Решение №ВЛ/2908/22 РЕШЕНИЕ № 074/06/104-553/2022 (РНП-74-106/2022) об отказе во... от 22 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

 

 

Управление делами Губернатора и Правительства Челябинской области

454091, г. Челябинск, пр. Ленина, 57

 

Общество с ограниченной ответственностью «А5»

420073, Респ. Татарстан, г. Казань,

ул. Аделя Кутуя, д. 44А, помещ. 103

 

Генеральному директору ООО «А5», участникам Общества 

420073, Респ. Татарстан, г. Казань,

ул. Аделя Кутуя, д. 44А, помещ. 103

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/06/104-553/2022 (РНП-74-106/2022)

об отказе во включении сведений в Реестр недобросовестных

поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 16.03.2022

В полном объеме решение изготовлено 17.03.2022

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области (далее – заказчик) о расторжении контракта с Обществом с ограниченной ответственностью «А5» (далее – ООО «А5», Общество, участник закупки) в одностороннем порядке по решению заказчика, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку спецодежды (извещение № 0169200000821000214) (далее — аукцион), и о включении сведений об ООО «А5», его единоличном исполнительном органе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта № К-21-0240 от 06.12.2021, заключенного по итогам проведения аукциона, при дистанционном участии представителя заказчика, действующего на основании доверенности от 23.12.2021 № 03-01-01-08/4747,

в отсутствие представителей ООО «А5», ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 10.03.2022 поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО «А5», его единоличного исполнительного органа в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.

Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 10.11.2021 извещения о закупке.

Начальная (максимальная) цена контракта – 451 911,68 рублей.

Контракт № К-21-0240 от 06.12.2021 расторгнут по решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 10.03.2022.

Исходя из обращения Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области, ООО «А5» нарушены условия исполнения контракта. В связи с этим, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.

 

Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения заказчика, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Согласно части 1 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.

Исходя из содержания абзаца четвертого пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В силу части 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:

- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 8.3 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта путем одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме, заказчик:

а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);

б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта.

Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:

1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);

2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Материалами дела установлено, что победителем аукциона признано ООО «А5» с предложением о цене контракта 388 644,00 рублей.

Контракт К-21-0240 заключен между заказчиком и ООО «А5» 06.12.2021.

Пунктами 1.3, 1.4 контракта предусмотрено, что поставщик обязуется в обусловленный контрактом срок осуществить поставку спецодежды согласно спецификации (приложение №1 к контракту). Государственный заказчик обязуется принять и оплатить указанный товар в порядке и сроки, установленные контрактом.

В силу пункта 4.1 контракта срок поставки товара по контракту: в течение 14 календарных дней с момента заключения государственного контракта, но не позднее 16.12.2021 г.

Согласно материалам дела 12.01.2022 ООО «А5» заказчику в рамках исполнения контракта поставлен товар.

В связи с тем, что поставленный Обществом товар не соответствовал условиям государственного контракта К-21-0240 от 06.12.2021, заказчиком в адрес поставщика по электронной почте 18.01.2022 направлен мотивированный отказ от подписания акта о приемке товаров.

По состоянию на 08.02.2022 ООО «А5» не устранены недостатки товара, выявленные заказчиком при приемке. В связи с чем, заказчиком составлена претензия от 08.02.2022 № 03-01-08ПР/17, в которой указано на обязанность Общества оплатить штраф в сумме 3 886,44 рублей в течение 2-х рабочих дней с момента получения данной претензии.

С учетом того, что поставщиком не устранены выявленные заказчиком недостатки товара, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. от 10.02.2022 № 6).

Указанное решение размещено заказчиком 10.02.2022 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, в разделе «Дополнительная информация о закупках, контрактах». Данный документ направлен ООО «А5» 10.02.2022 заказным письмом на адрес, указанный в контракте. Кроме того, решение направлено заказчиком Обществу 10.02.2022 по электронной почте.

В связи с невозможностью получения заказчиком подтверждения о вручении ООО «А5» уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой надлежащего уведомления признана дата по истечении пятнадцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе, а именно 25.02.2022.

По истечении десяти дней с даты надлежащего уведомления (09.03.2022) заказчиком 10.03.2022 в Реестре контрактов (реестровая запись контракта № 2745314866421000258) размещены сведения о расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

В соответствии с письменными пояснениями ООО «А5» (исх. № 14 от 14.03.2022) в процессе исполнения контракта сотрудником организации была допущена ошибка и поставлен товар, не соответствующий условиям контракта. На момент исполнения обязательств по контракту возникшие финансовые трудности не позволили Обществу своевременно заменить товар.

При этом, исходя из документов, представленных ООО «А5» в материалы дела, Обществом, в связи с неисполнением обязательств по контракту, в полном объеме оплачен штраф по претензии заказчика от 08.02.2022 № 03-01-08ПР/17 (копия платежного поручения № 89 от 10.02.2022 на сумму 3 886,44 рублей).

Комиссия Челябинского УФАС России, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с качеством товара, по следующим основаниям.

Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.

Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий договора о сроке выполнения работ (оказания услуг), необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.

Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить следующее.

Поставщиком в рамках исполнения рассматриваемого контракта поставлен товар, что не оспаривается заказчиком.

Исходя из мотивированного отказа заказчика от подписания акта о приемке товаров, заключения эксперта, поставленный Обществом товар не соответствует условиям контракта.

Комиссия отмечает, что в соответствии с законодательством о контрактной системе в случае несоответствия поставленного товара условиям контракта заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе. При этом, сведения о поставщике не включаются в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Указанная позиция отражена в письме ФАС России от 16.03.2017 № ИА/16790/17.

Более того, как установлено материалами дела, ООО «А5», в связи с неисполнением обязательств по контракту, в полном объеме оплачен штраф по претензии заказчика от 08.02.2022 № 03-01-08ПР/17 (копия платежного поручения № 89 от 10.02.2022 на сумму 3 886,44 рублей).

С учетом совокупности указанных обстоятельств, антимонопольному органу не представляется возможным сделать вывод о включении ООО «А5» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

 

РЕШИЛА:

Сведения, представленные Управлением делами Губернатора и Правительства Челябинской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью «А5» (420073, Респ. Татарстан, г. Казань, ул. Аделя Кутуя, д. 44А, помещ. 103, ИНН/КПП 1660364091/ 166001001), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Управление делами Губернатора и Правительства Челябинской области
ИНН 7453148664, ОГРН 1057424585756
ООО "А5"
ИНН 1660364091, ОГРН 1211600040893