Решение (комиссия) №ВЛ/10764/24 РЕШЕНИЕ № 074/10/104-1573/2024 об отказе во включении сведен... от 24 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

 

 

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ"
454007, г. Челябинск,
ул. Артиллерийская, д. 122
mail@elsys74.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ "ДОМ-ИНТЕРНАТ МАЛОЙ ВМЕСТИМОСТИ ДЛЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ ЯСНЫЕ ПОЛЯНЫ".
457145 п. Ясные поляны, ул. Ленина,
д. 54А
good.dok@mail.ru

ООО "РТС-Тендер"
121151, город Москва, набережная Тараса Шевченко, дом 23а, этаж 25, помещение № 1
ko@rts-tender.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-1573/2024

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

(РНП-74-268/2024)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 19 июля 2024 года

В полном объеме решение изготовлено 24 июля 2024 года

 

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<...>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

<...>

-

специалиста 1-го разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

рассмотрев обращение Муниципального стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов Ясные Поляны» (далее – Учреждение, Заказчик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об Обществе с ограниченной ответственностью «ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ» (далее – ООО «ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ») в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по установке системы оповещения и управления эвакуацией при чрезвычайных ситуациях (извещение № 0169300008524000137) (далее – аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя Заказчика: директора МСУ «Дом-интернат Ясные поляны» <...>, действующего на приказа № 1-лс от 02.02.2022;

- генерального директора, участника ООО «ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ» - <...>, действующей на основании решения №7 от 26.11.2021,

 

 

 

УСТАНОВИЛА:


 

В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России, Антимонопольный орган) поступило обращение Заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ», в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по установке системы оповещения и управления эвакуацией при чрезвычайных ситуациях (извещение № 0169300008524000137).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) www.zakupki.gov.ru 20.06.2024).

Начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) – 239 232,47 рублей.

Протоколом №ИЭА1 от 28.06.2024 по результатам рассмотрения единственной заявки участника на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.

Контракт направлен Обществу 01.07.2024.

Победитель аукциона 08.07.2024 опубликовал протокол разногласий, после чего, 09.07.2024 Заказчик вновь направил Обществу проект контракта без изменений.

Победитель аукциона 10.07.2024 в срок, установленный Законом о контрактной системе, не подписал на электронной площадке с помощью электронной цифровой подписи, проект контракта и не представил документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

Протокол о признании уклонившимся от заключения контракта размещен Заказчиком в единой информационной системе 12.07.2024.

Генеральный директор Общества на заседании Комиссии пояснил, что победитель закупки не имел намерений и умысла уклоняться от заключения контракта, неисполнение обязанности по подписанию контракта допущено по причине неисправности оборудования, в том числе персонального компьютера, на котором установлено соответствующее программное обеспечение, обеспечивающее подписание документов в электронном виде для участия в закупках в соответствии с Законом о контрактной системе: электронная подпись, программа «Крипто ПРО».

При этом, как следует из пояснений Общества и не оспаривается Заказчиком, 12.07.2024 ООО «ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ» уведомило Заказчика о причине неисполнения обязанности по подписанию контракта и сообщило, что, по данным электронной площадки, подписало контракт 11.07.2024 в 05.01 (МСК) и оплатило обеспечение контракта на сумму 11 961,62 руб., а также заказало и оплатило 09.07.2024 часть оборудования для исполнения контракта.

Обществом в материалы дела представлены объяснение Генерального директора от 18.07.2024, копия платежного поручения №51 от 12.07.2024, копия Счет-фактуры №3522 от 09.07.2024, копия письма Заказчику, сведения о дате получения контракта со всеми приложениями и дате подписания контракта с электронной площадки РТС-Тендер, а также выражены желание и готовность исполнить контракт на условиях и в сроки, предусмотренные им.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения Заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом «а» пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.

Частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения Заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:

1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:

а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет Заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;

б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);

2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:

а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;

б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;

3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51) и частью 5 статьи 51, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51) и частью 5 статьи 51, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51:

а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;

б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, протокола разногласий, формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51. При таком размещении Заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий.

 

Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем закупки, и, как следствие, нарушающих, права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.

 

В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 Правил, участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

 

ООО «ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ» не имело намерений и умысла уклоняться от заключения контракта, неисполнение обязанности по подписанию контракта.

В соответствии с пояснениями Общества, нарушение допущено по причине неисправности оборудования, в том числе персонального компьютера, на котором установлено соответствующее программное обеспечение, обеспечивающее подписание документов в электронном виде для участия в закупках в соответствии с Законом о контрактной системе: электронная подпись, программа «Крипто ПРО».

Документы, подтверждающие данный факт, Комиссии не предоставлены.

Вместе с тем, участником, до признания его уклонившимся от заключения контракта, совершены действия, подтверждающие намерение заключить и исполнить контракт.

Так, ООО «ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ» заказало и оплатило 09.07.2024 часть оборудования для исполнения контракта, подписало контракт 11.07.2024 в 05.01 (МСК), а также 12.07.2024 оплатило обеспечение контракта на сумму 11 961,62 руб. и уведомило Заказчика о причине неисполнения обязанности по подписанию контракта.

Кроме того, Заказчик в ходе заседания Комиссии обратился с просьбой предоставить возможность заключить контракт с ООО «ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ».

Рассмотрев все обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не находит достаточных оснований для включения ООО «ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

Комиссия также отмечает следующее: ООО «ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ», в установленные Законом о контрактной системе сроки, опубликовало 08.07.2024 протокол разногласий. Соответственно, согласно пункту 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, Заказчик до 10.07.2024 (включительно) обязан разместить в ЕИС или проект контракта с изменениями, или проект контракта без изменений, при этом опубликовав информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий.

Заказчик повторно опубликовал проект контракта 09.07.2024, но информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий, не разместил.

Кроме этого, согласно пункту 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик 11.07.2024 должен опубликовать протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, который содержит в себе дату подписания протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта и указание на требования, не выполненные участником закупки.

Заказчиком был сформирован и опубликован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, который содержал в себе повестку дня, существенные условия контракта, информацию о заказчике и информацию о размещении и хранении протокола, 12.07.2024.

 

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078,

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Сведения, представленные Муниципального стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов Ясные Поляны» об ООО «ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ» в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по установке системы оповещения и управления эвакуацией при чрезвычайных ситуациях (извещение № 0169300008524000137) не включать в реестр недобросовестных поставщиков.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 3 части 4 и пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.

  3. Выдать Заказчику предписание об осуществлении действий, направленных на заключение контракта с ООО «ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ» по результатам проведения закупки (извещение № 0169300008524000137).

  4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

2024-12063

 

 

Связанные организации

ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
МСУ ДОМ-ИНТЕРНАТ ЯСНЫЕ ПОЛЯНЫ"
ИНН 7418013150, ОГРН 1047408503340
ООО "ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ"
ИНН 7452053160, ОГРН 1077452001384