Решение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 074/10/5-289/2023 об отсутствии оснований для ... от 17 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 074/10/5-289/2023 об отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков «15» февраля 2023 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) рассмотрев обращение Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение «Маяк» (вх. № 1422/22 от 06.02.2023) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Сенчакове Владимире Анатольевиче (ИНН 720303739924) в связи с уклонением от заключения договора на поставку сорбента ферроцианидного (извещение № 32211999464), УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступило обращение Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение «Маяк» (далее - Заказчик) (вх. № 1422/22 от 06.02.2023) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Сенчакове В.А. (ИНН 720303739924) в связи с уклонением от заключения договора на поставку сорбента ферроцианидного (извещение № 32211999464). Поводом к обращению послужили следующие обстоятельства. ФГУП «ПО Маяк» провело запрос котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку сорбента ферроцианидного, участниками которого могли быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение № 32211999464). Согласно статье 9.1 Единого отраслевого стандарта закупок Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее - Положения о закупке) заключение договора по итогам закупки осуществляется в сроки и в порядке, в соответствии с действующим законодательством, Стандартом, распорядительными документами генерального директора Корпорации (п. к) ч. 1 ст. 3.2) и закупочной документацией при проведении конкурентных закупок: договор заключается не ранее 10 дней и не позднее 20 дней после размещения на официальном сайте протокола подведения итогов конкурентной закупки (для заказчиков второй группы - не ранее 5 дней и не позднее 20 дней после размещения на официальном сайте протокола подведения итогов или иного указанного в извещении и закупочной документации срока). В Извещении о проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку сорбента ферроцианидного (участниками являются только субъекты малого и среднего предпринимательства) (далее — Закупочная документация), размещенном в ЕИС по закупке (№ 32211999464), указано следующее: Заказчик в течение 7 (семи) дней со дня размещения итогового протокола на официальном сайте и ЭТП направляет с использованием функционала ЭТП лицу, с которым заключается договор (победителю закупки или единственному участнику закупки), проект договора, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных лицом, с которым заключается договор, в заявке на участие в закупке в исходный проект договора, прилагаемый к закупочной документации. Лицо, с которым заключается договор, в случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, закупочной документации и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов. Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программноаппаратных средств ЭТП в течение 4 (четырех) дней со дня направления указанного проекта договора. Заказчик в течение 5 (пяти) дней со дня получения указанного протокола разногласий рассматривает протокол разногласий и направляет лицу, с которым заключается договор, доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в 2023-2176 3 отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания. Лицо, с которым заключается договор, обязано разместить с использованием программно-аппаратных средств ЭТП подписанный со своей стороны договор в течение 2 (двух) дней со дня направления ему заказчиком доработанного проекта договора или проекта договора с документом об отказе учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания. Лицо, с которым заключается договор, в случае отсутствия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, обязано разместить с использованием программно-аппаратных средств ЭТП подписанный со своей стороны договор в течение 10 (десяти) дней со дня направления указанного договора. В соответствии с протоколом № 32211999464-01 от 16.01.2023 победителем закупки признан ИП Сенчаков В.А. 18.01.2023 ИП Сенчаковым В.А. направлено Заказчику письмо, в котором указано об отказе от заключение договора, поскольку победитель закупки не может исполнить договорные обязательства по причине несоответствия физико-химического состава фильтровального сорбционного материала, предложенного в приложении к заявке на участие в закупке. В заявке указан товар, не соответствующий техническому заданию Заказчика. В ходе рассмотрения обращения победителем закупки было также пояснено о совершенных после подведения итогов по закупке телефонных переговорах с Заказчиком по вопросу несоответствия товара характеристикам, установленными техническим заданием. 23.01.2023 проект договора был направлен ИП Сенчакову В.А. Заказчиком в соответствии с закупочной документацией срок для подписания проекта договора установлен до 02.02.2023. Заказчиком в соответствии с Положением о закупке срок для подписания проекта договора установлен до 05.02.2023. 25.01.2023 ФГУП «ПО Маяк» размещен в ЕИС протокол № 32211999464-02 о признании участника уклонившимся от заключения договора. 31.01.2023 Заказчик заключил договор на поставку сорбента ферроцианидного со вторым участником закупки. Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, которое осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на официальном сайте. В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Законом о закупках. Согласно Приказу ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия территориального 2023-2176 4 органа ФАС России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков. Обращение ФГУП «ПО Маяк» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Сенчакове В.А. направлено в Челябинское УФАС России в сроки и в порядке, предусмотренные Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1211. Из анализа положений Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков является инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Включение сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности. При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П, определения от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О). По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков. 2023-2176 5 В ходе рассмотрения обращения Комиссия Челябинского УФАС России установила, что характеристики предложенного товара линейки ОДМ-5Ф марки ОКМ-Ф ТУ 2164-001- 76517978-2011 не соответствуют техническому заданию Заказчика. Частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что в Закупочной документации сроки заключения договора по результатам закупки установлены в противоречие Положению о закупке Заказчика и Закону о закупках. 16.01.2023 в соответствии с протоколом № 32211999464-01 победителем закупки признан ИП Сенчаков В.А. 23.01.2023 Заказчиком направлен проект договора победителю закупки, т.е. на седьмой день с даты подведения итогов закупки, что соответствует требованию Закупочной документации, но не соответствует Положению о закупке и Закону о закупках. Предельный срок заключения договора 05.02.2023, а в соответствии с Закупочной документацией 02.02.2023. Однако 25.01.2023 Заказчик признал ИП Сенчакова В.А. уклонившимся от заключения договора, следовательно победитель закупки лишен двенадцати дней на подписание договора, установленных законодательством о закупках. Таким образом, ФГУП «ПО Маяк» допустило нарушение порядка заключения договора, выразившееся в признании участника закупки, уклонившимся от заключения договора до окончания срока подписания договора, что нарушает часть 15 статьи 3.2 Закона о закупках. Кроме того, до истечения срока заключения договора с победителем закупки Заказчиком заключен договор со вторым участником закупки. В связи с этим вина ИП Сенчакова В.А. не установлена, а, следовательно, его действия по неподписанию проекта договора на поставку сорбента ферроцианидного не могут быть квалифицированы как уклонение победителя от заключения договора по результатам закупки. Указанная позиция также находит свое подтверждение в Решении Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-7515/20-120-49 от 16.07.2020 и Постановлении 18 Арбитражного апелляционного суда по делу № № А76-7376/2022 от 24.10.2022. Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о невозможности принятия решения о включении Поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с нарушением ФГУП «ПО Маяк» порядка заключения договора, выразившимся в признании участника закупки, уклонившимся от заключения договора до окончания срока заключения договора, что нарушает требования части 15 статьи 3.2 Закона о закупках. С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь положениями Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211, положениями Приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках, РЕШИЛА: Направить в Федеральную антимонопольную службу заключение об отсутствии оснований для включения сведений об ИП Сенчакове В.А. (625046, Тюменская обл., 2023-2176 6 г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, д. 138, кв. 71, ИНН 720303739924, ОГРНИП 32272300066357) в Реестр недобросовестных поставщиков

Связанные организации

Связанные организации не указаны