Решение (комиссия) №ВЛ/1015/23 решение по делу № 25-ж/2023 от 30 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

решение по делу № 25-ж/2023

 

Областное государственное казенное учреждение «Центр информационно-технического обслуживания»

454090, г. Челябинск, ул. Труда, д.78, офис 705

 

Общество с ограниченной ответственностью «АРМТЭКС»

125167, г. Москва,

пер. Эльдорадовский, д. 7, этаж 1,

помещение II, комната № 1

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А,

25 этаж, помещение 1

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-144/2023

по делу № 25-ж/2023

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 25 января 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 27 января 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Фадеевой Н.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Черенковой Е.Б.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «АРМТЭКС» (далее – ООО «АРМТЭКС», заявитель) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку машин вычислительных электронных цифровых (извещение № 0869500001423000002), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Областного государственного казенного учреждения «Центр информационно-технического обслуживания» (далее – ОГКУ «ЦИТО», заказчик) «<…>», действующих на основании доверенностей №№ 06, 07, 09 от 20.01.2023;

- представителя ООО «АРМТЭКС» «<…>», действующего на основании доверенности б/н от 28.12.2022.

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 19.01.2023 поступила жалоба ООО «АРМТЭКС» на положения извещения об осуществлении закупки при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку машин вычислительных электронных цифровых (извещение № 0869500001423000002) (далее — запрос котировок, закупка).

Согласно представленным документам изменения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 16.01.2023 в 09:25.

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 438 313,39 рублей.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0869500001423000002 от 24.01.2023.

Доводы жалобы ООО «АРМТЭКС» заключаются в следующем. Заказчиком в извещении о закупке не указаны коды КТРУ по позициям товаров, входящих в объект закупки (системный блок, монитор, клавиатура, мышь компьютерная). Кроме того, заказчиком в одну закупку включены товары, включенные в перечни Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее – Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616), Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878). По мнению заявителя заказчику надлежало осуществлять закупки системных блоков, а также мониторов, клавиатуры, мыши отдельно.

Представители заказчика с доводами жалобы ООО «АРМТЭКС» не согласились, пояснили, что соответствующая позиция КТРУ для объекта закупки отсутствует, в связи с чем, ОГКУ «ЦИТО» при описании объекта закупки руководствовалось правилами 33 статьи Закона о контрактной системе. Поскольку приобреталось автоматизированное рабочее место (АРМ), а не отдельные виды компьютерной техники, установлен код позиции по ОКПД 2 – 26.20.15.000, включенный в перечень, установленный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616. В свою очередь, код 26.20.15 не входит в перечень радиоэлектронной продукции, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

Считают жалобу заявителя необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. Статьей 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

1.1. В силу части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе определено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно правилу, установленному пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Пунктом 1 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила) определено, что Правила устанавливают порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 Правил каталог используется заказчиками в целях: а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в: извещении об осуществлении закупки; контракте; реестре контрактов, заключенных заказчиками; б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки.

Согласно пункту 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В силу пункта 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил).

В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе (пункт 7 Правил).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.

Более того, в силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно изменениям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме для закупки № 0869500001423000002 объектом закупки является поставка машин вычислительных электронных цифровых.

Согласно информации, определенной извещением о закупке, для товара, поименованного «Автоматизированное рабочее место в сборе: - системный блок - 1 шт. - монитор, подключаемый к компьютеру - 1 шт. - клавиатура - 1 шт. - мышь компьютерная - 1шт.», установлен код позиции 26.20.15.000 в соответствии с «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (ОКПД 2).

Как пояснили на заседании Комиссии представители ОГКУ «ЦИТО» закупка осуществлялась по заявке Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, в которой указана потребность в автоматизированном рабочем месте, количество необходимого товара и его характеристики, в том числе в соответствии с требованиями Правил.

Согласно описанию объекта закупки (Спецификации на поставку машин вычислительных электронных цифровых) заказчиком установлены требуемые показатели по характеристикам сборных частей, из которых состоит АРМ.

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что из анализа установленных заказчиком показателей приобретаемого товара не следует, что для каждой составной части объекта закупки применены какие-либо дополнительные характеристики, отсутствующие в позициях КРТУ, что не позволяет сделать вывод о противоречии описания объекта закупки правилам, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе.

В связи с чем, довод заявителя в части выбора кода позиции является несостоятельным и не находит подтверждения.

 

1.2. В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Так, запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд установлен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616.

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 15 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе должна содержаться в извещении о закупке, формируемом заказчиком с использованием единой информационной системы при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов.

Из содержания извещения о закупке следует, что заказчиком установлены запреты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616, Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Принимая во внимание, что код по ОКПД 2 26.20.15 («Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода») включен в перечень, установленный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 и отсутствует в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, довод заявителя о неправильном формировании лота, включении в одну закупку товаров, в отношении которых действует различные требования национального режима, а также о необходимости осуществления закупки системных блоков отдельно от мониторов, клавиатуры, мыши не находит подтверждения и является несостоятельным.

Из пояснений представителей заказчика следует, что подобное формирование лота также обусловлено выделением лимитов бюджетных обязательств на приобретение основных средств, которым в рассматриваемом случае будет являться «автоматизированное рабочее место в сборе», которому присвоится один инвентарный номер.

Кроме того, наличие в реестре российской промышленной продукции нескольких реестровых записей промышленной продукции с кодом по ОКПД 2 26.20.15.000 свидетельствует не только о возможности заказчику приобрести требуемый товар, но и об описании объекта закупки в обжалуемой заявителем части, о формировании лота в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе. Доказательств иного заявителем не представлено.

 

При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

 

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 2(2) Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 подтверждением соответствия программ для электронных вычислительных машин и баз данных требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236, является указание участником закупки в составе заявки на участие в закупке порядковых номеров реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения.

Следовательно, требование об указании участником закупки в составе заявки на участие в закупке порядкового номера реестровой записи из реестра российского программного обеспечения или реестра евразийского программного обеспечения должно находить отражение в извещении о закупке во исполнение пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 5 части 1 статьи 43, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Принимая во внимание, что в извещении рассматриваемой закупки установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236, отсутствие в определенных заказчиком требованиях к содержанию, составу заявки условия об указании участником закупки порядковых номеров реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения свидетельствует о допущенном заказчиком нарушении пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 5 части 1 статьи 43, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пункта 2(2) Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

Действия должностного лица заказчика могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.

Принимая во внимание, что на участие в закупке подано 14 заявок, 7 заявок признаны соответствующими требованиям извещения о закупке, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 28,5%, Комиссия принимает решение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «АРМТЭКС» на положения извещения об осуществлении закупки при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку машин вычислительных электронных цифровых (извещение № 0869500001423000002) необоснованной.

2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 5 части 1 статьи 43, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пункта 2(2) Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с большим количеством участников закупки и высокой конкурентной средой.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

В.А. Ливончик

Члены комиссии:

 

 

 

 

Н.В. Фадеева

 

 

Е.Б. Черенкова

 

 

2023-1145

 

 

Связанные организации

ОГКУ "Центр информационно-технического обслуживания"
ИНН 7453333466, ОГРН 1207400003513
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО "АРМТЭКС"
ИНН 7714465300, ОГРН 1207700392580