Разъяснение №1724-06 Челябинское УФАС России в ходе рассмотрения дела № 02-06/18 ... от 15 февраля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФГУП «Архангельское» ФСИН России

196641, г. Санкт-Петербург, п. Металлострой, Северный проезд, д. 1

ФГУП «Промсервис» ФСИН России

125212, г. Москва, Кронштадский бульвар, д. 9, стр. 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 01-06/19 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

14 февраля 2019 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

УСТАНОВИЛ:

Челябинское УФАС России в ходе рассмотрения дела № 02-06/18 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении ФГУП «Промсерсвис» ФСИН России по признакам нарушения части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле), в том числе пункта 5 указанной части, установлено следующее.

ФГУП «Промсервис» ФСИН России для осуществлении деятельности по розничной торговле продовольственными товарами на территории учреждений уголовно-исполнительной системы Челябинской области заключило с ФГУП «Архангельское» ФСИН России 2 договора комиссии:

№ п/п

Реквизиты договоров

Размер вознаграждения

Срок действия договора

1.

договор комиссии от 28.06.2016 № ЧЕЛ177

9%

Дополнительным соглашением от 28.11.2018 № 4 договор продлен на срок до 30.06.2019

2.

договор комиссии от 28.06.2016 № ЧЕЛ178

18%

Дополнительным соглашением от 28.11.2018 № 4 договор продлен на срок до 30.06.2019

В соответствии с указанными договорами комиссии (от 28.06.2016 № ЧЕЛ177, от 28.06.2016 № ЧЕЛ178) ФГУП «Промсервис» ФСИН России выступает в качестве комиссионера, а ФГУП «Архангельское» ФСИН России в качестве комитента. Согласно предмету указанных договоров комиссии ФГУП «Промсервис» ФСИН России обязуется от своего имени, но за счет и по поручению ФГУП «Архангельское» ФСИН России совершать сделки по продаже продовольственных товаров третьим лицам. За выполняемые по договору комиссии поручения ФГУП «Архангельское» ФСИН России обязано ежемесячно уплачивать ФГУП «Промсервис» ФСИН России вознаграждение, которое составляет 9% по договору от 28.06.2016 № ЧЕЛ177 и 18% по договору от 28.06.2016 № ЧЕЛ178 от цены фактически реализованного товара.

Согласно указанным договорам комиссии на комиссионную торговлю передаются продовольственные товары (чай).

Согласно письменным пояснениям ФГУП «Промсервис» ФСИН России, представленным письмом от 10.12.2018 № 440 (вх. № 17084 от 12.12.2018), различие условий договоров комиссии от 28.06.2016 № ЧЕЛ177 и от 28.06.2016 № ЧЕЛ178, заключенных с ФГУП «Архангельское» ФСИН России, состоит в различном ассортименте товаров, реализуемых по договорам. По договору от 28.06.2016 № ЧЕЛ177 передается товар: чай «Черный байховый мелколистовой» (150 г) и чай «Черный индийский байховый» (150 г), цена на которые значительно ниже среднестатистической цены на чай по Челябинской области, для осужденных данный товар является «социально значимым». По договору от 28.06.2016 № ЧЕЛ178 передается товар: чай чёрный «ДАМА» (100 г) и чай чёрный «ДЖОКЕР» (100 г). Данный товар упакован в цветную картонную коробку и «социально значимым» для осужденных не является.

Таким образом, ФГУП «Архангельское» ФСИН России является поставщиком продовольственных товаров для ФГУП «Промсервис» ФСИН России.

Вместе с тем, пунктом 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) установлен запрет хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, заключать между собой договоры комиссии, по которым товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар.

Из указанной нормы закона следует, что запрет, предусмотренный пунктом 5 части 1 статьи 13 Закона о торговле, установлен также и на хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети.

Решением Челябинского УФАС России по делу № 02-06/18 о нарушении антимонопольного законодательства от 28.12.2018 (исх. № 18411/06 от 29.12.2018) установлено, что ФГУП «Промсервис» ФСИН России является торговой сетью.

Таким образом, ФГУП «Архангельское» ФСИН России по договорам комиссии в 2016 – 2018 годах осуществляло поставку продовольственных товаров в торговую сеть ФГУП «Промсервис» ФСИН России.

Согласно части 4.1 статьи 1 Закона о торговле положения статей 13 и 14 настоящего Федерального закона не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.

Согласно разъяснениям ФАС России от 29.10.2018 № РП/86973/18 при установлении наличия условий, исключающих распространение положений Закона о торговле на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, торговые сети, поставщиков, учитывается совокупная выручка, полученная каждым из указанных хозяйствующих субъектов за реализацию продовольственных и непродовольственных товаров.

Как следует из сведений, представленных ФГУП «Архангельское» ФСИН России письмом от 07.12.2018 № 113-7/48 (вх. № 17008 от 07.12.2018), выручка от реализации товаров ФГУП «Архангельское» ФСИН России за 2016 год составила 3 342 689 тыс. рублей, за 2017 год – 3 428 580 тыс. рублей, за 9 месяцев 2018 года – 1 314 769 тыс. рублей, что подтверждается копиями отчетов о финансовых результатах предприятия.

Таким образом, учитывая, что выручка ФГУП «Архангельское» ФСИН России за 2016 – 2018 годы (ежегодно) составляет более 400 млн. руб., ФГУП «Архангельское» ФСИН России не относится к категории субъектов, на которые распространяется «иммунитет».

Следовательно, заключение договора комиссии поставщиком продовольственных товаров ФГУП «Архангельское» ФСИН России, с хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, недопустимо в соответствии с действующим законодательством и нарушает запрет, установленный пунктом 5 части 1 статьи 13 Закона о торговле.

На основании изложенного, Челябинским УФАС России установлено, что в действиях ФГУП «Архангельское» ФСИН России, выразившихся в заключении с торговой сетью ФГУП «Промсервис» ФСИН России договоров комиссии, содержатся признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 13 Закона о торговле.

В связи с чем Челябинским УФАС России издан приказ от 13.02.2019 № 13 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ФГУП «Архангельское» ФСИН России пункта 5 части 1 статьи 13 Закона о торговле.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 01-06/19 к рассмотрению на 15 марта 2019 года в 10 часов 30 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, кабинет 322.

2. Привлечь к участию в деле в качестве:

ответчика:

– ФГУП «Архангельское» ФСИН России (ИНН 3621005430; ОГРН 10736001000770; 196641, г. Санкт-Петербург, п. Металлострой, Северный проезд, д. 1);

заинтересованного лица:

– ФГУП «Промсервис» ФСИН России (ИНН 7111007621, ОГРН 1027103673080, 125212, г. Москва, Кронштадский бульвар, д. 9, стр. 2).

3. ФГУП «Архангельское» ФСИН России представить в срок до 11 марта 2019 года следующую информацию и документы:

3.1. Письменные пояснения с правовым обоснованием по изложенным в настоящем определении обстоятельствам;

3.2. Копии учредительных документов (со всеми действующими изменениями и дополнениями к ним), свидетельства о регистрации юридического лица в налоговом органе (ИНН, ОГРН), документы, подтверждающие полномочия руководителя, лицензии и т.д.;

3.3. Информацию о перечне видов экономической деятельности, осуществляемых вашим предприятием в 2016 – 2019 годах на территории Челябинской области;

3.4. Перечень группы лиц вашей организации по состоянию на 31.12.2016, 31.12.2017, 31.12.2018 и на дату получения настоящего определения с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, составленный в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, Приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293;

3.5. Сведения о фактической выручке вашей организации от реализации товаров (как продовольственных так и непродовольственных) за 2016 – 2018 годы (отдельно по годам) с приложением подтверждающих первичных документов (в случае, если бухгалтерская отчетность за 2018 год на момент получения настоящего определения не сформирована отчет о финансовых результатах следует представить за 9 месяцев 2018 года);

3.6. Перечень хозяйствующих субъектов, которым ваше предприятие осуществляло поставку продовольственных товаров на территорию Челябинской области в 2016 – 2019 годах, с указанием их полного наименования, ИНН, юридических и фактических адресов, контактных телефонов, электронных адресов;

3.7. Копии всех договоров комиссии, заключенных вашим предприятием с хозяйствующими субъектами, указанными в пункте 3.6 настоящего определения, в том числе с ФГУП «Промсервис» ФСИН России, действующие (действовавшие) в 2016 – 2019 годах (с приложением всех дополнительных соглашений, спецификаций, приложений, протоколов согласования цен и т.д.);

3.8. Копии отчетов об исполнения поручения, актов об оказании комиссионных услуг, счетов-фактур, платежных поручений в рамках договоров комиссии, указанных в пункте 3.7 настоящего определения, за 2016 – 2019 годы (информацию представить по всем договорам комиссии отдельно за каждый месяц указанного периода);

3.9. Письменные пояснения о различии условий договора комиссии от 28.06.2016 № ЧЕЛ177 и договора комиссии от 28.06.2016 № ЧЕЛ178, заключенных с ФГУП «Промсервис» ФСИН России, с указанием правового обоснования необходимости заключения двух договоров комиссии с ФГУП «Промсервис» ФСИН России;

3.10. Информацию о том, к какому виду экономической деятельности относится деятельность вашего предприятия по поставке продовольственных товаров (с указанием кода ОКВЭД);

3.11. Информацию о фактических объемах поставки продовольственных товаров (пищевых продуктов, включая напитки) вашим предприятием в магазины ФГУП «Промсервис» ФСИН России, расположенные на территории учреждений уголовно-исполнительной системы Челябинской области, в рамках исполнения договора комиссии от 28.06.2016 № ЧЕЛ177 и договора комиссии от 28.06.2016 № ЧЕЛ178 за 2016 – 2019 годы всего в стоимостном выражении, в том числе в разрезе договоров (информацию указать отдельно по периодам: 2016 год, 2017 год, 2018 год и январь – февраль 2019 года) по форме согласно Приложению;

3.12. Иные документы и сведения, имеющие отношения к рассматриваемому вопросу.

4. ФГУП «Промсервис» ФСИН России представить в срок до 04 марта 2019 года следующую информацию и документы:

4.1. Письменное мнение с правовым обоснованием по изложенным в настоящем определении обстоятельствам;

4.2. Перечень группы лиц вашей организации по состоянию на 31.12.2016, 31.12.2017, 31.12.2018 и на дату получения настоящего определения с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, составленный в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, Приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293;

4.3. Иные документы и сведения, имеющие отношения к рассматриваемому вопросу.

Документы (информацию) необходимо представить в оригиналах или копиях, в прошитом и пронумерованном виде с описью вложения, заверить печатью и подписью представившего их лица и/или органа.

Нумерацию пунктов в ответах не изменять. В случае, если по какому-либо пункту информация отсутствует, следует указать причину её отсутствия.

Информацию (файлы, копии документов и т.д.) можно представить записанными на любой электронный носитель.

При представлении информации на электронном носителе обязательно сопроводительное письмо и опись содержимого электронного носителя с указанием общего количества корневых папок, количества документов в каждой папке и веса данных папок (мегабайты, гигабайты).

За непредставление в срок по требованию антимонопольного органа информации и документов либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа для юридических лиц от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей, на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Председатель Комиссии <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны