует о том, что заказчиком приобретается B.Braun Dialog+ (пункт 1, 2 технического задания), Digiterm Ltd модель «Comfort-2 Eco» (пункт 5 технического задания). Доказательств, свидетельствующих об обратном Заказчиком в материалы дела не представлено.

В этой связи Комиссия приходит к выводу, что, установив требования к закупаемому  товару, которые свидетельствует о его конкретном производителе, МАУЗ ОЗП ГКБ №8 нарушило пункт 2 части 1, пункт 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что в рамках рассмотрения жалобы № 074/07/3-1613/2021, МАУЗ ОЗП ГКБ №8 выдано предписание об устранении нарушений, указанных и выявленных в рамках рассмотрения настоящей жалобы.

В связи с чем, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания. На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «МедЭксМат» обоснованной.

2. Признать МАУЗ ОЗП ГКБ №8 нарушившим положения пункта 2 части 1, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки не выдавать.

4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия

Связанные организации

Связанные организации не указаны