Решение №ВЛ/16023/21 Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-3382/2021 по делу № 916-ж/2021 от 30 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление муниципальной собственности администрации Чебаркульского

городского округа

ул. Ленина, д. 13А, г. Чебаркуль,

Челябинская область, 456440

Администрация муниципального образования «Чебаркульский городской округ»

ул. Ленина, д. 13А, г. Чебаркуль,

Челябинская область, 456440

Общества с ограниченной ответственностью «РУСАГРО» ул. Космонавтов, д. 22 пом. I, ком. 3, г. Москва, 129301

АО «Единая Электронная

Торговая Площадка»

115114, г. Москва,

ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-3382/2021

по делу № 916-ж/2021

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 24 ноября 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 29 ноября 2021 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «РУСАГРО» (далее – ООО «РУСАГРО», заявитель) на действия заказчика при проведении электронных аукционов на приобретение экскаватора-погрузчика с гидромолотом УМС администрации ЧГО (извещение № 0369300008421000199), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа (далее – Администрации, Заказчик): действующей на основании Распоряжения Администрации Чебаркульского городского округа от 24.04.2019 № 196-р; действующих на основании доверенности № 23 от 22.11.2021; старшего юрисконсульта Управления – член контрактной службы , действующей на основании приказа Управления № 36 от 30.03.2021;

- представителя заявителя: действующего на основании доверенности № 001-11/999 от 09.11.2021,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 18.11.2021 поступила жалоба ООО «РУСАГРО» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение экскаватора-погрузчика с гидромолотом УМС администрации ЧГО (извещение № 0369300008421000199) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 22.10.2021 в 09:24.

Начальная (максимальная) цена контракта на приобретение экскаватора-погрузчика с гидромолотом УМС администрации ЧГО составляет 7 633 333,33 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 19.11.2021 10:00.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0369300008421000199 от 22.11.2021 на участие в аукционе поступило две заявки, которые признаны соответствующими аукционной документации и участники допущены к участию в аукционе.

Согласно протоколу проведения аукциона от 23.11.2021 снижение НМЦК составило 0,5 %.

На дату рассмотрения обращения контракт не заключен.

Доводы жалобы Заявителя заключаются в следующем.

  1. Заказчиком не установлены требования к обеспечению гарантийных обязательств, а также отсутствует условие о размере обеспечения гарантийных обязательств в проекте контракта.
  2. В Техническом задании установлено требование к поставщику о «Наличии авторизированных сервисных центров в радиусе не более 200 км от г. Чебаркуль Челябинской области».

По мнению Заявителя, Заказчик, установив в Техническом задании требование о конкретных местах проведения гарантийного ремонта, ограничил количество участников закупки.

  1. Заказчиком установлены требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, а именно, установлены технические характеристики закупаемого товара, соответствующие только одному производителю и модели техники – «TLB 825». По мнению Заявителя, нарушен принцип равноправия между участниками закупки - поставка техники любого другого производителя невозможна. В подтверждение данного довода приводим сравнительную таблицу технических характеристик, установленных Заказчиком и возможной к поставке техники, соответствующей по классу, мощности требуемой Заказчиком и находящейся в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (ввиду установления Заказчиком запрета в соответствии с Постановлением Правительства № 616 от 30.04.2020).

В подтверждение данного довода Заявителем в составе жалобы представлены сравнительные характеристики товаров различных производителей.

Заказчик представил письменные пояснения, указал следующее.

  1. Установление обеспечения гарантийных обязательств является правом Заказчика.
  2. Заказчик поясняет, что расстояние в 200 км указано исходя из того, что в данном радиусе находятся такие крупные города Челябинской области, как Челябинск, Златоуст, Миасс, Троицк.

По мнению Заказчика, приобретаемый экскаватор-погрузчик является сложным механизмом и для проведения регламентных работ по техническому обслуживанию требует наличие обученного персонала и специального оборудования. В г.Чебаркуль, где будет находится приобретаемый товар, нет ни одного предприятия, специализирующегося на оказании услуг по проведению регламентных работ по техническому обслуживанию. Выполнение собственными силами эксплуатирующего предприятия указанных работ приведет к отмене гарантийных обязательств со стороны Поставщика.

Поэтому, как поясняет Заказчик, в целях проведения указанных работ, которые в свою очередь являются обязательными, снижения затрат на перемещения экскаватора-погрузчика к специализированным предприятиям или доставки персонала специализированного предприятия к месту нахождения, а также недопущения ограничения участников закупки, указана необходимость наличия у Поставщика предусмотрено оспариваемое требование.

  1. Заказчик отмечает, что в Техническом задании допущены неточности по параметрам указанным в приложении №2 «Техническое задание» Раздел «Основные требования» Показатель: «Трансмиссия», значение показателя - «Механическая».

При этом, в разделе дополнительных требований предусмотрен показатель: «Коробка передач синхронизированная, с сервоуправлением», что, в свою очередь, допускает наличие автоматической трансмиссии на поставляемом экскаваторе-погрузчике.

По показателю «Смещение оси разгрузки, мм» в ходе исследования рынка Заказчиком установлено, что данный параметр составляет 1180 мм и соответствует значению показателя в приложении №2 «Техническое задание».

В подтверждение указанного Заказчиком предоставлен ответ на запрос коммерческого предложения от 22.11.2021 ООО «НАК Машинери».

Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает частично обоснованными.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

  1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

Согласно части 2.2 статьи 94 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 24.04.2020 № 124-ФЗ) Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта.

С учетом положений указанной нормы, установление требований об обеспечении гарантийных обязательств по контракту является правом, а не обязанностью Заказчика.

  1. В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Техническим заданием аукционной документации предусмотрено следующее: «Наличие авторизированных сервисных центров в радиусе не более 200 км от г.Чебаркуль Челябинской области».

Действующим законодательством не предусмотрены требования к наличию у Поставщика на каком-либо правовом основании сервисных центров по обслуживанию машин и оборудования, являющихся объектом закупки.

Частью 5 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Кроме того, статьями 469, 470, 475 ГК РФ определен порядок передачи товара, качество которого должно соответствует договору купли-продажи или который должен быть пригодным для целей, для которых товар такого рода обычно используется; указаны сроки и условия гарантийного обслуживания; прописаны последствия передачи товара ненадлежащего качества и другие нормы, определяющие гарантийное обслуживание закупаемого товара.

Из совокупности указанных норм следует, что в течение гарантийного срока товара, диагностика, обслуживание и ремонт товара производится продавцом или изготовителем товара согласно условиям гарантии, указанных в гарантийном талоне, выдаваемом продавцом при поставке товара.

Ограничение права поставщика осуществлять гарантийное обслуживание на территории любого субъекта РФ законодательно не предусмотрено.

Доказательства иного Заказчиком не представлено.

Кроме того, на заседании Комиссии Заказчиком выражены опасения, что несмотря на наличие в контракте гарантийных обязательств, они могут быть не исполнены.

Комиссия отмечает, что данный вопрос мог быть решен заказчиком путем реализации права установить обеспечения гарантийных обязательств, которым Управление не воспользовалось.

В этой связи, установление в Техническом задании аукционной документации требования о наличии у Поставщика авторизированных сервисных центров в радиусе не более 200 км от г.Чебаркуль Челябинской области, не соответствует части 2 статьи 8, части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Довод жалобы Заявителя в указанной части является обоснованным.

  1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении подрядчика.

Извещением о проведении электронного аукциона для закупки № 0369300008421000199 объектом закупки является приобретение экскаватора-погрузчика с гидромолотом.

Пунктом 4 информационной карты аукционной документации установлено, что наименование, характеристики, ассортимент и количество Товара указаны в Спецификации Приложение №1) и Техническом задании (Приложение №2).

    1. Приложением № 2 к документации об электронном аукционе (Спецификацией) установлены, в том числе, следующие показатели и значения показателей:

Показатель: «Трансмиссия», значение показателя - «Механическая».

При этом, в разделе дополнительных требований предусмотрен показатель: «Коробка передач синхронизированная, с сервоуправлением» что допускает наличие автоматической трансмиссии на поставляемом экскаваторе-погрузчике.

В этой связи, описание объекта закупки носит противоречивый, взаимоисключающий характер, что может привести к невозможности предложить к поставке товар, соответствующий действительной потребности заказчика.

    1. Заявителем в составе жалобы представлены сравнительные характеристики товаров различных производителей, содержащие ссылки на официальные сайты компаний – изготовителей погрузчиков рассматриваемого сегмента:

 

наименование показателя, установленное Заказчиком

Параметры и условия требования к товару Заказчика в соответствии с Техническим заданием

TLB 825

ELAZ 880

BOBCAT B780

ЧЛМЗ 310.1

трансмиссия

механическая

механическая

механическая

автоматическая

механическая

Двигатель Рабочий объем, л

не менее 4,4 - не более 4,6

4,4

4,4

4,4

4,75

Колесная база, мм.

не менее 2130

2130

2100

2230

2280

Дорожный просвет, мм

не менее 360

400

400

400

320

Масса, кг

не менее 8000

8030

8200

8700

7700

Расход насосов л/мин

не менее 140

142

154

154

108

Смещение оси разгрузки, мм

не менее 1160

1286

1120

1120

1180

 

https://rus-ap.ru/file/umg/eks-pogr-umg.pdf

https://www.t-s-c.ru/upload/tech/pdf/ELAZ-BL-888.pdf

https://bobcatrussia.ru/catalog/ekskavatory-pogruzchiki/bobcat-b780/

http://www.chlmz.ru/modules/mytechnik/item.php?itemid=32

Из данной сравнительной таблицы, а также информации, размещенной на официальных сайтах производителей погрузчиков моделей TLB 825, ELAZ 880, BOBCAT B780, ЧЛМЗ 310.1, следует, что совокупности всех оспариваемых характеристик, указанных в Техническом задании, соответствует погрузчик TLB 825 единственного производителя – компании UMG СДМ.

По показателю «Колесная база, мм» установлено требование «не менее 2130мм», при условии, что в модели TLB 825 параметры указанного показателя составляют 2130мм, а у модели ELAZ 880 – 2100мм. При этом, представители Заказчика на заседании Комиссии не смогли ответить на вопрос о принципиальной разнице между установленными параметрами, составляющими 30мм.

По показателю «Смещение оси разгрузки, мм» установлено требование «не менее 1160мм», при условии, что в модели TLB 825 параметры указанного показателя составляют 1286мм, а у модели ELAZ 880 – 1120мм. При этом, представители Заказчика на заседании Комиссии не смогли ответить на вопрос о принципиальной разнице между установленными параметрами, составляющими 166мм, а также представить обоснование необходимости указания конкретных значений данных параметров, не представлено нормативного правового обоснования, а также доказательств, подтверждающих на влияние указанных характеристик с заданными параметрами на технологические и потребительские свойства объекта закупки.

В этой связи, установление указанных параметров не носит объективный характер.

Также Комиссия отмечает, что из содержания первых частей заявок на участие в аукционе следует, что оба участника закупки предложили к поставке товар модели TLB 825, страна происхождения Россия.

    1. Заказчик в своих пояснениях указывает на наличие на соответствующем товарном рынке погрузчиков нескольких различных производителей, обладающих всей совокупностью оспариваемых характеристик.

В качестве обоснования Заказчиком предоставлен ответ на запрос коммерческого предложения от 22.11.2021 ООО «НАК Машинери», являющегося, исходя из информации, размещенной на сайте www.bobcatrussia.ru в информационно-коммуникационной сети «Интернет», официальным представителем производителя DOOSAN BOBCAT EMEA s.r.o.

Комиссия отмечает, что на представленной распечатке электронного письма отсутствует собственноручная подпись представителя ООО «НАК Машинери», а также заказчиком не представлены документы, подтверждающие право подписи официальных документов от имени указанного юридического лица.

Кроме того, наличие всех характеристик, являющихся предметом рассмотрения по настоящей жалобе, представленным письмом не подтверждается.

При этом, из содержания указанного письма следует, что страной происхождения погрузчика, который может быть предложен данным производителем, является Турция.

В соответствии с пунктом 7 аукционной документации установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее также – Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616).

Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень) на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) установлен запрет.

Следовательно, поскольку указанный погрузчик не включен в реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации и с учетом установленного в пункте 7 документации об аукционе запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, участники с предложением данного товара не смогут принимать участие в рассматриваемой закупке.

Из совокупности указанного в пунктах 3.1-3.3. настоящего решения, описание объекта закупки противоречит пунктам 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

Комиссия считает целесообразным выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе об отмене аукциона.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «РУСАГРО» на действия заказчика при проведении электронных аукционов на приобретение экскаватора-погрузчика с гидромолотом УМС администрации ЧГО (извещение № 0369300008421000199) обоснованной в части описания объекта закупки и требования о наличии авторизированных сервисных центров.

2. Признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 8, пунктов 1 и 2 части 1, частей 2 и 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии 

Члены Комиссии 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны