Решение №18269/09 1. Признать жалобу ИП «<…>» на действия заказчика при провед... от 30 декабря 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика»

456080, Челябинская область,

г. Трехгорный,

ул. Первомайская, д. 11

Администрация города Трехгорного

456080, Челябинская область,

г. Трехгорный,

ул. Мира, д. 6, ка. 207

Индивидуальный предприниматель «<…>»

АО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва,

пер. Большой Саввинский, д. 12, стр. 9,

эт. 1, пом. I, комн. 2

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-3098/2020

по делу (№ 1356-ж/2020)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 25 декабря 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 30 декабря 2020 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

«<…>»

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя «<…>» (далее – ИП «<…>», заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию объектов благоустройства, озеленения и дорожного хозяйства на внутриквартальных территориях (проезды, тротуары, пешеходные дорожки, детские и спортивные площадки, газоны) Восточной части города (извещение № 0169300043220000143), в присутствии:

- представителей Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика» (далее – МКУ «Служба заказчика», заказчик) «<…>», действующих на основании распоряжения № 91-01 от 30.10.2020, доверенностей №№ 1, 2 от 10.12.2020;

- представителей Администрации города Трехгорного (далее – Администрация г. Трехгорного, уполномоченный орган) «<…>», действующих на основании доверенностей № 01-15/42 от 06.07.2020, № 01-15/93 от 24.12.2020;

- в отсутствие заявителя, уведомленного о времени и месте заседания Комиссии, заявлений, ходатайств не представлено.

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 21.12.2020 поступила жалоба ИП «<…>»на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию объектов благоустройства, озеленения и дорожного хозяйства на внутриквартальных территориях (проезды, тротуары, пешеходные дорожки, детские и спортивные площадки, газоны) Восточной части города (извещение №0169300043220000143) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 09.12.2020 в 18:51.

Начальная (максимальная) цена контракта на оказание услуг по содержанию объектов благоустройства, озеленения и дорожного хозяйства на внутриквартальных территориях (проезды, тротуары, пешеходные дорожки, детские и спортивные площадки, газоны) Восточной части города – 7 256 378,37 рублей.

Протокол № 0169300043220000143-1 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе оказание услуг по содержанию объектов благоустройства, озеленения и дорожного хозяйства на внутриквартальных территориях (проезды, тротуары, пешеходные дорожки, детские и спортивные площадки, газоны) Восточной части города от 17.12.2020.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Доводы жалобы ИП «<…>»заключаются в следующем.

Заказчиком в нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе не дал ответа по сути поступившего запроса разъяснений положений документации об аукционе. Так, неправомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупки по пункту 2(2) Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99). Кроме того, не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии по сбору, транспортированию отходов I-IV классов опасности.

Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы ИП «<…>» не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, пояснили, что требования к участникам закупки о соответствии дополнительным требованиям установлены исходя из объекта закупки, которым являются работы по содержанию автомобильных дорог, а не благоустройство. Кроме того, в соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее – Приказ), которым утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), растительные отходы при уходе за газонами, цветниками соответствуют коду 7 31 300 01 20 5, а значит относятся к V классу опасности отходов, деятельность по транспортированию которых лицензированию не подлежит.

Считают жалобу заявителя необоснованной.

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, не менее чем семь дней.

В адрес МКУ «Служба заказчика» через функционал электронной площадки поступил запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе от 10.12.2020, с вопросом, касающимся необходимости внесения изменений в документацию об аукционе в части установления дополнительных требований к участникам закупки по пункту 2 (2) Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, а также необходимости установления требования к участникам закупки о наличии лицензии по сбору, транспортированию отходов I-IV классов опасности.

Заказчиком 11.12.2020 дан ответ, согласно которому объект закупки не входит в понятие благоустройства, в связи с чем, дополнительных требований к участникам закупки по пункту 2 (2) Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 МКУ «Служба заказчика» не устанавливало; отходы, образующиеся при оказании услуг рассматриваемой закупки, относятся к V классу опасности. Принимая во внимание, что деятельность по обращению с отходами V класса опасности лицензированию не подлежит, требования к участникам закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком не установлены.

Антимонопольный орган считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

1.1. Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными Приложением № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

В соответствии с пунктом 2 (3) Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 к участникам закупки по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей - предъявляется дополнительное требование - наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.

При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки №0169300043220000143, пункту 10 информационной карты документации об аукционе, объектом закупки является оказание услуг по содержанию объектов благоустройства, озеленения и дорожного хозяйства на внутриквартальных территориях (проезды, тротуары, пешеходные дорожки, детские и спортивные площадки, газоны) Восточной части города.

В соответствии с пунктом 15 информационной карты документации об аукционе описание объекта закупки указано в Приложении № 2 к документации об аукционе.

Наименование и описание объекта закупки включает в себя: реестр Восточной части внутриквартальных территорий, перечень проездов для механизированной посыпки на восточной внутридворовой территории; перечень детских и спортивных площадок; перечень услуг по содержанию Восточной части внутриквартальных проездов; перечень услуг по содержанию Восточной части внутриквартальных тротуаров; перечень услуг по содержанию Восточной части внутриквартальных газонов; график выкашивания газонов на Восточной части внутриквартальных территорий; график выполнения работ по текущему ремонту Восточной части внутриквартальных территорий; требования к применяемым противогололедным материалам; требования к применяемым материалам.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность) регулирует Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах).

Согласно части 2 статьи 1 указанного закона действие Закона об автомобильных дорогах распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения.

Частью 11 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах определено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Дворовый проезд является дорогой, по которой осуществляется проезд транспортных средств к жилым зданиям, организациям и другим объектам, расположенным на внутридворовой территории, т.е. является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов.

Принимая во внимание, что рассматриваемая закупка осуществляется для обеспечения муниципальных нужд; начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 256 378, 37 рублей, заказчиком исполнена обязанность по установлению дополнительных требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. В связи с чем, обязанность по установлению дополнительных требований по пункту 2 (2) Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 отсутствовала у заказчика. Ответ на запрос о разъяснении положений документации об аукционе дан МКУ «Служба заказчика» по существу. Антимонопольный орган не усматривает нарушений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

Довод жалобы не находит подтверждения, не обоснован.

1.2. В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Пунктом 9 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов» (далее – каталог отходов) одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.

Более того, Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее – Приказ) утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), в соответствии с которым выделяются различные виды отходов.

Подпунктом «а» пункта 5 Положения, утвержденного Постановлением № 1062, предусмотрено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором указывает для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - перечень конкретных видов отходов I - IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов, а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I - IV классов опасности.

Из пояснений представителей заказчика следует, что в соответствии с ФККО мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства относится к коду - 7 31 200 02 72 5; растительные отходы при уходе за газонами, цветниками относятся к коду - 7 31 300 01 20 5, что в свою очередь, относится к V классу опасности.

В связи с тем, что в состав работ, являющихся объектом электронного аукциона, не входит деятельность по транспортированию отходов IV класса опасности, обязанность установления требования к участникам закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе у заказчика отсутствует, Комиссия Челябинского УФАС России нарушений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в действиях МКУ «Служба заказчика» не усматривает.

Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из анализа частей 1, 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.

Жалоба заявителя не содержит доказательств, свидетельствующих о том, что услуги, включенные заказчиком в содержание технического задания (описание объекта закупки), подпадают под благоустройство и не включают в себя содержание автомобильных дорог; отходы, подлежащие погрузке и вывозу, относятся к V классу опасности.

Доводы жалобы не находят подтверждения, не обоснованы.

При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ внесены изменения в Закон о контрактной системе. Указанными изменениями исключена обязанность предоставления участниками закупки в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.

При этом, согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Вместе с тем, пунктом 43 информационной карты документации об аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:… 5) документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ: копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ, на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог; • копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; • копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Следовательно, требования к содержанию второй части заявки о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительному требованию, установлены заказчиком в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

В связи с допущенными нарушениями в действиях заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из представленных заказчиком, уполномоченным органом на заседание Комиссии информации и документов следует, что единственный участник закупки имеет опыт выполнения работ по строительству линейного объекта (автомобильной дороги).

Принимая во внимание, что допущенные нарушения на результаты проведенного электронного аукциона не повлияли, не представляется возможным установить материально-правовую заинтересованность подателя жалобы в части его намерения участвовать в обжалуемой закупке, Комиссия антимонопольного органа считает возможным не выдавать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП «<…>» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию объектов благоустройства, озеленения и дорожного хозяйства на внутриквартальных территориях (проезды, тротуары, пешеходные дорожки, детские и спортивные площадки, газоны) Восточной части города (извещение №0169300043220000143) необоснованной.

2. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку допущенные нарушения на результаты осуществленной закупки не повлияли.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии «<…>»

Члены Комиссии «<…>»

«<…>»

Связанные организации

Связанные организации не указаны