Решение по жалобе б/н Решение по жалобе № 074/10/18.1-2107/2023 от 20 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление наружной рекламы и информации Администрации

города Челябинска

ул. Воровского, д. 2, оф. 405,

г. Челябинск, 454092

ООО «Рекламная фирма «Армада Аутдор»

ул. Молодогвардейцев, д. 32, пом. 2,

г. Челябинск, 454014

АО «Сбербанк-АСТ» Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9,
г. Москва, 119435

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 074/10/18.1-2107/2023

«15» сентября 2023 года                                                                                г. Челябинск, ул. Ленина, 59

Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

при рассмотрении жалобы ООО «Рекламная фирма «Армада Аутдор» (далее – Заявитель) на неправомерные действия Управления наружной рекламы и информации Администрации города Челябинска (далее - Управление, организатор торгов),

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на неправомерные действия Управления при организации и проведении аукциона по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в виде экранов, номер процедуры SBR012-2308040057, лот № 9 (далее - Аукцион, торги).

В качестве доводов Заявитель в жалобе указал следующее.

ООО «Рекламная фирма «Армада Аутдор» полагает незаконным включение в схему размещения рекламных конструкций места для установки и эксплуатации рекламной конструкции - экрана, расположенного по адресу: пр. Комсомольский, 70А/2 – ул. Ворошилова и включение указанного экрана в состав лота № 9 при организации Аукциона, поскольку по данному адресу установлена и эксплуатируется рекламная конструкция (сити-формат), принадлежащая ООО «Рекламная фирма «Армада Аутдор» на основании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 17.07.2023 № 121.

При этом, предполагаемое место размещения экрана расположено в непосредственной близости от установленной рекламной конструкции сити-формата и остановочного комплекса, в составе которого имеется рекламная конструкция.

По мнению Заявителя, предполагаемое место установки экрана будет располагаться менее чем в 60 м от ближайшей рекламной конструкции сити-формата. Указанная частота расположения рекламных конструкций крупного формата избыточна и может привести к перегруженности информационного пространства, а также к ухудшению архитектурного облика сложившейся застройки Комсомольского проспекта.

ООО «Рекламная фирма «Армада Аутдор» указано, что схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.

Соответственно, Заявитель указывает на недопустимость установки и эксплуатации рекламных конструкций, перекрывающих другие конструкции, в связи с чем рекламная конструкция - экран, расположенный по адресу: пр. Комсомольский, 70А/2 – ул. Ворошилова подлежит исключению из схемы размещения рекламных конструкций и, соответственно, не может быть предметом Аукциона по лоту № 9.

Несмотря на отсутствие в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) запрета на объединение в один лот рекламных конструкций, расположенных в нескольких местах, подобное объединение должно быть осуществлено таким образом, чтобы не была ограничена конкуренция по доступу на рынок услуг по распространению рекламы (разъяснение ФАС России от 26.10.2012 № АК/35008).

Такие же выводы согласуются с подходом Верховного Суда Российской Федерации, отраженным в определениях от 18.03.2022 № 307-ЭС-1637 и от 11.03.2022 № 307-ЭС22-837.

Управлением представлены письменные пояснения и документы (вх. № 11752/23 от 05.09.2023, № 12066/23 от 12.09.2023) и на заседании Комиссии указано следующее.

Оценка возможности размещения рекламной конструкции оценивается уполномоченным органом - Управлением по архитектурно-градостроительному проектированию города Челябинска (далее – УАГП) в каждом случае индивидуально.

Действующее законодательство не содержит критериев оценки уровня конструктивной композиционно-графической проработки проектной документации на установку рекламной конструкции, которая свидетельствовала бы о нарушении внешнего архитектурного облика сложившейся застройки. Кроме того, Управлением указано об отсутствии установленных критериев расстояния между конструкциями.

Управлением получены все предусмотренные законодательством согласования, необходимые для внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций.

Размер рекламной конструкции заявителя (сити-формат высотой 2,47 м) и размер конструкции, расположенной по адресу: пр. Комсомольский, 70А/2 – ул. Ворошилова (высота опоры, на которой будет располагаться непосредственно экран - 4,5 м) свидетельствуют о невозможности перекрытия одной конструкции.

Кроме того, рекламные конструкции разного формата и рассчитаны на разную целевую аудиторию с учетом их высоты и размеров информационного поля: сити-формат рассчитан на пешеходов, экран - для восприятия с проезжей части.

Изучив представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

ООО «Рекламная фирма «Армада Аутдор» заявку на участие в Аукционе по лоту № 9 не подавало.

Вместе с тем, ООО «Рекламная фирма «Армада Аутдор» полагает незаконным включение места размещения экрана по адресу: пр. Комсомольский, 70А/2 – ул. Ворошилова в состав лота № 9, ввиду расположения в непосредственной близости от него отдельно стоящей конструкции сити-формата, принадлежащего Заявителю, в связи с чем общество полагает, что права и законные интересы ООО «Рекламная фирма «Армада Аутдор» могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

На основании изложенного, жалоба ООО «Рекламная фирма «Армада Аутдор» подлежит рассмотрению.

Частью 5 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами названного Федерального закона и гражданского законодательства.

В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 названной статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Согласно части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Для целей названной статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.

Положение о порядке распространения наружной рекламы и информации в городе Челябинске утверждено решением Челябинской городской Думы от 27.02.2018 № 38/27 (далее – Положение о порядке распространения наружной рекламы).

Согласно пункту 55 Положения о порядке распространения наружной рекламы Управление рассматривает обращение в сроки, установленные законодательством, и принимает решение о возможности предоставления рекламного места для установки и эксплуатации рекламной конструкции с извещением заявителя в письменной форме.

В случае принятия Управлением решения о заключении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключение договора осуществляется на основе торгов в порядке, установленном Положением о порядке организации и проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности.

Пунктом 56 Положения о порядке распространения наружной рекламы установлено, что торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в муниципальной собственности или собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, в том числе переданном в аренду, хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление, после утверждения схем размещения рекламных конструкций проводятся только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Положение о порядке организации и проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Челябинска, утверждено решением Челябинской городской Думы от 25.12.2018 № 48/25 (далее - Положение).

Согласно пункту 3 Положения торги проводятся в форме аукциона в электронной форме. Предметом аукциона является право на заключение договора. Аукцион является открытым по составу участников и форме подачи заявок.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 7 Положения организатор аукциона принимает решение о проведении аукциона, устанавливает перечень и состав лотов, выставляемых на аукцион.

Постановлением Администрации города Челябинска (далее - Администрация) от 01.10.2020 № 415-п утверждена Схема размещения рекламных конструкций на территории города Челябинска (далее - Схема).

Постановлением Администрации от 03.08.2023 № 452-п внесены изменения в Схему, согласно которым в Схему включена рекламная конструкция – экран, расположенный по адресу: Комсомольский пр./ул. Ворошилова (сектор 15-Е).

Приказом Управления от 04.08.2023 № 54 принято решение о проведении аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - Аукцион).

Извещение о проведении Аукциона размещено на электронной площадке Сбербанк-АСТ https://www.sberbank-ast.ru/ (номер процедуры SBR012-2308040057).

Согласно документации о проведении Аукциона предметом торгов по лоту № 9 являются рекламные конструкции, вид – экран, расположенные по следующим адресам:

- ул. Университетская Набережная, 50/ост. «Наркома Малышева», размер 3,00 м*6,00м, площадь 18 кв. м, количество сторон 2 (сторона А - экран);

- ул. 250-летия Челябинска, 27, размер 3,00 м*6,00м, площадь 18 кв. м, количество сторон 12 (сторона А - экран);

- Комсомольский пр., 70А/2 (из центра) и ул. Ворошилова (сторона А- экран), размер 3,00 м*6,00м, площадь 18 кв. м, количество сторон 2;

- ул. Болейко/ пр. Победы, 151б, размер 3,00 м*6,00м, площадь 18 кв. м, количество сторон 1;

- Копейское шоссе/ ул. Машиностроителей, размер 3,00 м*6,00м, площадь 18 кв. м, количество сторон 1;

- ул. Чичерина/ ул. Салавата Юлаева, 6;

- Новоградский пр./ ул. Петра Сумина, из центра (сторона А - экран), размер 3,00 м*6,00м, площадь 18 кв. м, количество сторон 2.

Начальная цена договора – 337 500,00 руб., срок договора – 10 лет.

Приказом Управления от 22.08.2023 № 57 в извещение о проведении Аукциона внесены изменения, в частности из лота № 9 исключена рекламная конструкция, расположенная по адресу: ул. Университетская Набережная, 50/ост. «Наркома Малышева». Начальная цена договора составляет 278 100,00 руб.

Заявителем указывается о неправомерности включения в Схему места размещения рекламной конструкции по адресу: Комсомольский пр., 70А/2 (из центра) и ул. Ворошилова и, соответственно, проведения Аукциона по лоту № 9.

В силу положений статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает порядок организации и проведения обязательных торгов, заключения договоров по результатам торгов.

При этом вопрос правомерности включения места размещения рекламной конструкции в Схему не относится к процедуре проведения торгов и не подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Более того, действия органа местного самоуправления города Челябинска по включению в Схему места размещения рекламной конструкции – экрана, расположенного по адресу: Комсомольский пр., 70А/2 (из центра) и ул. Ворошилова, до принятия решения о проведении Аукциона Заявителем не обжалованы, в том числе в судебном порядке.

Принимая во внимание нахождение в Схеме места размещения рекламной конструкции – экрана, расположенного по адресу: Комсомольский пр., 70А/2 (из центра) и ул. Ворошилова, действия Управления по включению указанной рекламной конструкции в лот № 9 при проведении Аукциона, соответствуют действующему законодательству.

Заявитель указывает о нарушении Управлением статьи 17 Закона о защите конкуренции ввиду объединения рекламных конструкций, расположенных в нескольких местах в один лот.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 17.07.2019 № ИА/61348/19, орган местного самоуправления вправе самостоятельно определить собственные способы формирования лотов и методику расчета размера платы по договору за размещение рекламной конструкции.

Тем самым, полномочиями по формированию лотов при организации торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обладает Управление, которое самостоятельно правомочно определять места для установки и эксплуатации рекламных конструкций.

По мнению ФАС России, укрупнение выставляемых на торги лотов (объединение в один лот множества рекламных конструкций) не должно способствовать созданию на территории региона, в котором будут проводиться торги, условий для осуществления хозяйственной деятельности, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в соответствии с требованиями части 1 статьи 15, статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Порядок формирования лотов должен носить недискриминационный характер, предусматривать возможность установки в нескольких местах различных типов и видов рекламных конструкций, учитывать различия формирования цены договоров, в том числе различие стоимости размещения рекламных конструкций по их территориальному размещению, типу и виду рекламных конструкций, может учитывать технологические особенности и сходство установки и эксплуатации рекламных конструкций, иные параметры, способствующие развитию конкуренции и рыночных отношений в сфере наружной рекламы, снижению избыточной финансовой нагрузки на бизнес, а также созданию равных условий для осуществления хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности в сфере наружной рекламы на территории региона, в котором проводятся торги.

При этом сам факт укрупнения лотов не является признаком нарушения антимонопольного законодательства и не обязательно приводит к ограничению конкуренции.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 01.09.2023 к участию в торгах по лоту № 9 допущено 10 участников:

- ООО «Доходное место» (Челябинская область, г. Магнитогорск);

- ООО «Урал Стрит» (Алтайский край, г. Барнаул);

- ООО «Карус» (г. Челябинск);

- ООО «ГОСТ» (Республика Мордовия);

- ООО «АПР-СИТИ/ТВД» (г. Москва);

- ООО «Русс Аутдор» (г. Москва);

- ООО «Медиатрон» (Краснодарский край, г. Краснодар);

- ООО «Мир» (г. Нижний Новгород);

- ООО «Инсайт Медиа» (Республика Татарстан, г. Казань);

- ООО «АТЛ Компания» (г. Челябинск).

Таким образом, принимая во внимание намерение 10 хозяйствующих субъектов участия в Аукционе по лоту № 9, в рассматриваемом случае невозможно прийти к выводу о недопущении, ограничении и устранении конкуренции при формировании указанного лота.

Заявителем указана практика, подтверждающая, по мнению ООО «Рекламная фирма «Армада Аутдор», неправомерность объединения Управлением в один лот 6 рекламных конструкций в различных местах города Челябинска (определения Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2022№ 307-ЭС22-1637 и от 11.03.2022 № 307-ЭС22-837).

Вместе с тем, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2022 № 307-ЭС22-1637 указано о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка в связи с объединением в один лот 114 лесных участков, находящихся в 29 участковых лесничествах, расположенных в разных районах Тверской области.

В определении Верховного Суда РФ от 11.03.2022 N 307-ЭС22-837 по делу № А56-114280/2019 суд пришел к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих правомерность объединения нескольких значительных по площади административно-территориальных районов города Санкт-Петербург в одну закупку на выполнение работ по содержанию дорог общего и необщего пользования, тогда как указанное укрупнение лотов увеличило суммы обеспечения заявок и контрактов и создало дополнительный административный барьер для доступа на товарный рынок.

Таким образом, Комиссия отмечает, что указанная Заявителем практика Верховного Суда Российской Федерации, отраженная в определениях от 18.03.2022 № 307-ЭС22-1637 и от 11.03.2022 № 307-ЭС22-837, основана на иных обстоятельствах дела и не может быть применима в рассматриваемом случае.

На основании изложенного, Комиссией не установлено нарушение порядка организации Аукциона ввиду включения в состав лота № 9 рекламной конструкции – экрана, расположенного по адресу: Комсомольский пр., 70А/2 (из центра) и ул. Ворошилова, а также включения в состав данного лота 6 рекламных конструкций, расположенных в различных местах города Челябинска.

При этом вопрос соответствия включения в Схему места расположения рекламной конструкции – экрана, расположенного по адресу: Комсомольский пр., 70А/2 (из центра) и ул. Ворошилова, требованиям антимонопольного законодательства подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 9 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Рекламная фирма «Армада Аутдор» необоснованной.

2. Передать соответствующему структурному подразделению Челябинского УФАС России материалы для рассмотрения вопроса о наличии (отсутствии) в рассматриваемых действиях Управления признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии       <…>

Члены Комиссии:                  <…>

                                             <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны