Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-958/2020 от 15 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ООО «Индустрия Чистоты»

454028, Челябинская обл., г. Челябинск,

ул. Трактовая (АМЗ), д. 26

info@stirka74.ru

stirka74@mail.ru

Государственное автономное учреждение здравоохранения «Дезинфекционный центр Челябинской области»

454021, Челябинская обл., г. Челябинск,

ул. Татищева, 249, 2,

center-prachka@mail.ru

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 074/07/3-958/2020

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 12 мая 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено 15 мая 2020 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (далее - Комиссия) в составе:

Председатель

Комиссии:

<…>

-

руководитель Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>

-

заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу № 074/07/3-958/2020 ООО «Индустрия Чистоты» от 24.04.2020 вх. № 5746 на действия (бездействие) заказчика Государственного автономного учреждения здравоохранения «Дезинфекционный центр Челябинской области» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по стирке белья с I, II степени загрязнения, дезинфекции, сушке, глажению (извещение № 32009074747),

УСТАНОВИЛА:

Заказчиком в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 32009074747 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по стирке белья с I, II степени загрязнения, дезинфекции, сушке, глажению.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 29.04.2020 в 08:00 (по местному времени).

Дата подведения итогов: 30.04.2020 (МСК+2).

В адрес Челябинского УФАС России 24.04.2020 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, выразившиеся в нарушении порядка проведения закупки (извещение № 32009074747).

Заявитель в жалобе указывает следующее.

  1. В соответствии с техническим заданием Заказчиком установлены следующие требования к качеству оказываемых услуг.

«Обработка белья должна производиться в соответствии с действующими нормами и правилами для стирки и обработки белья в медицинских учреждениях:

- СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 10.06.2010 № 65;

- МУ 3.5.736-99 от 16.05.99 «Технология обработки белья в медицинских учреждениях»;

- «Инструкция по технологии обработки белья медицинских учреждений на фабриках прачечных» № 121-6\125-5 от 07.04.1986 г.».

Кроме того, Заказчик указывает, что:

- при оказании услуг должны использоваться моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные на территории Российской Федерации;

- дезобработка должна осуществляться с использованием дезинфицирующих средств, относящихся к классу малоопасных веществ, предназначенных для применения в лечебно-профилактических учреждениях, обладающих бактерицидными, туберкулоцидными, вируцилидными (тестированных на вирусах полиомиелита, гепатита В и ВИЧ) и функциональными свойствами;

- при оказании услуг исполнитель должен осуществлять бактериологический контроль за качеством обработки белья, который основан на обнаружении санитарно-показательных микроорганизмов в смывах, взятых со всех видов белья, хранящегося на складе чистого белья.

Аналогичные требования содержит проект договора, заключаемого по результатам проведения аукциона.

Заявитель указывает, что дезинфектология является видом работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (включена в соответствующий перечень).

И, соответственно, в соответствии с законодательством о лицензировании деятельность, связанная с оказанием услуг по дезинфекции, подлежит лицензированию.

Таким образом, для оказания Заказчику необходимых услуг в соответствии с предъявляемыми им требованиями наличие у исполнителя лицензии на осуществление деятельности по дезинфекции является обязательным.

Вместе с тем, требование о наличии соответствующей лицензии у исполнителя Заказчиком в закупочной документации не установлено.

  1. Заказчиком в извещении и закупочной документации указаны различные сведения о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

В частности, согласно закупочной документации окончание срока подачи заявок – 29.04.2020 в 08 часов 00 минут. А согласно извещению срок подачи заявок истекает 29.04.2020 в 12 часов 00 минут.

Заказчик с доводами Заявителя не согласился, представил пояснения.

Законный представитель ООО «Индустрия Чистоты», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в заседании Комиссии участия не принял, направил представителя по доверенности.

Законный представитель Государственного автономного учреждения здравоохранения «Дезинфекционный центр Челябинской области», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в заседании Комиссии участие принял.

Изучив представленные материалы жалобы, заслушав пояснения, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

ООО «Индустрия Чистоты» не подавало заявку на участие в запросе предложений, направило жалобу в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие, таким образом, Заявитель был вправе подать жалобу на действия Заказчика.

Законом о закупках установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией Челябинского УФАС России установлено следующее.

Заказчиком в ЕИС и на торговой площадке РТС-тендер размещен аукцион в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по стирке белья с I, II степени загрязнения, дезинфекции, сушке, глажению. Аукцион в электронной форме проводился в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУЗ «Дезинфекционный центр Челябинской области», Законом о закупках.

  1. В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Заказчик указывает, что целью деятельности учреждения является осуществление мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических мероприятий в соответствии с законодательством.

Основные виды деятельности учреждения - организация и проведение заключительной камерной дезинфекции, дезинсекции, дератизации в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний и в условиях чрезвычайной ситуации.

Поэтому являясь учреждением здравоохранения Заказчик должен проводить свою деятельность в соответствии с санитарными нормами и методическими указаниями, касающимися деятельности медицинской организации. Поэтому в техническом задании следующие требования к качеству оказываемых услуг:

- СанПин 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудования, содержания и режиму работы прачечных, утвержденных постановлением Главного государственного врача от 10.06.2010 № 65»;

- МУ 3.5.736-99 от 16.05.1999 «Технология обработки белья в медицинских учреждениях»;

- Инструкция по технологии обработки белья медицинских учреждений на фабричных прачечных от 07.04.1986 № 121-6/125-5.

Помимо основных видов деятельности для достижения цели, учреждение вправе заниматься следующими видами деятельности, приносящими доход: организация бельевого режима (под бельевым режимом понимается сбор, хранение, транспортирование, дезобработка, стирка, сушка, глажение, ремонт, утилизация текстильных изделий, химическая чистка текстильных и меховых изделий).

Заказчик сообщает, что оказывает платные услуги как медицинским учреждениям, так и организациям, не относящимся к медицинским учреждениям.

В размещенном аукционе не установлено требование о наличии у исполнителя лицензии на осуществление деятельности по дезинфекции. Заявитель указывает, что согласно судебной практике санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятия лицензируются только тогда, когда они оказываются в рамках оказания медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 2.2.5. МУ 3.5.736-99 Технология обработки белья в медицинских учреждениях текстильные изделия сортируются по степени загрязненности:

- незагрязненное (1 степень) - текстильные изделия, не имеющие загрязнения, поступающие со склада, т.е. не бывшие в использовании;

- слабозагрязненное (2 степень) - текстильные изделия, имеющие общие загрязнения, спецодежда пищеблока, администрации и т.п.;

Заказчик указывает, что оказание услуг по стирке белья с I, II степенями загрязнения, дезинфекции, сушке, глажению подразумевает стирку белья из учреждений, не оказывающих медицинскую помощь, и наличие требования в техническом задании и документации лицензии на осуществлении деятельности по дезинфекции не требуется.

Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что в соответствии с закупочной документацией предметом договора является оказание услуг по стирке белья с I, II степени загрязнения, дезинфекции, сушке, глажению для нужд: ГАУЗ «Дезинфекционный центр Челябинской области» в соответствии с техническим заданием.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 323-ФЗ под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Таким образом, проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ).

Так, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ).

Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.

В соответствии с пунктом 3.6.1 СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» дезинфекция, в том числе, включает в себя работы по обеззараживанию белья, одежды и постельных принадлежностей.

Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицнзированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

В силу пункта 3 Положения «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 (далее – Положение о лицензировании) медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, в том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие, в том числе, из работ по дезинфекции, включающей в себя (в соответствии с общепринятой терминологией) работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.

Следовательно, указанное понятие рассматривается как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляет терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» СП 3.5.1378-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 № 131 (далее – СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 «Дезинфектология».

Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.

В связи с тем, что дезинфекционные работы не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие «медицинская деятельность».

С учетом изложенного, деятельность по проведению дезинфекционных работ в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Федеральном законе № 52-ФЗ, и в соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ подлежит лицензированию.

Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что с учетом требующихся Заказчику услуг, в том числе по дезинфекции, он в соответствии с законодательством был обязан включить в закупочную документацию требования о наличии у потенциальных участников закупки наличия лицензии на оказание услуг по дезинфекции.

Вместе с тем, Заказчиком такое требование в закупочной документации не установлено, что является нарушением пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, и содержит состав административного правонарушения, предусмотренного часть 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, довод жалобы заявителя о неправомерном невключении Заказчиком в закупочную документацию требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии является обоснованным.

  1. Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что согласно закупочной документации окончание срока подачи заявок – 29.04.2020 в 08 часов 00 минут. В то время как согласно извещению срок подачи заявок истекает 29.04.2020 в 12 часов 00 минут.

Заказчик указывает, что в извещении и закупочной документации указаны различные сведения о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке в связи с тем, что при размещении извещения выставлено московское время, а электронная площадка прибавила автоматически два часа дополнительно.

Вместе с тем, исходя из того, что время подачи заявок на участие в закупке увеличено, Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что права потенциальных участников закупки в рассматриваемом случае не нарушены.

Документов и информации, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов Заявителя в материалы жалобы не представлено.

Более того, Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что Заявитель не подавал заявку на участие в закупке. Запросов на разъяснение рассматриваемого вопроса Заявителем в адрес Заказчика не направлялось.

Таким образом, довод Заявителя о противоречивых сведениях, содержащихся в извещении и закупочной документации о дате и времени окончания срока подачи заявок является обоснованным. Однако указанные обстоятельства не повлияли на права и законные интересы Заявителя.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что доводы жалобы Заявителя являются обоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Индустрия Чистоты» от 24.04.2020 вх. № 5746 на действия (бездействие) заказчика Государственного автономного учреждения здравоохранения «Дезинфекционный центр Челябинской области» обоснованной.
  2. Признать действия Государственного автономного учреждения здравоохранения «Дезинфекционный центр Челябинской области», выразившиеся в невключении в закупочную документацию требования к участникам закупки о наличии лицензии на оказание услуг по дезинфекции, противоречащими пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
  3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
  4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                           <…>

 

Члены Комиссии                                                                 <…>

 

                                                                                     <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны