Решение №ВЛ/3624/22 По итогам проведения внеплановой проверки признать в действи... от 5 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление капитального строительства Администрации города Челябинска

ул. Воровского, д. 2, 407,

г. Челябинск, 4540091

Управление муниципальных закупок Администрации города Челябинска

ул. Сони Кривой, д.32, г. Челябинск, 454080

Общество с ограниченной

ответственностью «Урал Процесс

Инжиниринг Компания»

ул. Шейнкмана, д. 20, эт. 3,

г. Екатеринбург, 620014

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

наб. Тараса Шевченко, д. 23А

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/99-445/2022 (24-ВП/2022)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 31 марта 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 05 апреля 2022 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), проведя внеплановую проверку действий заказчика при проведении электронного аукциона 22-94969Э Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Станция УФ-обеззараживания фильтрованной воды на очистных сооружениях водопровода г. Челябинска, в том числе ПИР" (извещение № 0169300000122000069), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Управление капитального строительства Администрации города Челябинска (далее – Учреждение, Заказчик): <…>., действующей на основании доверенности № 08/22 от 10.01.2022; <…>, действующего на основании доверенности № 06/22 от 10.01.2022; <…>, действующего на основании доверенностей № 09/22 от 10.01.2022;

- представителей Управление муниципальных закупок Администрации города Челябинска (далее – Уполномоченный орган): <…>., действующей на основании доверенности № 29 от 22.12.2021; <…>., действующей на основании доверенности № 7 от 28.01.2022;

- представителя ООО «Урал Процесс Инжиниринг Компания» (далее – ООО «УПЕК», Заявитель): <…>, действующего на основании доверенности № 08-22 от 03.03.2022,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 24.02.2022 в антимонопольный орган поступила жалоба ООО «УПЕК» на действия заказчика при проведении электронного аукциона 22-94969Э Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Станция УФ-обеззараживания фильтрованной воды на очистных сооружениях водопровода г. Челябинска, в том числе ПИР" (извещение № 0169300000122000069) (далее – аукцион, закупка).

Решением по делу № 74-ж/2022 антимонопольным органом жалоба возвращена заявителю на основании подпункта «а» пункта 2 части 8 статьи 105 Закона контрактной системе, и назначено проведение внеплановой проверки действий заказчика по аукциону.

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 16.02.2022 в 21:14.

Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Станция УФ-обеззараживания фильтрованной воды на очистных сооружениях водопровода г. Челябинска, в том числе ПИР» - 927 178 300,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 24.02.2022 09:00.

Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 24.02.2022 на участие в аукционе поступило две заявки, снижение НМЦК в ходе аукциона составило 4%.

В соответствии с протоколом подведения итогов № 0169300000122000069 от 24.02.2022 победителем аукциона признан участник с порядковым номером 111397679, предложивший цену контракта 890 091 168,00 рублей.

Контракт по итогам аукциона заключен с победителем – ООО «МОНТАЖНИК» заключен 11.03.2022.

По мнению ООО «УПЕК» Заказчиком при описании объекта закупки допущены следующие нарушения.

  1. В один лот объединены лицензируемые и нелицензируемые виды работ. По мнению Заявителя такое формирование объекта закупки потенциально ведет к снижению количества участников закупки.

Так, в проекте контракта предусмотрено, что Подрядчик обязан иметь лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную Федеральной службой безопасности Российской Федерации со степенью секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну – «секретно». Лицензия должна быть действительна в течение всего срока действия контракта (п. 3.1.1.).

При этом, из извещения о закупке следует, что значительная часть работ, предусмотренных проектом контракта не требует наличия у подрядчика соответствующей лицензии.

Требование о наличии лицензии к гостайне относится к требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Такие требования указаны в п. 1 ч. 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В этой связи, Заявитель считает, что требование о наличии лицензии к гостайне должно быть указано в извещении о проведении закупки.

Заказчик по доводам обращения представил письменные пояснения, указал следующее.

Согласно Техническому заданию, в котором изложено наименование и описание объекта закупки, заказчику необходимо выполнить строительно-монтажные работы по объекту: «Станция УФ-обеззараживания фильтрованной воды на очистных сооружениях водопровода г. Челябинска, в том числе ПИР».

По условиям проекта контракта пункта 1.1 «В соответствии с настоящим Контрактом стороны принимают на себя следующие обязательства: Подрядчик по заданию Муниципального заказчика обязуется своими и (или) привлеченными силами с использованием своих материалов выполнить все связанные с строительством Объекта работы в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией (далее – ПСД), техническим заданием с соблюдением требований нормативных правовых актов, строительных норм и правил (приложение № 1 к муниципальному контракту и Приложение № 1.1 к техническому заданию), условий настоящего Контракта и предъявить к сроку окончания работ Объект в полной готовности с комплектом необходимой исполнительно-технической документации и с возможностью использовать Объект по назначению (далее по тексту -работы)».

Из буквального толкования условий закупки следует, что предметом закупки является возведение/строительство объекта и предъявления его заказчику в полной строительной готовности и возможностью его использовать по назначению.

Заказчиком установлены следующие требования, которые реализуются участником при выполнении строительно-монтажных работ:

-в пункте 3.1.1. Подрядчик обязан иметь лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную Федеральной службой безопасности Российской Федерации со степенью секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну –«секретно». Лицензия должна быть действительна в течение всего срока действия контракта. В случае привлечения Подрядчиком субподрядной организации, имеющей лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную Федеральной службой безопасности Российской Федерации со степенью секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну – «секретно», в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне») заключить договор с Муниципальным заказчиком на передачу сведений, составляющих государственную тайну;

-в пункте 3.1.71. предусмотрено следующее: Обеспечить выполнение работ на Объекте лицом, имеющим лицензию на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128, утвердившим «Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» и Федеральным законом Российской Федерации от 4 мая 2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Следовательно, по мнению Заказчика, данное требование не является самостоятельным объектом закупки, а включено в состав комплекса работ, выполнение которого приведет к достижению результата необходимого заказчику.

Возможно объединение в один лот товаров, работ, услуг, если такие товары, работы, услуги технологически и функционально взаимосвязаны, а также при отсутствии ограничения доступа хозяйствующих субъектов к участию в закупках.

Заказчик считает, что поскольку указанные виды работ технически и функционально связаны, то их объединение в один лот не нарушает требований части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Заказчик поясняет, что требование о наличии лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну установлены в условиях проекта муниципального контракта и отсутствует в извещении по следующим основаниям:

В соответствии с п. 1.1, контракта «Подрядчик по заданию Муниципального заказчика обязуется своими и (или) привлеченными силами с использованием своих материалов выполнить все связанные с строительством Объекта работы в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, техническим заданием с соблюдением требований нормативных правовых актов, строительных норм и правил (приложение № 1 к муниципальному контракту и Приложение № 1.1 к техническому заданию), условий настоящего Контракта...».

По мнению Заказчика, данные условия контракта корреспондируются с положениями пункта 3.1.4. проекта контракта, предусматривающего, что в случае, привлечения Подрядчиком субподрядной организации, имеющей лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную Федеральной службой безопасности Российской Федерации со степенью секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну – «секретно», в соответствии с Законом о государственной тайне заключить договор с Муниципальным заказчиком на передачу сведений, составляющих государственную тайну».

По мнению Заказчика условиями контракта предусмотрено, что для выполнения части видов работ подрядчик сам может иметь лицензию, либо подрядчиком может быть привлечена субподрядная организация, имеющая соответствующий вид лицензии.

Заказчик поясняет, что в соответствии с положениями ст. 9 Закона о государственной тайне отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденным Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203.

Учитывая, что в проект контракта включено обязательное условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей заказчик законно и обоснованно установил требование в проекте контракта о наличии лицензии у исполнителей, которые могут непосредственно осуществлять такие работы в качестве субподрядчика после заключения контракта.

Также в ходе проведения проверки Заказчик представил дополнительно пояснения, в которых указал следующее.

Несекретная часть проектно-сметной документации, являющейся неотъемлемой частью извещения о проведении закупки, содержит полный перечень строительно-монтажных работ, подлежащих выполнению. Также несекретная часть содержит информацию о месте расположения объекта в п. 10 Технического задания (Приложение №1) - Российская Федерация г. Челябинск, п. Сосновка ул. Пионерская, 17, Очистные сооружения водопровода.

Таким образом потенциальный подрядчик имеет информацию о месте выполнения строительно-монтажных работ и об объеме строительно-монтажных работ, подлежащих выполнению.

Секретная часть содержит исключительно графические материалы планировки территории объекта, расположенного по адресу: Российская Федерация г. Челябинск, п. Сосновка ул. Пионерская, 17. В рамках выполнения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, степень секретности - «секретно», подрядчику необходимо подготовить акт разбивки осей капитального строительства, расположенного по указанному адресу.

Заказчик также указал, что лицензированию подлежат не контрактные виды работ, а только лишь сведения, а именно - координаты в рамках территории объекта, расположенного по указанному конкретному адресу.

Затраты на выполнение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну отражены в локальной смете JIC 01-02-01 и в пункте 1.4 проекта сметы контракта (Приложение №6 к муниципальному контракту) и составляет сумму - 194 968,35 рублей (без учета НДС).

Кроме того, в ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, что сведения, составляющие государственную тайну, хранятся в мобилизационном отделе Администрации г. Челябинска и будут предоставлены подрядчику или третьему лицу, привлеченному подрядчиком, в соответствии с пунктом 3.1.4 проекта контракта, с разрешения лица, наделенного полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне в силу Указа № 1203 – Минстроя РФ, после получения такого разрешения Заказчиком.

Следовательно, по мнению Заказчика, установление требований к участнику закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе может привести к ограничению числа участников аукциона, нарушению принципов статьи 6 Закона о контрактной системе требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Доводы обращения Заявителя Заказчик считает необоснованными.

Уполномоченный орган поддержал позицию Заказчика, доводы жалобы заявителя также считает необоснованными.

В ходе проведения проверки Комиссией сделаны запросы в Управление Федеральной службы безопасности России по Челябинской области о разъяснении сведения о документе, которым информация, содержащаяся в проектно-сметной документации по аукциону, отнесена к секретной в соответствии с пунктом 42.1 Указа Президента РФ от 30.11.1995 № 1203, с указанием даты и номера данного документа, а также государственного органа или организации, наделенных полномочиями по распоряжению данными сведениями, отнесенными к государственной тайне, утвердившем данный документ, а также о том, относятся ли сведения о конкретных значениях координат расположения труб водовода на определенном участке местности, или иные сведения, предусмотренные Техническим заданием (Приложением № 1 к извещению о проведении закупки), к сведениям, предусмотренным пунктом 42.1 перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203.

В ответ на данный запрос УФСБ по Челябинской области письмом от 24.03.2022 разъясняет, что в соответствии со статьей 17 Закона о государственной тайне при проведении работ организации необходимо иметь лицензию на право осуществления работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в том случае, если заказчик будет передавать эти сведения. Степень секретности сведений, содержащихся в в документах, определяется исполнителем документа, и должностным лицом, подписывающим и утверждающим этот документ, на основании развернутых и отдельных перечней сведений, подлежащих засекречиванию.

В связи с тем, что в соответствии с извещением о проведении закупки МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» является Предприятием, то есть лицом, владеющим на праве аренды земельным участком, являющимся местом выполнения работ по заключаемому контракту (далее Предприятие), указанному лицу также направлен запрос о разъяснении, на основании каких правустанавливающих документов Предприятие передает сведения, составляющие государственную тайну, подрядчику для выполнения работ по контракту.

В ответ на данный запрос Предприятие разъяснило, что МУП ПОВВ не уполномочено на передачу сведений, составляющих государственную тайну, в том числе, координаты определенных объектов, содержащихся в части ПСД, содержащую указанные сведения и имеющей соответствующую степень секретности.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи, указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

При этом, в соответствии с подпунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.

Правоотношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регламентируются Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне).

Согласно абзацу 1 статьи 17 Закона о государственной тайне передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.

В соответствии с абзацем 1 статьи 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Как следует из статьи 2 Закона о государственной тайне доступ к сведениям, составляющим государственную тайну предоставляет собой санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

Таким образом, лицензия на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности требуется только при необходимости доступа лиц к указанным сведениям, выраженного в непосредственном использовании (ознакомлении) с ними в ходе исполнения услуг (работ), являющихся предметом закупки.

Пунктом 8 Технического задания (Приложение № 1 к извещению о проведении закупки) предусмотрены виды и объемы выполняемых работ, в том числе, в качестве начального этапа работ - выполнение основных строительно-монтажных работ на объекте согласно проектной документации, разработанной ОАО «Челябгипромез» шифр Ч-90478, с поставкой и монтажом оборудования, в число которых входят подготовительные работы: вынос основных осей зданий и сооружений в натуру с закреплением пунктами и знаками, получение порубочного билета, корчевка деревьев с вывозом мусора, срезка растительного грунта на стройплощадке.

Также указанным разделом Технического задания предусмотрено, что после окончания монтажа всех внутренних систем и наружных коммуникаций производятся пусконаладочные работы, передача подрядчиком Муниципальному Заказчику полного пакета документов для оформления ввода объекта в эксплуатацию.

Пунктом 12 Технического задания предусмотрено следующее: «Документация, передаваемая Муниципальным заказчиком: Проектно-сметная документация «Станция УФ-обеззараживания фильтрованной воды на очистных сооружениях водопровода г. Челябинска, в том числе ПИР», разработанная «ОАО«Челябгипромез» (шифр Ч-90478), не содержащая сведения секретной информации (Приложение №1.1 к техническому заданию).

Разделы проектно-сметной документации «Станция УФ-обеззараживания фильтрованной воды на очистных сооружениях водопровода г. Челябинска, в том числе ПИР», (шифр Ч-90478), содержащая сведения секретной информации, передаются подрядчику работ, имеющему доступ к секретной информации в соответствии с Указом Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203 «Об утверждении сведений, отнесенных к государственной тайне» (п. 42.1 перечня сведений, отнесенных к государственной тайне) после заключения муниципального контракта».

Пунктом 3.1.4. проекта контракта предусмотрено следующее: «Подрядчик обязан иметь лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную Федеральной службой безопасности Российской Федерации со степенью секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну – «секретно». Лицензия должна быть действительна в течение всего срока действия контракта.

В течение 5 рабочих дней с момента заключения контракта направить Муниципальному заказчику, а также Предприятию запрос на получение исходных данных, в т.ч. указанных в п. 12 Технического задания, с приложением документов в соответствии с Регламентом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ по подтверждению степени секретности сведений, с которыми организации-соискатели лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, предполагают осуществлять свою деятельность, утвержденным приказом Минстроя России от 22.04.2016 г. №4дсп/пр.

Получение исходных данных, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации после получения разрешения от Минстроя России на передачу Подрядчику сведений, содержащих государственную тайну, после заключения муниципального контракта.

Получение разрешения от Минстроя России на передачу сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется в порядке, утвержденном регламентом.

В случае привлечения Подрядчиком субподрядной организации, имеющей лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную Федеральной службой безопасности Российской Федерации со степенью секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну – «секретно», в соответствии с Законом «О государственной тайне»…».

Указом Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (далее – Перечень).

Согласно пункту 42.1 Перечня сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих, отнесены к государственной тайне.

Из пояснений Заказчика и содержания проекта контракта следует, что государственным органом, наделенным полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне по указанному пункту Перечня, является Минстрой России.

В ходе проведения проверки Заказчик пояснил, что затраты на выполнение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну отражены в локальной смете JIC 01-02-01 и в пункте 1.4 проекта сметы контракта (Приложение № 6 к муниципальному контракту).

Локальной сметой JIC 01-02-01 (размещена в составе извещения о проведении закупки) предусмотрены следующие виды работ: вынос в натуру границ отвода; детальная разбивка осей зданий предварительная; детальная разбивка осей зданий окончательная; закладка центров; IV класс нивелирование.

Пунктом 1.4 проекта сметы контракта (Приложение № 6 к извещению о проведении закупки) в разделе «Глава 1. Подготовка территории строительства» предусмотрено следующее: разделы проектно-сметной документации, относящиеся к соответствующим конструктивным решениям (элементам), комплексам (видам) работ: ЛСР 01-02-01; наименование конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ: затраты по разбивке основных осей зданий и сооружений, перенос их в натуру и закреплениепунктами и знаками».

При этом, в соответствии с понятиями инженерной геодезии, вынос точек в натуру представляет собой процесс закрепления на местности точек по заданным параметрам в принятой системе координат либо перенос «в натуру» проектных точек, осей и высотных отметок.

Из ответа УФСБ по Челябинской области на запрос антимонопольного органа о порядке взаимодействия сторон по заключаемому контракту в отношении получения и использования сведений, составляющих государственную тайну, следует, что в соответствии со статьей 17 Закона о государственной тайне при проведении работ организации необходимо иметь лицензию на право осуществления работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в том случае, если заказчик будет передавать эти сведения.

Из совокупного толкования указанных нормативных правовых актов, положений проекта контракта, извещения о проведении закупки в целом, а также пояснений Заказчика, разъяснений УФСБ по Челябинской области и МУП «ПОВВ» следует, что сведения, составляющие государственную тайну, необходимы для осуществления первоначального этапа по подготовке территории строительства, а именно: вынос основных осей зданий и сооружений в натуру с закреплением пунктами и знаками, работы по которому являются подготовительными для выполнения основных работ по контракту, предусмотрены локальной сметой ЛСР 01-02-01 и пунктом 1.4 проекта сметы контракта, и находятся с ними в неразрывной функциональной и технологической взаимосвязи.

Следовательно, в ходе выполнения работ по подготовке территории строительства для выполнения строительно-монтажных работ на объекте подрядчику предстоит ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну, что требует от участника закупки наличия лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности.

Доказательства иного Заявителем ни в составе жалобы, ни в ходе проведения проверки Комиссии не представлены.

Правомерность установления единых требований к участнику закупки в части необходимости наличия лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, подтвержден судебной практикой, в том числе, решением Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76-11172/2020, вступившим в законную силу, в соответствии с которым необходимость установления таких требований к участнику закупки обуславливается условиями закупочной документации, а также судебными решениями по делам № А76-23306/2020 и № А76-18235/2020.

При этом, возможность привлечения третьих лиц (субподрядной организации) имеющей лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную Федеральной службой безопасности Российской Федерации со степенью секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну – «секретно», в соответствии с Законом о государственной тайне заключить договор с Муниципальным заказчиком на передачу сведений, составляющих государственную тайну», предусмотрена положениями пункта 3.1.4 контракта.

Вместе с тем, в извещении о проведении закупки единое требование к участнику закупки и к составу заявки на участие в аукционе о наличии лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной ФСБ России, а также предоставлению документов, подтверждающих соответствие указанному требованию, в составе заявки (второй части), не предусмотрено, что не соответствует требованиям пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункту 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

  1. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункту 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
  2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт на день проведения внеплановой проверки заключен.
  3. Передать материалы обращения должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны