Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-3307/2022 от 9 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

рассмотрев жалобу ООО «Сибирский Тендер» (вх. № 15618/22 от 25.11.2022) на действия заказчика - АО «Златоустовский машиностроительный завод» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на внеплановый капитальный ремонт котлов Б-25/15ГМ № 5,6 (замена труб и обмуровки на паровых котлах) ТЭЦ АО «Златмаш» (извещение № 32211854231), 2022-16601 2 УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Сибирский Тендер» (далее – Заявитель) на действия заказчика - АО «Златоустовский машиностроительный завод» (далее – Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на внеплановый капитальный ремонт котлов Б-25/15ГМ № 5,6 (замена труб и обмуровки на паровых котлах) ТЭЦ АО «Златмаш» (извещение № 32211854231). В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Жалоба ООО «Сибирский Тендер» поступила в Челябинское УФАС России 25.11.2022 11:20 (по местному времени). Окончание срока подачи заявок: 25.11.2022 18:17 (МСК+2). Таким образом, сроки для подачи жалобы в антимонопольный орган соблюдены следователь, Заявитель был вправе подать жалобу на действия Заказчика. 1. Заявитель утверждает, что закупка проводилась не для субъектов малого и среднего предпринимательства и требование к обеспечению исполнения договора в процентах от цены договора, а не от начальной максимальной цены (далее — НМЦ) установлено в противоречие Положения о закупках (далее — Довод 1). 2. Заявитель указывает, что в пункте 6.1.1 технического задания заказчиком установлено, что должен поставляться и использоваться при выполнении работ шамотный кирпич (огнеупорный) ГОСТ 8691-73, однако поставить и использовать шамотный кирпич в соответствии с ГОСТ 8691-73 не предоставляется возможным, так как кирпич по данному ГОСТ не производится (далее — Довод 2). 3. Заявитель считает, что заказчиком установлены неисполнимые условия по сроку выполнения работ, выполнить работы по изготовлению труб по чертежам, поставить товар 2022-16601 3 на объект и осуществить ремонт 2 котлов с гидравлическими испытаниями на 21 711 162, 24 рублей за 13 календарных дней не представляется возможным. Свою позицию обосновывает расчетами минимального срока изготовления труб (10 дней), минимального срока комплектации и доставки товара на объект (5 дней), затратами трудоемкости на выполнение работ (30 дней), сроком гидравлических испытаний (2 дня) и приходит к выводу, что для выполнения работ по внеплановому капитальному ремонту котлов Б-25/15ГМ № 5,6 (замена труб и обмуровки на паровых котлах) ТЭЦ АО «Златмаш» необходим срок 47 календарных дней (далее — Довод 3). Заказчик с доводом жалобы не согласился, представил письменные возражения, которые приобщены к материалам жалобы. В письменных возражениях заказчика указано следующее. 1) Заказчик сообщает, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятым в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Закон о закупках устанавливает, что заказчики и участники закупки руководствуются разработанными в его исполнение Положением о закупке. Положение о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», утвержденное Наблюдательным советом Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (далее — Положением о закупке) является документом, который регламентирует закупочную деятельность АО «Златмаш» и содержит требования к закупкам, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок, а также их применения, порядок заключения и исполнения договоров (ч. 2 ст. 2 Закона о закупке). В соответствии с подпунктом 10.11.1 Положения о закупках при проведении конкурентной процедуры закупки, которой предусмотрена выплата аванса, Заказчик закупки устанавливает требование о предоставлении участником закупки, с которым заключается договор, обеспечение исполнения договора (подпункт 10.11.8 Положения о закупках), за исключением закупок, предусмотренных подразделами 19.9, 19.10 Положения о закупках. В силу подпункта 10.11.2 Положения о закупках требование об обеспечении исполнения договора устанавливается в соответствии с подпунктом 10.11.1 настоящего Положения в размере до 30 % НМЦ, но не менее размера аванса (если проектом договора предусмотрена выплата аванса). В случае если аванс превышает 30 % НМЦ, размер обеспечения исполнения договора устанавливается в размере аванса. Заказчик полагает, что заявителем не верно истолкован 10.11.1 Положения о закупках. 2) При ремонте котлов используется самый распространенный кирпич прямоугольный формы. ГОСТы по основным параметрам (обозначение изделия, размеры, объем) дублируют друг-друга. В ГОСТ 8691-73 называется «прямоугольный огнеупорный кирпич» в ГОСТ 8691-2018 «прямоугольное из деление». ГОСТ 8691-73 указан в паспорте котла. 3) Заказчик считает, что сроки указанные подателем жалобы субъективны и необоснованные. Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. 1. Заявитель утверждает, что закупка проводилась не для субъектов малого и среднего предпринимательства и требование к обеспечению исполнения договора в 2022-16601 4 процентах от цены договора, а не от начальной максимальной цены (далее — НМЦ) установлено в противоречие Положения о закупках. В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Таким образом, Закон о закупках устанавливает, что заказчики и участники закупки руководствуются разработанными в его исполнение Положением о закупке. Положение о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», утвержденное Наблюдательным советом Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (далее — Положением о закупке) является документом, который регламентирует закупочную деятельность АО «Златмаш» и содержит требования к закупкам, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок, а также их применения, порядок заключения и исполнения договоров. Согласно Извещению о проведению открытого запроса предложений в электронной форме на право заключение договора на внеплановый капитальный ремонт котлов Б-25/15ГМ № 5,6 (замена труб и обмуровки на паровых котлах) ТЭЦ АО «Златмаш» заявки на участие в закупке подаются в порядке и в срок, установленными документацией о закупке № 1173 от 01.11.2022 (далее — Документация о закупке). В соответствии с пунктом 10.11.1 Положения о закупке при проведении конкурентной процедуры закупки, которой предусмотрена выплата аванса, Заказчик/Организатор закупки устанавливает требование о предоставлении участником закупки, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора. В силу пункта 10.11.2 Положения о закупке требования об обеспечении исполнения договора устанавливается согласно пункту 10.11.1 настоящего положения в размере до 30 (тридцати) процентов НМЦ, но не менее размера аванса (если проектом договора предусмотрена выплата аванса). В случае если аванс превышает 30 (тридцать) процентов НМЦ, размер обеспечения исполнения договора устанавливается в размере аванса. Пунктом 17 Документации о закупке требование об обеспечении исполнения договора устанавливается в соответствии с пунктом 10.11.1 Положения о закупке. В пункте 5.3 проекта договора установлено следующее: сроки оплаты: предоплата в размере 30% в течении 10 календарных дней с момента подписания договора. Окончательный расчет в течении 7 календарных дней с даты подписания сторонами акта выполненных работ. Таким образом, поскольку Положением о закупке предусмотрено обеспечение исполнения договора в размере аванса, Заказчиком установлено требование в соответствии с Положением о закупке. Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что требования обеспечения исполнения договора установлено в извещении и Документации о закупке Заказчиком в 2022-16601 5 соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке. Следовательно, Комиссия Челябинского УФАС России считает, что Довод 1 ООО «Сибирский Тендер» необоснованный. 2. Заявитель указывает, что в пункте 6.1.1 технического задания заказчиком установлено, что должен поставляться и использоваться при выполнении работ шамотный кирпич (огнеупорный) ГОСТ 8691-73, однако поставить и использовать шамотный кирпич в соответствии с ГОСТ 8691-73 не предоставляется возможным, так как кирпич по данному ГОСТ не производится. В силу пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупке при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются информационной открытости закупки. В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. В пункте 8 установлены требования к продукции (товару, услугам, работам) устанавливаются в соответствии с техническим заданием (Приложение № 3 к настоящей документации о закупке) и включают в себя в том числе: 1. Требования к безопасности работ: в соответствии с техническим заданием (Приложение № 3 к настоящей документации о закупке). 2. Требования к качеству работ и материалов: в соответствии с техническим заданием (Приложение № 3 к настоящей документации о закупке). 3. Обязательные требования к выполняемым работам и материалам: в соответствии с техническим заданием (Приложение № 3 к настоящей документации о закупке). 4. Функциональные, технические характеристики (потребительские свойства) работ: в соответствии с техническим заданием (Приложение № 3 к настоящей документации о закупке). 5. Требования к результатам выполнения работ: в соответствии с техническим заданием (Приложение № 3 к настоящей документации о закупке). 6. Требования к гарантийному сроку: 12 месяцев с момента подписания акта сдачиприемки выполненных работ. 7. Иные требования, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям Заказчика. В Техническом задании на внеплановый капитальный ремонт котлов Б-25/15ГМ 2022-16601 6 № 5,6 (замена труб и обмуровки на паровых котлах) ТЭЦ АО «Златмаш» Заказчиком установлено следующее: «Шамотный кирпич (огнеупорный) ГОСТ 8691-73». Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что ГОСТ 8691-73 утратил юридическую силу и не подлежит применению в связи с изданием 01.02.2019 ГОСТ 8691- 2018. «Межгосударственный стандарт. Изделия огнеупорные общего назначения. Форма и размеры». Параметры (форма, размер, объем) товара (кирпича) в указанных стандартах тождественны, следовательно указание ГОСТ 8691-73 вместо действующего (ГОСТ 8691- 2018) не повлияло на подачу заявок потенциальными участниками и результат закупки. Вместе с тем, в техническом задании не детализированы параметры товара, попадающего под характеристики, устанавливаемые ГОСТ, что может привести участников закупки в заблуждение и противоречит положениям Закона о закупках. Однако таких последствий не наступило. В тоже время Комиссия Челябинского УФАС России принимает во внимание то обстоятельство, что Заявитель не является профессиональным участником рынка в области ремонта котельного оборудования. Кроме того, Заявителем не указано на чьи законные права и интересы повлияло выявленное нарушение. Однако, Комиссия считает, что описание предмета конкурентной закупки осуществлено Заказчиком с нарушением пункта 1 части 1 статьи 3 и пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках. С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России признает Довод 2 ООО «Сибирский Тендер» обоснованным. 3. Заявитель считает, что заказчиком установлены неисполнимые условия по сроку выполнения работ, выполнить работы по изготовлению труб по чертежам, поставить товар на объект и осуществить ремонт 2 котлов с гидравлическими испытаниями на 21 711 162, 24 рублей за 13 календарных дней не представляется возможным. Комиссией Челябинского УФАС России, установлено, что на участие в закупочной процедуре подано 2 заявки от участников проведения открытого запроса предложений в электронной форме. Таким образом, подавая заявку на участие в закупочной процедуре, участники подтвердили факт своей осведомленности со всеми условиями Документации и выразили согласие на участие в закупке на предложенных Заказчиком условиях и последующее заключение договора на этих же условиях. Условия закупки не оспаривались. Законом о закупках и гражданским законодательством не регламентируются минимальные сроки выполнения работ. Данные условия договора определяются усмотрением заказчика с целью наилучшего удовлетворения его потребности и получения им, в результате проведения конкурентных процедур, лучших условий исполнения договора. Устанавливая сроки исполнения обязательств по заключаемому договору, Заказчик руководствовался тем, что предметом закупки является внеплановый капитальный ремонт котлов Б-25/15ГМ № 5,6 (замена труб и обмуровки на паровых котлах) ТЭЦ АО «Златмаш» что является срочной закупкой. Действия Заказчика согласуются с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать удовлетворению потребностей заказчика (определения ВС РФ от 31.07.2017 № 305- КГ17-2243 по делу № А40-3315/2016, от 20.07.2017 № 305-КГ17-3423 № А40-60408/2016). 2022-16601 7 Таким образом, с учетом выраженного согласия двух участников закупочной процедуры исполнить договор на условиях документации, Комиссия Челябинского УФАС России считает Довод 3 необоснованным. На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России считает, что жалоба ООО «Сибирский Тендер» обоснованна. Учитывая, что выявленное нарушение не создало препятствия для участия в закупке и не повлияло на результаты определения победителя закупки, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «Сибирский Тендер» обоснованной. 2. Признать действия АО «Златоустовский машиностроительный завод» нарушением пункта 1 части 1 статьи 3 и пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках. 3. Предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки АО «Златоустовский машиностроительный завод» не выдавать. 4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны