Решение (комиссия) №ВЛ/546/24 решение по делу № РНП-74-15/2024 от 18 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

решение по делу № РНП-74-15/2024

 

Управление по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области

456618, Челябинская область,

г. Копейск,

ул. Ленина, 52

 

Муниципальное казенное учреждение Копейского городского округа «Управление закупок и обеспечения»

456618, Челябинская область,

г. Копейск,

ул. Борьбы, 14

 

Индивидуальному предпринимателю

<...>

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-33/2024

(№ РНП-74-15/2024)

об отказе во включении сведений в Реестр недобросовестных

поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 16 января 2024 года

В полном объеме решение изготовлено 17 января 2024 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия), в составе:

 

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Фадеевой Н.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

Черенковой Е.Б.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области (далее – Управление, заказчик) о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе <...> (далее – ИП <...>, индивидуальный предприниматель, участник закупки, поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта № 428 на поставку стульев на металлическом каркасе от 29.09.2023, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку стульев на металлическом каркасе (извещение № 0869600056223000428) (далее – аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области <...> (до объявления перерыва), действующих на основании доверенностей №№ 1/24, 2/24 от 15.01.2023;

- представителя Муниципального казенного учреждения Копейского городского округа «Управление закупок и обеспечения» (далее – МКУ КГО «Управление закупок и обеспечения», уполномоченное учреждение) <...>, действующего на основании доверенности № 4 от 01.02.2023;

- представителя ИП <...>, действующего на основании доверенности б/н от 30.10.2023,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 10.01.2024 поступило обращение Управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП <...> в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта № 428 на поставку стульев на металлическом каркасе от 29.09.2023, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку стульев на металлическом каркасе (извещение № 0869600056223000428) в порядке, определенном статьей 104 Закона о контрактной системе.

Согласно материалам дела Управлением объявлен аукцион путем размещения уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 07.09.2023 в 13:46 извещения о проведении закупки.

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 125 000,00 рублей.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону № 0869600056223000428 от 18.09.2023.

Контракт № 428 на поставку стульев на металлическом каркасе заключен 29.09.2023.

Из обращения Управления следует, что поставщиком товар поставлен, но с нарушением сроков, установленных контрактом, не соответствующий условиям контракта. Обстоятельство неустранения поставщиком нарушений условий контракта, а также несвоевременная поставка товара явились причиной принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

 

Изучив представленные документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно пункту 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.

Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе определено, что информация, указанная в пунктах 10 и 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем расторжения контракта. При этом, если в соответствии с Законом о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписано с использованием единой информационной системы, такой документ, а также информация, содержащаяся в нем и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения.

Между Управлением по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области и ИП <...>, 29.09.2023 заключен контракт № 428 на поставку стульев на металлическом каркасе (далее - контракт).

Согласно пункту 1.1 контракта поставщик обязуется поставить стулья на металлическом каркасе (далее - товар), а заказчик обязуется принять и оплатить товар, в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.

В силу пункта 1.2 контракта наименование, количество и иные характеристики поставляемого товара указаны в спецификации (Приложение № 1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью контракта.

Цена Контракта составляет 798750 (семьсот девяносто восемь тысяч семьсот пятьдесят) рублей 00 копеек, НДС не облагается (пункт 2.1 контракта).

В соответствии с пунктом 3.1 контракта поставщик самостоятельно доставляет товар заказчику по адресам поставки товара, перечень которых указан в Приложении № 2 к контракту, в срок с 10 ноября 2023г. по 24 ноября 2023г. Поставщик не менее чем за 2 рабочих дня до осуществления поставки товара направляет в адрес заказчика уведомление о времени и дате доставки товара в место доставки.

Согласно установленному контрактом порядку приемки товара: приемка товара осуществляется путем передачи поставщиком товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида товара, а также иных документов, подтверждающих качество товара (пункт 3.2 контракта); заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах поставщика (пункт 3.3 контракта); для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе (пункт 3.4 контракта); приемка результатов поставленного товара осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику в те же сроки заказчиком направляется мотивированный отказ от подписания такого документа, в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов поставленного товара заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения. Поставщик формирует в единой информационной системе документ о приемке товара не позднее одного рабочего дня до предполагаемой даты поставки товара. Документ о приемке должен содержать: а) …; б) наименование поставленного товара; в) наименование страны происхождения поставленного товара; г) информацию о количестве поставленного товара; д) …; ж) иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о контрактной системе. К документу о приемке могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью в соответствии с Законом о контрактной системе (пункт 3.5 контракта); документ о приемке, подписанный поставщиком, не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.3.5 контракта автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику документа о приемке, подписанного поставщиком, считается дата размещения такого документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик (пункт 3.6 контракта); заказчик не позднее 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с п.3.6 контракта, осуществляет одно из следующих действий: а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке; б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа (пункт 3.7 контракта).

Предусмотренной пунктом 4.3.5 контракта обязанностью заказчика является обязанность провести экспертизу поставленного товара для проверки его соответствия условиям контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.

Пунктами 12.1, 12.2 контракта установлено, что контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует по 31 декабря 2023 г. Окончание срока действия контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств сторон по контракту. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно спецификации (Приложение № 1 к контракту) заказчик приобретает стулья на металлическом каркасе в количестве 300 шт. со следующими характеристиками: наличие мягкого сиденья-да; наличие мягкой спинки-да; наличие подлокотников-нет; наличие пюпитра-нет; складная конструкция-да; форма основания-ножки; вид материала каркаса-металл; вид каркаса-трубчатый; покрытие каркаса-хром; основа сиденья и спинки-клеёная фанера; толщина основы сиденья и спинки-10 мм; вид материала обивки спинки-искусственная кожа, без швов; вид материала обивки сидения-искусственная кожа, без швов; цвет изделия- тёмно-серый; внутреннее наполнение-пенополиуретан; толщина ППУ сиденья-50 мм; толщина ППУ спинки-20 мм; наличие на ножках пластиковых защитных антискользящих накладок-да; высота стула 790 мм; глубина сиденья 540 мм ; ширина сиденья 410 мм; вес 5,5 кг; максимальная нагрузка 120 кг.

Адреса поставки, согласно Приложению № 2 к контракту, 456688, Челябинская область, Копейский городской округ, поселок Заозерный, ул. Проектная, д.19В (200шт); 456658, Челябинская область, Копейский городской округ, село Синеглазово, ул. Кольцевая, д.17 (100шт).

В материалах дела представлена переписка между заказчиком и Обществом по вопросам исполнения контракта.

Счет на оплату № 119 датирован 27.11.2023.

Универсальный передаточный документ также датирован 27.11.2023.

Представители сторон пояснили, что 27.11.2023 поступили документы, но товар поставлен не был. Товар поставлен 06.12.2023.

Заключением проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом от 06.12.2023 комиссия заказчика в составе 6 человек пришла к выводу, что качество и объем товара, поставленного 06.12.2023 не соответствует условиям контракта, нарушены сроки поставки, имеются претензии к качеству и объему поставленного товара. В акте о несоответствии поставленного товара спецификации заказчик указал, что материал каркаса – металл с элементами проступающей ржавчины, некачественные сварные швы, вид каркаса – трубчатый, но погнутый, с отсутствием защитных заглушек. Также претензии имелись к покрытию каркаса, основе сиденья и спинки, материалу обивки спинки, материалу обивки сидения, цвету изделия, максимальной нагрузке, количеству. Указано, что товар не отгружен водителем и возвращен на склад в транспортную компанию.

Кроме того, в ЕИС мотивированный отказ размещен заказчиком 12.12.2023.

В требовании от 12.12.2023 № 31826-ж Управление, сославшись на факты поступления документов и поставки товара, высказал претензии в отношении помятости, порванности коробок, отсутствия маркировки, потребовал устранить нарушения и поставить товар в течение 3 рабочих дней, уплатить начисленную сумму штрафа.

Несогласие с требованием заказчика индивидуальный предприниматель изложил в письме б/н, б/д (со слов представителей сторон направлено и получено заказчиком 18.12.2023).

Решение заказчика от 20.12.2023 № 32605-ж об одностороннем отказе от исполнения контракта принято Управлением по имуществу и земельным отношениям администрацией Копейского городского округа, а также сформировано с использованием единой информационной системы 20.12.2023.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта является 20.12.2023. Контракт расторгнут 10.01.2024, информация о расторжении контракта размещена заказчиком 10.01.2024.

Таким образом, Управлением по имуществу и земельным отношениям администрацией Копейского городского округа соблюден порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренный Законом о контрактной системе.

Принимая во внимание, что представители заказчика озвучили претензии не только к качеству поставленного товара, но и к его количеству. Из совокупности представленных сторонами сведений, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что у заказчика имелись основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Важно, что основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение исполнителем (стороной по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведении, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушение обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.

С учетом характера правовых последствий включения индивидуального предпринимателя в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий подрядчика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).

Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и договором.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как следует из документов, представленных на заседание Комиссии, индивидуальный предприниматель предпринимал действия, направленные на исполнение контракта, а именно: поставил товар.

Челябинское УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке.

Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для муниципальных нужд, к тому же в совместной процедуре, и подавая соответствующую заявку, индивидуальный предприниматель несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (исполнителем).

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

ИП <...> нарушены условия контракта, товар в соответствии с обязательствами, принятыми на себя поставщиком в соответствии с условиями контракта, поставлен с нарушением срока поставки, с нарушениями, которые не устранены в установленный заказчиком срок.

Действия ИП <...> явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность Управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области в стульях на металлическом каркасе не удовлетворена.

При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 № 15-П).

Как следует из документов, представленных на заседание Комиссии, поставщик ИП <...>осуществлял действия, направленные на исполнение контракта (осуществил поставку товара), что не свидетельствует о недобросовестности действий поставщика, а указывает на осуществление индивидуальным предпринимателем попытки исполнить контракт.

Принимая во внимание указанные факты и совокупности обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП <...>

 

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Управлением по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области об ИП v (ИНН <...>) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

В.А. Ливончик

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

Н.В. Фадеева

 

 

 

 

 

Е.Б. Черенкова

 

 

 

 

 

2024-657

 

 

Связанные организации

МКУ Копейского городского округа «Управление закупок и обеспечения»
ИНН 7430036971, ОГРН 1227400010485
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
Управление по имуществу и земельным отношениям Администрации Копейского ГО
ИНН 7411003610, ОГРН 1027400780626
ИП Кузина Ирина Вадимовна
ИНН 165916231006, ОГРН 323169000057391