Решение б/н решение от 24 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-2831/2022 19 октября 2022 года г. Челябинск Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

<>

рассмотрев жалобу № 074/07/3-2831/2022 ООО «Ренессанс-Мед» (далее – Заявитель) вх. № 12965-ЭП/22 от 30.09.2022 на действия ГБУЗ «Челябинский областной клинический центр онкологии и ядерной медицины» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку насоса инфузионного эластомерного (извещение № 32211713180), УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Ренессанс-Мед» на действия ГБУЗ «Челябинский областной клинический центр онкологии и ядерной медицины» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку насоса инфузионного эластомерного (извещение № 32211713180). 2022-14222 2 Заявитель утверждает, что под требования документации подходит только один производитель требуемого товара. Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам по жалобе. Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. 1. В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Из толкования указанной нормы и сложившейся практики антимонопольного органа следует, что жалобы на положения документации о закупке могут быть поданы до окончания сроков подачи заявок на участие в закупке. Жалоба ООО «Ренессанс-Мед» поступила в Челябинское УФАС России 29.09.2022. Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 30.09.2022 09:00 (МСК+2). Таким образом, жалоба правомерно подана в Челябинское УФАС России. 2. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). 2022-14222 3 Заявитель утверждает, что в техническом задании Заказчиком установлено требование «Шкала внутри помпы, с интегрированной увеличительной линзой на корпусе наличие шаг шкалы не более 5 мл», что указывает на уникальность характеристики производителя Ву Янг Медикал. У всех остальных производителей, представляющих аналоги товара, шкала нанесена на корпус помпы. Заказчиком ограничено количество возможных участников, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве. Заказчик пояснил, что особенностью ннфузионных помп является нагнетаемая эластичная емкость, форма которой приближается к шарообразной. Степень раздувания манжеты (емкости) зависит от температуры раствора и плотности раствора. Соответственно для абсолютно точного контроля объема вводимого вещества шкала должна быть такой, чтобы не зависеть от типа и температуры раствора, и с маркировкой шага минимального объема для своевременного точного отражения количества введенного раствора. Шкала, нанесённая снаружи колбы, не предполагает абсолютной требуемой точности абсолютного значения объёма вводимого лекарственного вещества, являющегося значимым параметром для Заказчика. При этом шкала, прямо связанная с изменяемым в объёме эластичном шаре, четко указывает объём лекарственного средства, который поступил в пациента, что требуется, например, для перевода пациента в другое отделение. При формировании объекта закупки Заказчик указал необходимость в шкале с шагом не более 5 мл внутри помпы, с интегрированной увеличительной линзой на корпусе, так как при объеме 100 мл изделий такой шаг шкалы сможет уже в течение двух с половиной часов сигнализировать о случае остановки инфузии, если что-то произойдет с фильтром или с изделием. Соответственно, если шаг шкалы составит 25 мл, то о случае остановки инфузии лечащему персоналу и пациенту станет известно только по прошествии пяти часов, что очень негативно скажется на проведении процесса инфузии и поставит под сомнение ее эффективность для пациента. Таким образом, шаг шкалы не более 5 мл и встроенная линза также напрямую влияют на точность измерения оставшегося в помпе раствора, что влияет на возможность контроля со стороны персонала, а также самого пациента за скоростью протекания инфузии. Данные характеристики напрямую влияют на эффективность медицинских изделия и минимизируют риск проведения инфузий с нарушениями режимов. Любое усреднение требований в этом случае приведет к ухудшению качества поставляемых медицинских изделий. Закупаемые помпы планируются к использованию при инфузии дорогостоящих препаратов для химиотерапии, где точность процесса инфузии является одним из важных факторов для Заказчика. Шкала внутри помпы для Заказчика должна отвечать сразу двум требованиям: - устойчивость к механическим повреждениям нанесенных меток шкалы, которые крайне важны для контроля объема вводимого медицинского раствора; - указанное расположение шкалы позволяет интегрировать увеличительную линзу на корпусе инфузионного насоса. Линза предназначена для упрощения контроля за объемом лекарственных средств на всем протяжении лекарственной терапии даже для пациентов с нарушением зрения, а также наиболее точно рассчитать дозировку лекарства персоналу лечебного учреждения. Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев доводы сторон, сообщает следующее. 2022-14222 4 При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются важными для него. Согласно техническому заданию требуется насос инфузионный эластомерный с характеристикой «Шкала внутри помпы, с интегрированной увеличительной линзой на корпусе - шаг шкалы не более 5 мл». На запрос коммерческих предложений поступило 5 коммерческих предложений с указанием производителя товара - Ву Янг Медикал. Таким образом минимум 5 поставщиков готовы поставить требуемый товар. Заказчиком был представлен отчет о проведении сравнительных испытаний инфузионных эластомерных помп ФГБУН ИБХ им. академиков М.М. Шелямкина и Ю.А. Овчиникова Российской академии науки (ИБХ РАН) (далее — отчет). В работе исследовались следующие образцы инфузионных эластомерных помп: 1. помпы производства компании «Хенань Туорен Медикал Девайс Ко.Лтд.», Китай; 2. помпы производства компании «Ву Янг Медикал Ко.Лтд.», Корея; 3. помпы производства компании «Фогт Медикал Фертриб», Германия; 4. помпы производства компании «Б.Браун Мельзунген», Германия. Согласно представленному отчету о проведении сравнительных испытаний инфузионных эластомерных помп ФГБУН ИБХ им. академиков М.М. Шелямкина и Ю.А. Овчиникова Российской академии науки (ИБХ РАН) точность шкалы (± 1 мл) объема заполнения эластомерного баллона характерна только для помп производства Woo Young Medical, при условии заполнения баллона от 20 мл. В остальных помпах шкалы, нанесенная на пластиковый корпус, плохо визуализируется и не дает точного значения объема (погрешность ± 10 мл) даже при полном заполнении помпы. Из положений Закона о закупках следует, что заказчик вправе включить в документацию такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. Закон о закупках не содержит как норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию о закупке требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований при условии соблюдения норм действующего федерального законодательства. Согласно правой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 6 обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), Закон о закупках не обязывает Заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора, а также предполагает наличие у Заказчика права на установление в закупочной документации требований, способствующих целевому и эффективному расходованию денежных средств и сокращению издержек. Потребность Заказчика заключается в том, что шаг шкалы не более 5 мл и встроенная линза напрямую влияют на точность измерения оставшегося в помпе раствора, что влияет на возможность контроля со стороны персонала, а также самого пациента за скоростью протекания инфузии. 2022-14222 5 Точность процесса инфузии является одним из важных факторов для Заказчика. Согласно представленному отчету, точность шкалы (± 1 мл) объема заполнения эластомерного баллона характерна только для помп производства Woo Young Medical. Таким образом, Заказчик указал в документации параметры объекта закупки, которые являются важными и необходимыми для него, которые базируются на испытаниях, в т.ч. аналогичных \ сходных по характеристикам товаров. Комиссия Челябинского УФАС России также отмечает, что конкуренция при проведении закупок в рамках Закона о закупках возможна не только среди разных производителей товара, но и среди различных поставщиков одного товара. Ограничение конкуренции Заявителем не доказано. На основании изложенного, Челябинское УФАС России считает, что жалоба ООО «Ренессанс-Мед» является необоснованной, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о закупках. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, РЕШИЛА: Признать жалобу ООО «Ренессанс-Мед» на действия ГБУЗ «Челябинский областной клинический центр онкологии и ядерной медицины» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку насоса инфузионного эластомерного (извещение № 32211713180), необоснованной. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны